Шиизм

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Шиизм
одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. В Крыму распространен среди азербайджанцев.

Источник: Краткий толковый словарь по этнографии Крыма. 1999

Шиизм
араб. ши`а – группа приверженцев) – одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в VII в. Шиизм – государственная религия в Иране, Йемене, распространен в Ираке и др. государствах.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ШИИЗМ
от арабского ши&а - группа приверженцев), одно из основных направлений в исламе (наряду с суннизмом). Воз-пик в 7 в. На почве споров о числе имамов и личности последнего из них Ш. раскололся на несколько сект. Шииты по признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имама Али и его потомков.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ШИИЗМ
одна из двух гл. ветвей в исламе (вторая — суннизм). Зародился в 7 в. в Халифате при халифе Османе (644 — 656) в обстановке острой политич. борьбы. Сначала Ш. был только политич. партией, к-рая выступала в защиту прав Али (двоюродного брата и зятя Мухаммеда) и его потомков от Фатимы, дочери пророка, на имамат-халифат. Потерпев пораж. в борьбе за политич. власть, Ш. к сер. 8 в. сложился в особое теч. в исламе. Общим догматом Ш. было признание исключит. права Али и его потомков (Алидов) на духовное и светское руководство в мусульм. мире и непризнание Абу-Бекра, Омара I, Османа, Омейядских и Аббасидских халифов. На почве споров о числе имамов и личности последнего из них Ш. в 7 — 9 вв. раскололся на неск. сект: касанитов, зейдитов, имамитов, исмаилитов; позднее из них возникли более мелкие секты и подсекты.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Шиизм
второе по значению и числу последователей (после суннизма) направление в исламе. Возник как течение во 2-й половине 7 в. среди арабских племен, поддерживавших Али ибн Аби Талиба, двоюродного брата и зятя пророка Мухаммеда. Последователи Али (Алиды) отстаивали особое право его потомков шиитов на посредничество между Богом и людьми. Центром шиитов стал город Куфа. Впоследствии шиизм распространился в Персии, где воспринял некоторые черты зороастризма, митраизма и др. В 16 в. шиизм стал государственной религией Персии. Для шиитов характерен культ мучеников, которыми признаются все имамы. Шииты совершают паломничество в Эн-Наджаф (Ирак), где находится могила халифа Али, в Кербелу - место гибели и могилы Хусейна и в Мешхед - к гробнице имама Али ар-Ризы. Общая численность сторонников шиизма - 180 млн. чел. (16% всех мусульман).

Источник: Исторический словарь

Шиизм
(араб. ши'а – группировка, партия) – второе по числу приверженцев направление в исламе (после суннизма). Шииты признают Коран божественным откровением, однако считают, что в его редакции опущены аяты, имеющие отношение к халифу Али. В сунне признают только те кадисы, которые восходят к Али. В дополнение к этому имеют свое предание – ахбары, сборники которых вместе с Кораном являются источником шариата. Шииты считают, что право быть наследником миссии Мухаммеда может принадлежать исключительно его потомкам, т.е. детям, внукам, правнукам Али и Фатимы. На почве споров о числе имамов шиизм в 7 – 9 в.в. распался на несколько ответвлений: кайсанитов, зейдинов, имамитов (См. Зейдиты, Имамиты). Секта кайсанитов исчезла в 11 в. Приверженцы одного из ведущих направлений шиизма – имамиты верят, что таких наследников было 11, начиная с Али, а 12-ый по имени Мухаммед аль Махди в конце 9 в. скрылся, но обязательно вернется, и тогда наступит эпоха справедливости и благоденствия. «Скрытый имам» считается руководителем шиитов. Шиизм учит, что имамы непогрешимы, а иджтихад ( право самостоятельного суждения по религиозным и правовым вопросам) сохраняется за муджтахидами «скрытого имама» (См. Муджтахиды). Обряды в шиизме мало отличаются от обрядов суннитов (См. Суннизм). Как и сунниты они празднуют день рождения Мухаммеда (См. Мавлюд), кроме того отмечают день рождения Фатимы, а также дни рождения и смерти всех шиитских имамов. Особенной пышностью отличается траур по имаму Хусейну, кульминацией которого является ашура. См. Ислам, Али ибн Абу Талиб, Ашура, Зейдиты, Фатима.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ШИИЗМ
группировка, партия, сторонники – второе по числу приверженцев направление в исламе после суннизма. Шииты признают Коран «божественным откровением», однако считают, что в османовой его редакции опущены аяты, имеющие отношение к Али. В сунне признают только те хадисы, которые восходят к Али. В дополнение к этому имеют свое «предание» – ахбары, сборники которых вместе с Кораном являются источником шариата. Шииты считают, что право быть наследником миссии Мухаммеда может принадлежать исключительно прямым его потомкам, т. е. детям, внукам, правнукам и т. д. Али и Фатимы. На почве споров о числе имамов Ш. в VII–IX вв. распался на несколько ответвлений: кайсанитов, зейдитов, имамитов. Секта кайсанитов исчезла в XI в. Приверженцы одной из ведущих сект – имамиты верят, что таких наследников – имамов было 11, начиная с Али, а 1 2-й по имени Мухаммед аль Махди в конце IX в. скрылся, но обязательно вернется, и тогда наступит эпоха справедливости и благоденствия. «Скрытый имам» считается руководителем шиитов. Ш. учит, что имамы непогрешимы, а иджитихад (право самостоятельного суждения по религиозным и правовым вопросам) сохраняется за муджтахидами «скрытого имама». Обряды в Ш. мало отличаются от обрядов суннитов. Наряду с хаджем шииты совершают паломничество в Мешхед, Кум (Иран), Кербелу и Неджеф (Ирак) - места, связанные с именем шиитских имамов. Как и сунниты, они празднуют день рождения Мухаммеда – мавлюд, кроме того отмечают день рождения Фатимы, а также дни рождения и смерти всех шиитских имамов. Особенной пышностью отличается траур по имаму Хусейну, кульминацией которого является ашура.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ШИИЗМ
от араб. ши´а - группа приверженцев, партия) - одна из двух гл. ветвей в исламе (вторая - суннизм). Зародился в 7 в. в Халифате при халифе Османе (644-656) в обстановке острой политич. борьбы. Сначала Ш. был только политич. партией, к-рая выступала в защиту прав Али (двоюродного брата и зятя Мухаммеда) и его потомков от Фатимы, дочери пророка, на имамат-халифат. Потерпев поражение в борьбе за политич. власть, Ш. к сер. 8 в. сложился в особое течение в исламе. Общим догматом Ш. было признание исключит. права Али и его потомков (Алидов) на духовное и светское руководство в мусульм. мире и непризнание Абу Бекра, Омара I, Османа, Омейядских и Аббасидских халифов (см. Омейяды, Аббасиды). На почве споров о числе имамов и личности последнего из них Ш. в 7-9 вв. раскололся на неск. сект: кайсанитов, зейдитов, имамитов, исмаилитов; позднее из них возникли более мелкие секты и подсекты.

Кайсаниты, вероятно, произошли от Кайсана Абу Амра или другого Кайсана - активных участников восстания в Куфе в 685-687 против омейядского халифа Абд-аль-Малика (685-705), считали четвертым имамом брата Хусейна - Мухаммеда ибн аль-Хана-фийю (сына Али от рабыни). Секта кайсанитов исчезла в 11 в. Зейдиты (по имени внука Али - Зейда, к-рого они считают пятым имамом) выступали сторонниками создания теократич. гос-ва во главе с имамом, избранным из Алидов. Восстания зейдитов (в Ираке - 739/740 и 814/815, в Хиджазе - 762/763 и 786) поддерживались нар. массами. Гос-ва зейдитов были в Марокко (Идрисиды), в Йемене (10 в.- 1962), в Гиляне и Табаристане (864-928). Имамиты (иначе - иснаашариты, букв, "дюжинники", или "двенадцатиричники") признавали 12 имамов: Али, Хасана, Хусейна, Зейн аль-Абидина Али, Мухаммеда аль-Ба-кира, Джафара ас-Садика, Мусу аль-Казима, Али ар-Ризу, Мухаммеда Джавада ат-Таки, Али ан-Наки, Хасана аль-Аскари и Мухаммеда аль-Махди, к-рый, по преданию, будучи ребенком, исчез без вести между 874 и 878 (существование этого мальчика-имама вызывает сомнение) и к-рого имамиты считают "скрытым имамом". Имамиты верят в возвращение этого двенадцатого имама, к-рый должен якобы установить на земле царство справедливости. В ср. века эта часть учения имамитов находила горячий отклик среди угнетенного крестьянства Ирана, Сирии, М. Азии, Йемена. Учение имамитов в сочетании с суфизмом было идеологич. оболочкой нек-рых нар. движений в 13 -15 вв. (сербедары, сеидов движение и др.). В сер. 8 в. от имамитов отделились исмаилиты. Нек-рые шиитские секты именовали их "крайними" (гулат, от араб. гали - выходить из пределов, преувеличивать) за отход не только от ортодоксального ислама, но и от умеренного III. Исмаилитам свойственны учение о воплощении божества в пророках и имамах, культ обожествленного имама Али, вера в переселение душ, разделение верующих на посвященных и непосвященных, своя обрядность. Нек-рые гулат участвовали в антифеод, движениях 14-15 вв. (хуруфиты, последователи Мушаша).

В обрядовой практике и в праве Ш., за исключением исмаилизма и близких ему течений, немногим отличается от суннизма. Шииты признают сунну с нек-рыми изменениями (они отрицают те хадисы, к-рые восходят к противникам первого имама Али). В то же время шииты признают право Алидов на часть милостыни. Кроме Мекки и Медины они, в отличие от суннитов, совершают паломничество и в Кербелу, Неджеф, Казимейн, а имамиты также в Самарру, Мешхед и Кум (места погребения имамов и их родичей). Шииты не считают офиц. редакцию Корана безупречной, в отличие от суннитских хадисов они имеют свои предания - ахбар; они восприняли учение мутазилитов об отсутствии божеств, предопределения и свободе воли человека. Шииты (кроме зейдитов и кайсанитов) признают непогрешимость имамов, передаваемую от одного имама к другому; большинство шиитов допускает необходимость иджтихада - личного мнения, складывающегося у ученых - муджтахидов при обсуждении мусульм. законов, "благоразумное скрывание" (такыйя или китман) - притворное отречение от своих религ. убеждений в условиях опасности; право имамитов признает законным врем. брак.

В результате многовековых преследований в Ш. сложился культ мученичества и святых мучеников.

Ш. исповедуют (в различных формах) в Иране (гос. религия), Йеменской Арабской Республике (большинство населения), в Индии, Пакистане, Сирии, Юж. Ираке, нек-рых р-нах СССР (гл. обр. в Азербайджане).

Лит.: Крымский А. Е., История Персии, ее литературы и дервишеской теософии, т. 1-3, М., 1909-17; Смирнов К., Персы. Очерк религий Персии, Тифлис, 1916; Беляев Е. А., Мусульм. сектантство, М., 1957; его же, Арабы, ислам и араб. халифат..., М., 1965; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII-XV вв., Л., 1966 (лит.); Али АсгарХикмет, Нох Гуфтар дар Тарихе-адйан (Девять лекций по истории религии), т. 1-2, Шираз, 1960/61; Ballie N. В., A digest of Moohummadan law, t. 2, Lahore, 1965; Goldziher J., Beitr?ge zur Literaturgeschichte der Shi´a..., W., 1874; Wellhausen J., Die religi?s-politischen Oppositionsparteien in alten Islam, В., 1901; Canon Sell, Ithna Ashariya or the twelwe Imams, Madras, 1923; Donaldson D. M., The Shi´ite religion, L., 1933; Sadighi G., Les mouvements religieux iraniennes, P., 1938; Hollister J. N., The Shi´a of India, L., 1953.

И. П. Петрушевский. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
222.58 кб

2012. 02. 020. Ризви С. Х. Саййид нимат Аллах ал-Джазаири и его антологии: антисуфизм, шиизм и шутки

Демидов К. Б.