Схоластика

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Схоластика
тип религиозной философии, характеризующейся соединением теологических предпосылок и догм с рационалистической методикой и формальной логикой.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

СХОЛАСТИКА
школа — средневековая философия в Европе XI—XIV вв., стремившаяся дать теоретическое обоснование религиозному мировоззрению. Отличалась бесплодными логическими ухищрениями и беспредметными рассуждениями. Характерен авторитаризм мышления, исходящий из непреложных истин откровения и выдвигающий на первое место авторитет священного Писания, творения отцов церкви. В широком значении С. — бесплодное умствование, формальные знания, оторванные от жизни и практики, начетничество.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Схоластика
Схоластика (scholasticism), традиционная система обучения в ср.-век. "школах", процветавшая в 12- 13 вв. В ее основе лежал особый способ филос. и теологического поиска истины, состоявший в том, чтобы глубже познать христ. доктрину путем логики и рассуждений. В развитии схоластической мысли осн. роль сыграли работы Аристотеля (переведенные с греч. на латынь Боэцием) и св. Августина. Схоласты не всегда сходились в вопросах теологии. Фома Аквин-ский и Дунс Скот толковали Священное писание по-разному. Упадок С. наступил в последний период Средних веков. В 14 в. работы Уильяма Оккама развенчали доктрину С., показав содержащиеся в нем противоречия, разрушающие гармонию веры и разума.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

СХОЛАСТИКА
(лат. schola – школа) – религиозная философия, смысл которой заключался в теоретическом обосновании христианского вероучения методом обсуждения проблем логическим анализом высказываний авторитетов в области теологии, философии и логики. Многие методы схоластики были разработаны римским философом Боэцием (480–525). Его называют «отцом схоластики». На базе трудов Боэция по логике строилась схоластическая философия. Крупным теологом-схоластом был Фома Аквинский (1225– 1274). Его главный труд «Сумма богословия» в церковно-религиозном сознании отразил философские вопросы познания. В эпоху схоластики была разработана научная и богословская терминология, определены содержание и методы средневекового образования. Схоластика – вся средневековая университетская наука.

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

СХОЛАСТИКА
лат. scholastica, от греч. sxolastixos - ученый, sxoln - ученая беседа, школа) - официальная христианская философия средневековья. В противоположность мистике, С. видела путь постижения бога и религиозных догматов в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. Если патристич. период (особенно до сер. 5 в.) был периодом оживленного творчества, выработки основных догматов на базе священного писания и антич. филос. мысли, то схоластич. период - время систематизации на базе патристики при чрезвычайно ограниченном количестве доступных антич. авторов (вначале Платон, преим. опосредствованный Августином, затем Аристотель). Систематизация, классификация, выработка иерархии понятий составляли гл. предмет С. с ее тягой к "Суммам", стремлением дать систему мироздания и миропонимания, зиждившуюся на едином принципе. Принцип этот дан в откровении, хотя С. все время стремится к рациональной теологии (вроде попыток доказательства бытия божия Ансельмом Кентерберийским). На Востоке непосредств. предшественником С. был Иоанн Дамаскин (8 в.) - автор "Источника знания", первой ср.-век. "Суммы". На Западе у порога С. стоит Иоанн Скот Эриугена (9 в.), но и он скорее принадлежит концу предыдущего периода. Настоящая С. начинается с 11 в. как на Западе (Росцелин, Абеляр и др.), так и на Востоке, где в какой-то мере сюда можно отнести рационалистическое направление византийской философии: Михаил Пселл, Иоанн Итал и особенно Евстратий Никейский и Сотирих Пантевген. Стремление обосновать христианскую теологию обусловило развитие рационалистич. и материалистич. тенденций, особенно у наиболее радикальных представителей С. Один из них Абеляр выразил рационалистич. установку С. в словах: "понимать, чтобы верить" и заявлял, что не может верить в то, чего предварительно не уяснил рассудком. К этой же позиции приближались и такие схоластики, как Аделард Батский (ум. 1110), Гильом из Конша, Жильбер Порретанский, Беренгар Турский (ум. 1167), Иоанн Солсберийский и др.

С. не представляла единого течения. В ее истории большую роль сыграл спор о природе "общих понятий" ("универсалий") и их отношении к единичным вещам. В этом споре, разделившем всех схоластиков на реалистов, признававших первичность универсалий по отношению к единичным вещам, и номиналистов, рассматривавших общие понятия как нечто вторичное и производное по отношению к единичным вещам, в своеобразной форме нашел свое выражение осн. вопрос философии - об отношении мышления к бытию. К числу ранних схоластиков-реалистов принадлежали Петр Дамиани (1007-72), выдвинувший формулу, ставшую теоретич. стержнем С., - "философия - служанка богословия", Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо (ум. 1121) и др.; к числу номиналистов - Беренгар Турский, Росцелин, Абеляр, Иоанн Солсберийский. Во 2-й пол. 12 в. С., пользуясь методом диалектики, рассматривавшейся как одно из т. н. семи свободных искусств, открыла нек-рые возможности для развития логики и естествознания. Стремясь, однако, не допустить развития этих тенденций в ущерб церкви и христианскому богословию, С. в 13 в. подвергла обработке в христ.-католич. духе Аристотеля (переводы трудов к-рого на лат. яз. стали появляться со 2-й пол. 12 в.). Эта обработка Аристотеля связана с именами Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и их учеников и последователей (Вильем из Мербеке (ум. 1286), Петр Испанский (ок. 1224-77)). Подвергая идеи Аристотеля "христианизации", они из учения его "...сделали мертвую схоластику, выбросив все поиски, колебания, приемы постановки вопросов" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 326 (т. 38, с. 366)). С помощью понятий филос. учения Аристотеля это направление С. в своем истолковании христианского вероучения пыталось согласовать веру с разумом, откровение со знанием, Библию с науч. данными. Несколько иначе - более умозрительно и с пренебрежением к чувственному опыту - эту задачу решали "августинисты", опиравшиеся на произведения Августина, а через него - на платоновскую традицию. Наиболее значительные из них: Александр из Гэльса (1170 или 1180-1245), Джованни Фиданца Бонавентура (1221-74) и др. Борьба аристотеликов и августинистов к нач. 14 в. трансформировалась в борьбу сторонников Фомы Аквинского ("томистов", концентрировавшихся гл. образом в доминиканском ордене) и сторонников Иоанна Дунса Скота ("скотистов", связанных преим. с францисканским орденом). В этот период ортодоксальная С. завоевывает монопольные позиции в большинстве ун-тов Зап. Европы, откуда, пользуясь поддержкой гос. власти и церкви, ее представители вытеснили своих противников, тех, кто искал путей к рационалистич. и опытному знанию (Сигер Брабантский, Роджер Бэкон и др.). Схоластики-номиналисты 14 в. (Оккам, Жан Буридан, Николай из Отрекура, Николай Орем и др.) отошли от теологич. проблематики, подчеркивали автономное положение философии и науки по отношению к вере и обратились к естеств.-науч. исследованиям. Но это направление не получило в это время достаточного развития, а ортодоксальная С. все больше укреплялась на позициях Фомы Аквинского. К эпохе Возрождения С. постепенно утрачивает нек-рые прогрессивные черты, к-рые были ей свойственны в раннем периоде, становится тормозом умств. развития, насаждая и поддерживая оторванные от жизни, чисто формальные положения, санкционированные церковью. С развитием гор. культуры, зарождением буржуазии и падением авторитета церкви в ряде стран развернулась борьба против С. Против господства С. в умств. жизни выступили гуманисты, отвергая богословское содержание С, ее мертвящий формализм и схематизм, оторванность от жизни. В 16 в. с утверждением контрреформации томизм сделался философ. основой католицизма. Ср.-век. С. приспособлялась (гл. обр. усилиями иезуитов - Суареса и др.) к новым условиям ("вторая С", неосхоластика); основу протестантской неосхоластики составило учение Ф. Меланхтона. Господствуя в большинстве европ. университетов, С. оставалась офиц. философией ряда европ. феод. и полуфеод. стран до 17-18 вв. (до эпохи Просвещения). Возникновение и развитие опытного естествознания и связанного с ним материализма 17-18 вв. принесли поражение С. Новой формой С. стал в 19 в. неотомизм.

Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. средневековой философии, М., 1957; Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, пер. с нем., М., 1962; Маковельский А. О., История логики, М., 1967; Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней гор. культуры по Франции, М., 1953; Рамм Б. Я., Гильом Коншский, в кн.: Франц. ежегодник, 1959, М., 1961; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, Tl 2, В., 1928; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1-2, В., 1957; Mohr H., Der Kampf gegen Kirche und Scholastik, в кн.: Ost und West in der Geschichte des Denkens und der kulturellen Beziehungen (Festschrift f?r E. Winter), В., 1967, S. 45-58; Crewdson Thomas E., History of the schoolmen, L., 1941.

Б. Я. Рамм. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
138.79 кб

Постсредневековая схоластика как вариант философской парадигмы Нового времени

Савинов Родион Валентинович
В статье рассматривается схоластическая философия периода раннего Нового времени. Отмечаются основные тенденции развития этого направления, ключевые представители и течения.
Читать PDF
312.16 кб

Мартин Лютер и средневековая схоластика: Pro et contra

Душин Олег Эрнестович
В статье рассматривается проблема отношения Мартина Лютера как родоначальника Реформации к наследию средневековой схоластики на примере его подходов к позднесредневековому номинализму, учению Фомы Аквинского и идеям Аристотеля.
Читать PDF
843.44 кб

Введение в философию Контрреформации: иезуиты и вторая схоластика

Д. В. Шмонин
Читать PDF
403.05 кб

Интерпретация библейских и святоотеческих текстов в латинской схоластике (на примере проповедей Фомы

Братухин Александр Юрьевич, Братухина Людмила Викторовна
В статье рассматриваются попытки Фомы Аквинского использовать библейские и святоотеческие цитаты для обоснования излагаемого им учения.
Читать PDF
1.52 мб

Язык неочевидного. Учения о знаках в схоластике XVII В. (А. Л. Доброхотов)

Вдовина Г. В.
Читать PDF
291.99 кб

Владимир Соловьев: христианская ревизия «Схоластики» позитивизма

Рашковский Е. Б.
Читать PDF
741.50 кб

С ТРИВИАЛЬНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ (критика схоластики с позиций схоластики)

Е. Н. Лисанюк
Читать PDF
371.51 кб

Греческая онтология и схоластическая аналогия сущего

Лошаков Руслан Анатольевич
Читать PDF
119.29 кб

Социокультурный подтекст проблемы универсалий в средневековой схоластике

Яворский Дмитрий Ромуальдович
Дана интерпретация полемики между номиналистами и реалистами, чтобы попытаться ответить на вопросы: какими причинами, лежащими за пределами философского дискурса, была вызвана эта полемика, чем объясняется ее ход и результаты.
Читать PDF
197.52 кб

Может ли знак означать сам себя? Об одной семиотической проблеме в схоластике XVII в

Вдовина Галина Владимировна
Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 06-0300486а
Читать PDF
143.70 кб

Понимание любви в трактате Маргериты пореты «Зерцало простых душ» и в схоластике Фомы Аквинского

Стенина Дарья Семеновна
В статье представлен сравнительный анализ концепций любви двух средневековых авторов XIII в. Маргериты Порете и Фомы Аквинского. Открытие во второй половине XX в.
Читать PDF
123.65 кб

Проблема систематизации в протестантской схоластике

Савинов Родион Валентинович
В статье предлагается модель феномена «протестантской схоластики», разработанная на основе описания схоластического метода систематизации.
Читать PDF
617.26 кб

Проблема психофизического дуализма в философии Рене Декарта и схоластическая традиция

Антон Чикин
Читать PDF
402.00 кб

"СХОЛАСТИЧЕСКИЙ ЭТЮД" (ИСПОЛНЯЕТСЯ НА ХРИПЛОМ СТРУННОМ ИНСТРУМЕНТЕ. СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ГОСУДАРЯ-ИМПЕРАТО

Пивоваров Юрий Сергеевич -
Читать PDF
986.47 кб

Курс истории философии. Схоластический период. Предисловие и подготвка к публикации Корнилова А. П.

Владиславлев М. И.

Похожие термины:

  • Евагрий Схоластик

    византийский историк и богослов VI в. Родился в 535 или 536 гг., умер в конце VI в. Выходец из семьи богатых сирийских христиан, жил, занимался юридической практикой и богословием в Антиохии. Евагрий был а
  • Сократ Схоластик

    ок. 380 – ок. 450 гг. н. э., греческий историк. Родился в Константинополе, учился у языческих грамматиков Гелладия и Аммония из Александрии. По-видимому, был ритором и адвокатом. Совершал многочисленные