Шпаковский, Анатолий Игнатьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ШПАКОВСКИЙ Анатолий Игнатьевич
(27 февр. 1895, Санкт-Петербург - ?) — социолог, заслуженный проф. После оконч. Московской 6-й гимназии учился в Московском ун-те. В 1921-25 продолжал образование в ун-те Любляны (Кор. СХС) и в 1926 — в ун-те Нанси (Франция). В 1927 получил ст. доктора философии в ун-те Любляны. Переселившись в США, был в 1957-65 проф. социологии, нем. и рус. яз. в шт. ун-те в Джаксонвилле (шт. Алабама). Затем преподавал гуманитарные науки в Колледже Афин (Athens) и Майте колледже в Бирмингаме и Хантсвилле (шт. Алабама). Опубликовал ряд работ о кризисе образования и культуры, об аналитич. структуре человеческого сознания, психологии, динамизме и формирование мира, об общих перспективах культуры, и в частности, западноевропейской культуры, о свободе, детерминизме и индетерминизме. Изд. на рус. яз. сб. стихов «На путях жизни и мысли» и на англ. «Reflections and impressions». Состоял членом РАГ в США.
Ист. АА. Spakovsky von, А. Curriculum vitae (manuscript), 1973.

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

Шпаковский, Анатолий Игнатьевич

(1895—1988) — спец. в обл. филос., культурологии и социол., поэт; д-р филос., проф. Род. в Петербурге. Гимназию и два семестра ун-та окончил в Москве. Гражд. война помешала ему завершить образование в России. Ш. изучает филос. во Франции — в ун-те г. Нанси. С середины 20-х гг. Ш. преподает франц. яз. и филос. в Сербии, в городах Великая Кикинда и Великий Бечкерек. С 1937 Ш. проживал в Новосадской рус. колонии (г. Новый сад, Сербия), преподавал в Сербской мужской гимназии, сотрудничал в "Летописи Матицы Сербской". В Любляне защитил докт. дисс у филос. и психолога Франца Вебера. В Новом Саде опубликовал ряд кн. и брошюр на нескольких языках. В своем первом опубликованном труде на сербском языке — "Культурная перспектива Королевства СХС" (1928) — Ш. отмечает, что сербскому духу важно полностью не подчиниться мощному влиянию западноевроп. цивилизации. Он затрагивает вопросы культуры, ее эволюции и призывает к устранению раздвоения т.н. "сербской" души (влияние Азии) и "отмежевавшейся" души (влияние Европы). В трактате "Кризис школьной системы, порожденный кризисом культурных форм жизни" (1932) Ш. подмечает кризис всех видов дух. деятельности, проникший в Сербию из Зап. Европы, и видит освобождение от чуждого для славян налета ев-роп. кризиса в обращении к "культурной силе Славянства". Одновременно он приветствует созданную Европой высшую культурную ценность — личность как необходимое условие для дух. стимула коллектива. Первый труд Ш., опубликованный на рус. яз., вышел в Новом Саде (1934) — "Разрешение судьбы человеческой". Он посвящен вопросам личности, творцу культуры. Ш. различает тип человека периферии жизни (человек от мира сего), с утилитарным началом, и тип человека глубин жизни (человек не от мира сего), творящего культуру как высший лик жизни. Первый тип в лучшем случае-закрепляет культуру, но большей частью живет дух. и моральным паразитом. Философ-культуролог ищет выход из совр. кризиса. Выразителем и пророком гибели западноевроп. культуры Ш. считает О.Шпенглера, но взгляды последнего на религию противопоставляет мыслям Н.А.Бердяева о судьбе и миссии христианства. В др. работах ("Философские мелочи" и "Человеческое "Я" и культура") Ш. подчеркивает, что в эпоху кризиса культуры начинает воскресать интерес к религ. преображению человека. "Человек нашего времени устал от бега своего духа в мир внешн. — феноменального и ищет в себе самом преодоление своего бессилия перед миром и его динамикой". Ш. развивает идеи своего учителя Ф. Вебера о разделении сознания на 4 обл. (представление, мышление, чувствование, стремление). Он полагает, что аналитическая психол. может оказаться новым стимулом в развитии рус. филос. мысли. В 1942 Ш. покидает Новый Сад и уезжает в Германию, а в 1951 иммигрирует в США, где в 1957 становится проф. социол. Джексонвилльского колледжа в штате Алабама. Продолжает писать кн., статьи в амер. и европ. ж., состоит чл. Амер. социол. об-ва, Об-ва славянских наук в США, Королевского филос. ин-та в Лондоне, Об-ва Канта в Германии и др. В течение всей жизни Ш. писал стихи на рус. яз., но рукописные листы терялись во время частых странствий. Единственный сб. его стихотворений — "На путях жизни и мысли" — был издан в 1962 вашингтонским рус. книгоизд-вом.



Соч.: Kulturna perspektiva Kraljevine Srba, Hrvata i Slovenaca. Velika Kikinda, 1928; Kriza skole и vezi sa krizom kulturne forme zivota. Velika Kikinda, 1932; Разрешение судьбы человеческой. Новый Сад, 1934; Философские мелочи. Новый Сад, 1935; Человеческое "Я" и культура. 1: Аналитическая структура человеческого сознания. Новый Сад, 1936; Gedanken. 2. Teil. Neusatz, [s.a.]; Kleinere philosophische Schriften. 2. Buck. Vel. Kikinda, 1938; Das menschliche "Ich" und die Kultur: Der psychische Dinamismus und seine Gestaltung der Welt. Novi Sad; Das menchliche "Ich" und die Kultur: Der Parallelismus der dynamischen Entwicklung des Ich und der Kultur. Novi Sad, 1941; Filozofiai miniurok. Ujvidek, 1942; Die Perspektiven einer Kultur... Berlin, 1961; На путях жизни и мысли. Вашингтон, 1962; Freedom, Determination, Indeterminism. The Hague, 1963; Reflections and Impressions, [s.1, s.a]; Ideologies (Weltanschauungen) and the Problem of Good and Evil. Huntsville,


1978.

А.Арсенъев

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008