ШиллемШиллер Николай Николаевич

ШИЛЛЕР

Найдено 4 определения термина ШИЛЛЕР

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Шиллер

Фридрих фон (1759 — 1805), классик нем. литературы. Благодаря изучению «Истории искусств» Винкельмана и маннгеймских собраний слепков, Ш. познакомился с греч. античностью. В 1787 он рецензировал «Ифигению» Гете. В стихах Ш., навеянных гуманистич. представлениями о Греции как об идеале, воспевается античность как образец гармоничной и соверш. эпохи. Одновременно в них звучит печаль по поводу ее заката (например, «Боги Греции»), а также надежда на то, что человеч. сознание, переориентировавшись в духе античности, вновь обретет ее гуманистич. содержание на более высоком уровне и впредь никогда его не утратит. Изучение драматургич. мастерства Еврипида позволило Ш. стать самым сценичным драматургом своего времени. Хотя его «Мессинская невеста», покоряющая красотой языка, и носит черты внешней подражательности классицизму, попытка актуализировать античный театр помогла Ш. обрести собств. стиль. Стремление Ш. к постижению античности нашло свое соверш. выражение в балладах, в переводах античных классиков (Еврипид, Вергилий) и в теоретич. трудах («Письма об эстетическом воспитании человека», «О наивной и сентиментальной поэзии»).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

ШИЛЛЕР

Фридрих (1759–1805) — великий немец-кий драматург, поэт, теоретик искусства, продолжатель идей Лессинга о роли театра в развитии самосознания немецкого народа. Театр для Шиллера-просветителя являлся школой практической мудрости, путеводителем по гражданской жизни, верным ключом к «сокровеннейшим входам в человеческую душу». В своих первых пьесах, написанных в период увлечения драматурга идеями и эстетикой поэтов «Бури и натиска», он создает образ му-жественного борца за свободу («Заговор Фиеско», 1783), раскрывает разные уровни просветительского сознания в лице братьев Франца и Карла Мооров, бунтующих и преступающих нравственные законы один — ради себя, другой — ради благой цели («Разбойники», 1781) показывает, что классовые перегородки, воздвигнутые обществом, оказываются сильнее и прочнее любви («Коварство и любовь», 1784). Переломным этапом в творчестве Шиллера стала его пьеса «Дон Карлос (1783–87), в которой усиливаются политические мотивы, появляется новый герой — «гражданин мира», на смену прозе приходит строгий стих. Общение с В. Гете, не раз кардинально менявшим жизнь Шиллера, сказалось в последних произведениях — драмах «Валленштейн» (1799), «Мария Стюарт» (1801), «Орлеанская дева» (1801) и «Вильгельм Телль» (1804). Драматург обращается в них к важным философским и социально-историческим проблемам, поэтизирует борьбу за гражданские права и человеческое достоинство. Лирический герой баллад («Ивиковы жу-равли», «Поликратов перстень», «Геро и Леандр», «Ку-бок» и др.) и стихотворений Шиллера — певец мужества, стойкости, веры в человека, в жизнь и в искусство, его исцеляющую силу.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Мировая художественная культура. Словарь

ШИЛЛЕР

Schiller), Иоганн Кристоф Фридрих (10.XI.1759 - 9.V.1805) - нем. поэт и драматург, историк; выдающийся представитель нем. Просвещения. Род. в Марбахе (герцогство Вюртемберг) в семье фельдшера, офицера на службе герцога Вюртемберг-ского. Драмы III. в ранний период его творчества ("Разбойники", 1781, "Коварство и любовь", 1784, "Дон Карлос", 1787) проникнуты бунтарским духом, присущим лит. движению "Бури и натиска", ненавистью к феод. деспотизму и мракобесию, республиканизмом, верой в человеческий разум, в прогресс. Ш. приветствовал Вел. франц. революцию; в 1792 в знак заслуг поэта как ратоборца свободы Конвент удостоил его почетного звания гражданина Франц. республики. Дальнейшее развитие событий оттолкнуло Ш. от революции. С сер. 90-х гг. он все больше проникается мыслью, будто достижение свободы возможно только путем эстетич. воспитания ("Письма об эс-тетич. воспитании человека", 1795, и др.). Эта идея занимает существ, место в воззрениях Ш. в период его дружбы с И. В. Гете.

Ш. был автором большого числа прозаич. ист. соч. В 1789-93 он - проф. всеобщей истории в Иенском ун-те. Ист. труды III. посвящены обычно переломным ист. событиям - освободит, борьбе народов ("История отпадения соединенных Нидерландов от исп. владычества", 1788, "Суд над графами Эгмонтом и Горном и казнь их", 1789), острым политич. кризисам ("История Тридцатилетней войны", 1790-93, "История франц. смут, предшествовавших воцарению Генриха IV", 1790-93). Взгляд Ш. на ход мировой истории, его приверженность идее ист. прогресса отчетливо проявились в вводной лекции к университетскому курсу - "В чем состоит изучение мировой истории и какова цель этого изучения" (1789). Глубокие ист. потрясения (Великое переселение народов, Крестовые походы) Ш. расценивал как стимуляторы ист. прогресса, хотя и считал их "самыми ужасными явлениями в истории". Для Ш.-историка характерны преобладающий интерес к судьбам ист. деятелей (ист. события он в осн. объяснял столкновением отд. выдающихся личностей, движимых теми или иными идеями), склонность к драматизации ист. повествования, поверхностное знакомство с источниками.

В своих историч. драмах и трагедиях позднего периода (трилогия "Валлешнтейн", 1800; "Мария Стюарт", 1801; "Орлеанская дева", 1801; "Вильгельм Телль", 1803) Ш., преодолевая бунтарский индивидуализм "Бури и натиска", все настойчивее утверждал тему народа, выступал как гуманист, борец за идеалы прогресса и свободы (понимаемые им в абстрактно-просветит. духе); ист. материал обычно подчинен просветит. замыслу, поэтому об историзме этих произведений Ш. можно говорить лишь условно.

Соч. в рус. пер.: Собрание соч., т. 1-7, М., 1955-57 (ист. соч. - вт. 4-5, отсутствующие в рус. пер. см. в Schiller´s Werke, hrsg. von L. Bellermann, Bd 14, Lpz.-W., 1895).

Лит.: Шиллер Ф. П., Фридрих Шиллер, М., 1955; История нем. литературы, т. 2, М., 1963; Тер-Акопян Н., Шиллер как историк, в кн.: Шиллер Ф., Собр. соч., т. 5, М., 1957; Либинзон З. Е., Философия истории Ф. Шиллера, "Уч. зап. Горьк. пед. ин-та", 1967, в. 69; Engelberg E., Friedrich Schiller als Historiker, в кн.: Studien ?ber die deutsche Geschichtswissenschaft..., Bd I, В., 1963; Schieder Th., Schiller als Historiker, "HZ", Bd 190, 1960.

M. А. Заборов. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

ШИЛЛЕР

Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих (1759, Марбах-на-Некаре – 1805, Веймар), немецкий писатель. Попав в детстве против своей воли в только что организованную герцогом Вюртембергским школу для детей разных сословий, Шиллер провел в ней восемь лет. Основательное образование, сначала юридическое, а позднее, по приказу герцога, медицинское, не искупало жестоких порядков и казарменного духа учебного заведения, оставившего тяжелый след в душе поэта. Писать и читать посторонние, не одобренные герцогом произведения, запрещалось. В 1782 г., после окончания курса, Шиллер был посажен под арест на две недели за самовольную отлучку на премьеру своей пьесы «Разбойники» (1781). Пьеса о благородном разбойнике Карле Мооре, которого обманом лишил наследства коварный брат Франц, отражала идеалы эпохи «Бури и натиска». От сходных произведений эпохи эту пьесу отличали накал страстей и пафос свободолюбия. Трагедия о поиске справедливости неправедными средствами передавала трагизм самого времени в концентрированной, даже нарочитой форме. Риторика и сложность развертывания мысли персонажей в сочетании с бунтарским духом и предельной, грубой откровенностью их речей составляют отличительную черту ранней драматургии Шиллера.

В 23 года поэт бежал из герцогства Вюртембергского от самоуправства герцога Карла-Евгения. Найдя приют в доме Генриетты фон Вольцоген, матери трех его соучеников по высшей школе, он стал писать пьесы, с большими трудностями ставившиеся в театре города Мангейма. «Заговор Фиеско в Генуе» (1783), первая пьеса Шиллера на исторический сюжет, носит подзаголовок «республиканская трагедия». Ее герой Фиеско готов сам занять место тирана, которого собирается свергнуть, и гибнет от руки настоящего республиканца Веррины. «Мещанская трагедия» (трагедия из жизни третьего сословия – бюргеров, горожан) «Коварство и любовь» (1784) изображает деспотические порядки в маленьком немецком княжестве, приводящие к гибели любящих друг друга героев – дочери музыканта Луизы Миллер и сына президента Фердинанда. Некоторая психологическая недостоверность событий не волнует автора – сюжет пьесы служит средством для обобщения большой художественной и эмоциональной силы. В написанной стихами трагедии «Дон Карлос» (1783–87) с еще большей резкостью проявляется «политическая тенденция» Шиллера – разоблачение произвола феодальных правителей и утверждение просвещенческого идеала прекрасного «человека грядущих поколений». Маркиз Поза, стремящийся воспитать дона Карлоса, сына короля Филиппа II, как идеального монарха, который даст свободу Нидерландам, не может спасти своего питомца даже ценой собственной жизни. Свободолюбивые идеи пьесы беспримерны для Германии этой эпохи. Высказанные в форме смелых образов, они составляют своеобразие Шиллера как драматурга:

Нет, для моих священных идеалов

Наш век еще покуда не созрел.

Я гражданин грядущих поколений.

(Перевод М. М. Достоевского)

Образ Великого инквизитора, древнего старца, управляющего самим королем, оставил заметный след в русской литературе, его использовал в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевский, писавший в «Дневнике писателя» за 1876 г. об огромном значении Шиллера для русской культуры. В конце 1780-х гг., на 10 лет оставив занятия драматургией, Шиллер обратился к истории. Его лекции собирали в Йене огромные студенческие аудитории. Шиллер написал исторические труды, в т. ч. «Историю Тридцатилетней войны» (1793), впоследствии давшую обильный материал для его драм. Важным событием в биографии Шиллера было знакомство с И. В. Гете (1788). Став близкими друзьями и оказав друг на друга взаимное влияние, они превратились для позднейшей немецкой культуры в своего рода двойной образ «классического» немецкого поэта. В Веймаре, где они жили, им поставлен двойной памятник. Результатом соревнования поэтов в 1797 г. были баллады: «Перчатка», «Водолаз» («Кубок» в переводе В. А. Жуковского), «Ивиковы журавли», «Поликратов перстень», «Рыцарь Тогенбург» Шиллера относятся к самым знаменитым европейским литературным балладам. В вольных переводах В. А. Жуковского эти произведения Шиллера стали событием и русской литературы. История русских переводов Шиллера огромна, его программные стихотворения «Боги Греции» (1788), «Ода к радости» (1785), «Элевсинский праздник» (1799) переводили лучшие российские поэты. К драматургии Шиллер вернулся в последние годы жизни: трилогия «Валленштейн» (1800), драма «Мария Стюарт» и трагедия «Орлеанская дева» (обе – 1801), трагедии «Мессинская невеста» (1803) и «Вильгельм Телль» (1804). В последние месяцы жизни Шиллер работал над пьесой «Димитрий», сюжетом которой стал эпизод русской истории 16 в. (в обращении к теме самозванства, вероятно, отразились размышления над возвышением Наполеона Бонапарта).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия

Найдено схем по теме ШИЛЛЕР — 0

Найдено научныех статей по теме ШИЛЛЕР — 0

Найдено книг по теме ШИЛЛЕР — 0

Найдено презентаций по теме ШИЛЛЕР — 0

Найдено рефератов по теме ШИЛЛЕР — 0