Швиттерс

Найдено 1 определение
Швиттерс
, Курт (Schwitters, Kurt) 1887, Ганновер — 1948, Эмблсайд, Великобритания. Немецкий художник. Учился в Школе прикладного искусства в Ганновере, в Академиях художеств Дрездена и Берлина (1909—1914). В 1918 проходил курс архитектуры в Высшей технической школе в Ганновере. Ранние живописные работы отмечены влиянием кубизма и экспрессионизма. В кон. 1910 — нач. 1920-х стал одним из виднейших представителей направления дадаизма. Работал в одиночестве в Ганновере, но сотрудничал с берлинскими и цюрихскими дадаистами. Деятельность Швиттерса охватывала самые различные сферы — поэзию, живопись, скульптуру, архитектуру, музыку, театр. Свои произведения он обозначал слогом Merz (обрывок рекламного заголовка Kommerzbank, случайно возникший в одном из коллажей). Этот осколок слова символизировал разрыв коммуникации, взаимообмена, отказ от "торговых" отношений. Первые мерц-картины созданы в 1919. Тогда же появились мерц-стихотворения, идея мерц-сцены. С 1920 Швиттерс трудился над мерц-строением — своеобразным скульптурно-архитектурным ассамбляжем, который, постепенно разрастаясь, заполнял мастерскую, соседние комнаты. В коллажах Швиттерса ветхие, тронутые порчей вещи (подобранные на улице трамвайные билеты, обрывки газет, веревок, тряпки, куски картона и фанеры) обретают художественный смысл, определяемый контекстом композиции. Так, округлые элементы (крышки, днища и ободы разных диаметров, рейки, натянутая бечевка) то уподобляются системе шестерен и рычагов (Образ рабочего, 1919, Стокгольм, Музей современного искусства), то ассоциируются с вращением светил, мерным движением космического механизма (Орбита, 1919, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Овальное зеркало с выложенным на нем иллюзионистическим натюрмортом-коллажем становится метафорой глаза, в котором сливаются "внешний" и "внутренний" образы, реальность и ее психическое отражение (Зеркало, 1920, частное собрание). Коллажи и ассамбляжи Швиттерса балансируют на грани хаоса и зарождающегося порядка, как будто художник, наблюдая энтропийные процессы разрушения, распыления вещей, предугадывает возможность их миметической или символической трансформации, самоорганизации новой системы из распавшихся элементов старой (Картина со светлым центром, 1919, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Мерц 169. Формы в пространстве, 1920, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия; Мерцкартина 46А. Кегель, 1921, Ганновер, Музей Шпренгель). В 1923—1932 Швиттерс издавал журнал Мерц. В 1936—1940 жил в Люсакере, близ Осло, где им создано второе мерц-строение. Эмигрировав в Англию после захвата немцами Норвегии, поселился в Лондоне (1941), затем в Эмблсайде (1945). В работах 1930—1940-х проявилось влияние конструктивизма Эль Лисицкого и группы "Де Стейл" (Мондриан, Ван Дусбург). С 1932 был участником объединения "Абстракция—Творчество". В этот период художник особое внимание уделяет конструктивно-пластическим качествам коллажей, добиваясь зрительной согласованности, слаженности разнородных элементов. Наклейки бумаги и картона, напластования печатных текстов, графических знаков вызывают впечатление спрессованных, слипшихся пространственных диапазонов (Без названия <6D>, 1947, частное собрание). В период 1960—1970-х усилился интерес к творчеству Швиттерса, поскольку многие его начинания предвосхитили поиски новейшего авангарда (коллажи поп-арта, инсталляция, перформенс, фонетическая и конкретная поэзия).
Лит.: Berggruen. Kurt Schwitters: collages. Paris, 1954; Schmalenbach W. Kurt Schwitters. Munchen, 1984.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006