Шелленберг, Вероника ВладимировнаШеллер, Александр

Шеллер Александр Константинович

Найдено 2 определения термина Шеллер Александр Константинович

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Шеллер Александр Константинович (А. Михайлов)

Шеллер (Александр Константинович, писавший под псевдонимом А. Михайлов) - известный беллетрист, родился 30 июля 1838 г. в Санкт-Петербурге. Его отец был крестьянин-эстонец, получивший образование в театральном училище и служивший сперва в театральном оркестре, а затем исполнявший должность придворного служителя; мать происходила из аристократического рода Адамовичей , и в воспитании будущего писателя рано столкнулись аристократические традиции матери и бабушки с тем, что внушал ему отец. После первоначального домашнего обучения Ш. был помещен в немецкую Анненскую школу, а затем в 1857 г. поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет, в котором пробыл до 1861 г., до известной студенческой истории. Выйдя из университета, Ш. продолжил свое образование самостоятельным изучением социальных вопросов. Увлекшись одно время педагогикой, он основал школу для бедных, в которой дети получали первоначальное образование за плату в 30 - 60 копеек в месяц, а для взрослых читались по субботам лекции по географии, истории и т. п. Школа имела успех, но в 1863 г. пришлось, по независящим обстоятельствам, закрыть ее. После этого Ш. поехал за границу с целью собирания материалов для своих работ о пролетариате во Франции и об ассоциациях. К тому времени относится начало его сотрудничества в "Современнике", хотя вообще его литературная деятельность началась в 1859 г., когда он стал помещать, с подписью А. Релеш, фельетоны в журнале Плюшара "Весельчак", под заглавием "Мои беседы". Дебютировал Ш. в "Современнике" стихотворением, помещенным в № 10 за 1863 г., а в следующем году в том же журнале был напечатан (в № 2 и 3) роман "Гнилые болота", встреченный критикой весьма сочувственно. В 1864 г. там же были помещены некоторые новые стихотворения Ш. и большой роман "Жизнь Шупова, его родных и знакомых". И этот роман, и "Гнилые болота" представляют собой своего рода автобиографию Ш., но имеют и несомненные художественные достоинства. В 1865 г. Ш. переходит в "Русское Слово"; когда этот журнал был закрыт, он в течение 1866 - 1867 гг. помещал свои стихотворения и повести в "Женском Вестнике", а с конца 1867 г. становится постоянным сотрудником "Дела". Тут и в "Неделе" он печатает ряд стихотворений переводных (из Петефи, Шерра, Шамиссо, Фрейлиграта, Барри Корнуэля, Эдгара По, Коппе) и оригинальных, социологические и политические этюды и исследования ("Очерки из жизни рабочего сословия во Франции", "Неделя", 1868; "Жилища рабочих", "Дело", 1870; "Производительные ассоциации", ib.; "Первоначальное образование во Франции", ib., 1871; "Политические права и экономическая неурядица", ib., 1872; "Первоначальное образование в Пруссии, Швейцарии и Соединенных Штатах", ib., 1873; "Основы народного образования в России", 1874 и др.) и большинство своих повестей и романов ("Господа Обносковы", 1868; "В разброд", 1869; "Лес рубят - щепки летят", 1871; "Старые гнезда", 1875; "Хлеба и зрелищ", 1876; "Беспечальное житье", 1877 и др.). Участие Ш. в "Русском Слове", "Деле" и "Неделе" было не только простым сотрудничеством, но и редактированием, общим или по отделам. С 1877 г. Ш. принял на себя редактирование журнала "Живописное Обозрение", а с 1893 г. - и газеты "Сын Отечества", при издательстве Добродеева. В этих изданиях, а также в "Русском Богатстве", "Северном Вестнике", он печатал ряд своих новых беллетристических произведений ("Непрошеный гость", 1883; "Молотом и золотом", 1884; "Победители", 1889; "Ртищев", 1890; "Загубленная жизнь", 1891; "Конец Бирюковской дачи", 1893 и др.), не оставляя также занятий и общественными вопросами ("Революционный анабаптизм", "Икария", "Смутное время анабаптизма", "Русская Мысль", 1886). В 1895 г. было издано полное собрание Ш. в 15 томах (в это собрание не вошли статьи Ш. об ассоциациях и многие его стихотворения). Беспрерывная журнальная работа, тянувшаяся почти 35 лет, окончательно надорвала силы Ш. С 1895 г. у него начинает развиваться склероз артерий, сведший Ш. в могилу 21 ноября 1900 г. Обращаясь к оценке литературной деятельности Ш., приходится останавливаться главным образом на романах первых годов его сотрудничества в "Современнике" и "Деле". В этих романах выразился весь Ш., со своими крупными достоинствами и, пожалуй, столь же крупными недостатками: с одной стороны, писатель обнаруживает несомненный талант, далеко не заурядное образование, серьезное направление мысли, так что виден в нем был хороший представитель идеализма 60-х годов; с другой стороны, невольно бросалась в глаза какая-то надуманность, деланность его произведений, которые часто вызывали впечатление отрицательное, как писания по трафарету. Молодежь зачитывалась повестями и романами Ш. и в то время, когда они печатались в журналах и когда они выходили отдельными изданиями; Ш. популяризировал в беллетристической форме те идеи, которые проводились публицистикой и критикой 60-х годов, и трудно отрицать его благотворное влияние на читающую публику в десятилетия, следовавшие за эпохой реформ. Тем не менее даже критика одного лагеря с Ш. находила в его романах какую-то фальшь, происходившую оттого, что автор подгонял жизнь под известные идеи, и вместо реализма, который им проповедовался, являлось какое-то "сентиментальное прекраснодушие, творившее по раз установленным шаблонам". А.М. Скабичевский указал, что в романах Ш. постоянно встречаются некоторые определенные типы: "герой и героиня романа, представляющие лучезарное сияние прогресса и совершенств нравственных, умственных и физических; злодей романа - высокий смуглый мужчина с оловянными, леденящими глазами и насупленными бровями; помещик - практик с большими связями, консерватор и деспот, который разлучает влюбленных друг в друга дворовых, вгоняет в гроб жену и чуть не засекает розгами героя романа; злодейка романа - бабушка или тетушка, с княжеским гербом на карете, занятая вечно своей родословной, бредящая светскими приличиями и презирающая чернь; петербургская кумушка, светский шалопай и т. д.". Шаблон, встречающийся в произведениях Ш., можно объяснить влиянием идей 60-х годов, а отчасти влиянием английских романов Диккенса и Теккерея. Публицистическая тенденция романов и повестей Ш. - одна из главнейших причин, по которым этого писателя уже начинают забывать; однако нельзя не сказать, что идеализм Ш., его нравственная чистота, его стремления к общественному прогрессу не могут не вызывать сочувствия и в наше время. Что касается социологических очерков Ш., то их можно считать хорошей популяризацией данных европейской науки. См. Фаресов "Александр Константинович Ш.-Михайлов" (Санкт-Петербург, 1901); Скабичевский "Сочинения" (том I); его же "История новой русской литературы"; "Литературный Вестник", 1901, № 2 и 8; 1902, № 7 (статьи Городецкого , Бахтина, Дилакторского и Альбицкого). А. Б-ин.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Шеллер, Александр Константинович

(писавший под псевдонимом А. Михайлов) — известный беллетрист; род. 30 июля 1838 г. в С.-Петербурге. Его отец был крестьянин-эстонец, получивший образование в театральном училище и служивший сперва в театральном оркестре, а затем исполнявший должность придворного служителя; мать происходила из аристократического рода Адамовичей, и в воспитании будущего писателя рано столкнулись аристократические традиции матери и бабушки с тем, что внушал ему отец. После первоначального домашнего обучения Ш. был помещен в немецкую Анненскую школу, а затем в 1857 г. поступил вольнослушателем в спб. университет, в котором пробыл до 1861 г., до известной студенческой истории. Выйдя из университета, Ш. продолжал свое образование самостоятельным изучением социальных вопросов. Увлекшись одно время педагогией, он основал школу для бедных, в которой дети получали первоначальное образование за плату в 30—60 коп. в месяц, а для взрослых читались по субботам лекции по географии, истории и т. п. Школа имела успех, но в 1863 г. пришлось, по не зависящим от Ш. обстоятельствам, закрыть ее. После этого Ш. поехал за границу, с целью собирания материалов для своих работ о пролетариате во Франции и об ассоциациях. К этому времени относится начало его сотрудничества в "Современнике", хотя вообще его литературная деятельность началась в 1859 г., когда он стал помещать, с подписью А. Релеш, фельетоны в журнале Плюшара "Весельчак", под заглавием "Мои беседы". Дебютировал Ш. в "Современнике" стихотворением, помещенным в № 10 за 1863 г., а в следующем году в том же журнале был напечатан (в №№ 2 и 3) роман "Гнилые болота", встреченный критикой весьма сочувственно. В 1864 г. там же были помещены некоторые новые стихотворения Ш. и большой роман "Жизнь Шупова, его родных и знакомых". И этот роман, и "Гнилые болота" представляют собой своего рода автобиографию Ш., но имеют и несомненные художественные достоинства. В 1865 г. Ш. переходит в "Русское Слово"; когда этот журнал был закрыт, он в течение 1866—67 гг. помещает свои стихотворения и повести в "Женском Вестнике", а с конца 1867 г. становится постоянным сотрудником "Дела". Тут и в "Неделе" он печатает ряд стихотворений переводных (из Петефи, Шерра, Шамиссо, Фрейлиграта, Барри Корнуэля, Эдгара По, Коппе) и оригинальных, социологические и политические этюды и исследования ("Очерки из истории рабочего сословия во Франции", "Неделя", 1868; "Жилища рабочих", "Дело", 1870; "Производительные ассоциации", ib.; "Первоначальное образование во Франции", ib., 1871; "Политические права и экономическая неурядица", ib., 1872; "Первоначальное образование в Пруссии, Швейцарии и Соединенных Штатах", ib., 1873; "Основы народного образования в России", 1874 и др.) и большинство своих повестей и романов ("Господа Обносковы", 1868; "Вразброд", 1869; "Лес рубят — щепки летят", 1871; "Старые гнезда", 1875; "Хлеба и зрелищ", 1876; "Беспечальное житье", 1877 и др.). Участие Ш. в "Русском Слове", "Деле" и "Неделе" было не только простым сотрудничеством, но и редактированием, общим или по отделам. С 1877 г. Ш. принял на себя редакцию журнала "Живописное Обозрение", а с 1893 г. — и газеты "Сын Отечества", при издательстве Добродеева. В этих изданиях, а также в "Русском Богатстве", "Северном Вестнике" он печатал ряд своих новых беллетристических произведений ("Непрошеный гость", 1883; "Молотом и золотом", 1884; "Победители", 1889; "Ртищев", 1890; "Загубленная жизнь", 1891; "Конец Бирюковской дачи", 1893 и др.), не оставляя также занятий и общественными вопросами ("Революционный анабаптизм", "Икария", "Смутное время анабаптизма", "Русская Мысль", 1886). В 1895 г. было издано полное собрание сочинений Ш. в 15 томах (в это собрание не вошли статьи Ш. об ассоциациях и многие его стихотворения). Беспрерывная журнальная работа, тянувшаяся почти 35 лет, окончательно надорвала силы Ш. С 1895 г. у него начинает развиваться склероз артерий, сведший Ш. в могилу 21 ноября 1900 г.

Обращаясь к оценке литературной деятельности Ш., приходится останавливаться главным образом на романах первых годов его сотрудничества в "Современнике" и "Деле". В этих романах выразился весь Ш., со своими крупными достоинствами и, пожалуй, столь же крупными недостатками: с одной стороны писатель обнаруживал несомненный талант, далеко не заурядное образование, серьезное направление мысли, так что виден был в нем хороший представитель идеализма 60-х годов; с другой стороны невольно бросалась в глаза какая-то надуманность, деланность его произведений, которые часто вызывали впечатление отрицательное, как писания по трафарету. Молодежь зачитывалась повестями и романами Ш. и в то время, когда они печатались в журналах, и когда они выходили отдельными изданиями; Ш. популяризировал в беллетристической форме те идеи, которые проводились публицистикой и критикой 60-х годов, и трудно отрицать его благотворное влияние на читающую публику в десятилетия, следовавшие за эпохой реформ. Тем не менее даже критика одного лагеря с Ш. находила в его романах какую-то фальшь, происходившую оттого, что автор подгонял жизнь под известные идеи, и вместо реализма, который им проповедовался, являлось какое-то "сентиментальное прекраснодушие", творившее по раз установленным шаблонам. А. М. Скабичевский указал, что в романах Ш. постоянно встречаются некоторые определенные типы: "герой и героиня романа, представляющие лучезарное сияние прогресса и совершенств нравственных, умственных и физических; злодей романа — высокий смуглый мужчина с оловянными, леденящими глазами и насупленными бровями; помещик — практик с большими связями, консерватор и деспот, который разлучает влюбленных друг в друга дворовых, вгоняет в гроб жену и чуть не засекает розгами героя романа; злодейка романа — бабушка или тетушка, с княжеским гербом на карете, занятая вечно своей родословной, бредящая светскими приличиями и презирающая чернь; петербургская кумушка, светский шалопай и т. д.". Шаблон, встречающийся в произведениях Ш., можно объяснить влиянием идей 60-х годов, а отчасти влиянием английских романов Диккенса или Теккерея. публицистическая тенденция романов и повестей Ш. — одна из главнейших причин, по которым этого писателя уже начинают забывать, однако нельзя не сказать, что идеализм Ш., его нравственная чистота, его стремления к общественному прогрессу не могут не вызывать сочувствия и в наше время. Что касается социологических очерков Ш., то их можно считать хорошей популяризацией данных европейской науки.

См. Фаресов, "Александр Константинович Ш.-Михайлов" (СПб., 1901); Скабичевский, "Сочинения" (т. I); его же, "История новой русской литературы"; "Литературный Вестник", 1901, №№ 2 и 8, 1902, № 7 (статьи Городецкого, Бахтина, Дилакторского и Альбицкого).

А. Б—ин.

{Брокгауз}



Шеллер, Александр Константинович

(1838—1900; псевдоним А. Михайлов) — беллетрист. Автор романов: "Гнилые болота" (1864), "Жизнь Шупова" (1865), "Лес рубят — щепки летят" (1871) и многие др. Романы Шеллера пользовались большой популярностью среди молодежи в 60—70-е гг., а в провинции и значительно позже. По своим политическим взглядам Ш. — мелкобуржуазный радикал 60-х гг., поклонник Писарева, верящий в силу разума и в созидательное значение интеллигенции. В главных своих романах он изображал процесс выработки у молодежи критического отношения к окружающей жизни и общегуманных настроений. Отстаивая демократизм и трудовое начало, Шеллер дает в качестве положительных образов не революционеров, а культурников-постепеновцев, умеющих настойчиво добиваться своих целей. По своим художественным приемам Шеллер довольно однообразен и упрощенно-схематичен. Из его публицистических статей пользовались популярностью: "Пролетариат во Франции 1782—1852 гг." и "Ассоциации во Франции, Германии и Англии". Собрание сочинений Ш. (полное) выпущено Марксом в 1905 в 15 томах.

Лит.: Скабичевский А. М., История новейшей русской литературы (1848—1903), 7 изд., СПб, 1909; его же, Сочинения, т. II, 3 изд., СПб, 1903; Фаресов А. И., Александр Константинович Шеллер (А. Михайлов), Биография и мои о нем воспоминания, СПб, 1901; Дорошевич В., Памяти Шеллера, Соч., т. X, Москва, 1905; Венгеpов С., Очерки по истории русской литературы, 2 изд., СПб, 1907; Замотин И., Сороковые и шестидесятые годы, 2 изд., П., 1915; Соловьев Е. (Андреевич), Очерки по истории русской литературы 19 века, Петербург, 1902.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Найдено схем по теме Шеллер Александр Константинович — 0

Найдено научныех статей по теме Шеллер Александр Константинович — 0

Найдено книг по теме Шеллер Александр Константинович — 0

Найдено презентаций по теме Шеллер Александр Константинович — 0

Найдено рефератов по теме Шеллер Александр Константинович — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!