Шебалин, Виссарион Яковлевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Шебалин, Виссарион Яковлевич

(р. 1902) — советский композитор. Окончил Московскую государственную консерваторию по классу композиции у Мясковского (см.). Первый этап творческой работы Ш. характеризуется сильным влиянием новых западных композиторов (Шенберг, Малер). Язык Ш. абстрактен, оперирует символической звуковой метафорой (1-я симфония). Поворот в сторону более конкретного образного музыкального стиля связывается у Ш. с его театральными композициями ("Командарм", "Последний решительный" в Гостиме) и 2-й симфонией (1928). Драматическая симфония "Ленин" (на текст Маяковского) по монументальности замысла обозначает поворот Шебалина в сторону ораториально-монументального стиля.





Шебалин, Виссарион Яковлевич


(род. 11.VI.1902 в Омске, ум. 28.V.1963 в Москве) — сов. композитор, педагог, муз. деятель. Музыкой начал заниматься с 10 лет (уроки фп.). В 1920—23 учился в Омском муз. училище (по композиции у М. Невитова). Тогда же возникли первые соч. (пьесы для фп., романсы). В 1923 переехал в Москву и поступил в консерваторию, которую оконч. с отличием в 1928 по кл. композиции Н. Мясковского (дипломная работа — I симфония). К педагогической работе приступил в 1923, сперва в московских муз. техникумах, с 1928 — в консерватории: с 1932 доцент, с 1935 (с перерывом в 1948—51) профессор (в 1942—48 также директор). Параллельно руководил кл. композиции (1933—40) в муз. училище (с 1944 — Муз.-педагогический институт) им. Гнесиных. В 1948 ст. преподаватель, 1949—51 нач. кафедры Института военных дирижеров. Доктор искусствоведения (1941). В течение года (1941—42) состоял профессором консерватории в Свердловске, куда был эвакуирован в начале Великой Отечественной войны. Наряду с творческой и педагогической работой, композитор уделял много времени и энергии общественной деятельности в качестве депутата Верховного Совета РСФСР (2 соз.), пред. Московского Союза композиторов, чл. Высшей аттестационной комиссии и др. Заслуги Ш. были отмечены присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. РСФСР (1942), нар. арт. РСФСР (1947), награждением орденами Ленина (1946), Трудового Красного Знамени (1944). Дважды его сочинения удостоены Гос. премии СССР. В творчестве Ш. нашли дальнейшее развитие традиции и заветы рус. муз. классики, в частности танеевской школы (особенно в камерно-инструм. анс.), обогащенные соприкосновением композитора с высокими стремлениями, содержанием духовной жизни сов. народа, достижениями современной муз. культуры. Выдающееся значение имела его педагогическая деятельность. К числу его учеников принадлежат Л. Аустер, И. Морозов, А. Спадавеккиа, Т. Хренников, О. Эйгес, А. Эшпай и др.


Соч.: оперы "Укрощение строптивой" (конц. исп. 1955, пост. 1957), "Солнце над степью" (соч. 1939—59); муз. комедия "Жених из посольства" (1942); кантаты "Синий май" (1930), "Москва" (к 800-летию, 1946); драм, симфония "Ленин" для чт., сол., хора и орк. (1931, нов. ред. 1959), 5 симфоний (1925, 1929, 1934, 1935, 1962), Симфониетта на рус. темы (1949), 2 сюиты (1934, 1961), Увертюра на марийск. темы (1936), Русская увертюра (1941) и др. произв. для орк.; Концерт для скр. с орк. (1925, окончат. ред. 1940), Концертино для скр. и стр. орк. (1932), Концертино для валт. и мал. орк. (1930); камер.-инструм. анс., в т. ч. 9 квартетов (1923, 1934, 1939, 1940, 1942, 1943, 1948, 1960, 1963), Трио (1924, нов. ред. 1934), Фп. трио (1949), Соната для скр. и альта (1944), Соната для альта и фп. (1954); соч. для фп., в т. ч. 2 сонаты (1922, 1947), 3 сонатины (1929), Рондо (1921, 2 ред. 1926); Сюита для скр. соло (1933); хоры а капелла, в т. ч. "Зимняя дорога" (1949), "Утес" (1952); св. 50 романсов, в т. ч. "12 стихотворений Пушкина" (1935), песни; муз. к спект., к/ф; статьи.





Шебалин, Виссарион Яковлевич


(1902—1963) — композитор. Учился у Н. Я. Мясковского (композиция). Народный артист РСФСР (1947), доктор искусствоведения (1941). В 1941—1942 годах был председателем правления Московского отделения Союза композиторов. Преподаватель (с 1928), профессор (с 1935), заведующий кафедрой композиции (1940—1941), а в 1942—1948 годах — директор Московской консерватории.


Среди произведений для гитары: Сонатина (в 3-х частях) и ряд миниатюр (Плясовая, Раздумье, Вальс, Колыбельная, Марш, прелюдии).






Шебалин, Виссарион Яковлевич


Род. 1902, ум. 1963. Композитор, автор симфоний, опер ("Укрощение строптивой", 1957), вокальных произведений и др. Дважды лауреат Государственной премии СССР (1943, 1947). Народный артист РСФСР (1947).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич
(11 VI 1902, Омск - 28 V 1963, Москва)
В В. Шебалине неразрывно связаны Художник, Мастер, Гражданин. Цельность его натуры и привлекательность творческого облика, скромность, отзывчивость, бескомпромиссность отмечают все, кто знал Шебалина и когда-либо с ним общался. «Это был удивительно прекрасный человек. Его доброта, честность, исключительная принципиальность всегда восхищали меня», - писал Д. Шостакович. Шебалину было свойственно острое чувство современности. Он вошел в мир искусства с желанием создавать произведения, созвучные времени, в котором жил и свидетелем событий которого являлся. Темы его сочинений выделяются своей актуальностью, значительностью и серьезностью. Но за величием не исчезает их глубокая внутренняя наполненность и та этическая сила выразительности, которую не передать внешними, иллюстративными эффектами. Здесь требуются чистое сердце и щедрая душа. Шебалин родился в семье интеллигентов. В 1921 г. он поступил в Омское музыкальное училище в класс М. Невитова (ученика Р. Глиэра), у которого, переиграв огромное количество сочинений различных авторов, впервые познакомился с произведениями Н. Мясковского. Они поразили юношу настолько, что для себя он твердо решил: в будущем продолжать учиться только у Мясковского. Это желание исполнилось в 1923 г., когда, досрочно окончив училище, Шебалин приехал в Москву и был принят в Московскую консерваторию. В творческом багаже молодого композитора к этому времени было несколько оркестровых сочинений, ряд фортепианных пьес, романсы на стихи Р. Демеля, А. Ахматовой, Сафо, начало Первого квартета и др. Будучи студентом 2 курса консерватории, он написал свою Первую симфонию (1925). И хотя она безусловно еще отражала влияние Мясковского, которому, как вспоминает впоследствии Шебалин, он буквально «смотрел в рот» и относился как к «существу высшего порядка», в ней все же, уже в достаточной мере ощутимы и яркая творческая индивидуальность автора, и его стремление к самостоятельному мышлению. Симфония была тепло принята в Ленинграде в ноябре 1926 г. и получила самые положительные отклики прессы. Несколькими месяцами позднее в журнале «Музыка и революция» Б. Асафьев писал: ...»Шебалин - несомненно крепкий и волевой талант... Это - молодой, крепко вцепившийся корнями в почву дубок. Он еще развернется, раскинется и пропоет мощный и полный радости гимн жизни».
Эти слова оказались пророческими. Шебалин действительно год от года набирает силы, растет его профессионализм и мастерство. После окончания консерватории (1928) он становится одним из первых ее аспирантов, а также приглашается на преподавательскую работу. С 1935 г. он профессор консерватории, а с 1942 г. - ее директор. Одно за другим появляются сочинения, написанные в самых разных жанрах: драматическая симфония «Ленин» (для чтеца, солистов, хора и оркестра), являющаяся первым крупномасштабным сочинением, написанным на стихи В. Маяковского, 5 симфоний, многочисленные камерно-инструментальные ансамбли, в том числе 9 квартетов, 2 оперы («Укрощение строптивой» и «Солнце над степью»), 2 балета («Жаворонок, Минувших дней воспоминанье»), оперетта «Жених из посольства», 2 кантаты, 3 оркестровые сюиты, более 70 хоров, около 80 песен и романсов, музыка к радиопостановкам, кинофильмам (22), театральным спектаклям (35).
Подобная жанровая разносторонность, широкоохватность очень типичны для Шебалина. Своим ученикам он неоднократно повторял: «Композитор обязан уметь делать все». Такие слова несомненно мог сказать лишь тот, кто свободно владел всеми секретами композиторского искусства и мог служить достойным примером для подражания. Впрочем, в силу необычайной застенчивости и скромности Виссарион Яковлевич, занимаясь со студентами, почти никогда не ссылался на свои собственные композиции. Даже тогда, когда его поздравляли с удачным исполнением того или иного произведения, он старался увести разговор в сторону. Так, на комплименты в адрес успешной постановки его оперы «Укрощение строптивой» Шебалин, смущаясь и как бы оправдываясь, ответил: «Там... крепкое либретто».
Список его учеников (он преподавал также композицию в ЦМШ и в училище при Московской консерватории) внушителен не только своим числом, но и составом: Т. Хренников. А. Спадавеккиа, Т. Николаева, К. Хачатурян, А. Пахмутова, С. Слонимский, Б. Чайковский, С. Губайдулина, Э. Денисов, А. Николаев, Р. Леденев, Н. Каретников, В. Агафонников, В. Кучера (ЧССР), Л. Аустер, В. Энке (Эстония) и др. Всех их объединяет любовь и огромное уважение к учителю - человеку энциклопедических знаний и разносторонних способностей, для которого поистине не было ничего невозможного. Он блестяще знал поэзию и литературу, сам сочинял стихи, прекрасно разбирался в изобразительном искусстве, владел латинским, французским, немецким языками и пользовался собственными переводами (например, стихотворений Г. Гейне). Он общался и был дружен со многими выдающимися людьми своего времени: с В. Маяковским, Э. Багрицким, Н. Асеевым, М. Светловым, М. Булгаковым, А. Фадеевым, Вс. Мейерхольдом, О. Книппер-Чеховой, В. Станицыным, Н. Хмелевым, С. Эйзенштейном, Я. Протазановым и др.
Шебалин внес большой вклад в развитие традиций отечественной культуры. Детальное, скрупулезное изучение им произведений русских классиков позволило ему осуществить важную работу по восстановлению, завершению и редактированию многих произведений М. Глинки (Симфония на 2 русские темы, Септет, экзерсисы для голоса и др.), М. Мусоргского («Сорочинская ярмарка»), С. Гулака-Артемовского (II акт оперы «Запорожец за Дунаем»), П. Чайковского, С. Танеева.
Творческая и общественная работа композитора была отмечена высокими правительственными наградами. В 1948 г. Шебалин получил грамоту о присвоении ему звания народного артиста республики, и этот же год стал для него годом тяжких испытаний. В февральском Постановлении ЦК ВКП(б) «Об опере "Великая дружба"« В. Мурадели его творчество, как и творчество его товарищей и коллег - Шостаковича, Прокофьева, Мясковского, Хачатуряна, подверглось резкой и несправедливой критике. И хотя через 10 лет она была опровергнута, в то время Шебалин был отстранен от руководства консерваторией и даже от педагогической работы. Поддержка пришла из Института военных дирижеров, где Шебалин стал преподавать, а затем и руководить кафедрой теории музыки. Спустя 3 года по приглашению нового директора консерватории А. Свешникова он вернулся в состав профессуры консерватории. Однако незаслуженное обвинение и нанесенная рана отразились на состоянии здоровья: развивавшаяся гипертоническая болезнь привела к инсульту и параличу правой руки... Но он научился писать левой рукой. Композитор завершает ранее начатую оперу «Укрощение строптивой» - одно из лучших своих творений - и создает еще целый ряд замечательных произведений. Это - сонаты для скрипки, альта, виолончели с фортепиано, Восьмой и Девятый квартеты, а также великолепная Пятая симфония, музыка которой воистину являет собой «мощный и полный радости гимн жизни» и отличается не только особой лучезарностью, светом, созидательным, жизнеутверждающим началом, но и удивительной непринужденностью высказывания, той простотой и естественностью, которые бывают присущи только самым высоким образцам художественного творения. /Н. Симакова/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.