Шива

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Шива
Шева). См. «Беэршива».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Шива
клятва, союз) (Быт 26.33)-колодец, названный так Исааком в честь договора с Авимелехом. (См. колодец)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Шива
в индуизме и брахманизме один из трех верховных богов (наряду с Брахмой и Вишну). Шива - высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушающие силы в универсуме.

Источник: Исторический словарь

ШИВА
клятва; Быт 26:33) — название колодца в долине Герарской, данное Исааком в память дружеского союза заключенного им на этом месте с Авимелехом. От этого колодца и город получил название Беершива (Вирсавия). см. Беершива.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Шива
один из богов тримурти – индуистской троицы; высший бог для последователей шиваизма, согласно которому во Вселенной нет ничего постоянного, кроме Шивы, уничтожающего и возрождающего все существующее. Шива в начале космического цикла создает Вселенную, а затем ее уничтожает. См. Индуизм, Брахма, Вишну.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ШИВА
один из трех верховных богов, наряду с Брахмой и Вишну в брахманизме и индуизме. По происхождению доарийский бог, «хозяин животных». Изображается в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погруженным в созерцание, также символически в виде линги (фаллическое изображение). Высший бог для последователей шиваизма, согласно которому во Вселенной нет ничего постоянного, кроме Ш., уничтожающего и возрождающего все существующее. Ш. в начале космического цикла создает Вселенную, а затем ее уничтожает.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ШИВА
санскр., букв. - благосклонный, милосердный) - один из гл. богов в индуизме, гл. бог в шиваизме. В основе культа Ш. лежат древнейшие инд. племенные культы плодородия. Но совр. образ III. сложнее. В ряду др. великих богов индуизма Ш. олицетворяет также разрушит, силы природы. При этом он не только каратель за грехи, но и податель благ и защитник, не только разрушитель, но и творец. Символом творч. начала Ш. являются изображения муж. гениталии - линги (фаллоса), к-рые почитаются больше, чем статуи самого Ш. В иконографии Ш. изображается обычно или аскетом, погруженным в созерцание, или в устрашающем виде, часто в священной пляске. Ш. сопутствует культ его жены Дурги (Кали и др. имена).

Г. Ф. Ильин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ШИВА
первая неделя после похорон. Это период глубокого траура. Эту неделю все авелим [длительно скорбящие] обычно проводят в доме одного из них, не выходя оттуда без крайней необходимости. Трижды в день друзья и члены их общины приходят молиться вместе с пребывающими в трауре. Во время молитв мужчины, находящиеся в трауре, произносят каддиш [еврейская молитва, прославляющая святость имени Бога и Его могущества]. Все зеркала в доме покрывают, супружеские отношения запрещены. Пребывающие в трауре не слушают музыку, не надевают кожаной обуви. Днем и ночью горит свеча. В течение этой недели друзья приходят навестить находящихся в трауре, поговорить с ними, выразить им свои соболезнования. Гостям не подается угощение, так как считается неправильным брать что-либо у скорбящего, даже еду. По окончании этой недели они выходят из дома и приступают к своим обычным делам.

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

ШИВА
в индуист. миф. один из верхов. богов, входящий вместе с Брахмой и Вишну в т.н. божеств. триаду (тримурти). В кач-ве самостоят. божества Ш. был включен в пантеон сравнит. поздно (ок. 200 до н.э.), однако истоки его культа уходят в глубокую древность. На печатях, найденных при раскопках городов долины Инда (3 — 2-е тыс. до н.э.), имеется изображ. трехликого и рогатого божества, окружен. зверями, в к-ром можно усмотреть прототип Ш. в его функции «хозяина животных» (Пашупати). Многие атрибуты Ш. были присущи ведийскому Рудре; в дальнейшем один из эфметич. эпитетов Рудры — Ш. стал основным именем бога, и, наоборот, его былое имя Рудра — эпитетом. Ш. — «яростный» (Угра) и «милостивый» (Шамбху), воплощение времени (Кала) и водной стихии (Джаламурти); ему приносят человеч. жерт-вы, и он — истребитель демонов, уничтоживший одной стрелой крепость асуров — Трипуру. Ш. — высшее существо, олицетвор. созидающие и разрушающие силы в универсуме: «Махадева («великий бог»), Махешвара («великий господин»), Бхава («сущее») и т.п. Воплощением космич. энергии Ш., регулирующей мировой порядок, явл. его оргиастич. танец — «тандава», к-рый Ш. в кач-ве Натараджи («царя танца») исполняет вместе со своей женой Деви на теле убитого им асуры Апасмары. В кач-ве «великого аскета» (Махайогина) Ш. изображ. голым, с телом, покрытым золой, со вставшими копной волосами, с серьгами из змей и ожерельем из черепов, сидящим на тигровой шкуре и погруженным в глубокую медитацию. Посредине лба Ш. — третий глаз, к-рый появился у него, когда жена Ш. Парвати, подойдя к нему сзади, закрыла ладонями два др. глаза. Этот глаз Ш. особенно губителен: его пламенем он сжег бога любви Каму, когда тот пытался отвлечь его от аскетич. подвигов. Волосы Ш. украшает серп месяца, и сквозь них протекает р. Ганг, к-рую Ш., когда она падала с неба, подхватил себе на голову, чтобы тяжестью своих вод она не разрушила землю. На мн. изображ. Ш. у него пять (или четыре) лиц и четыре руки. В руках он держит трезубец (тришулу), маленький барабан в форме песочных часов (дамару), боевой топор или дубинку с черепом у основания (кхатвангу), лук (аджагаву), сеть (пашу), антилопу и т.д. Со своей женой, имеющей множество ипостасей (Деви, Парвати, Дурга, Кали, Ума и др.), Ш. живет на вершине Кайласы. У него два сына: бог войны Сканда и предвод. его свиты (ганы) слоноподобный бог Ганеша. Ездовое животное (вахана) Ш. и его постоянный помощник — бык Нандин. В пуранах перечисл. 1008 имен, или эпитетов, Ш. Помимо назван. ранее, среди них наиболее известны: Бхутешвара («господин бхутов»), Вишванатха («владыка всего»), Гангадхара («носящий Гангу»), Гириша («властитель гор») Джатадхара («носящий копну волос)», Ишана («властитель»), Ишвара («господин»), Капаламалин (с «гирляндой из черепов), Махеша («Великий владыка»), Нилакантха («с синей шеей»), Панчанана («пятиликий»), Стхану («твердый»), Трилочана («трехглазый»), Чандрашекхара («увенчанный месяцем»), Хара («уносящий»), Шанкара («благодетельный»).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Похожие термины:

  • Беер-Шива

    Беэр-Шева. Беер-Шива или Вирсавия, т.е. семь колодцев: место, которое получило первое свое название Беер-Шива от того колодца Шива, который выкопали рабы Исаака (Быт. 26:33); второе свое название — от ко