ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
12/25.09.1906 - 9.08.1975), русский композитор, внесший вклад в классику мировой музыкальной культуры XX в. Окончил Ленинградскую консерваторию. Концертировал как пианист. С 1937 преподавал композицию в Ленинградской, а в 1943-48 в Московской консерваториях.
В своих операх, балетах, симфониях, фортепианном трио, ряде струнных квартетов и др. сочинениях современными средствами инструментальной музыки воплотил сложный духовный мир художника XX в.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Шостакович Дмитрий Дмитриевич
(1906-1975) – великий русский композитор, один из крупнейших композиторов XX в. Окончил Ленинградскую консерваторию. Концертировал как пианист. С 1937 преподавал композицию в Ленинградской, а в 1943-1948 в Московской консерватории. В 1942 году в блокадном Ленинграде была исполнена его знаменитая седьмая(Ленинградская) симфония. В 40-х годах подвергался жестокой травле со стороны властей, в 1948 году выгнан из Московской консерватории, однако в 1949 года за кантату «Песнь о лесах» награжден Сталинской премией.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

ШОСТАКОВИЧ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ
(1906-1975) советский композитор. Окончил Ленинградскую консерваторию. Считается самым выдающимся русским композитором XX в. Первую симфонию написал в 1926 г. Его музыка часто была объектом критики со стороны властей. СТАЛИН обвинял его в формализме, ХРУЩЕВ критиковал его 13-ю симфонию. Оперу «Леди Макбет Мценского уезда» после официальной критики он был вынужден переделать. Позже РАСТРОПОВИЧ восстановил первоначальный вариант оперы. Творческое наследие Ш. огромно: 15 симфоний, балеты, оперы, камерные произведения, музыка к кинофильмам.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
(1906—75), советский композитор, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966). Член КПСС с I960. В годы Вел. Отеч. войны работал в блокадном Ленинграде. В музыкальных произведениях запечатлел героическую борьбу советского народа с фашизмом. Его 7-я симфония (Ленинградская, 1941) посвящена борьбе и грядущей победе над врагом. Она стала музыкальным памятником военных лет и сыграла значительную роль в сплочении международных антифашистских сил. Вел. Отеч. войне посвящены также 8-я симфония (1943) и другие сочинения. Депутат Верховного Совета СССР 6—9-го созывов. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Международная премия Мира (1954), Ленинская премия (1958).

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

Шостакович Дмитрий Дмитриевич
(1906–1975) - композитор, пианист, педагог, общественный деятель, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966). Окончил Ленинградскую консерваторию: классы фортепьяно (1923) и композиции (1925). После триумфа премьеры его Первой симфонии в Ленинграде, по просьбе Н. Малько - Харьк. дирижера, его направили в 1926 на первые летние гастроли в Харьков. Останавливался в квартире семьи Б.К. Яновского (Сорокинский пер., ныне ул. Гиршмана). Репетиции проходили ежедневно у солиста-инструменталиста Добржинца на ул. Рымарской, 19. Для пропаганды его симфонии Н. Малько 4 июля выступил со статьей в Харьк. газете «Вісті», где познакомил читателей с биографией молодого композитора, дал высокую оценку его произведениям. С 7 по 11 июня Малько в саду Делового клуба репетировал с ним - солистом вторую программу. В Х-ве Ш. исполнил свою Первую симфонию и Первый концерт П.И. Чайковского с оркестром, партию фортепьяно в своем Первом трио. После исполнения концерта 12 июня ему предложили как пианисту исполнить сольную программу, которую он составил из произведений Листа и собственных. Гастроли Шостаковича в Х-ве имели громадный успех.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
(1906—1975) — советский композитор, народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Сталинской премии (1942,1946,1950,1952), Государственной премии СССР (1968), Ленинской премии (1958) и Международной премии Мира (1954), доктор искусствоведения (1965), секретарь Союза композиторов СССР (с 1957), Союза композиторов РСФСР (с 1960, первый секретарь в 1960-1968). Первую симфонию написал в 1925 г. В 1927 г. на 1-м конкурсе пианистов им. Ф. Шопена (Варшава) исполнил собственные произведения и получил почетный диплом. С 1937 г. вел класс сочинения в Ленинградской, в 1943— 1948 гг. — в Московской консерваториях (профессор с 1939). Автор 15 симфоний (в том числе 7-я Ленинградская, 1942 — музыкальный памятник героической борьбе народа с фашизмом), концертов для фортепиано с оркестром, струнных квартетов; оратории «Песнь о лесах» (1949); 10 поэм для хора без сопровождения и вокально-симфонической поэмы «Казнь Степана Разина»; опер — «Нос» по Я. В. Гоголю (1928); «Катерина Измайлова» («Леди Макбет Мценского уезда») по Н. С. Лескову (1932,2-я редакция — 1963); балетов — «Золотой век» (1930), «Болт» (1931) и «Светлый ручей» (1935); музыкальной комедии «Москва, Черемушки»; камерных вокальных циклов на слова Л. А. Блока, М. И. Цветаевой и других поэтов.Писал музыку к драматическим спектаклям и кинофильмам (более 35); сделал новые оркестровые редакции опер М. П. Мусоргского «Борис Годунов» (1940) и «Хованщина» (1959). Произведения композитора — классика музыкального искусства XX в.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
(1906–1975), советский композитор, пианист, общественный деятель.
Лауреат Сталинской премии (1941,1942, 1943–1944, 1946, 1950, 1952). Народный артист СССР (1954). Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат Ленинской премии СССР (1958). Лауреат Государственной премии СССР (1968).
В 30‑х гг. написал замечательную музыку к кинофильмам «Златые горы», «Встречный», «Выборгская сторона» и другим, вместе с тем в печати подвергся критике за элементы формализма в музыке к опере «Катерина Измайлова» и ряду балетов.
Д. Шостакович писал в газете «Известия» 4 июля 1941: «Вчера я подал заявление о зачислении меня добровольцем в народную армию по уничтожению фашизма… Я иду защищать свою страну и готов не щадя ни жизни, ни сил выполнить любое задание, которое мне поручат. И если понадобится, то в любой момент – с оружием в руках или с заостренным творческим пером – я отдам всего себя для защиты нашей великой Родины, для разгрома врага, для нашей победы».
Выдающимся памятником героизму советского народа в годы Великой Отечественной войны стала написанная в осажденном Ленинграде Д.Д. Шостаковичем 7‑я симфония (1941), посвященная защитникам легендарного города. Седьмая симфония впервые была исполнена в Куйбышеве в феврале 1942. Услышав ее, А.Н. Толстой писал в газете «Правда»: «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертельный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, принятого во всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности, она и сурова, и по‑мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающее за рубежом победу человека над зверьем… Гитлеру не удалось взять Ленинград и Москву… Красная Армия создала грозную симфонию мировой победы. Шостакович прильнул ухом к сердцу Родины и сыграл песнь торжества».
Д.Д. Шостакович написал свой вариант музыки Гимна Советского Союза. Она понравилась И.В. Сталину, который сказал, что музыка звучит очень мелодично, но что поделать: нужна музыка для Гимна торжественная, отражающая мощь государства и веру в нашу победу. Предпочтение было отдано музыке композитора А.В. Александрова «Гимн партии большевиков».
ШОУ (Shaw) Джордж Бернард (1856–1950), английский драматург, общественный деятель.
Шоу написал около 50 пьес. В 1931 приезжал в Советский Союз, где праздновал свой 75‑летний юбилей. Д.Б. Шоу был принят И.В. Сталиным, Возвратившись в Англию. Шоу написал пьесу «Слишком правдиво, чтобы быть хорошим» (1932), в которой противопоставил расцвет социалистической жизни в СССР капиталистическому миру.
В 1935 лауреат Нобелевской премии Д.Б. Шоу принимал участие в Конгрессе мира и дружбы в СССР.

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
(12.9.1906–9.8.1975), один из крупнейших композиторов ХХ в., нар. артист СССР (1954), Герой Соц. Труда (1966), 5?кратный лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1946, 1950, 1952). Сын чиновника. Окончил коммерч. гимназию М. Шидловской, одноврем. учился в частной муз. школе И. Гляссера. Среди первых сочинений Ш. траурный марш памяти полит. деятелей А.И. Шингарева и Ф.Ф. Кокошкина, убитых матросами в янв. 1918. Окончил Петроградскую консерваторию по классам фортепиано (1923) и композиции (1925). В качестве дипломной работы ему была зачтена Первая симфония. В 1927 написал знаменитый Первый фортепианный концерт, затем создал Вторую («Симфоническое посвящение Октябрю», на слова А.И. Безыменского) и Третью («Первомайская», на слова С.И. Кирсанова). Опера Ш. «Леди Макбет Мценского уезда» (1930–32, поставлена в Ленинграде в 1934) первоначально была хорошо принята, но затем была разгромлена в редакционной статье в «Правде» «Сумбур вместо музыки» (28.1.1936) и снята с репертуара; тогда же Ш. сам приостановил репетиции своей Четвертой симфонии (впервые исполнена в 1961). В 1937 написал Пятую симфонию, к?рой предпослал фразу: «Ответ Советского композитора на справедливую критику Партии» (симфония была высоко оценена в «Правде» и названа «образцом произведения социалистического реализма в симфонической музыке»). С 1937 преподавал композицию в Ленинградской консерватории, с 1939 проф. В нач. Вел. Отеч. войны находился в Ленинграде (в окт. 1941 эвакуирован в Куйбышев), написал Седьмую (Ленинградскую) симфонию (впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета и в Колонном зале московского Дома Союзов – 5.3.1942, в блокадном Ленинграде – 9.8.1942), ставшую символом сопротивления Ленинграда. В 1943 переехал в Москву, в 1943–48 преподавал в Моск. консерватории. В 1942 написал Восьмую, в 1945 – Девятую симфонии. После выхода 10.2.1948 Постановления ЦК ВКП(б) «Об опере В.И. Мурадели “Великая дружба”» Ш. был обвинен в профнепригодности и уволен из Московской консерватории. В 1949 за вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» (1948) назван «потворником безродных космополитов и врагов народа». Однако в 1949 Ш. написал кантату «Песнь о лесах» (на стихи Е.А. Долматовского о триумфальном послевоенном восстановлении СССР), к?рая была отмечена официальной критикой. После смерти И.В. Сталина написал 6?й Струнный квартет (1956), Второй концерт для фортепиано с оркестром (1957), оперетту «Москва – Черемушки», Одиннадцатую симфонию (1957, «1905 год»), Первый концерт для виолончели с оркестром (1959) и др. С 1957 секр. Союза композиторов СССР, в 1960–68 1?й секр. Союза композиторов РСФСР. С 1960 чл. КПСС. В 1961 написал Двенадцатую симфонию («1917 год»), посвященную революционным событиям 1917. Всего Ш. было написано 15 симфоний, 3 оперы, 3 балета, 15 струнных квартетов, квинтет для фортепиано и струнных и др. Лауреат Гос. премии СССР (1968), Международной премии Мира (1954). Умер от рака легких.
Был женат (с 1932) на астрофизике Нине Васильевне Варзар (1906–1954). В 1962 женился на Ирине Антоновне Супинской (род. 1935). Сын Ш. – Максим (род. 10.5.1938), также композитор, с 1965 возглавлял Симфонический оркестр Центр. телевидения и Всесоюзного радио; в 1981–94 находился в эмиграции в США. Дочь Ш. – Галина (род. 1936), биолог и обществ. деятельница.

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

Шостакович, Дмитрий Дмитриевич

(род. 1906) — советский композитор. Окончил Ленинградскую гос. консерваторию по классу композиции у М. Штейнберга. В начале своего творческого пути находился под сильным влиянием современной урбанистической западноевропейской музыки (в частности Стравинского и Прокофьева). С 1928—29 в творчестве Ш. наметился решительный перелом в сторону преодоления этих влияний, углубления социальной тематики и реалистического воспроизведения действительности. Характерной чертой творчества Ш., отличающегося ярким мастерством, волевой напряженностью и четкостью конструктивных моментов, является стремление к острому сатирическому гротеску. Наиболее значительные сочинения Ш.: Симфония, симфоническое "Посвящение Октябрю", оперы: "Нос" (по Гоголю), "Леди Макбет Мценского уезда" (по Лескову), балет "Золотой век", музыка к звуковым фильмам "Одна", "Златые горы" и др.





Шостакович, Дмитрий Дмитриевич


(род. 25.IX.1906 в Петербурге, ум. 9.VIII.1975 в Москве) — сов. композитор, пианист, педагог, муз.-общественный деятель. Музыкой начал заниматься с 9 лет. Первоначальное муз. образование получил дома (уроки фп. у матери) и в муз. школе И. Глиссера (1916—18). К этому времени относятся и первые опыты сочинения музыки. В 1919 поступил в Петроградскую консерваторию, где занимался по двум специальностям: фп. — у Л. Николаева (оконч. в 1923) и композиции — у М. Соколова, М. Штейнберга (оконч. в 1925). В качестве дипломной работы представил Первую симфонию (1-е исп. 12.V.1926 в Бол. зале Лен. филармонии п/у Н. Малько). В 1927—30 аспирант кл. композиции М. Штейнберга. В 1927 участвовал в I Междунар. конкурсе им. Шопена в Варшаве, где был удостоен почетного диплома; до 1930 продолжал интенсивную концертную деятельность. В 1937—41, 1945—48 преподавал инструментовку и композицию в Ленинградской консерватории (с 1939 профессор), параллельно с 1943 по 1948 руководил классом композиции в Московской консерватории. В годы Великой Отечественной войны работал до окт. 1941 в осажденном Ленинграде, занимаясь сочинением Седьмой симфонии, затем — в Куйбышеве. В 1943 переехал на постоянное жительство в Москву; руководил аспирантурой (1963—66) на композиторском фак. Ленинградской консерватории. В 1965 ему была присвоена ученая степень доктора искусствоведения. К числу учеников Ш. принадлежат В. Баснер, И. Болдырев, Р. Бунин, Д. Гаджиев, Г. Галынин, О. Евлахов, К. Караев, Ю. Левитин, А. Лобковский, Г. Свиридов, Г. Уствольская, К. Хачатурян, Б. Чайковский, частично (в аспирантуре) Г. Окунев, Б. Тищенко, В. Успенский и др. Значительное место в жизни Ш. занимала общественная деятельность. С 1939 по 1948 он чл. президиума оргкомитета СК СССР, с 1937 по 1948 чл. правления Лен. отд. СК (в 1947—48 пред. правления), в последующие годы чл. правления и секретарь СК СССР и СК РСФСР (в 1960—68 первый секретарь СК РСФСР). С 1947 неоднократно избирался депутатом Верховных Советов РСФСР и СССР. С 1941 чл. Славянского комитета СССР, с 1949 чл. Советского комитета защиты мира, чл. сов. делегаций на различных междунар. конгрессах (Польша, Австрия, США и др.), многократно представлял сов. муз. культуру за рубежом как композитор и муз. деятель. Заслуги Ш. перед сов. искусством отмечены присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. РСФСР (1942), нар. арт. РСФСР (1948), нар. арт. Башк. АССР (1964), нар. арт. Бурят. АССР (1969), нар. арт. СССР (1954). Герой Социалистического Труда (1966); награжден орденами Ленина (1947, 1956, 1966), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1940). В 1954 удостоен международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами"; лауреат Ленинской (1958) и Гос. премий СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968). Широким признанием пользуется творчество Ш. за рубежом. Он избран почетным чл. Шведской муз. академии (1955), Академии искусств ГДР (1955), Академии Санта-Чечилиа в Италии, Английской королевской муз. академии (1958), почетным доктором Оксфордского университета; лауреат премии им. Сибелиуса; командор франц. Ордена искусств и литературы (1958), почетный чл. Американской академии наук (1959) и др. Музыка Ш., композитора, наделенного ярчайшей творческой индивидуальностью и неповторимым муз. почерком, художника-мыслителя и гражданина, новатора и вместе с тем "прямого наследника классического русского искусства" (Ю. Шапорин), насыщена действенным советским гуманизмом и этическим пафосом, проникнута глубоким, но сдержанным в своем внешнем выражении чувством в сочетании с могучей интеллектуальной силой. При всем разнообразии затронутых им жанров Ш. симфонист-драматург по преимуществу, он достиг исключительного мастерства в развитии музыкально-образного содержания и в овладении всеми музыкально-выразительными средствами, в частности полифонической техникой.


Соч.: оперы "Нос" по Гоголю (соч. 1928, пост. 1930), "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова") по Лескову (1934, нов. ред. 1963); балеты "Золотой век" (1930), "Болт" (1931), "Светлый ручей" (1935); оперетта "Москва, Черемушки" (1959); оратория "Песнь о лесах" для тен., баса, хора мальч., смеш. хора и орк. (1949), кантата "Над Родиной нашей солнце сияет" для хора мальч., смеш. хора и орк. (1952), "Поэма о Родине" для 5 сол., хора и орк. (1947); 15 симфоний: I — 1925, II — "Октябрю", с хором, 1927, III — "Первомайская", с хором, 1929, IV — 1936, V — 1937, VI — 1939, VII —1941, VIII — 1943, IX — 1945, X — 1953, XI — "1905 год", 1957, XII — "1917 год", 1961, XIII — с хором басов, 1962, XIV — для 2 сол. и камер. орк., 1969, XV — 1971); "Казнь Степана Разина", поэма для баса, смеш. хора и орк. (1964), "Октябрь", поэма (1968), Праздничная увертюра (1954), 5 фрагментов для орк. (1935), фрагменты из музыки к к/ф "Овод" (1955), сюиты из оп. "Нос" (1928), из балета "Золотой век" (1934), из музыки к к/ф "Златые горы" (1931), из балета "Болт" (1931), из музыки к трагедии Шекспира "Гамлет" (1932), из музыки к к/ф "Белинский" (1960), 4 балетные сюиты (1949, 1951, 1952, 1953) и др. произв. для орк.; концерты: 2 для фп. (1933, 1957), 2 для скр. (1948, 1967), 2 для влч. (1959, 1967) с орк.; 2 пьесы Скарлатти для дух. орк. (1928), Сюита для джаз-орк. (1934), "Таититрот", транскр. для орк. (1928); камер.-инструм. анс., в т. ч. 2 пьесы для октета (1925), 15 квартетов (1938, 1944, 1946, 1949, 1952, 1956, 1960, 1960, 1964, 1964, 1966, 1968, 1970, 1973, 1974), Фп. квинтет (1940), 2 фп. трио (1923, 1944), сонаты для скр и фп. (1968, 1970), Соната для влч. и фп. (1934), Соната для альта и фп. (1975); фп. соч.: 2 сонаты (1926, 1942), Концертино для 2 фп. (1953), 24 прелюдии (1933), 24 прелюдии и фуги (1951), "Афоризмы", 10 пьес (1927), 3 фантастич. танца (1922) и др.; хоры а капелла, 10 поэм на сл. революц. поэтов конца XIX — нач. XX столетия (1951), обр. рус. нар. песен (1957); романсы и вок. циклы: 6 романсов на ст. японск. поэтов для тен. с орк. (1932), 8 англ. и амер. нар. песен для гол. и орк. (1944), 4 романса на ст. Пушкина, в т. ч. "Стансы" (1936), 6 романсов для баса и фп., в т. ч. Сонет 66 Шекспира (1942), 2 песни на ст. Светлова, в т. ч. "Фонарики" (1945), 2 романса на ст. Лермонтова (1950), 5 песен на сл. Долматовского, в т. ч. "Родина слышит" (1950), 4 монолога для баса и фп. на ст. Пушкина (1952), "Испанские песни" (1956), 5 романсов на сл. Долматовского (1954), 5 сатир на сл. Саши Черного (1960), 5 романсов на сл. из журн. "Крокодил" (1965), Вокально-инструм. сюита на ст. Блока для соп., скр., влч. и фп. (1967) и др.; музыка к спект., в т. ч. к пьесам "Клоп" Маяковского (1929), "Гамлет" (1932), "Король Лир" (1940) Шекспира; муз. к к/ф, в т. ч. "Златые горы" (1931), "Встречный" (1932), "Юность Максима" (1935), "Возвращение Максима" (1937), "Великий гражданин", "Человек с ружьем" (1938), "Пирогов" (1947), "Молодая гвардия", "Встреча на Эльбе" (1948), "Падение Берлина" (1949), "Белинский" (1950), "Незабываемый 1919-й" (1951), "Овод" (1955), "Год как жизнь" (1965), "Софья Перовская" (1968) и др., всего ок. 35; инструментовка опер Мусоргского "Борис Годунов" (1940) и "Хованщина" (1959), "Скрипка Ротшильда" В. Флейшмана, Концерта для влч. с орк. Шумана (1962); статьи, рецензии.






Шостакович, Дмитрий Дмитриевич


Род. 1906, ум. 1975. Композитор. Сочинять музыку начал с 9 лет. Выпускник Петроградской консерватории (1923, фортепиано; 1925, композиция). Среди многочисленных произведений — "Фантастические танцы", "Две басни Крылова" для голоса с оркестром, "Нос" (опера, 1928), "Шесть романсов на слова японских поэтов" (вокальный цикл, 1928—32), "Золотой век" (балет, 1930), "Болт" (балет, 1931), "Светлый ручей" (балет, 1935), "Из еврейской народной поэзии" (вокальный цикл, 1948), "Песнь о лесах" (оратория, 1949), "Над Родиной нашей солнце сияет" (кантата, 1952), "Праздничная увертюра" для оркестра (1954), "Катерина Измайлова" (опера, 1956), "Москва, Черемушки" (оперетта, 1959), "Казнь Степана Разина" (вокально-симфоническая поэма, 1964), "Октябрь" (симфоническая поэма, 1967), "Верность" (цикл хоровых баллад, 1970), "4 стихотворения капитана Лебядкина" (1974), 15 симфоний (в т. ч. Ленинградская), сонаты, 24 прелюдии и фуги для фортепиано (цикл, 1951), камерные произведения, романсы, музыка к спектаклям, кинофильмам и др. Был заведующим музыкальной частью Театра им. Мейерхольда (1928, Москва), заведующим музыкальной частью Ленинградского Театра рабочей молодежи (1930—33). Лауреат Государственной премии СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), РСФСР (1974), Международной премии Мира (1954) и Ленинской премии (1958), премии им. Сибелиуса. Народный артист СССР (1954). Герой Социалистического Труда (1966).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич
(25 IX 1906, Петербург - 9 VIII 1975, Москва)
Д. Шостакович - классик музыки XX в. Ни один из ее великих мастеров не был так тесно связан с трудными судьбами своей родной страны, не сумел с такой силой и страстью выразить кричащие противоречия своего времени, оценить его суровым нравственным судом. Именно в такой сопричастности композитора боли и бедам своего народа и заключено основное значение его вклада в историю музыки века мировых войн и грандиозных социальных потрясений, каких дотоле не знало человечество.
Шостакович по своей природе - художник универсального дарования. Нет ни одного жанра, где он не сказал своего веского слова. Вплотную соприкоснулся он и с тем родом музыки, который порой высокомерно третировался серьезными музыкантами. Он - автор ряда песен, подхваченных массами людей, и поныне восхищают его блестящие обработки популярной и джазовой музыки, которой он особенно увлекался в пору становления стиля - в 20-30-е гг. Но главной областью приложения творческих сил для него стала симфония. Не потому, что ему вовсе были чужды остальные жанры серьезной музыки - он был наделен непревзойденным талантом истинно театрального композитора, а работа в кинематографе доставляла ему основные средства существования. Но грубый и несправедливый разнос, учиненный в 1936 г. в редакционной статье газеты «Правда» под заглавием «Сумбур вместо музыки», надолго отбил у него охоту заниматься оперным жанром - предпринимавшиеся попытки (опера «Игроки» по Н. Гоголю) остались незавершенными, а замыслы не перешли в стадию воплощения.
Возможно, именно в этом сказались свойства личности Шостаковича - от природы он не был склонен к открытым формам выражения протеста, легко уступал настырным ничтожествам в силу особой интеллигентности, деликатности и беззащитности перед грубым произволом. Но так было только в жизни - в своем искусстве он был верен своим творческим принципам и утверждал их в том жанре, где чувствовал себя вполне свободным. Поэтому в центре исканий Шостаковича и стала концепционная симфония, где он мог открыто говорить правду о своем времени, не идя на компромиссы. Однако он не отказывался от участия в художественных предприятиях, рожденных под давлением жестких требований к искусству, предъявлявшихся командно-административной системой, - таких, как кинофильм М. Чиаурели «Падение Берлина», где безудержное восхваление величия и мудрости «отца народов» дошло до крайнего предела. Но участие в такого рода киномонументах, либо иных, порой даже талантливых работах, искажавших историческую правду и творивших миф, угодный политическому руководству, не предохранило художника от грубей расправы, учиненной в 1948 г. Ведущий идеолог сталинского режима А. Жданов повторил грубые нападки, содержавшиеся в давней статье газеты «Правда» и обвинил композитора вместе с другими мастерами советской музыки той поры в приверженности к антинародному формализму.
Впоследствии в пору хрущевской «оттепели» подобные обвинения были сняты и выдающиеся творения композитора, на публичное исполнение которых был наложен запрет, нашли дорогу к слушателю. Но драматизм личной судьбы композитора, пережившего полосу неправедных гонений, наложил неизгладимый отпечаток на его личность и определил направленность его творческих исканий, обращенных к нравственным проблемам бытия человека на земле. Это было и осталось тем основным, что выделяет Шостаковича среди творцов музыки в XX в.
Его жизненный путь не был богат событиями. Окончив Ленинградскую консерваторию с блистательным дебютом - великолепной Первой симфонией, он начал жизнь композитора-профессионала сначала в городе на Неве, затем в годы Великой Отечественной войны в Москве. Сравнительно краткой была его деятельность как преподавателя консерватории - покинул ее он не по своей воле. Но и поныне его ученики сохранили память о великом мастере, сыгравшем определяющую роль в становлении их творческой индивидуальности. Уже в Первой симфонии (1925) отчетливо ощутимы 2 свойства музыки Шостаковича. Одно из них сказалось в становлении левого инструментального стиля с присущей ему легкостью, непринужденностью состязания концертирующих инструментов. Другое проявилось в настойчивом стремлении придать музыке высшую осмысленность, раскрыть средствами симфонического жанра глубокую концепцию философского значения.
Многие сочинения композитора, последовавшие за столь блистательным началом, отразили неспокойную атмосферу времени, где новый стиль эпохи выковывался в борьбе противоречивых установок. Так во Второй и Третьей симфониях («Октябрю» - 1927, «Первомайская» - 1929) Шостакович отдал дань музыкальному плакату, в них ясно сказались воздействия боевого, агитационного искусства 20-х гг. (не случайно композитор включил в них хоровые фрагменты на стихи молодых поэтов А. Безыменского и С. Кирсанова). В то же время в них проявилась и яркая театральность, которая так покоряла в постановках Е. Вахтангова и Вс. Мейерхольда. Именно их спектакли оказали воздействие и на стиль первой оперы Шостаковича «Нос» (1928), написанной по мотивам известной повести Гоголя. Отсюда идет не только острая сатиричность, пародийность, доходящие до гротеска в обрисовке отдельных персонажей и легковерной, быстро впадающей в панику и скорой на суд толпы, но и та щемящая интонация «смеха сквозь слезы», которая помогает нам распознать человека даже в таком пошляке и заведомом ничтожестве, как гоголевский майор Ковалев.
Стиль Шостаковича не только воспринял воздействия, исходящие из опыта мировой музыкальной культуры (здесь наиболее важны для композитора были М. Мусоргский, П. Чайковский и Г. Малер), но и впитал в себя звучания тогдашнего музыкального быта - той общедоступной культуры «легкого» жанра, которая владела сознанием масс. Отношение к ней у композитора двойственное - он порой утрирует, пародирует характерные обороты модных песен и танцев, но в то же время облагораживает их, поднимает до высот настоящего искусства. Такое отношение с особенной четкостью сказалось в ранних балетах «Золотой век» (1930) и «Болт» (1931), в Первом фортепианном концерте (1933), где достойным соперником фортепиано наряду с оркестром становится солирующая труба, в позднее в скерцо и финале Шестой симфонии (1939). Блестящая виртуозность, вызывающая дерзость эксцентрики сочетаются в этом сочинении с проникновенной лирикой, удивительной естественностью развертывания «бесконечной» мелодии в 1 ч. симфонии.
И наконец, нельзя не сказать о другой стороне творческой деятельности молодого композитора - он много и упорно работал в кинематографе, сначала как иллюстратор при демонстрации немых фильмов, затем как один из создателей советского звукового кино. Его песня из кинофильма «Встречный» (1932) обрела всенародную популярность. Вместе с тем воздействие «молодой музы» сказалось и на стиле, языке, композиционных принципах его концертно-филармонических сочинений.
Стремление воплотить острейшие конфликты современного мира с его грандиозными потрясениями и ожесточенными столкновениями противоборствующих сил особенно сказались в капитальных работах мастера периода 30-х гг. Важным шагом на этом пути стала опера «Катерина Измайлова» (1932), написанная на сюжет повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». В образе главной героини раскрыта сложная внутренняя борьба в душе по-своему цельной и богато одаренной от природы натуры - под гнетом «свинцовых мерзостей жизни», под властью слепой, нерассуждающей страсти она идет на тяжкие преступления, за которыми следует жестокая расплата.
Однако наибольшего успеха композитор добился в Пятой симфонии (1937) - наиболее значительном и принципиальном достижении в развитии советского симфонизма 30-х гг. (поворот к новому качеству стиля наметился в написанной ранее, но тогда не прозвучавшей Четвертой симфонии - 1936). Сила Пятой симфонии заключена в том, что переживания ее лирического героя раскрыты в теснейшей связи с жизнью людей и - шире - всего человечества в канун величайшего потрясения, когда-либо пережитого народами мира, - второй мировой войны. Это и определило подчеркнутый драматизм музыки, присущую ей обостренную экспрессию - лирический герой не становится в этой симфонии пассивным созерцателем, он судит происходящее и предстоящее высшим нравственным судом. В неравнодушии к судьбам мира и сказалась гражданская позиция художника, гуманистическая направленность его музыки. Ее можно ощутить и в ряде других работ, относящихся к жанрам камерного инструментального творчества, среди которых выделяется фортепианный Квинтет (1940).
В годы Великой Отечественной войны Шостакович стал в первые ряды художников - борцов против фашизма. Его Седьмая («Ленинградская») симфония (1941) была воспринята во всем мире как живой голос сражающегося народа, вступившего в схватку не на жизнь, а на смерть во имя права на существование, в защиту высших человеческих ценностей. В этом произведении, как и в созданной позднее Восьмой симфонии (1943), антагонизм двух противостоящих друг другу лагерей нашел прямое, непосредственное выражение. Никогда еще в искусстве музыки силы зла не были обрисованы столь рельефно, никогда еще не была с такою яростью и страстью обнажена тупая механичность деловито работающей фашистской «машины уничтожения». Но столь же рельефно представлена в «военных» симфониях композитора (как и в ряде других его работ, например, в фортепианном Трио памяти И. Соллертинского-1944) духовная красота и богатство внутреннего мира человека, болеющего бедами своего времени. В послевоенные годы творческая деятельность Шостаковича развернулась с новой силой. По-прежнему ведущая линия его художественных исканий была представлена в монументальных симфонических полотнах. После несколько облегченной Девятой (1945), своего рода интермеццо, не лишенного, однако, явственных отзвуков недавно завершившейся войны, композитор создал вдохновенную Десятую симфонию (1953), в которой была поднята тема трагической судьбы художника, высокой меры его ответственности в современном мире. Однако новое во многом стало плодом усилий предшествующих поколений - вот почему композитора так привлекли события переломного времени отечественной истории. Революция 1905 г., отмеченная кровавым воскресеньем 9 января, оживает в монументальной программной Одиннадцатой симфонии (1957), а свершения победоносного 1917 г. вдохновили Шостаковича на создание Двенадцатой симфонии (1961). Раздумья над смыслом истории, над значением дела ее героев отразились также в одночастной вокально-симфонической поэме «Казнь Степана Разина» (1964), в основу которой положен фрагмент из поэмы Е. Евтушенко «Братская ГЭС». Но и события современности, вызванные крутыми переменами в жизни народа и в его мироощущении, возвещенные XX съездом КПСС, не оставили равнодушным великого мастера советской музыки - их живое дыхание ощутимо в Тринадцатой симфонии (1962), также написанной на слова Е. Евтушенко. В Четырнадцатой симфонии композитор обратился к стихам поэтов различных времен и народов (Ф. Г. Лорки, Г. Аполлинера, В. Кюхельбекера, Р. М. Рильке) - его привлекла тема скоротечности человеческой жизни и вечности творений истинного искусства, перед которыми отступает даже всевластная смерть. Эта же тема легла в основу замысла вокально-симфонического цикла на стихи великого итальянского художника Микеланджело Буонарроти (1974). И наконец, в последней, Пятнадцатой симфонии (1971) вновь оживают образы детства, воссоздающиеся перед взором умудренного жизнью творца, познавшего поистине неизмеримую меру человеческих страданий.
При всем значении симфонии в послевоенном творчестве Шостаковича она далеко не исчерпывает всего наиболее значительного, что было создано композитором в завершающее тридцатилетие его жизненного и творческого пути. Особенное внимание он уделял концертным и камерно-инструментальным жанрам. Им были созданы 2 скрипичных (1948 и 1967), два виолончельных концерта (1959 и 1966), Второй фортепианный (1957). В лучших сочинениях этого жанра воплощены глубокие концепции философского значения, сравнимые с теми, что с такой впечатляющей силой выражены в его симфониях. Острота столкновения духовного и бездуховного, высших порывов человеческого гения и агрессивного натиска пошлости, нарочитого примитива ощутима во Втором виолончельном концерте, где простенький, «уличный» мотивчик преображается до неузнаваемости, обнажая свою антигуманную сущность. Однако и в концертах и в камерной музыке раскрывается виртуозное мастерство Шостаковича в создании композиций, открывающих простор для свободного соревнования музицирующих артистов. Здесь основным жанром, привлекшим внимание мастера, стал традиционный струнный квартет (их написано композитором столько же, сколько и симфоний - 15). Квартеты Шостаковича поражают разнообразием решений от многочастных циклов (Одиннадцатый - 1966) до одночастных композиций (Тринадцатый - 1970). В ряде своих камерных произведений (в Восьмом квартете - 1960, в Сонате для альта и фортепиано - 1975) композитор возвращается к музыке прежних своих сочинений, придавая ей новое звучание.
Среди произведений других жанров можно назвать монументальный цикл Прелюдий и фуг для фортепиано (1951), навеянный баховскими торжествами в Лейпциге, ораторию «Песнь о лесах» (1949), где впервые в советской музыке поднята тема ответственности человека за сохранение окружающей его природы. Можно назвать также Десять поэм для хора a cappella (1951), вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии» (1948), циклы на ст. поэтов Саши Черного («Сатиры» - 1960), Марины Цветаевой (1973). Продолжалась в послевоенные годы и работа в кинематографе - широкую известность приобрела музыка Шостаковича к кинофильмам «Овод» (по роману Э. Войнич - 1955), а также к экранизациям трагедий В. Шекспира «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971). Шостакович оказал значительное воздействие на развитие советской музыки. Оно сказалось не столько в прямом влиянии стиля мастера, характерных для него художественных средств, сколько в стремлении к высокой содержательности музыки, ее связи с коренными проблемами жизни человека на земле. Гуманистическое по своей сути, истинно художественное по форме творчество Шостаковича завоевало всемирное признание, стало явственным выражением того нового, что дала миру музыка Страны Советов. /М. Тараканов/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
4.86 мб

ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ В УЗБЕКИСТАНЕ

Галицкая Саволина Паисиевна
В настоящей статье предлагаются предварительные соображения о выдающейся роли композиторской и шире художественно-культурной деятельности Д. Д.

Похожие термины:

  • Шостакович, Максим Дмитриевич

    Дирижер, пианист; родился 10 мая 1938 г. в г. Москве, сын Дмитрия Шостаковича; в 1986 г. дебютировал как дирижер с симфонией отца "Октябрь"; занял пятое место на Московском конкурсе дирижеров; дирижер