ШОЛОХОВ Михаил Александрович

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Шолохов Михаил Александрович
(1905-1984) – русский советский писатель. Один из крупнейших писателей XX века. Секретарь Союза писателей, лауреат Сталинской премии, создатель эпопеи «Тихий Дон», книг «Поднятая целина», « Они сражались за Родину», «Судьба человека» и др.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

ШОЛОХОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
(1905-1984), советский писатель. Родился в семье донского казака в станице Вешенской. Работал учителем, журналистом. В 1926 г. опубликовал «Донские рассказы». Позже написал роман «Тихий Дон» о судьбе казачества в годы РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ и гражданской войны. Это роман был признан в СССР шедевром СОЦИАЛ ИСТИЧЕ-СКОГО РЕАЛИЗМА. Позже Ш. написал роман «Поднятая целина» о КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ сельского хозяйства на Дону. Он, таким образом, создал художественную картину жизни казачества на протяжении целой эпохи. Удостоен Нобелевской премии по литературе в 1965 г.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

ШОЛОХОВ Михаил Александрович
(1905-1984) с 1923 печатался как фельетонист. В войну военный корр. газ. "Правда" и Совинформбюро. Писатель, академик (1939), дважды Герой Соц. Труда (1967, 1980). Член ВКП(б) с 1932. Участник гражд. войны, в 1920-22 служил в продотряде. В 1922 приехал в Москву, был рабочим, делопроизводителем, В 1925 вернулся на Дон, позднее постоянно жил в станице Вешенской. С 1934 член правления СП СССР. Выступал за жесткую парт. линию в лит-ре и обществ. жизни, на XXIII съезде КПСС (1966) обрушился на сторонников демократических перемен в стране и лит. жизни. Сб. "Донские рассказы" (1926, 1931), романы "Тихий Дон»(1928-40), "Поднятая целина»(1938-59), «Они сражались за Родину» (1969, не окончен), рассказ «Судьба человека» (1956) и др. произв. Лауреат Ст. (1941) и Лен. (1960) пр. Лауреат Нобелевской премии (1965). Обвинялся в присвоении рукописи писателя Ф.Д.Крюкова, якобы послужившей ему основой для "Тихого Дона".
 

Источник: Российские журналисты. 1000 ориентиров профессионального мастерства

ШОЛОХОВ Михаил Александрович
(1905—84), выдающийся русский советский писатель, дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980), академик АН СССР (1939). Член КПСС с 1932. В годы Вел. Отеч. войны военный корреспондент «Правды», автор очерков, статей, рассказов о подвиге советских людей в войне: «На Дону», «На Юге», «Казаки», глав из романа «Они сражались за Родину» (1943—44). Широкую известность приобрел рассказ Ш. «Наука ненависти» (1942), разоблачающий античеловеческую сущность фашизма. Пламенное слово Ш. вдохновляло советский народ на битву с ненавистным врагом, укрепляло веру в победу над ним. Роман «Они сражались за Родину», рассказ «Судьба человека», другие произведения Ш. с покоряющей художественной силой воспели подвиг советского солдата, воина-патриота, впечатляюще показали духовную силу и стойкость советского человека. Член ЦК КПСС с 1961. Депутат Верховного Совета СССР 1 — 10-го созывов. Государственная премия СССР (1941), Ленинская премия (1960), Нобелевская премия (1965).

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

ШОЛОХОВ Михаил Александрович
(1905—1984) — российский, советский писатель, академик АН СССР (1939), Герой Социалистического Труда(1967, 1980), лауреат Сталинской премии (1941), Ленинской премии (1960) и Нобелевской премии по литературе (1965). Участвовал в Гражданской войне в России в 1918—1922 гг. В 1923 г. начал публиковать в газетах и журналах рассказы, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (оба — 1926). Создал два эпических романа «Тихий Дон» (кн. 1—4, 1928—1940) и «Поднятая целина» (кн. 1 - 2 , 1932-1960). В период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. публиковал в периодической печати и отдельными сборниками очерки «Дону», «На юге», «Казаки» и др. Широкую известность приобрел его рассказ «Наука ненависти» (1942). В 1943—1944 гг. в газетах «Правда» и «Красная Звезда» начал печатать главы из неоконченного романа «Они сражались за Родину» (новый вариант — 1969) о подвиге народа в Отечественной войне. Эту же тему развил в рассказе «Судьба человека» (1956—1957). В СССР был признанным мастером социалистического реализма. Его произведения были переведены на все языки народов СССР и на многие иностранные языки.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ШОЛОХОВ Михаил Александрович
(11.5.1905–21.2.1984), писатель, лауреат Сталинской премии (1941), дважды Герой Соц. Труда (23.2.1967, 23.5.1980), полковой комиссар, полк., академик АН СССР (с 28.1.1939). Сын крестьянина. Во время Гражд. войны служил в продотрядах, участвовал в карательных экспедициях и реквизициях. После войны работал маляром, грузчиком. В 1926 выпустил сб. «Донские рассказы». Его роман «Тихий Дон» (книги 1–4, 1928–40) был признан выдающимся произведением современности. С 1932 чл. ВКП(б). В 1932 написал 1?ю часть романа «Поднятая целина» (2?я часть была им написана лишь к 1960), где показал борьбу коммунистов с кулаками и «подкулачниками» за сталинскую коллективизацию. Ш. стал широко известным писателем, получив от И.В. Сталина все блага – он жил в роскоши в своей станице Вешенской, имел большую квартиру в Москве, личный самолет, стадо скота. С 1934 чл. правления Союза писателей СССР. Авторство Ш. «Тихого Дона» долгое время оспаривалось, утверждалось, что настоящий автор – каз. офицер или писатель Федор Крюков. В пользу этого говорит и то, что первая часть романа была опубликована, когда Ш. был совсем молодым писателем, а также то, что он никогда не смог написать ничего лучше. История эта продолжается до сих пор, хотя в последнее время все больше начинают признавать авторство романа за Ш. Во время Вел. Отеч. войны военкор «Правды», «Известий», «Красной звезды» на Зап. направлении, Юж., Юго?Зап., Зап., Сталинградском, 3?м Белорус. фронтах. Опубл. много очерков, рассказов, репортажей, в т. ч. «На Дону», «По пути к фронту», «Люди Красной Армии», «Военнопленные», «На Смоленском направлении» (все – 1941), «На Юге», «Наука ненависти» (оба – 1942), «Письмо американским друзьям» (1943) и др. В 1943–44 в «Правде» печатались главы из романа «Они сражались за Родину» (новый вариант – 1969). С 1961 чл. ЦК КПСС. Всегда выступал с ультракоммунистических позиций, активно участвовал в травле Б.Л. Пастернака, а в 1965 требовал смертной казни для А. Синявского и Ю. Даниэля. В 1960 получил Ленинскую премию. В 1965 за роман «Тихий Дон» – Нобелевскую премию по литературе.
Жена (с 1924) – Мария Петровна Громославская (8.2.1902–25.1.1992), дочь станичного атамана, была ред. изд?ва «Моск. рабочий», затем личным секр. Ш.

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

ШОЛОХОВ Михаил Александрович
советский писатель, автор романов на темы взятые из казачьей жизни. Коренной житель Дона, Ш. по природному отцу считается Казаком, а по отчиму, фамилию которого носит - иногородний; мать - Украинка, После торжества на Дону соввласти, заявил себя ее сторонником и добровольно служил в отрядах, насильно отбиравших от Казаков продовольствие.
Быт станиц и казачий язык Ш. знал в совершенстве, а обладая тяготением к творческой работе и крупным литературным талантом, создал блестящий роман "Тихий Дон"г эпическое произведение, осветившее жизнь Казаков, их участие в Первой Мировой войне и борьбу против внедрения на казачьей земле советской власти. Благодаря своей красочности и несмотря на некоторые отклонения от советской идеология, роман несколько раз переиздавался в СССР. Переведен также на многие иностранные языки.
Ш. писал о Казаках, противниках той власти, которой служил сам; он писал в эпоху, когда еще не остыли революционные страсти и все же злобы против Казаков в его романе не чувствуется. Как раз наоборот, "Тихий Дон" даже вызвал симпатии посторонних читателей к этому непреклонному и непокорному народу.
"И обо всем этом рассказано на том же самом языке, на котором говорят эти простые, несчастные и прекрасные люди, но только на языке пропущенном сквозь "магический кристалл" необыкновенного таланта художника. Ничего не потеряв из своего самобытного очарования, этот язык, и как бы очистился, и как бы сгустился и стал прозрачным. Все это написано теми же красками, которыми донская степь встречает весну, лето" осень и зиму, утро и вечер, восход, и закат солнца, которыми играет она и в часы безмятежного безмолвия и в часы грозы: в красках жизни и в красках трепещущего сердца художника, вобравшего в себя и озарившего изнутри эти краски особенным светом радостности". Так пишет один из советских критиков (А. Калинин) в послесловии к четвертому тому "Тихого Дона". Дальше он говорит, что и теперь, после всего пережитого за последние пол века, "не поблекла, не заволоклась туманом забвения, а наоборот, выступила еще ярче, осеяная заревами революции эпохи, могучая живопись народной жизни на полотнах "Тихого Дона".
В 1965 г. Ш. получил за него Нобелевскую премию.
Но, к сожалению, этому роману Ш. отдал все свои творческие силы. Из под его пера после этого не вышло ничего достойного, внимания. Крупный талант, в этом случае, не сочетался с большой духовной мощью. Опьяненный успехами и похвалами, Ш. взял курс на "твердокаменную" партийность и за блага, ему предо­ставленные, стал низко кланяться в сторону компартии и власть имущих, оплачивая произведениями в "выдержанном идеологическом духе".
Ортодоксальный коммунизм в нем, как и в других художниках, оказался несовместим со свободным творчеством. Следующий роман "Поднятая Целина" не нашел положительной оценки даже в Кремле. Эмигрантская печать сообщила, что творчество Шолохова стало не по нутру и Сталину. "При его способностях, Шолохов мог написать шире и лучше, - сказал Сталин в частной беседе А. Н, Толстому. - Главный недостаток "Поднятой Целины" да и, вообще, произведений Шолохова тот, что отрицательные типы у него слишком ярки - ярче положительных, К тому же у него преувеличенное любование всем казацким... И довольно однообразная тематика". Конечно, у Сталина оценка положительных и отрицательных типов иная, чем у Казаков.
Сталинская линия одолела. Все, что после писалось, перерабатывалось и переделывалось, соответствовало требованиям "социального заказа"; все это выглядят бесплодными потугами, пошловатой посредственностью. К тому же Ш. опорочил свое имя и лицо художника неоднократными и грубыми выпадами с трибун по адресу коллег - писателей, выступавших в защиту высоких идеалов свободного творчества.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Шолохов, Михаил Александрович

(р. 1905) — современный писатель. Литературную деятельность начал в 1924. В центре творческого внимания Ш. — донское казачество. Уже в первых рассказах Шолохова казачество выступает свободным от фальшивого ухарства и романтической героики, которыми наделяли его в своих произведениях писатели прошлого. Ш. дает социальную характеристику казачества, подчеркивая его классовую дифференциацию. Так, в рассказах "Семейный человек", "Червоточина" и др. Ш. рисует возникающую на почве классового конфликта борьбу отцов и детей. В ряде рассказов ("Шибанцево семя", "Жеребенок" и др.) Шолохов показывает, какой силы достигает классовая борьба в среде казачества и как устойчивость реакционного семейно-бытового уклада придает этой борьбе особо резкие формы.


После реалистических рассказов, рисующих отдельные стороны жизни и быта казачества, Шолохов выступил с большим романом "Тихий Дон" (3 книги, вышедшие в 1928—33), который получил широкую известность. Опубликованные части романа (1—6) охватывают период от 1912 до 1919; в них представлены различные социальные прослойки донского казачества, действовавшие в годы империалистской войны и пролетарской революции. Шолохов дает яркие реалистические образы донских казаков-середняков и зажиточных торговцев и землевладельцев-капиталистов, а также контрреволюционных генералов и офицеров. Даны в романе и образы станичной бедноты и революционеров-большевиков. Но если показ крепкого казачества и белогвардейцев насыщен элементами подлинного реализма, разоблачающего внутреннюю опустошенность контрреволюции и ее обреченность, то образы рабочих-большевиков (Штокман, Гаранжа, Бунчук) не лишены схематизма. Наиболее удачен в "Тихом Доне" образ колеблющегося середняка Григория Мелехова, который отражает основные социально-классовые сдвиги в середнячестве Дона в сторону большевизма. Дальнейшая эволюция донского середнячества и полный переход его вместе с беднотой под руководством партии на сторону социализма показаны в романе "Поднятая целина", первая книга которого опубликована (1932). Рисуя мощную волну коллективизации, охватившую широкие массы трудящегося крестьянства, Шолохов обнаруживает глубокое понимание изображаемых им событий и уменье отразить их в ряде больших художественных образов. В "Поднятой целине" Шолохов, сохраняя достигнутый им высокий уровень реалистического мастерства, преодолевает в то же время ряд недостатков идейно-художественного порядка. Так, образы рабочих-большевиков как и большевиков-казаков даны в "Поднятой целине" ярко и насыщенно (Давыдов, Нагульнов). Убедительно показаны успехи и трудности социалистической переделки сел. хозяйства, встречающей ожесточенное сопротивление ликвидируемого класса кулаков-эксплуататоров. Тематическая актуальность творчества Ш., его большое художественное дарование, умелое сюжетно-композиционное построение, богатство и яркость языка делают его одним из крупных советских писателей.


Соч. Ш.: Двухмужняя, М.—Л., 1925; Алешкино сердце, М., 1925; Донские рассказы, Ленинград, 1930; Лазоревая степь, М., 1926; О Колчаке, крапиве и прочем, Москва, 1927; Тихий Дон, кн. 1—2, 3 изд., М.—Л., 1931; Поднятая целина, кн. 1, Москва, 1932.



Лит.: Михаил Шолохов (сб. ст. С. Динамова, А. Селивановского, Е. Никитиной, И. Машбиц-Верова), М., 1931; Ревякин А., Творчество Шолохова, "Русский язык в школе", М., 1929, № 2; Mазнин Д., Какова идея "Тихого Дона", "Рапп", [М.], 1931, № 1; Плиско Н., Действительность в упор, "Литературная газета", Москва, 1932, № 59.


Г. Бровман.






Шолохов, Михаил Александрович


Род. 1905, ум. 1984. Писатель-прозаик, посвятивший творчество описанию жизни донского казачества. В литературе с 1923 г. (фельетоны, рассказы), позднее вошедшие в сборники "Донские рассказы" (1925), "Лазоревая степь" (1926). Другие произведения: "Тихий Дон" (роман-эпопея, 1928—1940), "Поднятая целина" (роман, 1932—1960), "Они сражались за родину" (роман, 1943—1944), "Судьба человека" (рассказ, 1956). С 1939 г. действительный член АН СССР. Лауреат Сталинской (1941), Ленинской (1960) и Нобелевской (1965) премий. Дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ШОЛОХОВ Михаил Александрович
24.05.1905 - 2.02.1984), русский писатель, создатель эпопеи "Тихий Дон". Его отец был иногородним станицы Вешенской, мать - казачка, семья была достаточно состоятельная, чтобы дать единственному сыну гимназическое образование. Перед мировой войной Михаил Шолохов учился в Москве, в 1915-17 - в Богучаре, в годы Гражданской - в Вешенской.
Ранняя биография писателя плохо известна, пестрит заведомо ложными слухами и пересудами, сама дата его рождения документально не подтверждена (некоторые исследователи доказывают, что он на два-три года старше). Например, много раз писалось о "встрече" молодого Шолохова с Нестором Махно, и при этом ссылались на самого писателя, хотя это чистейшая (и поздняя) выдумка. Бесспорно главное: он оказался в самом эпицентре кровавой гражданской междоусобицы, став ее внимательным очевидцем, свидетелем зверств еврейских комиссаров, проводивших на Дону пресловутое "расказачивание". Этот тяжкий, но бесценный жизненный опыт и позволил ему создать "Тихий Дон".
После окончания Гражданской Шолохов служит в низовых советских учреждениях. В конце весны 1923 Шолохов переезжает в Москву. Перебивается случайными заработками, деятельно занимается литературным творчеством. Вступил в только что организованную группу "Молодая гвардия", куда входили мелкие, но активные литераторы А. Безыменский, М. Голодный, М. Светлов и др. (русских писательских кружков в СССР в те годы практически не было). В газете "Юношеская правда" публикуются первые заметки Шолохова, а 12-14 января 1924 - его первый рассказ. Шолохов широко печатается, в том числе и в популярных журналах "Огонек", "Смена" и др. В 1926 выпускает два сборника прозы - "Донские рассказы" и "Лазоревая степь", отмеченные несомненным талантом.
В 1924 женится на дочери бывшего казачьего атамана Марии Петровне Громославской, с которой проживет всю жизнь, вырастив двоих сыновей и двух дочерей. Тогда же в 1924 поселяется с семьей в станице Вешенской, где проживет до конца жизни (тут он и похоронен за оградой дома, ставшего после смерти М.П. Шолоховой музеем). В 1927 заканчивает первые две книги "Тихого Дона" и передает их в московский журнал "Октябрь" (редактор - известный писатель, уроженец Верхнего Дона А.С. Серафимович). Преодолевая сопротивление коллег-космополитов, Серафимович публикует роман и по выходе первой книги помещает хвалебную рецензию в "Правде" (19 апреля 1928). Высокое заступничество не оградило Шолохова от клеветы. Уже в следующем году появились домыслы о том, что писатель присвоил себе чужую рукопись. Шолохов продолжает работать над романом и публиковать отрывки из третьей книги. Он описывает восстание казаков против зловещего расказачивания. Публикация остановлена, автора обвиняют в "кулацком уклоне", в дело вмешивается шеф ОГПУ Г. Ягода. М. Горький и А. Фадеев не оказали поддержки молодому писателю. Ему случайно удается встретиться с И. Сталиным (в июне 1931 в особняке М. Горького). Сталин поддержал Шолохова, печатание романа возобновилось, причем с этой поры никакой редакторской правке роман не подвергался. Более того, в издании трех книг "Тихого Дона" в 1935 Шолохов сам выправил первоначальную редакцию и удалил слащавые места, воспевающие евреев-революционеров - Штокмана и Анну Погудко; в конце 1920-х он вынужден был это делать в соответствии с цензурно-политической конъюктурой.
В 1932 Шолохов публикует первую книгу "Поднятой целины", в которой, поддержав проведение сталинской коллективизации, не обошел и трагические обстоятельства событий. Тогда же Шолохов вступил в ВКП (б), стал секретарем вновь созданного Союза писателей, выезжал с делегациями за рубеж. Высокое общественное положение не оградило его от опасностей в годы "ежовщины", над ним нависла угроза ареста, многие его товарищи-земляки оказались репрессированы. Шолохов дважды встречался со Сталиным в 1937 и дважды - в 1938. Решающая их беседа состоялась 31 октября 1938 в присутствии В. Молотова, Л. Кагановича, Г. Маленкова, Н. Ежова, а также ростовских чекистов - Когана и др.: с тех пор органы НКВД оставили Шолохова в покое.
Третья книга "Тихого Дона" заканчивалась намерением Григория вступить в Красную Армию. Все ожидали от романа подобного "оптимистического" завершения. Однако заключительные главы четвертой книги потрясли неожиданным: Мелехов стал жертвой комиссарской власти и восстал против нее. И опять только заступничество Сталина спасло писателя.
В 1941 Шолохов получает за роман Сталинскую премию, оказавшись в числе первых ее лауреатов.
В годы Великой Отечественной войны Шолохов - фронтовой корреспондент. В 1943-44 в "Правде" и "Красной Звезде" публикуют первые главы романа "Они сражались за Родину" (остался незаконченным, хотя Шолохов в разное время возвращался к нему). В 1960 выходит в свет второй том "Поднятой целины", художественно уступающий первому тому, с явно искусственным финалом.
В том же году Шолохов посещает с Н. Хрущевым США, но отказывается участвовать в качестве автора в прославлении "исторического визита" (позже принял Хрущева в Вешенской). В 1965 получает Нобелевскую премию по литературе (отдает на строительство станичной школы).
Занимал твердую патриотическую линию, осудил антигосударственное поведение литераторов-диссидентов Синявского и Солженицына. 14 марта 1978 направил на имя Л. Брежнева записку, в которой предупреждал: "Особенно яростно, активно ведет атаку на русскую культуру мировой сионизм, как зарубежный, так и внутренний. Широко практикуется протаскивание через кино, телевидение и печать антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру". Письмо это не возымело последствий, а Шолохов получил из ЦК отписку.
В последние годы жизни Шолохов не писал, воспоминаний не оставил, его архив и библиотека хранятся в музее в Вешенской под опекой его родных.
С. Семанов

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ШОЛОХОВ Михаил Александрович
(1905–1984), русский советский писатель, общественный деятель. Академик АН СССР (1939). Лауреат Сталинской премии 1941 за роман «Тихий Дон», опубликованный в 1940: Лауреат Нобелевской премии (1965). М.А. Шолохов писал 20 декабря 1939: «В 1933 г. враги народа из краевого руководства бывшего Азово‑Черноморского края – под видом борьбы с саботажем в колхозах – лишили колхозников хлеба.
Весь хлеб, в том числе и выданный авансом на трудодни, был изъят. Многие коммунисты, указывавшие руководителям края на неправильность и недопустимость проводимой ими политической линии, были исключены из партии и арестованы.
В колхозах начался голод. Группа партийных работников северных районов Дона обратилась с письмом к товарищу Сталину, в котором просила расследовать неправильные действия краевого руководства и оказать ряду районов продовольственную помощь.
Через несколько дней от товарища Сталина была получена телеграмма: «Письмо получил. Спасибо за сообщение. Сделаем все, что требуется. Назовите цифру».
В районах начали кропотливо считать, сколько понадобится хлеба, чтобы дотянуть до нового урожая. Снова было послано письмо с расчетами, выкладками и указанием необходимого количества продовольственной помощи для каждого района. В ответной телеграмме товарищ Сталин сообщил, какому району и сколько отпущено хлеба, и упрекнул за промедление: «Надо было сообщить не письмом, а телеграммой. Получилась потеря времени».
Тысячи честных колхозников были спасены от нужды. Люди, пытавшиеся уморить их голодом, впоследствии были расстреляны.
Обо всем этом, пожалуй, не было бы нужды вспоминать, если б не случай, происшедший вскоре в одном из колхозов. После того, как распределили хлеб, отпущенный по распоряжению товарища Сталина, колхозники потребовали созыва общеколхозного собрания. Некоторые из них пришли на собрание сами, многих привезли на подводах, так как от голода и истощения они уже были не в состоянии ходить.
Выступления были короткими и собрание непродолжительным, но в конце его председатель колхоза – молодой грамотный парень – предложил длинную резолюцию, в которой пространно и немножко выспренне, сухим, казенным языком говорилось о том, как собрание благодарит товарища Сталина за оказанную помощь и какие обязательства в виду этого оно на себя берет. А дальше шло перечисление: в сжатые сроки провести весенний сев, увеличить яровой клин, расширить животноводческое хозяйство и пр. и пр. Словом, зачитанная председателем резолюция по форме ничем не отличалась от всякой другой резолюции. Председатель хотел было ставить ее на голосование, но к столу президиума, неуверенно и медленно шагая, подошел колхозный кузнец и попросил слова. Ему было 58 лет. Он видал всякую жизнь: и хорошую, и плохую. У него была большая семья. В прошлом году он выработал больше шестисот трудодней. Двое младших детей его и жена вторую неделю не поднимались с постели. Он стоял и, заметно волнуясь, поглаживал большой, черной от железа рукой коротко остриженную, седеющую щетину волос на голове. Собрание терпеливо ждало, когда он начнет говорить.
– Ничего этого не надо, – наконец не громко сказал он, положив руку на мелко исписанные листки резолюции. – Надо написать Сталину одно словечко – спасибо. Он все поймет…
В этот день впервые за три года существования колхоза была отклонена предложенная председателем резолюция и принята самая короткая из всех ранее принимавшихся: «Спасибо товарищу Сталину».
Бывает же так, что одно, идущее от сердца и сказанное вполголоса слово заменяет все другие слова, особенно когда их много…
Вся наша великая страна могуществом и расцветом своим обязана партии и Сталину. Народ любит своего вождя, своего Сталина, простой и мужественной любовью и хочет слышать о нем слова такие же простые и мужественные. Но, мне кажется, некоторые из тех, кто привычной рукой пишет резолюции и статьи, иногда забывают, говоря о Сталине, что можно благодарить без многословия, любить без частых упоминаний об этом и оценивать деятельность великого человека, не злоупотребляя эпитетами.
21 декабря в каждой семье день начнется по‑разному. Но я совершенно точно знаю, как он начнется у колхозного кузнеца. Еще до рассвета, при огне старик досиня выскоблит бритвой щеки, наденет новую рубашку, праздничный сюртук и суконные брюки с выцветшими от старости нитками на швах. К завтраку из соседнего хутора приедет с женой его старший сын, работающий в МТС бригадиром тракторной бригады. Всей большой семьей сядут за стол. Хозяин в торжественной и строгой тишине нальет всем взрослым по рюмке водки, скажет:
– Нынче Сталину стукнуло шестьдесят годков. Хороший он человек. Дай бог ему побольше здоровья и еще прожить на белом свете столько, сколько прожил!
Потом в молчании они подумают о том, как нелегко, должно быть, живется Сталину, как много больших и трудных забот о народе лежит на его плечах.
И только после этого за столом начнется разговор о политике, о хлебе, что причитается на трудодни, о всходах озимой пшеницы и о видах на будущий урожай».
В день рождения М.А. Шолохова, 24 мая 1942, Сталин пригласил писателя к себе на ужин. Беседуя с ним, сказал: «Идет война. Тяжелая. Тяжелейшая. Кто о ней после победы ярко напишет? Достойно, как в «Тихом Доне»… Храбрые люди изображены – и Мелихов, и Подтелков, и еще многие красные и белые. А таких, как Суворов и Кутузов, нет. Войны же, товарищ писатель, выигрываются именно такими великими полководцами. В день ваших именин мне хотелось пожелать вам крепкого здоровья на многие годы и нового талантливого всеохватывающего романа, в котором бы правдиво и ярко, как в «Тихом Доне», были изображены и герои‑солдаты, и гениальные полководцы, участники нынешней страшной войны…»
В 1943–1944 М.А. Шолоховым были написаны отдельные главы нового романа «Они сражались за Родину». По указанию И.В. Сталина некоторые главы романа были опубликованы в газете «Правда», выходившей массовым тиражом. Они имели благожелательный отклик читателей.
В дни 65‑летия Победы над фашистской Германией в интервью газете «Комсомольская правда» М.А. Шолохов говорил:
«Нельзя оглуплять и принижать деятельность Сталина в тот период. Во‑первых, это нечестно, а во‑вторых, вредно для страны, для советских людей, и не потому, что победителей не судят, а прежде всего потому, что «ниспровержение» не отвечает истине». Приведя эти слова в своих мемуарах, маршал Г.К. Жуков отметил, что очень хорошо сказал Михаил Шолохов и к этому вряд ли что можно добавить: они точны и справедливы.

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.

Михаил Александрович Шолохов
1905–1984)   Русский советский писатель. Дважды Герой Социалистического Труда. Академик АН СССР. Лауреат Нобелевской премии   Родился на хуторе Кружилин станицы Вешенской Донецкого округа Области Войска Донского (ныне Вешенский район Ростовской области). Отец его был выходцем из Рязанской губернии, поселившимся на Дону, мать — казачкой. Будущий великий советский романист рос и воспитывался в казачьей среде, с детства впитав в себя традиции и быт, нравы и историю верхнедонского казачества. После учебы в церковно-приходской школе поступил в гимназию, но закончил в ней только четыре класса: началась Гражданская война. Михаил Шолохов в автобиографии рассказывает о том времени: «…С 1920 года служил и мыкался на Донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и банды гонялись за нами…» С юных лет ему пришлось трудиться. Работал учителем, помогая ликвидировать неграмотность среди взрослого населения, делопроизводителем в станице Каргинской, продовольственным инспектором. В 1923 году 18-летний Михаил Шолохов уезжает в Москву. Там он трудится чернорабочим, каменщиком, грузчиком, счетоводом в домоуправлении. Но ему хотелось писать, и начальные опыты литературной деятельности у него уже были. В первые годы московской жизни был корреспондентом газеты «Юношеская правда». Там опубликовал под псевдонимом М. Шолох фельетоны «Испытание», «Три» и «Ревизор». Они свидетельствовали о наблюдательности и одаренности автора. В 1920-х годах Михаил Шолохов печатается в газетах и журналах «Комсомолия», «Смена», «Прожектор», «Огонек». Его ранние рассказы были объединены в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь», которые вышли в 1926 году. Они имели большой успех в читательской среде. Шолохову, как писателю, очень повезло в начале творческого пути. Повезло благодаря его несомненно большому таланту мастера прозы, которому суждено было стать романистом. Его соратник по перу, А. С. Серафимович (настоящая фамилия Попов), тоже родом донской казак, писал о 18-летнем Шолохове так: «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы товарища Шолохова. Просто, ярко и рассказываемое чувствуешь — перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды. Чувство меры в острых моментах, и оттого они пронизывают. Огромное знание того, о чем рассказывает. Тонкий схватывающий глаз. Умение выбрать из многих признаков наихарактернейшее…» Свой знаменитый роман «Тихий Дон», ставший классикой советской литературы, Михаил Александрович начал писать в 1926 году. Темой для него была Гражданская война на Дону и события, предшествующие ей. Перед этим он поселяется в родной станице Вешенской, решив полностью посвятить себя писательской деятельности. В 1928 году в журнале «Октябрь» были напечатана первая и вторая книги «Тихого Дона». Они имели огромный успех. Максим Горький, знаменосец пролетарской литературы, писал об авторе: «Шолохов — судя по первому тому, талантлив… Каждый год выдвигает все более талантливых людей. Вот это — радость. Очень, анафемски талантлива Русь». Созвучно с Максимом Горьким высказывался и такой известный деятель советской культуры, как А. В. Луначарский. Он писал в 1929 году о писателе из донской станицы Вешенской: «Еще не законченный роман Шолохова „Тихий Дон“ — произведение исключительной силы по широте картин, знанию жизни и людей, по горечи своей фабулы. Это произведение напоминает лучшие явления русской литературы всех времен… Шолоховский роман читается с захватывающим интересом и является ценным вкладом в литературу о массах». Судьба главного героя «Тихого Дона» Григория Мелехова воплощала в себе весь трагизм исторических событий, перевернувших Россию за годы Гражданской войны. Этот невиданного размаха социальный катаклизм особенно остро отразился на казачьих областях, в том числе и на Дону. Все, о чем писал Михаил Александрович, было им видано и прочувствовано в недалекой юности. Третья книга вышла в 1932 году, а четвертая, заключительная — в начале 1940 года. За роман «Тихий Дон» писатель М. А. Шолохов удостоился Сталинской премии 1-й степени (впоследствии она была названа Государственной премией СССР). Автор романа получил мировую известность. Классик советской литературы Алексей Толстой отзывался о Шолохове-романисте самыми высокими, благодарными словами, выражая в них отношение общества к создателю эпопеи Гражданской войны на земле донского казачества: «…Другое замечательное явление нашей литературы — Михаил Шолохов. Он целиком рожден Октябрем и создан советской эпохой. Он пришел в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях социальной борьбы. В „Тихом Доне“ он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа. „Тихий Дон“ по языку, сердечности, человечности, пластичности — произведение общерусское, национальное, народное…» …Одновременно с последними книгами «Тихого Дона» Михаил Александрович работает над своим вторым замечательным романом — «Поднятая целина». Это новое эпическое повествование рассказывало о коллективизации сельского хозяйства. Первая книга романа вышла в 1932 году, вторая — только в 1960 году. За это произведение писатель удостоился Ленинской премии. Второй шолоховский роман тоже вызвал массу откликов, суть которых заключалась в новом признании талантливости его автора. Н. С. Тихонов говорил о «Поднятой целине»: «…Большая любовь к изображаемому, превосходное знание быта, умение широко раскрыть сильные характеры, человеческие страсти, показать, в чем сила руководителя, сделали книгу цельной, глубокой, выдающейся по силе воздействия». С началом Великой Отечественной войны 1941–1945 годов и до ее победного окончания Шолохов становится фронтовым корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда». 23 июня он послал телеграмму в Народный комиссариат обороны СССР:     «Наркому обороны Тимошенко Дорогой товарищ Тимошенко. Прошу зачислить в фонд обороны СССР присужденную мне Сталинскую премию первой степени. По Вашему зову в любой момент готов встать в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Шолохов».     Уже в первые месяцы войны на газетных страницах появились шолоховские очерки «На Дону», «На юге», «Казаки», «На смоленском направлении». Широкую известность в 1942 году получил его рассказ «Наука ненависти», а также первые главы так и не оконченного романа «Они сражались за Родину». И после победного 1945 года эхо войны звучало в шолоховском творчестве. Лучшим произведением на эту тему стал его рассказ «Судьба человека», опубликованный в 1956 году. Последующая экранизация произведения имела огромный успех у кинозрителей. Произведения М. А. Шолохова неоднократно переводились на многие иностранные языки, инсценировались и экранизировались. Свою литературную деятельность Михаил Шолохов сочетал с широкой общественной деятельностью. Она была прежде всего связана с его родным Доном. Он совершал частые поездки по станицам и хуторам, встречаясь с земляками и читателями. Шолохов был депутатом Верховного Совета СССР первых девяти его созывов. В 1939 году был избран действительным членом Академии наук СССР. С 1934 года — член правления Союза писателей СССР. Являлся членом Всемирного совета мира. Михаил Шолохов избирался почетным доктором филологических наук Ростовского и Лейпцигского университетов, почетным доктором права Сент-Андрусского университета. В 1965 году выдающемуся советскому писателю М. А. Шолохову присуждена Нобелевская премия по литературе. В 1967 году ему присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1975 году он награжден второй золотой медалью «Серп и Молот». Среди других наград писателя — четыре ордена Ленина, многие медали. Михаил Александрович Шолохов ушел из жизни 21 февраля 1984 года. Он был похоронен в станице Вешенской, рядом со своим домом, превращенным в мемориальный музей великого русского советского писателя. Память о нем на казачьем Дону хранится свято. Шолохов явился миру и Отечеству гением литературы советской эпохи. Равного ему нет и уже не будет. В последующие времена к творчеству Михаила Шолохова постоянно обращаются исследователи, литераторы и сотни, сотни тысяч поклонников его таланта. Вот как еще при жизни автора «Тихого Дона» и «Поднятой целины» отзывался о нем писатель С. Н. Сергеев-Ценский: «…Я назову дорогое всем нам имя Михаила Шолохова! В его произведениях мы видим алмазные россыпи русской речи. Не в словарях отысканное, не из запыленных фолиантов утащенное, а взятое писателем у самого хозяина языка — у народа — вот какое это слово!.. С молоком матери впитал писатель приемы народного творчества и принес их в русскую художественную речь. Поэтому так и поражают они своей смелостью и художественной силой. Мне думается, что творческий путь Михаила Шолохова, его каждодневное общение со своими героями, слитность воедино с жизнью народной во всех ее проявлениях — вот единственный правильный путь для настоящего народного писателя». …Ко всему сказанному выше надо добавить следующее. Сын М. А. Шолохова — полковник Михаил Михайлович Шолохов — в 1990 году стал первым атаманом Союза казаков Области Войска Донского. Таким образом, он стал у истоков возрождения казачьих войск уже в новой России. И это глубоко символично.  

Источник: 100 великих казаков. 2007

Михаил Александрович Шолохов
1905–1984) Вторая половина литературного XX столетия прошла под знаком вопроса: кто написал «Тихий Дон»? Хотя любой школьник знал ответ — Михаил Шолохов. Многочисленные статьи, похожие на судебные разбирательства, книги, телевизионные выступления пытались доказать этому самому «школьнику», что это не так. Громкая шумиха вокруг «Тихого Дона» приобрела детективные черты и превратилась в одну из самых скандальных историй века. Почему авторство Михаила Шолохова вдруг подверглось сомнению? Это случилось не вдруг. Впервые слухи и намеки на «подлог» возникли в 1928 году, когда журнал «Октябрь», начиная с январского номера, опубликовал первые две книги «Тихого Дона». Они сразу принесли Михаилу Шолохову всероссийскую и международную известность. Сомнения не было — мировая литература пополнилась еще одной великой книгой. Изумление, а за ним подозрение вызвал возраст автора — Михаилу Шолохову к моменту публикации первой книги «Тихого Дона» было всего двадцать два года, а вторую он закончил в двадцать три. Казалось, откуда у совсем молодого человека такая зрелость суждений и столь блестящее владение литературной формой? Принять это как чудо феноменального таланта или Божье вдохновение не могли. В молодой советской стране ни в чудеса, ни в Бога не верили. Возникла версия о некоем белом офицере, который якобы на дорогах Гражданской войны написал и затем потерял рукопись книги, а Шолохов нашел и «присвоил». Под высочайшим руководством Марии Ильиничны Ульяновой была создана специальная комиссия, куда Михаил Шолохов, как провинившийся школяр, должен был представить свои черновики «Тихого Дона». Он их представил. Все подозрения тут же рассеялись. «Всякий, даже не искушенный в литературе читатель, знающий ранее изданные произведения Шолохова, может без труда заметить общие для всех его ранних произведений и для „Тихого Дона“ стилистические особенности, манеру письма, подход к изображению людей», — констатировали в открытом письме А. Серафимович, Л. Авербах, В. Киршон, А. Фадеев и В. Ставский («Правда», 29 марта 1929 года). В 1965 году, после присуждения Михаилу Шолохову Нобелевской премии, старые слухи всплыли, видимо, на волне чьих-то неутоленных амбиций. Тут уже выступила «тяжелая артиллерия» — сенсационные книги и статьи, отказывающие Шолохову в авторстве. Некоторые аргументы представляются настолько наивными, что кажутся злоумышленными. Например: почему Шолохов ничего больше не создал на уровне «Тихого Дона»? В качестве контраргумента можно привести исторические аналогии. Франсуа Рабле, например, называли «мужем единой книги» — «Гаргантюа и Пантагрюэля»; Сервантес прославился как автор «Дон Кихота», Джонатан Свифт ничего другого на уровне «Путешествий Гулливера» не написал и т. д. Однако главным аргументом «плагиата» Шолохова выдвигалось отсутствие рукописи «Тихого Дона» (была утрачена во время Великой Отечественной войны). На исходе 1999 года произошла настоящая сенсация, названная событием мирового значения, — в Москве была найдена рукопись «Тихого Дона»! Ее исчезновение и поиски «тянут», пожалуй, на одну из самых детективных историй конца второго тысячелетия. Но обо всем по порядку. Михаил Александрович Шолохов появился на свет 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилине Донецкого округа Области Войска Донского (ныне Шолоховский район Ростовской области). При рождении он получил фамилию Кузнецов. Ему как сыну казака был выделен казачий пай земли и предоставлены все казачьи привилегии. Так, уже с загадки, началась биография писателя: почему Кузнецов? Разгадка — в романтической истории его родителей. Мать Шолохова, Анастасия Даниловна Черникова, из черниговских крестьян, сирота, до замужества служила горничной у помещицы в станице Вешенской и была выдана насильно замуж за казака-атаманца Кузнецова. Она оставила его, полюбив Александра Михайловича Шолохова. К казачеству он не принадлежал, был родом из Рязанской губернии и часто менял занятия — подрабатывал «шибаем» (скупщиком скота), выращивал хлеб на арендованной у казаков земле, служил приказчиком на коммерческом предприятии, а в советское время заведовал Каргинской заготовительной конторой Донпродкома. Их сын Михаил, появившись на свет незаконнорожденным, был записан на фамилию официального мужа матери. Только после смерти Кузнецова в 1912 году Анастасия Даниловна и Александр Михайлович смогли обвенчаться. Михаил был «усыновлен» настоящим отцом, получил фамилию Шолохов и стал числиться «сыном мещанина» (некоторые приметы этой истории отражены в рассказе «Нахаленок»). Александр Михайлович и сам любил читать, и единственного сына рано приобщил к книгам. На его учебу денег не жалел. С шести лет мальчика обучал грамоте сельский учитель Тимофей Тимофеевич Мрыхин. В 1912 году Михаил поступил в Каргинское приходское училище в класс Михаила Григорьевича Копылова, впоследствии увековеченного в «Тихом Доне» под своей фамилией. В 1914 году отец повез сына в Москву лечиться (болезнь глаз) и устроил в Снегиревскую больницу, куда попадет с фронта и герой Шолохова Григорий Мелехов. В Москве Михаил поступил в подготовительный класс гимназии имени Григория Шелапутина, а в 1915 году был переведен в мужскую гимназию придонского городка Богучары, где успел окончить только четыре класса. «Поэты рождаются по-разному, — спустя много лет говорил Шолохов. — Я, например, родился из гражданской войны на Дону». Действительно, отрочество и юность будущего писателя прошли в эпицентре русской междоусобицы. В годы Гражданской войны он жил под белым казачьим правительством, видел входящую в Богучары немецкую кавалерию, жестокие схватки белых и красных, наступающую Красную армию, вешенское контрреволюционное восстание, бегство повстанцев… В 1920 году советская власть окончательно установилась на Дону. Семья Шолоховых осела в станице Каргинской. Пятнадцатилетний Михаил был «брошен» на ликвидацию неграмотности среди взрослых хуторян, вел перепись населения, служил в станичном ревкоме, работал учителем начальной школы, делопроизводителем заготовительной конторы… После окончания ростовских налоговых курсов получил назначение на должность продовольственного инспектора в станицу Букановскую, затем вступил в продотряд и вместе с ним колесил по хуторам, добывая хлеб по продразверстке… Молодая советская власть, как умела, вела свою агитацию. Не избежал революционного энтузиазма и юный Шолохов: участвовал в рукописной газете «Новый мир», играл в спектаклях Каргинского народного дома и, надо сказать, пользовался большим успехом как комический актер. Поначалу там ставились пьесы Александра Островского, Чехова, но жизнь требовала «новых песен», и Михаил Шолохов, впервые взявшись за перо, сочинил несколько пьес анонимно — «Генерал Победоносцев» (бегство белых и торжество красных), «Необыкновенный день» (о советском Митрофанушке). Поздней осенью 1920 года в верховьях Дона появились вооруженные группы борцов с новой властью, вспыхнули мятежи. В станицу Каргинскую вошли махновцы, зверски убили продкомиссара, а Михаила Шолохова взяли в плен. Его допрашивал сам Нестор Махно, и Михаил вполне мог разделить участь комиссара. Дело, однако, обошлось. «Батька» пригрозил подростку виселицей, если встретит его еще хотя бы раз, на том и отпустил. Вспоминая то время, Шолохов писал: «Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 года, и банды гонялись за нами». В 1922 году, во время работы по продразверстке, Шолохов был приговорен к расстрелу — уже красными. «Я вел крутую линию, да и время было крутое; шибко я комиссарил, был судим ревтрибуналом за превышение власти… — рассказывал позже писатель. — Два дня ждал смерти… А потом пришли и выпустили… Жить очень хотелось». И здесь Бог не выдал. Расстрел был заменен условным сроком наказания — трибунал принял во внимание несовершеннолетие «комиссара». Все кровопролитные события на «тихом» Дону были пережиты Шолоховым до восемнадцати лет — он не только все видел, но во многом участвовал, несколько раз пережил смерть, которая была «отложена» лишь в последнюю минуту. Такой эмоциональной силы опыт не даст никакой возраст. Теперь оставалось «Тихий Дон» написать. В октябре 1922 года Михаил Шолохов уехал в Москву учиться. Поступить в столице на рабфак ему не удалось — он не имел для этого комсомольской путевки, поскольку не был комсомольцем. Работал грузчиком, мостил дороги с артелью каменщиков, служил счетоводом… Тогда-то, по его словам, и появилась «настоящая тяга к литературной работе». С 1923 года Михаил Шолохов начал посещать собрания и семинары литературной группы «Молодая гвардия», свел знакомство с молодыми писателями — Артемом Веселым, Михаилом Светловым, Юрием Либединским, Василием Кудашовым и др., пробовал себя в популярном революционном жанре — фельетонах, ряд из них опубликовал за подписью «М. Шолох», однако вскоре перешел к рассказам. «Никакой я не газетчик. Нет хлесткой фразы… нет оперативности… у меня потребность изобразить явление в более широких связях — написать так, чтобы рассказанное вызывало в читателе думу», — в этом признании нетрудно обнаружить природное «романное мышление» Шолохова. В конце 1923 года Михаил Шолохов уехал на Дон, где обвенчался с Марией Петровной Громославской, а в следующем году вернулся в Москву. Первый рассказ «Звери» (впоследствии «Продкомиссар»), посланный Шолоховым в альманах «Молодогвардеец», не был принят редакцией: «ни нашим, ни вашим». Наконец 14 декабря 1924 года в газете «Молодой ленинец» вышел рассказ Шолохова «Родинка», открывший цикл донских рассказов: «Пастух», «Илюха», «Жеребенок», «Лазоревая степь», «Семейный человек», «Смертный враг», «Двумужняя» и др. Они были опубликованы в комсомольской периодике, а затем составили три сборника, вышедшие один за другим: «Донские рассказы», «Лазоревая степь» (оба — 1926) и «О Колчаке, крапиве и прочем» (1927). «Донские рассказы» еще в рукописи прочел маститый земляк начинающего писателя — Александр Серафимович. Он написал к сборнику предисловие, где восторженно приветствовал молодого «желтоклювого орелика». Главная дума Михаила Шолохова, объединявшая первые произведения, касалась Гражданской войны, которая размежевала на только Дон, но и казачьи семьи. Еще во время работы над «Донскими рассказами» у писателя возник замысел крупного произведения «Донщина» о корниловском мятеже и участии казаков в походе на Петроград, а шире — о судьбах казачества в революции. В конце 1925 года Шолохов возвратился на родину и навсегда поселился в станице Вешенской. Там он приступил к работе над задуманным романом, но вскоре отложил его. В конце 1926 года Михаил Шолохов начал свою главную книгу — «Тихий Дон». Поездки по донских хуторам, беседы со старожилами, работа в архивах Ростова — «материал и природа», как говорил писатель, были под руками. «В мою задачу входит… показать различные социальные слои населения на Дону за время двух войн и революции… — писал Шолохов, объясняя свой замысел. — …проследить за трагической судьбой отдельных людей, попавших в мощный водоворот событий, происходивших в 1914–1921 годах». Первая книга «Тихого Дона» была закончена весной 1927 года, а вторая — осенью (в нее вошли фрагменты из «Донщины»). После их публикации в журнале «Октябрь» (1928, № 1–10) стало ясно, что в молодую советскую литературу вошел писатель мирового значения. Этому писателю было всего двадцать три года, и о нем пятидесятилетний Луначарский, получивший образование в Европе, почтительно писал: «Еще не законченный роман Шолохова „Тихий Дон“ — произведение исключительной силы по широте картин, знанию жизни и людей, по горечи своей фабулы. Это произведение напоминает лучшие явления русской литературы всех времен». В своей манере приветствовал появление нового писателя Горький: «Шолохов, судя по первому тому, талантлив… Очень анафемски талантлива Русь». Третью книгу «Тихого Дона» «Октябрь» начал печатать в 1929 году прямо из-под авторского пера (работа над ней шла с 1929 по 1931 год), но публикацию несколько раз приостанавливали — критики РАППа обвиняли писателя в оправдании контрреволюционного Верхне-Донского восстания казаков, о котором шла речь в этой части. Шолохов стремился показать трагедию каждой из противостоящих сторон в Гражданской войне. «Я описываю борьбу белых с красными, а не борьбу красных с белыми», — объяснял он свою логику в изображении восстания с позиции восставших. Ему предлагали идеологическую корректировку событий, на что писатель пойти не мог. Приходилось Шолохову оправдываться и за идейные «шатания» главного героя: «…не один Григорий Мелехов и не десятки Григориев Мелеховых шатались до 1920 года, пока этим шатаниям не был положен предел. Я беру Григория таким, каков он есть, таким он был на самом деле… от исторической правды мне отходить не хочется». Кстати, до нашего времени дошла такая байка о Шолохове (среди множества баек и анекдотов о нем, подтверждающих лишь то, что писатель был мифологизирован еще при жизни как народный герой): «Однажды в компании Стецкий сказал, что Григорий Мелехов — настоящая контра. Шолохов не отреагировал. Стецкий не унимался. — Ты, Шолохов, не отмалчивайся! — Ответить вам как члену ЦК или лично? — Лично. Шолохов подошел к Стецкому и дал ему пощечину. На следующий день Шолохову позвонил Поскребышев: — Товарищ Сталин интересуется, правда ли, что вы дали Стецкому пощечину? — Правда. — Товарищ Сталин считает, что вы поступили правильно». Эта байка, судя по всему, имеет исторические корни. В июне 1931 года Шолохов встретился со Сталиным на даче Горького под Москвой. После их разговора судьба третьей книги «Тихого Дона» была решена положительно — она пошла в печать без исправлений. Почти одновременно с ней Шолохов начал публиковать первую книгу «Поднятой целины» в журнале «Новый мир». Существует мнение, что эта книга о коллективизации была написана по сталинскому заказу в обмен на пропуск в печать третьей книги «Тихого Дона» — о Верхне-Донском восстании. Однако документальных подтверждений этому нет. (Рукопись второй книги «Поднятой целины» пропала во время войны, и Шолохов писал ее «заново и по-новому» с 1951 по 1960 год.) Четвертая, завершающая, книга «Тихого Дона» была дописана почти через десять лет после двух первых и в 1940 году вышла в сдвоенном номере «Нового мира». За роман «Тихий Дон» Шолохову была присуждена Сталинская премия 1-й степени, хотя писатель так и не сделал Григория Мелехова большевиком, храня верность трагической правде истории — «Судьба Мелехова показывает, что народ воевал и на стороне красных, и на стороне белых» (Петр Палиевский). В день начала Великой Отечественной войны Михаил Шолохов перечислил свою премию за роман «Тихий Дон» в Фонд обороны страны, а в июле 1941-го ушел на фронт. Работал в Совинформбюро, был военным корреспондентом «Правды» и «Красной звезды», участвовал в боях под Смоленском на Западном фронте, под Ростовом на Южном фронте. В рассказе «Судьба человека» — вершинном произведении послевоенного периода — Шолохов показал лучшие черты русского национального характера в образе Андрея Соколова, благодаря которым Россия сумела одержать победу. Огромный архив и библиотека Михаила Шолохова пропали в Вешенской во время войны. Хотя немцам не удалось форсировать Дон, но они бомбили Вешенскую из артиллерийских орудий. Бомбы попали прямо в дом Шолохова, где погибла мать писателя, а его рукописи разметало взрывом по улице. Сохранилось всего 140 разрозненных листов черновой рукописи третьей и четвертой книг «Тихого Дона» — их подобрали красноармейцы. Исчезли бесследно и рукописи первых двух книг романа — те самые, которые Шолохов представил высокой комиссии в 1929 году, защищая свою писательскую честь. Для него это была тяжелая утрата, особенно ощутимая после получения Нобелевской премии, когда снова всплыла проблема авторства «Тихого Дона». Интерес к ней был подогрет книгой И. Медведевой-Томашевской (Париж, 1974) с предисловием и послесловием Александра Солженицына. Прокатилась волна соответствующих публикаций по страницах российской периодики и во времена перестроечных «сенсаций»… 4 декабря 1999 года «Российская газета» опубликовала статью директора Института мировой литературы имени А. М. Горького (ИМЛИ) Феликса Кузнецова «Кто держал Михаила Шолохова в заложниках?». В ней сообщалось, что ИМЛИ удалось разыскать и приобрести считавшиеся утерянными рукописи первой и второй книг «Тихого Дона»: «В рукописи 885 страниц. Из них 605 написаны рукой М. А. Шолохова, 280 страниц переписаны набело рукой жены писателя Марии Петровны Шолоховой и, видимо, ее сестер; многие их этих страниц содержат правку М. А. Шолохова. Страницы, написанные рукой М. А. Шолохова, включают в себя черновики, варианты и беловые страницы, а также наброски и вставки к тем или иным частям текста». В этой статье Феликс Кузнецов подробно описал десятилетнюю историю поиска рукописей, которая далее кратко изложена с его слов. ИМЛИ приступил к розыску рукописей после решения об издании академического собрания сочинений Михаила Шолохова. След привел ученых в семью Василия Кудашова. С ним Шолохов подружился еще в начале своей литературной деятельности и с тех пор, приезжая в Москву, останавливался в его доме. У него же были оставлены рукописи первых двух книг «Тихого Дона». Во время войны Василий Кудашов погиб. Сохранились его письма с фронта, в которых он просил свою жену Матильду Емельяновну вернуть рукописи Шолохову. В военное время они не встретились, а после войны вдова Кудашова сообщила шолоховедам, что рукописи пропали во время многочисленных переездов с квартиры на квартиру. С 1990 года в московских периодических изданиях начали появляться статьи журналиста Льва Колодного, из которых явствовало, что он имеет доступ к рукописям «Тихого Дона», которые считались утерянными. В 1995 году вышла его книга «Кто написал „Тихий Дон“». В ней Лев Колодный рассказал о том, как ему удалось отыскать рукописи, а также выступил в защиту авторства Шолохова. Однако сотрудникам ИМЛИ имя владельца рукописей журналист не открыл, предложив свои услуги в качестве посредника между ИМЛИ и анонимным владельцем для покупки рукописи. Он назвал и цену — 50 тысяч долларов, а спустя месяц, сославшись на тяжелую болезнь хозяйки рукописи и необходимость лечения за рубежом, — 500 тысяч долларов. Таких денег у института, лишенного государственной поддержки, не было. Через несколько лет ниточка снова привела ученых в семью Кудашовых. К тому времени вдова Кудашова умерла, а ее дочь сказала, что все переговоры с Колодным вела мать, поэтому ей о рукописи ничего не известно. Через два года ушла из жизни и она. Детей у нее не было, а тайна завещания не позволяла узнать имя наследника. Журналист хранил молчание. Когда несколько страниц из шолоховской рукописи объявились за рубежом, ученые, опасаясь, что там же окажется и вся рукопись, обратились в официальные органы. С помощью министерства внутренних дел фамилия и адрес наследника были установлены. По телефону сотрудники ИМЛИ договорились с ним о встрече. Далее предоставим слово Феликсу Кузнецову: «Первую встречу мы провели вместе с заведующим отделом новейшей русской (в прошлом советской) литературы А. М. Ушаковым. Да, рукопись цела, но что делать с неожиданно свалившейся на голову рукописью? Мы советуем из патриотических побуждений и уважения к памяти М. А. Шолохова подарить рукопись ИМЛИ, в крайнем случае, продать ее нам, но, конечно же, не за фантастическую цену, которая называлась прежде (реплика: это цена Колодного!), а за реальную, которую в силах заплатить академический институт…» Так Институт мировой литературы приобрел рукописи Михаила Шолохова. В один из последних дней уходящего тысячелетия они были выставлены в зале Союза писателей России, где по этому случаю проводилась конференция, и каждый скептик, впрочем, как и оптимист, мог увидеть на больших пожелтевших листах текст, написанный четким каллиграфическим почерком великого писателя, со множеством поправок, зачеркиваний, вставок на полях… Словом, всю ту титаническую работу, которая предшествует появлению шедевра. Вот уж действительно: «Рукописи не горят». В последние годы Михаил Шолохов работал над романом «Они сражались за Родину» (остался незавершенным). Станица Вешенская стала местом паломничества. В гостях у Шолохова бывали посетители не только со всех уголков России, но со всех концов света. Английский писатель Чарлз Сноу, не раз гостивший у Шолохова в станице, писал о нем в эссе «„Тихий Дон“ — великий роман»: «Шолохов обладает замечательным остроумием, какого я не встречал ни у кого больше, — тонким и язвительным в одно и то же время. Он наделен также редкостным чувством юмора, столь ценным во взаимоотношениях между людьми… Он не слишком жалует любопытствующих чужаков, льстецов и подхалимов… Он не любит салонной литературы — по отношению к ней он нетерпим. Но когда дело касается подлинной беды, вы не обнаружите и следа нетерпимости с его стороны…» Михаил Александрович Шолохов ушел из жизни 21 февраля 1984 года и погребен в станице Вешенской — на крутом берегу своего тихого Дона. Любовь Калюжная

Источник: 100 великих писателей. 2004