ШЕСТОДНЕВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Шестоднев
1) Традиционное обозначение библейского повествования о творении мира Богом (Быт. 1). 2) Икона, существующая в двух основных вариантах: в одном случае в шести ее клеймах непосредственно отражается процесс сотворения мира, в другом – дни недели символически ассоциируются с определенными христ. праздниками. 3) Жанр православной богословской литературы; произведения этого жанра обычно состоят из шести частей (в соответствии с шестью днями творения мира) и посвящены объяснению вопросов мироздания на основе христ. догматов. Чаще всего под Ш. имеется в виду произведение Василия Великого. Есть также Ш. Иоанна Златоуста, опровергающий языческие теории происхождения мира. Ключевым памятником эпохи христианизации славянства является «Ш.» экзарха Болгарского Иоанна. Он был создан в конце IX – начале X в. в Болгарии и не позднее XI в. получил распространение на Руси, оказав огромное влияние на духовную жизнь страны. Благодаря этому Ш. Древняя Русь познакомилась с основными началами христ. учения о мире (отражающего бытийные идеи Библии и их святоотеческие толкования), а также с энциклопедическими сведениями из областей древней философии, христ. космологии и антропологии.

Источник: Краткий православный словарь.

        ШЕСТОДНЕВ
особый жанр византийской и древнерусской литературы; экзгетически-апологетическое сочинение, в котором излагаются основы христианских представлений о происхождении и устройстве мира и опровергаются естественнонаучные представления языческих философов, идущие вразрез с христианской космологией. Состоит, как правило, из шести основных частей — соответственно шести дням творения и представляет собой, прежде всего, комментарий к библейскому рассказу о сотворении мира (Быт I). Самый известный «Шестоднев» принадлежит Василию Великому (см.); остальные сочинения такого рода составлены, как правило, на его основе (Северина Гальского, Кирилла Философа, Иоанна Экзарха и др.). Икона «Шестоднев», известная с XVI в., существует в двух основных вариантах: в одном случае в шести клеймах иконы непосредственно иллюстрируется сотворение мира, а в другом, согласно «Шестодневу» Кирилла Философа, дни недели отождествляются с определенными христианскими праздниками: неделя (воскресенье) — Сошествие во ад (Воскресение), понедельник — Собор архангелов, вторник — Усекновение главы Иоанна Предтечи , среда — Благовещение , четверг — Омовение ног, пятница — Распятие и суббота — Суббота всех святых. Оба варианта композиции «Шестоднев» могут объединяться в одной иконе.

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
129.65 кб

Историко-философский контекст «Бесед на Шестоднев» архиепископа василия Великого

Аникеева Е. Н.
Читать PDF
67.12 кб

К проблеме онтологического статуса судьбы в концепциях Шестоднева

Черкозьянова Татьяна Владимировна
Онтологическая структура концепций Шестоднева сегодня не подлежит никакому сомне2 нию. Автор рассматривает, каким образом феномен судьбы онтологически выражен в концепци2 ях Творения.
Читать PDF
277.27 кб

Некоторые аспекты христианизации античного наследия в «Шестодневах» святителя василия Великого и свя

Отто Дарья Александровна
Целью статьи является показать, как христианские авторы освобождали термины и образы античной культуры, неразрывно связанные с языческой религией, от коннотаций с язычеством, а иногда придавали им совершенно христианское значение.
Читать PDF
161.60 кб

Символы в Шестодневе Иоанна экзарха Болгарского и древнерусской литературе Киевского периода

Полещук Ю. В.
Читать PDF
8.83 мб

Древнерусские Шестодневы (логико-методологический анализ)

Герасимова Ирина Алексеевна
Исследуется роль приемов логики в традиции передачи знания от учителя к ученику. В казанной традиции особую роль играл прием аналогии. Эмпирическим материалом исследования стали тексты древнерусских Шестодневов.

Похожие термины:

  • ШЕСТОДНЕВ ИОАННА ЭКЗАРХА

    компилятивный труд философско-богословского характера болг. писателя кон. 9 - нач. 10 вв. Иоанна Экзарха. Составлен по образцу "Шестоднева" Василия Кесарийского, содержит православное истолкование б