Шумский Сергей Васильевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Шумский Сергей Васильевич

Шумский (Сергей Васильевич) - талантливый артист московской сцены. Родился в семье московского мещанина Чеснокова в 1821 г. и ребенком поступил в театральное училище, где обратил на себя внимание осмысленной игрой в роли актера Шумского (водевиль Хмельницкого : "Первый дебют актрисы Троепольской"). Директор Кокошкин оставил за ним эту фамилию. Выпущенный из училища в 1848 г., Шумский играл незначительные роли, совершенствуясь под руководством Щепкина . Недолго пробыв в Одессе, где ему были поручены более видные роли, он вернулся в Москву и быстро выдвинулся вперед, заняв, после исполнения в "Женитьбе" и "Ревизоре" ролей Кочкарева и Хлестакова, одно из первых мест в труппе. С каждым годом он все больше имел успехов в ролях фатов, повес, комических старичков, водевильных персонажей с переодеваниями, и создавал настоящие типы в пьесах Тургенева , в "Свадьбе Кречинского", в "Карьере" Королева, в "Приемыше" князя Кугушева, в драмах и комедиях А.А. Потехина , в пьесах Мольера. В средине 50-х годов, гастролируя в Петербурге, он занимал амплуа Сосницкого , Мартынова , Самойлова и, кроме Мартынова, не уступал никому пальму первенства. По словам авторитетного театрала, "нельзя себе представить ничего уморительнее и оригинальнее созданного Шумским типа старого пройдохи, гоняющегося за приданым", в комедии "Невесте сорок лет, приданого сто тысяч". Самыми оригинальными "созданиями" Шумского были роли в пьесах Островского : Добротворского ("Бедная невеста"), Оброшенова ("Шутники"), Несчастливцева ("Лес"), роль Чацкого в "Горе от ума", Скапена в мольеровской комедии. Игра Шумского была ровная, тонкая, умная, с блестящей отделкой художественных деталей; во всех ролях выливалась его художественная натура. Умер 7 февраля 1878 г. П. Быков.

Источник: Биографический словарь. 2008

Шумский, Сергей Васильевич

Шумский Сергей Васильевич


(Чесноков) — артист драматической труппы Московских Императорских театров. Родился в 1820 г. в Москве в семье мещанина Чеснокова. Отданный в начале 1830-х гг. в Московское театральное училище, он вскоре обратил на себя внимание одного из лучших тогдашних преподавателей училища, знаменитого актера Михаила Семеновича Щепкина, который, взяв его под свое особое покровительство и наблюдение, с особым тщанием занялся развитием богатых природных способностей Ш. Но не один Щепкин высоко ценил его способности, отличал его и тогдашний директор Московских Императорских театров, Кокошкин, по распоряжению которого будущему артисту за исполнение в пьесе "Первый дебют актрисы Троепольской" роли артиста Шумского получил фамилию последнего. Выпущенный в 1843 г. из театрального училища, Ш., несмотря на покровительство Щепкина, а также и на то, что он уже успел создать себе в театральных кружках репутацию талантливого артиста, все же в первые годы оставался в тени. Вследствие интриг он или вовсе не получал ролей или же — самые незначительные в водевилях. Несмотря, однако, на явное нерасположение к себе театрального начальства, Ш. продолжал много работать и из самой незначительной водевильной роли старался сделать тип. Так, до него роль Мотылька в водевиле Ленского "Барская спесь" считалась совершенно ничтожной, почти выходной ролью, он же выполнял ее так, что публика (в ту пору очень скупая на аплодисменты) вызывала его по несколько раз. За ату роль Ш. впервые удостоился похвалы в печати. Чтобы как-нибудь выбиться на более широкую дорогу, Ш. решил уехать в провинцию. В 1845 г. счастливый случай помог ему устроиться в Одессе. Здесь в более благоприятной обстановке талант его значительно развился, и когда по возвращении в Москву в 1851 г. он выступил в водевиле "Ветреники или все против мужа", то сразу завоевал общие симпатии публики и занял прочное и видное положение в казенной труппе; вслед за первым дебютом ему поручена была роль Загорецкого в комедии Грибоедова "Горе от ума". Этот спектакль еще более выдвинул молодого артиста. От водевильных ролей Ш. перешел на роли резонеров в переводных французских пьесах и, несмотря на. всю бесцветность подобных ролей, умел всегда создать из них живой образ, увлекавший зрителя, так что, по словам А. Григорьева, был "самый занимательный резонер". Вскоре репертуар Ш. значительно расширился. Он неоднократно выступал в пьесах А. H. Островского, очень удачно исполнял роль Кречинского в пьесе Сухово-Кобылина "Свадьба Кречинского", имел большой успех в ролях Страхова ("Карьера" Королева), Восадулина ("Комедия без названия"), Иванова ("В чужом пиру похмелье") и др. Но наиболее выдающейся по исполнению ролью Ш. в этот период была роль Хлестакова в "Ревизоре", которую до него исполняли такие известные артисты, как Самарин и Ленский. Естественно поэтому, что и критика и публика предъявляли к новому исполнителю очень большие требования. Ш. однако сумел удовлетворить их и вызвать общее одобрение своей игрой. В конце 1850-х гг. репертуар Ш. еще более расширился. Из созданных им в это время ролей особенный успех имела роль Собачкина в гоголевском "Собачкине". Выполнение этой трудной роли вызвало в критике горячее одобрение. "В Собачкине", пишет один современный рецензент, "сказывается способность г. Шумского в одной маленькой сцене, в одном выходе дать вам живое типическое лицо... Шумский выйдет, и вы чувствуете через несколько минут, что Собачкин вовсе не древность, не анахронизм, что он живет вместе с вами и около вас, что его язык в сущности остался таким же, изменилась только внешность" Но безусловно самой лучшей коронной ролью Ш. в это время была роль Жадова в комедии Островского "Доходное место". Очень хорош, по отзывам критики, был он и в роли Брацкого, в комедии А. А. Соколова "Два поколения" и в некоторых других ролях. Когда в средине 1860-х гг. на сцене московского Малого театра был поставлен ряд классических пьес, на долю Ш. еще раз выпало во всей полноте выказать свой талант. Им были созданы роли: маркиза в комедии Альфиери (переведенной с итальянского Гоголем) "Дядька в затруднительном положении", — Пароллеса в комедии Шекспира "Все хорошо, что хорошо кончается", — Сганареля в комедии Мольера "Замужество — лучший доктор", которую он дал в 1865 году в свой бенефис, — Форда в комедии Шекспира "Виндзорские проказницы", — Скапена в комедии Мольера "Проделки Скапена", — Сганареля в комедии Мольера "Школа мужей" и др. Наконец, в дальнейшие годы своей артистической деятельности Ш. создал еще целый ряд крупных ролей, среди которых отметим: роль Франца Мора в трагедии Шиллера "Разбойники", — адвоката Пателена в комедии "Пателен", — Оргонта в комедии Мольера "Тартюф", — Фигаро в комедии Бомарше "Свадьба Фигаро", — судьи в комедии Рясина "Сутяги" и многие другие. Вообще не было почти ни одной пьесы, написанной при жизни Ш. А. Н. Островским, А. А. Писемским, А. А. и Н. А. Потехиными, В. Крыловым, Дьяченко и др., в которых он не выступал бы с большим успехом. Во время Великого поста и в летние месяцы, когда Императорские театры закрыты, Ш. почти всегда уезжал из Москвы на гастроли и играл в Нижнем Новгороде, Одессе, Киеве, Харькове, Казани, Саратове, Уфе, Астрахани и многих других городах, везде пользуясь выдающимся успехом. В Петербурге Ш. играл также почти каждый год, и петербургская публика и критика встречала его не менее радушно, чем московская. Ш. скончался в Москве 6-го февраля 1878 г. от болезни сердца, на 56 году от рождения.



"Русские Ведомости" 1878 г., № 35, некролог и № 37, ст. "Погребение С. В. Шумского". — "Московские Ведомости" 1878 г., № 36, ст. Д. Аверкиева, стр. 5 и № 37, некролога, ст. C. Як-ва, стр. 5. — "Музыкальный Свет" 1878 гг., №№ 7 и 8, стр. 68―70 и 81―82, ст. Заурядного Зрителя "Из записной книжки Заурядного Зрителя" (биография). — "Всемирная Иллюстрация" 1870 г., № 79, ст. "П. М. Садовский и C. В. Шумский" (биографический очерк). — "Театральный Альманах" на 1875 г., ст. "Биографии актеров Александринской труппы". — "Астраханский Справочный Листок" 1875 г., ст. М. Кронидова "Сергей Васильевич Шумский", №№ 67, 69 и 71. — "Голос" 1870 г., №№ 166 и 181, ст. "О господине Шумском в комедии "Шутники". — "Голос" 1869 г., от. Д. А(веркиева) "Об игре г. Шумского", №№ 119, 125 и 129. — "Русские Ведомости" 1869 г., № 108, ст. "Г. Шумский на Петербургской сцене". — "С.-Петербургские Ведомости" 1866 г., № 276, ст. N. "Г. Шумский, как истолкователь Гоголя". — "Нувелист" 1878 г., № 3, март, стр. 8, некролог.


Е. Я.


{Половцов}





Шумский, Сергей Васильевич


— талантливейшей артист московской сцены. Род. в семье московского мещанина Чеснокова в 1821 г. и ребенком поступил в театральное училище, где обратил на себя внимание осмысленной игрой в роли актера Шумского (водев. Хмельницкого: "Первый дебют актрисы Троепольской"). Директор Кокошкин оставил за ним эту фамилию. Выпущенный из училища в 1848 г., Ш. играл незначительные роли, совершенствуясь под руководством Щепкина. Недолго пробыв в Одессе, где ему были поручены более видные роли, он вернулся в Москву и быстро выдвинулся вперед, заняв после исполнения в "Женитьбе" и "Ревизоре" ролей Кочкарева и Хлестакова одно из первых мест в труппе. С каждым годом он все больше имел успех в ролях фатов, повес, комических старичков, водевильных персонажей с переодеваниями и создавал настоящие типы в пьесах Тургенева, в "Свадьбе Кречинского", в "Карьере" Королева, в "Приемыше" кн. Кугушева, в драмах и комедиях А. А. Потехина, в пьесах Мольера. В середине 50-х годов, гастролируя в Петербурге, он занимал амплуа Сосницкого, Мартынова, Самойлова и, кроме Мартынова, не уступал никому пальму первенства. По словам авторитетного театрала, "нельзя себе представить ничего уморительнее и оригинальнее созданного Ш. типа старого пройдохи, гоняющегося за приданым" в комедии "Невесте сорок лет, приданого — сто тысяч". Самыми оригинальными "созданиями" Ш. были роли в пьесах Островского: Добротворского ("Бедная невеста"), Оброшенова ("Шутники"), Несчастливцева ("Лес"), роль Чацкого в "Горе от ума", Скапена в Мольеровской комедии. Игра Ш. была ровная, тонкая, умная, с блестящей отделкой художественных деталей; во всех ролях выливалась его художественная натура. Умер 7 февр. 1878 г.


П. Быков.


{Брокгауз}





Шумский, Сергей Васильевич


артист Москов. имп. театров, настоящая фамилия Чесноков; р. 1820, † 5 (6) февр. 1878 г.


{Половцов}





Шумский, Сергей Васильевич


(псевдоним Чеснокова; 1821—1878) — драматический актер. Ученик Щепкина, Ш. глубоко воспринял основные положения сценического реализма. К Ш. адресовано знаменитое письмо Щепкина с наставлением "о влезании в шкуру изображаемого лица". Игра Ш. отличалась большой простотой и естественностью психологического раскрытия сценических образов. Он выполнял с одинаковым успехом роли ярко драматические и сильно комические. В репертуаре Островского Ш. создал немало глубоких образов (Вихорев, Грознов). Ш. находил для себя большой простор и в пьесах на "гражданские мотивы" — Дьяченки; Чернышева и др. В классическом репертуаре отмечен исполнением Чацкого, Хлестакова, Франца Моора, Иоанна Грозного. К наиболее совершенным созданиям Ш. надо отнести Подколесина в гоголевской "Женитьбе".



Лит.: Коропчевский Д., Сергей Васильевич Шуйский, "Ежегодник Императорских театров 1895—96" (Приложения, кн. 3); Варнеке В. В., История русского театра, 2 изд., СПб, 1913.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008