ШЕСТОДНЕВ
Шестоднев
1) Традиционное обозначение библейского повествования о творении мира Богом (Быт. 1). 2) Икона, существующая в двух основных вариантах: в одном случае в шести ее клеймах непосредственно отражается процесс сотворения мира, в другом – дни недели символически ассоциируются с определенными христ. праздниками. 3) Жанр православной богословской литературы; произведения этого жанра обычно состоят из шести частей (в соответствии с шестью днями творения мира) и посвящены объяснению вопросов мироздания на основе христ. догматов. Чаще всего под Ш. имеется в виду произведение Василия Великого. Есть также Ш. Иоанна Златоуста, опровергающий языческие теории происхождения мира. Ключевым памятником эпохи христианизации славянства является «Ш.» экзарха Болгарского Иоанна. Он был создан в конце IX – начале X в. в Болгарии и не позднее XI в. получил распространение на Руси, оказав огромное влияние на духовную жизнь страны. Благодаря этому Ш. Древняя Русь познакомилась с основными началами христ. учения о мире (отражающего бытийные идеи Библии и их святоотеческие толкования), а также с энциклопедическими сведениями из областей древней философии, христ. космологии и антропологии.
Источник: Краткий православный словарь.
ШЕСТОДНЕВ
особый жанр византийской и древнерусской литературы; экзгетически-апологетическое сочинение, в котором излагаются основы христианских представлений о происхождении и устройстве мира и опровергаются естественнонаучные представления языческих философов, идущие вразрез с христианской космологией. Состоит, как правило, из шести основных частей — соответственно шести дням творения и представляет собой, прежде всего, комментарий к библейскому рассказу о сотворении мира (Быт I). Самый известный «Шестоднев» принадлежит Василию Великому (см.); остальные сочинения такого рода составлены, как правило, на его основе (Северина Гальского, Кирилла Философа, Иоанна Экзарха и др.). Икона «Шестоднев», известная с XVI в., существует в двух основных вариантах: в одном случае в шести клеймах иконы непосредственно иллюстрируется сотворение мира, а в другом, согласно «Шестодневу» Кирилла Философа, дни недели отождествляются с определенными христианскими праздниками: неделя (воскресенье) — Сошествие во ад (Воскресение), понедельник — Собор архангелов, вторник — Усекновение главы Иоанна Предтечи , среда — Благовещение , четверг — Омовение ног, пятница — Распятие и суббота — Суббота всех святых. Оба варианта композиции «Шестоднев» могут объединяться в одной иконе.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991