ШРИФТЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ШРИФТЫ
развитие письменности началось с передачи содержания сообщений реальными картинками (рисуноч. Ш.). Затем содержание было абстрагировано, и возник понятийный Ш. (иероглифы, клинопись). На следующем уровне абстракции появился алфавитный Ш. Дальнейшее же развитие критского рисуноч. Ш. во 2-м тыс. до н.э. привело к возникновению линейного Ш. (линейное письмо А), более поздняя форма к-рого (линейное письмо Б) в 15 — 13 вв. до н.э. встреч. в Кноссе, Пилосе и Микенах. У семит. народов алфавитный Ш. возник довольно рано; из его финикийской ветви образовался греч. алфавит. Образцы финикийского письма сохран. на камнях, глиняных табличках и папирусах. Греки использовали нек-рые его формы в своем Ш. надписей на камне. Впослед. он мало изменился, однако письмена на вазах 6 в. уже содержат в себе элементы более позднего Ш., в к-ром исчезают формы букв, хар-рные для надписей, сделанных с помощью резца. Этот Ш. в свою очередь явился предшественником др. европ. алфавитов; лат. Ш. оказал сильное воздействие на развитие Ш. Зап. Европы. Развитие греч. Ш. можно проследить начиная с 4 в. до н.э. Папирусы и надписи позволяют выделить курсив, служивший для повседнев. употребления, и каллиграфич. книжный Ш. Древнейшие формы каллиграфич. Ш. восходят к т.н. стилю надписей, к-рый представляет собой маюскульное (из заглав. букв) письмо без деления на слова и предложения. В 3 в. до н.э. возникает более элегантное птолемеевское книжное письмо и параллельно с ним птолемеевский деловой Ш., в к-ром двухлинейная схема уже не применяется. В книжном Ш. 2 в. до н.э. появл. «стиль крестиков», назв. так благодаря обилию в текстах декоративных крестиков (к этому времени, напр., относится «розеттский камень»). Более стилизован строгий стиль (2 — 3 вв. н.э.), из к-рого возник т.н. библ. стиль (4 в.). Он получил также назв. «унциальное письмо». К этому виду Ш. восходит коптский стиль (6 — 10 вв.). В кон. 8 в. начал развиваться греч. минускульный Ш., к-рым с небольшими изменениями пользовались и в ср. века. В лат. письменности также наряду с книжным Ш. имелся и деловой курсив. Древнейший лат. книжный Ш. — капитальное письмо — произошел от Ш. надписей. В 3 в. возникло унциальное письмо с сильной тенденцией к закругл. формам. В результате смешения унциальных букв с минускульными формами в 4 в. возникло полуунциальное письмо, к-рое сыграло важную роль в дальнейшем развитии лат. Ш. Из полуунциала и рим. курсива вышли т.н. нац. Ш. (ирландско-англосаксонские Ш., вестготский, меровингский, лангобардский Ш.), ставшие переходным этапом к каролингскому минускулу(ок. 800). В результате реформы письменности, провед. Карлом Великим, произв. антич. авторов были переписаны единым новым Ш., пришедшим на смену трудночитае-мым нац. шрифтам, чем и объясняется его большое значение для истории сохранения лат. лит-ры. Др. маюскульные Ш. использовались при написании заглавий. В 12 в. сформировался готич. Ш. с его ломаными формами. В нем так-же различают собственно книжный Ш. и курсив, имеющий мн. разновидностей. В эпоху гуманизма на основе каролингских минускул возник Ш. гуманистов.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Шрифты
(лат. scriptum — написанное). Развитие письменности началось с передачи содержания сообщений реальными картинками (рисуночный Ш.). Затем содержание было абстрагировано, и возник понятийный Ш. (иероглифы, клинопись). На следующем уровне абстракции появился алфавитный Ш. Дальнейшее же развитие критского рисуночного Ш. во 2-м тыс. до н. э. привело к возникновению линейного Ш. (линейное письмо А), более поздняя форма которого (линейное письмо Б) в 15–13 вв. до н. э. встречается в Кноссе, Пилосе и Микенах. У семитских народов алфавитный Ш. возник довольно рано; из его финикийской ветви образовался греч. алфавит. Образцы финикийского письма сохранились на камнях, глиняных табличках и папирусах. Греки использовали некоторые его формы в своем Ш. надписей на камне. Впоследствии он мало изменился, однако письмена на вазах 6 в. уже содержат в себе элементы более позднего Ш., в котором исчезают формы букв, характерные для надписей, сделанных с помощью резца. Этот Ш. в свою очередь явился предшественником других европ. алфавитов; лат. Ш. оказал сильное воздействие на развитие Ш. Зап. Европы. Развитие греч. Ш. можно проследить начиная с 4 в. до н. э. Папирусы и надписи позволяют выделить курсив, служивший для повседневного употребления, и каллиграфич. книжный Ш. Древнейшие формы каллиграфич. Ш. восходят к т. н. стилю надписей, который представляет собой маюскульное (из заглавных букв) письмо без деления на слова и предложения. В 3 в. до н. э. возникает более элегантное птолемеевское книжное письмо и параллельно с ним птолемеевский деловой Ш., в котором двухлинейная схема уже не применяется. В книжном Ш. 2 в. до н. э. появляется «стиль крестиков», названный гак благодаря обилию в текстах декоративных крестиков (к этому времени, например, относится «розеттский камень»). Более стилизован строгий стиль (2–3 вв. н. э.), из которого возник т. н. библейский стиль (4 в.). Он получил также назв. «унциальное письмо». К этому виду Ш. восходит коптский стиль (6–10 вв). В кон. 8 в. начал развиваться греч. минускульный Ш., которым с небольшими изменениями пользовались и в ср. века. В лат. письменности также наряду с книжным Ш. имелся и деловой курсив. Древнейший лат. книжный Ш. –капитальное письмо (capitalis quadrata, capitalis rustika) — произошел от Ш. надписей. В 3 в. возникло унциальное письмо с сильной тенденцией к закругл. формам. В результате смешения унциальных букв с минускульными формами в 4 в. возникло полуунциальное письмо, которое сыграло важную роль в дальнейшем развитии лат. Ш. Из полуунциала и рим. курсива вышли т. н. нац. Ш. (ирландско-англосаксонские Ш., вестготский, меровингский. лангобардский Ш.), ставшие переходным этапом к каролингскому минускулу (ок. 800). В результате реформы письменности, провед. Карлом Великим, произведения античных авторов были переписаны единым новым Ш., пришедшим на смену трудночитаемым нац. шрифтам, чем и объясняется его большое значение для истории сохранения лат. литературы. Др. маюскульные Ш. использовались при написании заглавий. В 12 в. сформировался готич. Ш. с его ломаными формами. В нем также различают собственно книжный Ul. (textura) и курсив (notula, bastarda), имеющий множество разновидностей. В эпоху гуманизма на основе каролингских минускул возник Ш. гуманистов (goticoantiqua, humanistica antiqua, cursiva).
        
        рис. Образцы письма.

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
142.47 кб

Шрифт как инструмент воздействия на массовое сознание в прессе Третьего Рейха

Харькова О. В.
Читать PDF
0.00 байт

Шрифт в системах визуальной навигации

Бекишев Максим Анатольевич
Статья посвящена исследованию использования шрифта в системах визуальной навигации на основе анализа теоретических работ российских и зарубежных специалистов, а также практических разработок в области шрифтового дизайна, применяем
Читать PDF
0.00 байт

Шрифт и изображение в истории визуальных коммуникаций

Белько Т. В., Длясин Д. Г.
Статья представляет собой исследование коммуникативной составляющей изобразительного искусства.
Читать PDF
0.00 байт

Декоративный шрифт

Белов Сергей Александрович, Чуйко Лариса Владимировна
В статье рассматриваются разновидности декоративных шрифтов XIX в., приемы их оформления, стилистические признаки.
Читать PDF
0.00 байт

Синтез искусств: костюм, таписсерия, акцидентный шрифт как факторы событийности

Уваров Виктор Дмитриевич, Решетова Маргарита Владимировна, Мурашкин Игорь Сергеевич
В работе раскрывается синтетический язык ковроплетения, который вобрал в себя специфичные приемы среднеазиатских технологий, европейских тенденций и русского народного искусства России.
Читать PDF
0.00 байт

Шрифтовой дизайн титров советских художественных фильмов

Токарь О. В., Боханко Т. П.
Читать PDF
0.00 байт

ШРИФТ И КАЛЛИГРАФИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА НЕОЯЗЫЧЕСК

Гизбрехт Андрей Иванович
Исследование семиотического и функционального аспектов в области использования каллиграфии и шрифта остается одним из актуальных вопросов науки.
Читать PDF
4.08 мб

Визуализация в постмодернистской рекламе: изображение, цвет, шрифт как ее составляющие

Бакеева Диана Анваровна
В статье рассматривается рекламная коммуникация как норма художественно-коммерческой деятельности в эпоху постмодернизма.
Читать PDF
0.00 байт

Редкие книги гражданского шрифта в библиотеке Екатеринбургской духовной семинарии

Мангилёв Петр Иванович
Предлагаемый вниманию читателей материал содержит описания редких книг гражданского шрифта из библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии, изданных до 1830 г. (за одним исключением).
Читать PDF
1.41 мб

ФЁДОР ГОЛОВАНОВ И ЕГО МЕТОДИКА УПРОЩЕНИЯ ПИСЬМЕННОГО ШРИФТА

Каланчина И.Б.
Статья раскрывает основные этапы биографии Фёдора Григорьевича Голованова (1921-1976 гг.), участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., педагога и учёного, ставшего реформатом русского рукописного шрифта. Имя Ф. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы пространственно-плоскостного взаимодействия изображения и шрифта в графическом дизайне

Длясин Д. Г.
Статья посвящена двум базовым элементам визуальной коммуникации в графическом дизайне, а именно шрифту и изображению. Исследуются различные виды их пространственно-плоскостного взаимодействия.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема удобочитаемости русского печатного шрифта в XVIII веке

Хораш А.В.
Рассматривается процесс изменения удобочитаемости русского печатного шрифта на протяжении XVIII в, выявляется взаимосвязь между шрифтом и стилем в искусстве (петровское барокко, елизаветинское рококо и екатерининский классицизм).
Читать PDF
0.00 байт

Теоретический анализ истории русского шрифта

Куприна Юлия Петровна
В статье содержится краткий исторический анализ развития шрифта в России.
Читать PDF
1.25 мб

Оценка удобочитаемости шрифта на материале официального документа

Токарь Ольга Владимировна, Зильберглейт Марк Аронович, Литунов Сергей Николаевич
В статье изложены результаты оценки удобочитаемости ряда шрифтов методом измерения времени чтения, а также приведены результаты их различимости на основе нераспознанных условных меток.
Читать PDF
0.00 байт

Психофизиологическая специфика восприятия печатного шрифта

Морозова Людмила Владимировна, Мурин Иван Николаевич
Работа посвящена изучению особенностей восприятия наиболее часто используемых печатных шрифтов. Исследование проводилось с использованием методов электроэнцефалографии и окулографии.

Найдено книг по теме — 16