Школа античная

Найдено 1 определение
Школа античная
система начального и среднего образования в древ, мире, имевшая свои специф. особенности в Греции и в Риме. В Греции в VII - VI вв. возникли т. н. «мусические» Ш. - снач. в Афинах, затем в др. городах. Осн. предметами в них были литература и музыка; последней придавалось очень бол. значение. Изучалась также элементарная математика. Начиналась учеба с 7 лет; предпол. с 12 лет к занятиям в мусич. Ш. присоединялись занятия в гимнастической Ш., к-рые с 14 лет становились основными. Завершалась учеба в 16 лет, после чего юноши поступали в гимнасии для совершенствования физ. развития; тем не менее и в гимнасии продолжались занятия музыкой и лит. Ш. были частными. Относительно обучения девочек в мусически-гимнаст. Ш. данных нет. Начиная с периода раннего эллинизма в системе школ, образования произошли изменения. Единая мусически-гимнаст. Ш. распалась на начальную и среднюю. В нач. Ш. мальчики и девочки учились вместе. Эти Ш. оставались частными (кроме Спарты). В них обучали, гл. обр., письму и началам счета. Музыка и спорт занимали в нач. Ш. скромное место. Сред. Ш. возникли на волне просветительского движения софистов и были государственными. В них принимали юношей свободных сословий с 12 - 13 лет, после оконч.1 начал. Ш. или соотв. домашнего образования. Обучение ставило целью всестороннее развитие личности и осуществлялось по принципу обучения «по всему кругу знаний» (enkyklios paideia). Оно охватывало 7 «свободных искусств»: грамматику, диалектику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку, а также занятия спортом. В программу могли входить не все предметы, но грамматика, риторика, музыка и спорт были обязательными. Грамматика включала не только науку о языке, но и изучение лит., гл. обр. поэтов: Гомера, Гесиода, Менандра. Вершиной рред. образования был нач. курс риторики. Изучались речи ораторов (в пер. очередь, Демосфена), теория красноречия, заучивались образцы речей; бол. внимание уделялось декламациям - упражнениям в составлении и произнесении речей на заданную тему. Привитие к.-л. профессиональных навыков в задачи сред, образования не входило. Завершалось оно в 18 лет.
   Особая система школ, образования сложилась в Спарте, где оно полностью субсидировалось и контролировалось гос-вом и где осн. внимание уделялось физ. развитию в ущерб интеллектуальному. В Риме нач. Ш. возникли в III в. до н. э. В них, как и в Греции, обучали совместно девочек и мальчиков, начиная с 7 лет, чтению и письму на лат. яз. и началам арифметики. Возм., были Ш., в к-рых изучали и гр. яз., но достоверных свед. об этом нет. Дети состоятельных родителей нач. образование чаще получали дома. Их обучали снач. гр. яз. с целью овладения разг. практикой еще до 7 лет. Только на сред, ступени обучения у т. н. грамматика начиналось параллельное изучение обоих языков. В целом система сред, образования копировала греческую периода эллинизма, но отличалась от нее двуязычием. По-гр. читали тех же авторов, что и в Греции; по-лат. - «Одиссею» в пер. Ливия Андроника, соч. Энния и Теренция, но уже с к. I в. до н. э. первых двух стали заменять Вергилием, Горацием и др. новыми поэтами. Музыкой и спортом в рим. Ш. не занимались; меньше внимания уделяли и математике. Возраст оканчивающих обучение у грамматика («сред.» Ш.) не был определенным: от 13 - 14 до 17 - 18 лет. Это зависело от способностей ученика и от того, какое нач. образование получил он в семье.
   Рим. система школ, образования в осн. своих чертах сохранилась до конца антич. периода. По ней обучали воспитанников монастырских Ш. в эпоху средневековья, а затем с определенными модификациями и в европейских классич. гимназиях вплоть до нач. XX в.
   Лит.: Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1940; Сергеен-коМ. Е. Жизнь Древнего Рима. М., 1964
   Я.К.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
180.60 кб

Трактовка отношения логического следования в школах поздней античности

Тоноян Лариса Грачиковна
В статье представлены и проанализированы основные современные точки зрения на вопрос о трактовке логического следования в системах стоиков, перипатетиков, неоплатоников.
Читать PDF
472.53 кб

Античная философская школа: социокультурный контекст становления, механизм воспроизводства, основные

Волков Михаил Павлович
Рассматриваются процессы становления и особенности развития античной философской школы как неинституциональной формы бытия интеллектуальной элиты