Шмаков, Андрей ВячеславовичШмаков, Иван Александрович

Шмаков, Владимир

Найдено 1 определение:

Шмаков, Владимир

(?—1929) — философ-мистик конца XIX — начала XX в. Глава Моск. школы розенкрейцеров в первой пол. 20-х гг., собравшей вокруг себя представителей самых разных мистических направлений. Биографические данные Ш. черезвычайно скудны, а филос. концепция еще не исследована. Известно, что Ш. эмигрировал из России в 1924 вместе с семьей в Германию, затем в Прагу, а оттуда в Аргентину, где и закончился его жизненный путь. Ш. создал собственную концепцию эзотерической филос., назвав ее "пневматологией". В ней делается попытка синтеза, теософская по своему существу, филос., науки, каббалы, религии и архаического мифопоэтического знания. Ш. выступает также в качестве культуролога, исследует "аполлоническое" и "дионисийское" начала греч., а потом и европ. культуры, предполагая, что трагизм и противоречивая неразрешенность двух начал была снята только учением христианства. Предмет пневматоло-гии — эмпирич. и трансцендентная реальность, данная как "теор. механика становления духа". Однако Ш. не склонен следовать за гегелевской филос. в силу объективированности идеи безличного Абсолюта, в то время как в действительности объективируется человеч. сознание. Тем не менее влияние метода Гегеля очень сильно и выражается в диалектич. подходе к категориям сознания, в триадичности процессов бытия и форм сознания. Так, "общая пневматология" включает в себя "статику" — учение о категориях "воля—дух-разум", "материя—форма—энергия" и "кинематику" — учение о связи эмпирич. процессов сознания с диалектич. процессами — онтологией, идеологией, этикой, социологией, физиологией, символизмом (Ш. дает своеобразную классификацию наук). Учение о бытии несет отпечаток влияний Шопенгауэра и В л. Соловьева. Бытие трагично, жизнь всего существующего суть реальное творч. Бытие структурировано на феноменальное и ноуменальное в соответствии с принципом "синархии". "Синархия" выражает диалектику всеединства трансцендентного (Духа) и всеобщую иерархичность бытия. Бытие также экзистенциально и сочетается с мистической тайной становления человеч. индивидуальности. Сравнивая "Пневматологию" с известными концепциями бытия, Ш. подвергает критике материализм, крититическую филос. и метафизику на том основании, что в них не устанавливается единство космич. и человеч. эволюции. Иными словами, называя метод своей филос. космогоническим, Ш. примыкает к традиции рус. космизма. Природа человека, по Ш., двояка — он и "Творец", и "Творение". Проекция феноменального мира в сознании человека дает представление о "скорлупах" вещей, проекция ноуменального—картину гармонии. "Истинное мышление есть сопереживание с реальностями их истинного самодовлеющего ноуменального бытия". Истины эзотерической филос., по Ш., принадлежат всему человечеству и вневременны.

Соч.: Основы пневматологии. Система эзотерической философии. Кн. 1—2. М., 1922; Закон Синархии и учение о двойственной иерархии монад и множеств. Киев, 1994 (переизд. 1922); Священная книга Тота. Великие Арканы ТАРО. Абсолютные начала синтетической философии эзотеризма. Киев, 1994 (переизд. 1922)

.

Е.В.Зорина

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Найдено схем по теме Шмаков, Владимир — 0

Найдено научныех статей по теме Шмаков, Владимир — 0

Найдено книг по теме Шмаков, Владимир — 0

Найдено презентаций по теме Шмаков, Владимир — 0

Найдено рефератов по теме Шмаков, Владимир — 0