Шмит, Федор Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Шмит Федор Иванович
(Карл-Эрнест) (1877–1937) - историк искусства, академик АН УССР (1921). В 1900 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, работал там же. В 1912–1920 возглавлял кафедру теории и истории искусства историко-филологического факультета Харьк. университета (с 1912 - профессор). Заведовал университетским музеем изящных искусств и древностей, потом всеми харьк.и музеями в качестве председателя музейной секции Харьк. губернского комитета охраны памятников искусства и старины, участвовал в организации художественного музея в Х-ве. Одновременно преподавал на Высших женских курсах и в Высшем художественном училище. Читал лекции по истории искусства народов Древнего Востока, Балканских стран, истории византийского и христианского искусств. В Харьк. период своей деятельности создал теорию циклического развития искусства. Исследовал психологию изобразительного искусства, музееведение, историю искусства Украины, проблемы охраны памятников искусства и старины, истории материальной культуры и археологии. Среди его учеников С.А. Таранушенко, Д.П. Гордеев, С.А. Никольская и др. В 1921 заведовал музеем детского творчества. В 1921–1924 работал в Киеве: председатель археологической комиссии и археологического комитета АН УССР, директор Киевского археологического института. В 1924–1930 - директор Российского института истории искусств в Ленинграде. Исследовал памятники архитектуры и живописи Византии, Балканских стран, Ближнего Востока, Украины. Автор книги «Искусство старой Руси-Украины» (К.,1918) и др. В 1933 был арестован и осужден (отбывал наказание в Казахстане и Узбекистане). В 1934 - вторично арестован в Ташкенте и расстрелян. Реабилитирован посмертно.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

Шмит, Федор Иванович

(род. 1877) — искусствовед, академик ВУАН, действительный член ряда советских и иностранных научно-исследовательских ин-тов, проф. ЛГУ, автор многих трудов по различным вопросам археологии и искусствознания. После Октябрьской революции Ш. пытается найти точки соприкосновения с марксистским пониманием развития искусства, но не преодолевает формалистического наследия. Так, полемизируя против положения Ф. Энгельса относительно решающей в конечном счете роли экономики для развития идеологии, он, отстаивая принцип имманентности развития искусства, говорит: "Если экономический фактор... первенствует и, развиваясь, увлекает за собой идеологии и определяет их движение, то самостоятельной истории искусства вообще не существует". Оспаривая марксистское определение искусства как идеологической категории, он утверждает, что в "формуле исторического материализма искусство ошибочно включено в надстройки". "В живом искусстве базис и надстройка нераздельно сливаются в одно целое". При изучении и анализе художественных явлений он полагает необходимым сотрудничество формалистов и социологов, т. е. узаконяет методологически неправильный дуалистический разрыв в исследовательской работе. Заключая все развитие искусства в условную схему из б этапов, графически представляемую шестигранником, он полагает, что историческое развитие совершается циклически и что каждый последующий исторический период (цикл) развития воссоздает, хотя и на несколько иной основе, круговорот (цикл) формально стилевого развития, присущего предшествующему периоду. Фриче, давая критический анализ теории Шмита, удачно назвал ее "арифметической".


Гл. труды Ш.: Искусство (Основные проблемы теории и истории), Л., 1925: Проблемы методологии искусствоведения, Л., 1926 (отд. оттиск из сборника к-та социология, изучения искусства ГИИИ): Предмет и границы социологического искусствоведения, Л., 1927 (2 изд., Л., 1928).





Шмит, Федор Иванович


(1877—1942) — искусствовед, спец. по методологии и социол. искусства. Работал в ряде ин-тов Европы. С 1912 заведовал в Харьковском ун-те кафедрой всеобщей истории и теории искусств, преподавал на Высших женских курсах. С 1921 — акад. АН Украины. В 1922 возглавлял НИИ искусствоведения и являлся ректором Археологии, ин-та в Киеве. С сентября 1924 — проф. 1-го МГУ, с декабря 1924 — директор Росс. ин-та истории искусства. Действ. чл. Росс. академии художеств. наук в Москве и Росс. академии истории материальной культуры в Ленинграде.



Соч.: Законы истории. Харьков, 1915; Искусство — его психология, его стилистика, его эволюция. Харьков, 1919; Диалектика развития искусства // ПЗМ. 1924. № 12; Искусство (основные проблемы теории и истории). Л., 1925; Проблемы методологии искусствоведения. Л., 1927 (2-е изд. — 1928); Предмет и границы социологического искусства // ПЗМ. 1928. № 12.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
250.78 кб

Федор Иванович Шмит и сборник «Музеи: международное исследование по вопросу реформы публичных галере

Ананьев Виталий Геннадьевич
Статья посвящена малоизвестной работе выдающегося отечественного музеолога Федора Ивановича Шмита «Музеи Союза Советских Социалистических Республик», опубликованной в 1931 г. в Париже. Статья была включена в сборник «Музеи.
Читать PDF
363.32 кб

Л. А. Сыченкова. Федор Иванович Шмит: культурноисторическое прочтение биографии и его теории цикличе

Кулешова О. В.