ШКОЛА ВИЗАНТИЙСКАЯ в IV – VII вв

Найдено 1 определение
ШКОЛА ВИЗАНТИЙСКАЯ в IV – VII вв.
мало чем отличалась от школ эпохи эллинизма и давала светское образование, в основу которого было положено изучение семи свободных искусств (грамматика, риторика, диалектика, геометрия, астрономия, арифметика, музыка). Много внимания уделялось комментированию сочинений античных авторов, заучиванию наизусть отрывков из поэм Гомера, написанных на аттическом языке. Носителями древней античной образованности являлись греки. Первичное обучение в элементарной школе начиналось с 6 – 6 лет и продолжалось три года. Во время урока дети стояли или сидели вокруг учителя – дидаскала (педагога). Начальная византийская школа учила читать, считать, немного писать, а со временем разбираться в Псалтири. Этим и ограничивалось обучение многих ромеев, большинство же населения, особенно в провинции было неграмотным. Публичных государственных школ было мало, существовали платные частные школы и монастырские школы, в которых будущие монахи обучались основным догматам христианского вероучения, моральным нормам и правилам поведения. Те, кто хотел продолжить светское образование, поступали в школу грамматика, а в 16 – 67 лет – в школу ритора, где обучали говорить и писать поаттически на материале трудов античных ораторов, философов (Демосфен, Исократ и др.) и византийских богословов (Василий Великий, Григорий Назианзин, Иоанн Златоуст и др.), составлять политические речи, свадебные стихотворения, импровизации на заданные темы и т. д. Обучение завершалось преподаванием «науки наук» – философии, которую рассматривали как ступень к изучению богословия – «венца и цели всех наук», и истории философии (философские системы Пифагора, Платона, Аристотеля, Эпикура, стоиков, неоплатоников). В Александрии и Антиохии продолжали функционировать школы философии, естественных наук и медицинское училище; в Пергаме, Сардах, Эфесе – философские школы; в Кесарии, Никодимии, Газе – школы ораторского искусства; в Афинах – философская Академия, закрытая императором Юстинианом в 529 г., и школа риторов; в Бейруте – школа права. В качестве учебников использовались труды александрийских («Грамматика» Дионисия Фракийского, II в. до н.э.; «Всеобщее учение об акцентах и количествах» Элия Геродиана, II в. н.э. и др.) и византийских ученых («Каноны» Феодосия Александрийского, V в.; пособия по орфографии Иоанна Филопона, Георгия Хировоска и др.), а также разнообразные лексиконы. В 425 г. в Константинополе по указу императора Феодосия II была основана Магнаврская высшая школа (Auditorium Specialiter nostrum) с кафедрами греческой и латинской грамматики, риторики, философии и права. Преподавательскую работу на греческом и латинском языках вели десять греческих и десять латинских грамматиков, два профессора права, один философ, три латинских и пять греческих риторов. Школа размещалась в экседрах (полукруглый выступ в портике с местами для сидения) на южной стороне Капитолия. В годы правления Юстиниана I (527 – 565) многие «эллинские» философы, риторы, грамматики, правоведы, медики, работавшие в Константинополе, были подвергнуты преследованию, а их книги сожжены. С распространением христианства стали возникать богословские школы, училища и академии в Александрии, Антиохии, Эдессе (закрыта в 489 г. в связи с распространением в ней несторианского учения), Нисибисе, палестинской Кесарии, Эфесе и других византийских городах. В них изучались и комментировались Писания, труды раннехристианских авторов; преподавались наряду с теологическими предметами (экзегеза – объяснение и толкование библейских текстов; гомилетика, излагающая правила церковного красноречия или проповедничества; литургика, рассматривающая составные части церковного богослужения, историю его происхождения и развития; апологетика [греч. отповедь] – полемическая церковная наука, объясняющая неверность того или иного учения, противостоящего христианству; богословие и др.), грамматика, риторика и философия. В конце V в. был составлен устав, регулировавший систему обучения и распорядок жизни студентов. В VII – XII вв. изменилось содержание элементарного образования: стало обязательным изучение Священного писания, житий святых и трудов отцов церкви. Школы философов и риторов остались только в Константинополе. В IX в. кесарь Варда (855 – 566) основал «школу математических наук», расположенную в Магнаврском зале Большого императорского дворца и просуществовавшую до X в. Лев Математик преподавал в ней философию, его ученик Феодор – геометрию, Феодосий – астрономию, Коммитас (комментатор и издатель Гомера) – поэтику. Ок. 1045 г. на базе Магнаврской школы по указу Константина IX был основан Магнаврский университет с двумя факультетами – философским и юридическим, – подразделявшимися на более мелкие объединения. Философский факультет, расположенный в портике Ахилла рядом с Августеоном, возглавил Михаил Пселл, юридический, помещавшийся в здании монастыря св. Георгия, – Иоанн Мавропод. Преподаватели избирались собранием корпорации тавулляриев и утверждались эпархом; назначениями глав факультетов ведал сам император. Особо отличившихся в науках студентов совет преподавателей назначал учителями в соответствующем отделении. Магнаврский университет, готовивший образованных чиновников, военачальников, дипломатов, просуществовал до 1204 г. и считался одним из крупнейших центров образования наряду с Парижем и Багдадом. В конце XI в. при Алексее I Комнином в Константинополе была открыта высшая духовная школа при патриархии. Она располагалась в сиротском доме при церкви св. Петра. В патриаршей школе, в которой основным предметом была теология, обучали наукам детей духовного звания. В XI – XII вв. стали появляться высшие школы в Фессалониках и других городах. В палеологовскую эпоху возрождение высшего образования было связано с частной школой Максима Плануда, который после 1283 г. принял постриг, посвятив себя преподаванию и наукам. Как полагают, школа находилась в монастыре Хора. Большое внимание в ней уделялось математическим дисциплинам, которым обучал Мануил Вриенний, риторике (Иоанн Глика), географии и медицине. Никифор Григора преподавал предметы квадривиума. В 1328 г. после опалы Феодора Метохита школа была закрыта. Курс высшего образования можно было получить в школе Феодора Иртакина (начало XIV в.), Мануила Мосхопула и др. Императорская высшая школа после судебной реформы Андроника III (1328 – 8341) находилась под надзором одного из четырех вселенских судей – Георгия Схолария, смененного после Флорентийского собора Иоанном Аргиропулом. В начале XV в. императорскую высшую школу возглавил Георгий Куртесис. Медицине обучали в специальных школах при больницах. Возобновление в столице духовного образования было связано с деятельностью патриарха Германа. В 1266 г. вновь была открыта патриаршая школа. С середины XIV в. ее возглавил автор «Астрономического трехкнижия» Феодор Мелитениот, в начале XV в. – Иосиф Вриенний, которого сменил Никифор Каллист Ксанфопул. Последним главой патриаршей школы был Матфей Камариот, преподававший в ней и после крушения Византии в 1453 г. С конца XIII в. высшее образование распространилось в провинции (Фессалоника, Мистра, Трапезунд и др.), где преподавали ученые, прошедшие курс наук в Константинополе (Иоанн Педиасим в Фессалонике, Константин Лукит в Трапезунде и др.). С конца XIV в. в Константинополь стали приезжать итальянцы для изучения греческого языка и литературы (школа Мануила Хрисолора).

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012