СИЛЬВАН

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СИЛЬВАН
латинское лесное божество, бог полей и стад, покровитель растений. Имя Сильвана было также прозвищем Марса, который в глубокой древности считался покровителем стад и растительности.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

СИЛЬВАН
в древнеримской мифологии - бог, родственный Фавну, покровитель лесов, садов, стад, собственности. Изображался старцем с венком из сосновых веток на голове и серпом в руке. Греки отождествляли С. с Паном.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Сильван
(лат. silva — лес), италийский бог лесов, лугов, усадеб и садов. Ему и Марсу раз в год крестьяне приносили жертву в глубине леса. Женщины при этом присутствовать не имели права. Подобно богу Фавну, С. отождествлялся с греч. богом Паном. У С. не было государств, культа. В основном его почитали бесправные слои населения, рабы и вольноотпущенники. Во время Империи С. стал наиболее популярным богом рабов и плебеев как их защитник.

Источник: Словарь античности. 1989

Сильван
в римской мифологии бог лесов и дикой природы. Первоначально Сильван не имел официального культа, был мало известен в период Римской республики. В период империи — наиболее популярный бог плебеев и рабов. Сильван стал инициатором и хранителем дома, усадьбы, защитником земельных владений от покушения захватчиков, божеств растительности, гор, скал, животных, верховным богом и вместе с тем человеком (по одной версии, сыном раба и козы, по другой — сыном тускуланки Валерии от кровосмесительной связи с отцом). Заслужил апофеоз за труд на благо людей. В честь Сильвана отмечались весенние праздники растительности, воздвигались святилища; ему в дар приносились лесные и садовые участки. От него ждали награды в загробной жизни за честную трудовую жизнь, которая символизировалась уровнем и угломером. Сильван, противостоя богам официального пантеона, воплощал собой протест народа и рабов против морали, культуры высших классов. Последние считали его мятежником. Соответствует греческому богу Пану.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

СИЛЬВАН
   • Silv?nus,
         латинский бог, по своему назначению — лесной бог, но вместе с тем и бог полей и возделывания земли, а также бог стад, так как стада паслись преимущественно в лесах. Деревья лесов и полей, вся растительность пашен и садов поручена его покровительству. Поэтому земледелец смотрел на него как на главного покровителя своего дома и своих полей. Этому богу посвящены были три статуи, одна — у дома, другая — посреди поля, а третья — на меже владения. Таким образом, он считался богом межи. Hor. epod. 2, 22. В честь его праздновался осенью праздник жатвы и приносились в жертву первые древесные плоды, виноград и колосья, а также молоко. Tibull. 1, 5, 27. Horat. ер. 2, 1, 143. Как бог стад, он защищает их от волков и дает преуспевание рогатому скоту. Как и другие лесные и пастушеские божества, он любит музыку, и ему посвящена сиринга (Tibull. 2, 5, 3), но он также, подобно Пану, в глуши леса наводит на людей страх и ужас. В таинственной лесной чаще иногда ночью раздается его страшный голос. Впоследствии его смешивали с Паном, Фавном, Инуем, Эгипаном и думали, что С. много. Поэты изображают С. веселым старцем, влюбленным в Помону. Verg. Georg. 2, 494. Hor. epod. 2, 21. Ov. met. 14, 639. Имя С. служило также прозвищем Марса, и, вероятно, оно указывает только на качество Марса, который, как известно, в древние времена был покровителем растительности и стад.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

СИЛЬВАН
в рим. миф. первонач. бог лесов и дикой природы; отожд. с Паном. С. не имел офиц. культа и был мало известен в период Рим. республики. В период империи самый популяр. бог плебеев и рабов. Он стал покровит. и даже инициатором культурн. земледелия, хранит. дома, усадьбы, имения и его границ, где ему посвящ. роща, защитником зем. владений от покуш. захватчиков, божеством растительн., животных, гор, скал, металлов и вместе с тем могучим верхов. богом — «спасителем, борцом, непобедимым, пантеем», а также человеком (по одной версии, сыном раба и козы, по другой — сыном тускуланки Валерии от кровосмесит. связи с отцом), подобно Гераклу заслуживш. апофеоз за труд на благо людей. Чрезвыч. многочисл. были культовые коллегии С., имевшие своих жрецов, справл. в его честь весенние праздники растительности, воздвиг. ему святилища, не только за свой счет, но и своим трудом, принос. ему в дар лесные и садовые участки, фонтаны, сосуды, колонны, статуи богов, изображ. в крестьян. одежде, с серпом, плодами, деревом, собакой, козой, змеей — хранительницей дома. В надписях часто упомин. посланные С., сны, видения. Его благодар. за исцеление, удачу, освобожд. от рабства, от него ждали награды в загроб. жизни за честную трудовую жизнь, символиз. уровнем и угломером, также иногда фигурир. в дарах С. Противостоя богам офиц. пантеона, он как бы воплощал протест народа и рабов против морали и культуры высших классов. Последние же причисл. С. к «черни земных богов», трактов. его как мятежника, врага богов небесных, как низкую материю и «отброс всех элементов». Культ С. был широко распростр. в зап. провинциях, где с ним отожд. боги сходн. хар-ра. В митраизме С. считался душой убитого Митрой быка, поднявш. на небо и ставш. богом стад.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Сильван
Еретическое учение павликиан — одно из самых стойких и живучих в истории христианства — появилось во второй половине VII в. Основоположником его был некий Константин, армянин по происхождению из области Мананали на арабо-византийской границе. Петр Сицилийский, которому мы обязаны основными известиями об этой секте, пишет, что Константин был воспитан в манихейской вере. Однажды какой-то сирийский диакон в благодарность за оказанное гостеприимство подарил ему экземпляр Нового Завета. Константин стал ревностно изучать его, но толковал многие места (особенно те выражения из посланий апостола Павла, где противопоставляются друг другу свет и тьма, дух и плоть, Бог и мир) в привычном ему дуалистическом духе. Отсюда он вывел заключение, что христианская религия духовна по своей сути, что ей чужда всякая обрядность и всякая внешность и что истинный христианин достигает нравственного усовершенствования сам собой, без посредства каких-либо церковных учреждений. Господствующая православная церковь, по его представлению, исказила изначальное апостольское учение, допустив, подобно иудеям, множество обрядов и церемоний, несвойственных истинному христианству. Оставив Мананали, Константин переселился в крепость Кибоссу, располагавшуюся у Колонии. Тамошним жителям он рассказал о Сильване, ученике апостола Павла, которого тот отправил в Македонию. Затем, пишет Петр Сицилийский, он показал им книгу посланий Павла и сказал: «Вы являетесь македонянами, а я Сильван, посланный к вам Павлом». Проповедь его оказалась очень успешной, и вскоре множество окрестных жителей стали его последователями. (От имени апостола Павла они в дальнейшем именовались пав-ликианами). В вероучении Сильвана положения христианской религии оказались тесно переплетены с манихейством и гностицизмом. Он объявил материю вечной и несотворенной; учил, что существуют два Бога, — Демиург, происшедший из тьмы и огня, творец и владыка настоящего мира, Бог Ветхого Завета и церкви, и Небесный Отец — верховный предмет его поклонения, Бог духовного, грядущего мира. Душа человека, говорил Сильван, небесного происхождения и заключена в материальном теле как в темнице. А относительно грехопадения первого человека учил, что оно было только неповиновением Демиургу и, следовательно, вело к отпадению от его власти и откровению Небесного Отца. Сохранив учение о Троице, он утверждал, однако, что Сын Божий при Своем Воплощении не родился, а прошел через Деву Марию как через канал, то есть Спаситель ничего не принял в Себя из сущности Девы Марии, и Его Рождение было только кажущимся. В устройстве своего общества павликиане отвергали всякую внешность и обрядность. Церковная иерархия также отсутствовала. Все сторонники учения делились на учеников апостольских, пастырей и учителей. Ученики апостольские стояли во главе всей церкви (и носили имена учеников апостола Павла). Пастыри возглавляли местные общины. Но они не имели иерархической власти, а существовали лишь для того, чтобы поддерживать единство между общинами. Вообще духовенство павликиан не отличалось каким-либо особым характером, одеждой или образом жизни, не имело никаких особых преимуществ перед другими членами общины. Однако, самого Сильвана павликиане почитали как апостола. Богослужение состояло из учения и молитв. Храмов не было, а существовали только молельни. Почитание икон и даже креста Господня Сильван отменил как идолопоклонство, почитание святых мощей также было им отвергнуто. Знаками внешнего почитания у павликиан пользовалась только книга-евангелие. Таинства со всеми их обрядами не практиковались, поскольку крещение и причастие павликиане совершали невещественным образом, в духе. Сильван утверждал, что слово Христа есть вода живая и хлеб небесный, поэтому, слушая слово Христа, они крестятся и причащаются. Посты, аскетизм, монашество отвергались, как не имеющие никакого значения для спасения. Источником своего учения павликиане признавали только Новый Завет, кроме посланий апостола Петра (которого вообще поносили как предателя Господа). Сильван с успехом распространял свое учение в течение 27 лет (657–684). Наконец император Константин IV Пагонат обратил внимание на сектантов и послал в Кибоссу своего чиновника Симеона с приказанием уничтожить их общину. Петр Сицилийский сообщает, что Симеон, захватив Сильвана, поставил ересиарха перед его последователями и велел побить его камнями. Никто из павликиан не пожелал запятнать себя кровью учителя. Приказание Симона исполнил будто бы только один юноша по имени Юст, который был усыновлен Сильваном. Брошенный им камень угодил ересиарху в голову и убил его (684). Симон постарался убедить павликиан в ложности их учения, но не преуспел в этом. Наоборот, он сам постепенно проникся их верой. Прожив три года в Константинополе в большой тревоге, он, бросив всю свою собственность, бежал в Кибоссу, принял павликианство и спустя три года возглавил общину под именем Тита. Конец его тоже был трагическим. В 690 г. между Титом и упомянутым выше Юстом возникли горячие споры относительно следующего высказывания апостола Павла: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое…» За разъяснением своих сомнений (в которых он увидел опровержение дуалистического учения Сильвана) Юст обратился к епископу города Колонии. Тот, выведав у него все что можно о членах секты, послал донос в столицу. После этого многие павликиане (включая Тита и самого Юста) были схвачены. Поскольку они наотрез отказались отречься от своей веры, то все они были сожжены на одном большом костре. Оставшиеся в живых павликиане, возглавляемые неким армянином по имени Павел, переселились в окрестности Фанареи в местечко Эписпорис. Здесь павликианство нашло благоприятную почву для своего возрождения. В начале VIII в. оно широко распространилось в Малой Азии. В начале IX в. секта пережила новый подъем под руководством некоего Тихона (до своего обращения он носил имя Сергия), человека очень ученого и исполненного всяких достоинств. Он стоял во главе павликианской церкви в 801–835 гг. и был убит во время новых гонений. Непримиримым врагом павликиан была императрица Феодора. Во время ее регентства, в 842–844 гг., было перебито, обезглавлено, утоплено или посажено на кол не менее ста тысяч сторонников этого вероучения. Остальные отступили во владения арабов и построили с их помощью на границе Византии несколько хорошо укрепленных крепостей, главной из которых была Тефрика (в Западной Армении). Во главе секты встал искусный полководец Карбеас. Он повел против империи войну и одержал большую победу под стенами Самосаты над сыном Феодоры Михаилом III. В 863 г. Карбеас умер. Ему наследовал зять и племянник Хрисохерис. В 867 г. он вторгся в малоазийские владения империи, разграбил Анкиру, Никею, Никомедию и некоторые другие города, всюду уничтожая иконы и мощи. Эфесский собор он отдал под конюшню. Новому императору Василию I в течение нескольких лет пришлось вести против павликиан чрезвычайно тяжелую войну. Наконец, в 871 г. Хрисохерис был разбит и пал в бою. Византийцы взяли и разрушили Тефрику. Воинственные сектанты были усмирены, но не отказались от своего вероучения. Впрочем, в Малой Азии их влияние постепенно пошло на убыль и вскоре совсем прекратилось. Зато оно стало расти в Европе. В середине X в. император Иоанн I Цимисхий переселил большое количество павликиан в Филипполь во Фракии. Оттуда их учение распространилось в Болгарию, где в начале XII в. дало начало новому мощному еретическому течению богомилов. Из-за гонений, начавшихся при императоре Алексее I Комнине, часть павликиан и богомилов переселилась далее на Запад, что привело в XII в. к широкому распространению здесь сходного еретического учения катаров. Особенно многочислены катары были в Южной Франции и верхней Италии, где их учение было известно как альбигойская ересь. Чтобы окончательно искоренить ее, папа Иннокентий III призвал к крестовому походу в Южную Францию. Еретики отчаянно защищались. Альбигойские войны продолжались двадцать лет (1209–1229) и привели к огромным жертвам и разрушениям. Только после этого сила ереси оказалась сломлена.

Источник: 100 великих пророков и вероучителей. 2002

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
120.05 кб

2002. 03. 019. Брайен Ф. Де. Классическая сильва и развитие жанров научного описания в Англии XVIII

Юрченко Т. Г.
Читать PDF
102.08 кб

2006. 03. 012. Чинн К. Сильва 4. 6 Стация и эпиграмматическое происхождение экфрасиса. Сhinn C. Stat

Юрченко Т. Г.
Читать PDF
202.05 кб

2015.03.030. ДЕ СИЛЬВА М. АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ТРАДИЦИОННЫЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ ОБЯЗАННОСТИ

Лихачев М.О.
Читать PDF
360.48 кб

Н. П. Павлов-сильванский о теории вотчинного государства в русской историографии

Мининкова Людмила Владимировна
Анализируются взгляды Н.П. Павлова-Сильванского, который обосновывал идею русского феодализма и указывал на существование теории вотчинного государства в отечественной историографии.
Читать PDF
231.88 кб

Историко-правовые взгляды в творчестве Н. П. Павлова-Сильванского

Гоголев И. Б.
Статья И. Б. Гоголева является составной частью диссертационной работы, посвященной научному наследию Н. П. Павлова-Сильванского.
Читать PDF
274.43 кб

Речевые характеристики и провиденциальная роль главного героя романа Сильваны де Мари «Последний эль

Скульская Е. А.
Анализируется образ главного героя романа в жанре фэнтези. Особое внимание уделяется речевым характеристикам персонажа, сближающим его с с детьми, имеющими определенные нарушения развития.

Похожие термины:

  • СИЛЬВА Риос Адольфо С

    собств. То же, что «ПАТРИОТЫ РОССИИ». И «патриоты», и «прадельцы» отлично знали, что 7-процентный барьер им не переползти – хоть шкуру с себя стащи… (РГ. 2011.06.12).
  • СИЛЬВА Лейте Антонио де

    Португальский гитарист. Жал в г. Опорто в последние годы XVIII века. В этом городе вышел трактат «Исследование гитары, где объясняется самый легкий способ научиться играть на этом инструменте». 1795 го
  • РЕБЕЛЬО–ДА–СИЛЬВА ХОСЕ

    Бразильский гитарист. Был очень популярен у себя в стране, благодаря своему особому дару исполнения народных мелодий. Много выступает на сцене и по радио, иногда со своей дочерью Ивонной, о которой
  • Виейра да Сильва

    , Мария Элена (Vieira da Silva, Maria Elena) 1908, Лиссабон — 1992, Париж. Французская художница португальского происхождения. Представитель абстракционизма. Приехала в Париж в 1928, где сначала обучалась скульптуре
  • ДИЕГО РОДРИГЕС ДЕ СИЛЬВА ВЕЛАСКЕС

    1599–1660) Диего Родригес де Сильва?и?Веласкес родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой. Его отец был выходцем из Португалии, и это обстоятельство во многом опреде
  • Сильванит

    м. Теллуристое золото с серебром. — Сильванит — письменная руда. Фил., 1869:1.
  • СИЛЬВА Хосе Патросинио Э

    Современный бразильский преподаватель гитары. Живет в г. Сантосе, где преподает с замечательными результатами. Из ставших известными его учеников можно назвать прежде всего замечательного любит
  • СИЛЬВА Вальдес Фернан

    Современный уругвайский поэт и гитарист–любитель. О Сильва Вальдес достаточно напомнить, что его книга «Туземные поэмы» была официальным текстом для чтения учениками общеобразовательных школ р
  • СИЛЬВА Россини

    Бразильский гитарист и композитор. Много выступает по стране. На публичных концертах можно было оценить его качества точного исполнителя, обладающего блестящей техникой и эмоциональностью. Сочи
  • Тодрия, Сильва

    [1880—1936] — советский грузинский писатель, юморист и крупный общественный деятель. Род. в беднейшей крестьянской семье. Член ВКП(б) с 1902. В течение многих лет работал наборщиком в подпольных типограф
  • Арну-Плеси, Жань Сильвани

    (Arnoult-Plessy), франц. актриса, бывшая на Михайловской сцене в СПб. с 1846 по 1855 г.; с 1845 по 1854 была замужем за актером Арну; род. в Меце, 2 сент. 1819 г.; † 188? г. {Половцов}
  • Пьованелли, Сильвано

    Его Высокопреосвященство кардинал Сильвано Пьованелли (итал. Silvano Piovanelli), (род. 21 февраля 1924, Муджело, Италия). Итальянский кардинал. Титулярный епископ Тубуне ди Мауретания и вспомогательный еписк
  • Сильвановский, Степан Иванович

    — врач, из духовного звания, воспитанник С.-Петербургской Медико-Хирургической Академии (казеннокоштный), блестяще окончил академический курс в 1821 г. со званием лекаря 1-го отделения и с серебряной
  • Павлова-Сильванская, К. П

    авт. "Руководства для самообучения русск. стенографии", СПб., 1908. {Венгеров}
  • Павловы-Сильванские

    — 1) Николай Гаврилович — протоиерей (1806—1879), сын протоиерея из дворян. За сочинение "Наставления по части дупляночного пчеловодства", напечатанное в 1872 г. в "Трудах Вольно-Экономического О
  • Сильванский, Александр Васильевич

    (1915—1978) — советский авиаконструктор. В 1938—1940 гг. возглавлял КБ на заводе № 153 в Новосибирске. Сконструировал небольшой истребитель И-220 (ИС).
  • Павлов-Сильванский Николай Гаврилович

    Павлов-Сильванский Николай Гаврилович - см. в статье Павловы-Сильванские (Н.Г., Н.Н., Н.П., П.Н.) .
  • Сильванский, Николай Гаврилович

    (Павлов-Сильванский) — протоиерей, писатель по пчеловодству; род. в 1806 г., ум. 4 июля 1879 г., сын протоиерея Гавриила Саввича, из дворян Слободской Украинской губернии; в 1827 г. окончил курс в Харьковском
  • Сильванский, Николай Иосифович

    род. 5 янв. 1916 в Харькове, ум. 6 марта 1985 в Киеве. Композитор. В 1944 окончил Моск. конс. по кл. ф-п. Я. В. Флиера. По композиции занимался в 1950—1953 у В. А. Барабашева в Харькове. В 1944—1953 солист Харьковской обл.
  • Павлов-Сильванский Николай Николаевич

    Павлов-Сильванский Николай Николаевич - см. в статье Павловы-Сильванские (Н.Г., Н.Н., Н.П., П.Н.) .