Сильверстов, ЯковСильвестр , 1652 г

СИЛЬВЕСТР

Найдено 21 определение термина СИЛЬВЕСТР

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Сильвестр (Константинович)

1718—21 г. строит. Молчанской Софрониевой пустыни.

{Половцов}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Сильвестр (игумен обнорский)

Сильвестр (игумен обнорский) - см. в статье Сильвестр (святые православной церкви) .

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Сильвестр (преподобный отец печорский)

Сильвестр (преподобный отец печорский) - см. в статье Сильвестр (святые православной церкви) .

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Сильвестр

летописец, один из авторов и составителей ПВЛ, игумен Выдубицкого моностыря. В1115 г. участвовал в перенесении мощей св.Бориса и Глеба в новую каменную церковь.

ПВЛ: 188,199, 390,401.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Историко-биографический словарь Повесть временных лет

СИЛЬВЕСТР

(?—1566) — священник, духовник Ивана IV, служил в Благовещенском соборе Московского Кремля, оказывал большое влияние на Ивана IV, будучи членом Избранной Рады. Автор «Домостроя» и многих посланий. С 1560 г. в опале, постригся в монахи.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

СИЛЬВЕСТР

?-1123), писатель, игумен Михайловского Выдубецкого монастыря. Один из составителей "Повести временных лет". С 1118 епископ Переяславля Южного. Был близок к Владимиру Мономаху, играл видную роль в политических и церковных делах Киевской Руси.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

СИЛЬВЕСТР

ок. 1055-1123), игумен Выдубицкого Михайловского монастыря, ученик св. Феодосия, с 17 лет - в Киево-Печерском монастыре. С 1119 - епископ Переяславский. Сильвестр - составитель второй редакции "Повести временных лет". По мнению А.Г. Кузьмина, Сильвестру принадлежат многие добавления в тексте этой летописи.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

СИЛЬВЕСТР

? - ок. 1566), священник московского Благовещенского собора с конца 1540-х гг. С 1547 оказывал большое влияние на Ивана IV. Член Избранной рады. С 1560 в опале, постригся в монахи. Автор особой редакции "Домостроя", а также посланий, в которых трактовал вопросы прав и обязанностей государя, светских и церковных деятелей с позиций, близких к нестяжателям.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

Сильвестр (епископ переяславский)

Сильвестр (умер в 1123 г.) - епископ переяславский (с 1119 г.), а до тех пор игумен Михайловского Выдубецкого монастыря. В Лаврентьевском списке летописи под 1110 г. читаем: "Игумен Селивестр святого Михаила написал книги си летописец". Переписав в 1116 г. летопись Нестора, оканчивавшуюся 1110 г., Сильвестр продолжал ее до начала 1123 г., то есть до своей смерти. См. Летописи (XVIII, 192).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

СИЛЬВЕСТР (Симеон Медведев)

27.01.1641 - 11.02.1691), монах, ученик Симеона Полоцкого, справщик московского Печатного двора, настоятель Заиконоспасского монастыря. Перу Сильвестра принадлежат "Книга глаголемая хлеб животный", "Книга о манне хлеба животного", "Созерцание краткое лет 7190-7192 (Записки о Стрелецком бунте)", "Оглавление книг, кто их сложил" (первый в России библиографический труд). Замешанный в бунте Шакловитого, Сильвестр был казнен.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

СИЛЬВЕСТР (в миру Симеон Агафонникович Медведев)

1641-91), просветитель, писатель, ученый. В 1678-89 справщик Московского печатного двора. Участвовал в полемике с представителями грекофильского направления братьями Лихудами и Евфимием. Автор записок о стрелецком восстании 1682 ("Хованщине"), богословских сочинений, силлабических стихов. Предполагаемый составитель первого русского библиографического труда "Оглавление книг, кто их сложил". За поддержку царевны Софьи в 1689 арестован и казнен.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия История отечества, Большая Российская энциклопедия

Сильвестр (Братановский)

Сильвестр (Братановский, родился в 1871 году) - писатель, архимандрит. Образование получил на юридическом факультете в СПб. университете и в Московской духовной академии. Главные его труды: "Есть ли какие-либо бесспорные основания для передачи бракоразводного процесса из ведения церкви гражданскому суду, и возможные следствия этой передачи" (Харьков, 1903); "Современные искатели полной свободы совести пред судом православной церкви и государства" (ib., 1903); "Где истинная интеллигенция?" (СПб., 1904).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Сильвестр (Суходольский)

Сильвестр (Суходольский, родился 1770 г.; год смерти неизвестен) - духовный писатель, ученик и профессор киевской духовной академии.; архимандрит, автор недавно открытого в одном рукописном сборнике первой четверти XIX столетия "Исторического рассуждения о догматическом богословии". Нисколько не напоминая схоластическую манеру, оно дает оценку как схоластическому богословию, так и протестантскому направлению его. Самостоятельным трудом его назвать нельзя, но лично автору, несомненно, принадлежат некоторые отделы, например, изложение богословия Иоанна Дамаскина, критический взгляд на католическое и протестантское богословие, а также дополнения об исторической судьбе богословия у нас в России. Язык рассуждения удобопонятный, живой и местами выразительный. См. Н.И. Петров "Профессор богословия в старой киевской академии архимандрит С. Суходольский и его "Историческое рассуждение о догматическом богословии" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1898, май).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Сильвестр (святые православной церкви)

Сильвестр - святые православной церкви: 1) преподобный отец печорский, жил в XII веке; послушанием достиг высокой степени духовного совершенства. Мощи Сильвестра открыто почивают в киевских пещерах; память 2 января. 2) Преподобный, ученик Сергия Радонежского . Стремясь к безмолвной жизни, Сильвестр удалился в дремучий лес на берегу реки Обноры, поставил здесь крест и келью и начал подвизаться в посте и молитве. Долго окрестные жители не знали о пребывании отшельника в лесу, но затем стали приходить к нему за благословением и духовными советами. Некоторые пожелали жить в пустыне и поставили там кельи. Таким образом устроился монастырь, и Сильвестр был первым его игуменом. Глухое место, куда Сильвестр по временам уединялся для молитвы, сохраняет и теперь название "заповедной рощи". В середине этой рощи Сильвестр выкопал три колодца, а четвертый - на склоне горы к реке Обноре. Из последнего и до сих пор черпают воду богомольцы. Сильвестр преставился 25 апреля 1379 года; мощи его почивают под спудом в приходской церкви села Воскресенского. См. С.К. Смирнов "Преподобный Сильвестр, игумен обнорский, чудотворец" ("Душеполезное Чтение", 1861, ноябрь).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Сильвестр (в миру Стефан Васильевич Малеванский)

Сильвестр (в миру Стефан Васильевич Малеванский, родился в 1827 году) - духовный писатель, сын священника, образование получил в киевской академии; был в ней профессором, инспектором и ректором. В 1885 году рукоположен в епископа каневского, викария киевской митрополии. Кроме докторской диссертации "Учение о церкви в первые три века христианства" (Киев, 1872) Сильвестр написал: "Краткий исторический очерк рационализма в его отношении к вере" ("Труды Киевской Духовной Академии", 1862, № 4, 5; 1863, № II, 12), "Историческое развитие новейшего пантеизма как доказательство его несостоятельности" (ib., 1865, № 2 и 8), "Несостоятельность новейшего пантеизма в решении существеннейших для человека вопросов" (ib., 1867, № 6 и 7), "Ответ православного на предложенную старокатоликами схему о Святом Духе" (ib., 1874, № 8; переведен на немецкий и итальянский языки; отдельно; Киев, 1875), "Ответ православного на схему старокатоликов о Пресвятой Деве" (ib., 1875, № 1), "Ответ православного на схему старокатоликов о добрых делах" (ib., 1875, № 1 и 2) и "Опыт православного догматического богословия", с историческим изложением догматов (об этом сочинении см. Россия, XXVIII, 722).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Сильвестр (в миру Симеон Кулябка)

Сильвестр (в миру Симеон Кулябка, родился в 1701 или 1704 г., умер в 1761 г.) - духовный писатель. Еще в доме отца, бунчукового товарища в Лубнах, вероятно, изучил риторику; затем прошел весь курс киевской академии, в самое цветущее ее время; приняв монашество, преподавал в академии риторику, философию и богословие. В 1744 году, будучи ректором академии, архимандрит Сильвестр был послан в Санкт-Петербург для поздравления новобрачных великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны . Императрице Елизавете понравились две сказанные им проповеди: он был оставлен в Санкт-Петербурге, потом возведен в епископы костромские, а в 1750 году - в архиепископы санкт-петербургские. Его два курса - "Cursus philosophicus, anno 1737 expositus" и "Theologicae scintiae summa" (1743) - были лучшими произведениями тогдашнего богословия. Еще раньше, в 1733 и 1734 гг., им составлены два руководства по риторике, с небольшими гомил. трактатами. Преосвященный Филарет говорит о 12 его проповедях, сказанных в присутствии императрицы Елизаветы и напечатанных. Залесский ("Труды Киевской Академии", 1883, 3) знает, кроме того, 13 проповедей Сильвестра. См. "Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии" (том VI, 1878); А.С. Родосский "Описание книг гражданской печати XVIII столетия, хранящихся в Санкт-Петербургской духовной академии" (Санкт-Петербург, 1899). Н. Б-в.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Сильвестр (в миру Семен Игнатьич Гаврилов)

Сильвестр (в миру Семен Игнатьич Гаврилов или Старогородский, 1725 - 1802) - духовный писатель. Воспитание получил в Александро-Невской семинарии; приняв монашество, был ректором ее, потом епископом переяславским и крутицким, членом учрежденной императрицей Екатериной II Синодальной комиссии. Заявил себя энергическим противником отобратия монастырских имуществ (см. замечательное письмо его к митрополиту Гавриилу, найденное и напечатанное в "Христианском Чтении" за 1871 г. проф. Н.И. Барсовым ). В удалении его из епархии на покой в Угрешский монастырь в 1771 г. нельзя не видеть его опалы как сторонника Арсения Мацеевича . Он написал "Правила монашеского жития" (Санкт-Петербург, 1805) и "Описание Ново-Иерусалимского монастыря" (Санкт-Петербург, 1786). "Докладные пункты" С. комиссии для составления нового уложения", в числе 40, напечатаны профессором Н.И. Барсовым в книге "Исторические и критические опыты" (Санкт-Петербург, 1879, стр. 232 - 235). В 26 первых пунктах преосвященства С. просит о новых узаконениях: на продерзких крестьянского благочестия критиков, которые ведуть презорственные о догматах беседы; на безстудных художников, которые срамотства плотские изображают; о воспрещении привоза в Россию иностранных изделий этого рода, а также сочинений и комидийных действий из безстудной материи; об искоренении безпутств предбрачных в простолюдинстве; о пресечении богоненавистного предлюбодейства; о штрафовании денежным штрафом беззаконно брачившихся; об умножении епархий в России; о производстве в священники из всякого звания и чина людей, кто пожелает, только бы был достаточен в грамоте и доброжительстве; о избавлении священников от помещичьих насильств, которыми они вымогают от сельских священников нарушение церковных правил, например при совершении брака; о назначении за увечье и безчестье духовного чина светскими людьми штрафов, больших, чем дотоле, так как доселешние штрафы сильными и богатыми за ничто вменяются. В последних 14 пунктах С. указывает на необходимость подтвердить прежние узаконения, безнаказанно не исполняемые людьми мирскими. И. Б-в.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

СИЛЬВЕСТР

1. (ум. 1123) - древнерус. писатель и церковный деятель кон. 11 - 1-й четв. 12 в. Игумен Михайловского Выдубицкого монастыря в Киеве, основанного Всеволодом Ярославичем и ставшего семейным монастырем рода Всеволода и его сына Владимира Мономаха. В 1118 С. был поставлен епископом в Переяславль Южный. Как человек, близкий Мономаху, С. играл видную роль в политич. и церк. делах Киевской Руси. Он известен как составитель 2-й редакции Повести временных лет.

Лит.: Приселков М. Д., Очерки по церк.-политич. истории Киевской Руси X-XII вв., СПБ, 1913; его же, История рус. летописания XI-XV вв., Л., 1940; История рус. лит-ры, т. 1, М.-Л., 1941, с. 279-284. 2. (ум. ок. 1566) - рус. политич. деятель и писатель 16 в. Родом из зажиточных новгородцев, был священником в Новгороде, с 1540-х гг. - в Благовещенском соборе Моск. Кремля. В дни Московского восстания 1547 С. осмелился произнести обличительную речь против молодого царя. Этот эпизод способствовал росту его влияния на Ивана IV и придворные круги. С. стал одним из руководителей пр-ва Избранной рады. Он - идейный руководитель росписей царских палат в Кремле. С. был близок Владимиру Андреевичу Старицкому, а с 1553 постепенно сблизился с боярскими группировками, оппозиционными царю и его родственникам Захарьиным. В 1560 был удален от двора, постригся в монахи и в дальнейшем пребывал в сев. монастырях. Среди исследователей нет единства в оценке обществ. взглядов С. Видимо, он был близок по своим воззрениям к нестяжателям. С. оставил публицистич. соч. (послания), в к-рых трактует вопросы о правах и обязанностях государя, правительств. и церк. деятелей. Ему принадлежит новая редакция Домостроя. С. был собирателем рукописных книг, организатором изготовления таких книг и икон.

Лит.: Зимин A. A., И. С. Пересветов и его современники, М., 1958; Шмидт С. О., К изучению "Истории" князя Курбского (о поучении попа Сильвестра), в сб.: Славяне и Русь, сб. статей, М., 1968.

С. О. Шмидт. Москва. 3. (Sylvestre), Камиль (12.II.1916 - 24.XII.1962) - деятель рабочего движения о. Мартиника. Род. на о. Мартиника в г. Фор-де-Франс в семье рабочего-металлиста. Еще в юношеские годы С. связал свою жизнь с идеями коммунизма. Журналист по профессии, он активно выступал в прогрессивной печати в защиту интересов угнетенного народа Мартиники. В 1947 избран в секретариат Мартиникской федерации Франц. коммунистич. партии. В 1952-57 С. - политич. секретарь федерации. Находясь на этом посту, С. играл важную роль в создании в 1957 Мартиникской коммунистической партии (МКП) и стал ее ген. секретарем (1957-62). До последних дней жизни С. неустанно боролся за объединение демократич. сил страны и освобождение Мартиники от колон. ига. С. возглавлял делегации МКП на Моск. совещании представителей коммунистич. и рабочих партий (1960) и на XXII съезде КПСС (1961).

H. А. Мигина. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Сильвестр (митрополит казанский)

Сильвестр - митрополит казанский, типичный представитель великорусских Иерархов первой половины XVIII столетия. Происходил из дворянского рода Холмских; родился около половины XVII столетия и принял пострижение уже в зрелых летах; был архимандритом в разных монастырях; в 1708 г. возведен в сан митрополита нижегородского, причем обязался особенно стараться, вместе с Питиримом , об искоренении раскола, но на самом деле не оказывал Питириму никакого содействия. Между тем Петр видел в потаенных раскольниках политическую партию "лютых неприятелей, государству и государю непрестанно зло мыслящих". С. притом был близок к царевичу Алексею , разделяя с ним и большинством Иерархов недовольство реформами Петра. С 1719 г. начинается постепенное понижение С. по Иерархической лестнице. Желая видеть на нижегородской кафедре деятельного Питирима, царь велел (1719) поставить его епископом нижегородским, а С. перевести в Смоленск. Прошел год, и его опять перевели в Тверь, причем оставили за ним сан митрополита, но клобук велели носить не белый, а черный. В Твери С. пробыл около трех лет; затем его перевели в Рязань уже в звании простого епископа. В 1725 г. С. был переведен архиепископом в Казань, а в 1727 г., согласно его прошению, ему возвращен сан митрополита, но клобук велено носить черный. В Казани С. завел процесс с губернатором Артемием Волынским и подал на него челобитную, в которой обвинял его в разных обидах архиерейскому дому, монастырям и духовенству, в насилиях всем жителям Казанской губернии во взятках, в потворстве расколу, в побоях и даже убийствах (челобитная С. напечатана в "Чтениях Общества Истории и Древностей", 1862, кн. IV, материалы для биографии Волынского, и в статье Шишкина "Арт. Волынский", "Отечественные Записки", 1860, № 2). Волынский был смещен с губернаторства, но скоро вошел в большую силу при дворе, после чего С. пришлось дорого поплатиться за свой донос. На него самого донесено было, что он держит у себя лишенного архиерейского сана Игнатия Смолу как архиерея, говорит с ним непристойные речи об императрице, рвал прошения, подаваемые ему на Высочайшее имя, и заставлял переписывать их на свое собственное имя, делал поборы по епархии. В конце 1731 г. С. заключили в Невский монастырь, потом лишили сана и заточили в Выборгскую крепость, где он и скончался в 1735 г. В Синодальной библиотеке хранится сочиненный С. канон Пресвятой Богородице, "его же от оклеветания печалях и напастях петь прилично", и несколько им же написанных молитв. Письмо С. к духовнику царевича Алексия, Я. Игнатьеву, от 6 ноября 1707 г., с изъявлением радости о возвращении царевича в отечество напечатано в "Чтениях Общества Истории и Древностей Российских", 1861, кн. III. См. И. Чистович "Феофан Прокопович и его время" (Санкт-Петербург, 1868, стр. 84, 341 - 47, 671); П. Знаменский "С. митрополит Казанский" ("Православное Обозрение", 1878, апрель, май - июнь).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Сильвестр

— священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI в. Происхождение его нам неизвестно; первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541 г., когда он будто бы ходатайствовал об освобождении князя Владимира Андреевича; но это известие не подтверждается показаниями других источников, и появление С. в Москве с большим основанием можно отнести к промежутку времени между 1543 и 1547 гг.: он или был вызван из Новгорода митрополитом Макарием, знавшим его как человека книжного и благочестивого, или же прибыл в Москву вместе с митрополитом. При такой постановке вопроса совсем исчезает ореол таинственности, которым окружил появление С. в Москве кн. Курбский: увлеченный библейским образом пророка Нафана, обличающего царя Давида, он рисует эффектную картину исправления молодого царя под влиянием С. Еще более усилил краски своим риторизмом Карамзин, изобразив С. являющимся пред Иоанном в момент московского пожара 1547 г. "с подъятым, угрожающим перстом" и с пламенною обличительною речью. В этой речи С., по словам Курбского, указывал Иоанну на какие-то "чудеса и аки бы явления от Бога", причем Курбский замечает об этих чудесах: "не вем, аще истинные або так ужасновения пущающе буйства его ради и для детских неистовых его нравов умыслил был себе сие". К подобному "благокознению" С. прибег, по объяснению Курбского, с тою же целью, с какою отцы иногда стараются подействовать на своих детей "мечтательными страхами". Каковы были чудеса, о которых рассказывал С., мы не знаем, но что это педагогическое средство им было действительно применено, нам подтверждает и сам Иоанн, упоминая в письме к Курбскому о "детских страшилах". Д. П. Голохвастов и арх. Леонид полагают, что указанными "страшилами" могли быть те примеры из библейской, византийской и русской истории, которые приведены в послании С. к Иоанну, находящемся в так наз. Сильвестровском сборнике. Как бы то ни было, влияние С. на молодого царя началось с 1547 г. Духовником царя С. не был, так как за время его близости к царю эту должность занимали другие лица; официального участия в церковных и государственных реформах лучшей поры деятельности Иоанна С. не принимал; воздействие его было неофициальное, через других выдающихся по своему положению людей. Благодаря его связям оно могло быть сильным: недаром же и для Иоанна, и для Курбского С. наряду с Адашевым являлся передовым вождем "избранной рады". В 1553 г. начинается "остуда" царя к С. из-за дела о престолонаследии, возникшего во время болезни Иоанна; в 1560 г. С. окончательно удаляется от двора, так как царь уже вполне утвердился в подозрении, что бояре, "подобно Ироду, грудного младенца хотели погубить, смертию света сего лишить, и воцарить вместо его чужого". Мотивом к такому окончательному повороту была смерть царицы Анастасии, происшедшая, по мнению царя, также по вине бояр. Когда друзей С. постигла опала, он сам удалился в Кирилло-Белозерский монастырь, где и постригся с именем Спиридона. Курбский утверждает в своей "Истории", что С. был сослан в заточение в Соловецкий монастырь, но это известие не подтверждается другими источниками. Год смерти С. неизвестен: Голохвастов принимает дату 1566 г., но прочных оснований для нее не указывает. Умер С. в Кирилловом монастыре, а не в Соловках, судя по тому, что его "рухлядь" пошла на помин его души именно в Кириллов монастырь. После С. в этих двух монастырях остались некоторые рукописи, пожертвованные им еще до опалы. Такого рода пожертвования подтверждают известие о любви С. к просвещению. Из собственных его сочинений известны два послания к князю Александру Борисовичу Шуйскому-Горбатому, одно — разъясняющее ему обязанности царского наместника, а другое — утешительное после опалы, а также упомянутое выше послание к царю, отличающееся яркостью образов и энергией увещания. Важнейшим трудом С. следует признать редакцию "Домостроя". В этом замечательном памятнике литературы XVI века несомненно С. принадлежит 64-я глава, "Послание и наказание от отца к сыну", называемая "Малым Домостроем" и отличающаяся преимущественно практическим характером; С. старается внушить своему сыну житейскую мудрость, доходя в этом отношении иногда до крайности. Это было причиной весьма сурового отзыва Соловьева, указавшего, что все христианские добродетели понимаются С. с точки зрения материальной пользы и в его советах сквозит человекоугодничество, которое не может быть осуществлено без сделок с совестью. Что касается предшествующих глав "Домостроя", то они, вероятно, не были собственным произведением С., а явились результатом постепенного накопления правил, касавшихся обязанностей религиозных и семейно-общественных, а также домашнего хозяйства. По мнению профессора Некрасова, "Домострой" сложился в Новгороде и изображает жизнь богатого человека. Это мнение встретило довольно веские возражения со стороны г-на Михайлова, который указал в "Домострое" много черт чисто московских, а те особенности, которые признавались г-ном Некрасовым исключительно новгородскими, наметил в сильной степени и в московском быту. Такое же разногласие существует и относительно редакций "Домостроя": г-н Некрасов признает древнейшей редакцией список Общества истории и древностей, а список Коншинский считает московской (принадлежащей С.) переделкой памятника; г-н Михайлов считает первоначальной (принадлежащей С.) редакцией Коншинский список как представляющий большую стройность и внешнюю, и внутреннюю, чем список Общества, который является в некоторых частях не совсем умелой компиляцией. Во всяком случае участие С. в составлении "Домостроя" не отвергается исследователями, но вопрос о степени этого участия еще нельзя считать окончательно решенным; указания г-на Михайлова на сравнительную древность редакций памятника более обоснованы, чем заключения г. Некрасова, но требуют еще дальнейшей разработки. Не решен также вопрос, как понимать "Домострой": есть ли это идеал, к которому стремилась русская жизнь XVI в., или прямое отражение действительности? Из источников "Домостроя" многие указаны г. Некрасовым: это — Св. Писание, творения отцов церкви, "Стослов" Геннадия и др. Г-ном Некрасовым рассмотрены также и аналогичные "Домострою" произведения литератур западных и восточных; но, в сущности, такие сравнения, указывая на сходство или различие отдельных черт, ничего не дают для объяснения происхождения самого памятника. То же надо сказать и о попытке г-на Бракенгеймера провести параллель между нашим "Домостроем" и одним византийским литературным произведением. По содержанию "Домострой" делится на три части: 1) "о строении духовном"; здесь излагаются правила религиозного характера, рисуется аскетический идеал "праведного жития"; наставления регламентируют малейшие подробности духовной жизни, так что указывается даже, как содержать иконы в чистоте; 2) "о строении мирском" — ряд правил о том, как обращаться с женой, детьми, домочадцами; в этих правилах отражается грубость нравов, развившаяся у нас под влиянием татар, хотя не следует забывать, что в эту эпоху плетка по отношению к жене и сокрушение ребер младенцев как воспитательное средство совсем не были чужды и западноевропейским нравам; 3) "о строении домовном" — множество мелочных наставлений по части домашней экономии.

См. Голохвастов и арх. Леонид, "Благовещенский иерей С. и его писания" (М., 1874); еп. Сергий (Соколов), "Московский благовещенский священник С. как государственный деятель" (М., 1891); "Сборник госуд. знаний", т. II (статья Замысловского, СПб. 1875); Некрасов, "Опыт историко-литературного исследования о происхождении древнерусского "Домостроя" (М., 1873); "Журнал М. Н. Пр.", т. 261, 262, 263 и 270 (статьи г-на Михайлова и ответ г-на Некрасова); Бракенгеймер, "Άλεξίоν Коμνηνоυ πоίημα παραιν ετικόν в сравнении с русским Домостроем" (Одесса, 1893); Ключевский, "Два воспитания" ("Рус. мысль", 1893). Издания Домостроя — 1849 г. во "Временнике" Моск. Общ. Ист. и Древн. (Голохвастова), 1867 г. (Яковлева, СПб.) и 1887 (Одесса). Послания С. изданы Н. И. Барсовым в "Христианском Чтении", 1871 г. Важна также статья И. Н. Жданова "Материалы для истории Стоглавого собора" ("Журнал М. Н. Пр.", 1876).

А. Бороздин.

{Брокгауз}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Сильвестр (священник московского Благовещенского собора)

Сильвестр - священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI века. Происхождение его нам неизвестно; первое упоминание о нем в Царственной книге относится к 1541 году, когда он будто бы ходатайствовал об освобождении князя Владимира Андреевича ; но это известие не подтверждается показаниями других источников, и появление Сильвестра в Москве с большим основанием можно отнести к промежутку времени между 1543 и 1547 гг.: он или был вызван из Новгорода Митрополитом Макарием , знавшим его как человека книжного и благочестивого, или же прибыл в Москву вместе с митрополитом. При такой постановке вопроса совсем исчезает ореол таинственности, которым окружил появление Сильвестра в Москве князь Курбский : увлеченный библейским образом пророка Нафана, обличающего царя Давида, он рисует эффектную картину исправления молодого царя под влиянием Сильвестра. Еще более усилил краски своим риторизмом Карамзин , изобразив Сильвестра являющимся пред Иоанном в момент московского пожара 1547 года "с поднятым, угрожающим перстом" и с пламенной обличительной речью. В этой речи Сильвестр, по словам Курбского, указывал Иоанну на какие то "чудеса и якобы явления от Бога", причем Курбский замечает об этих чудесах: "не вем, аще истинные ибо так ужасновения пущающе буйства его ради и для детских неистовых его нравов умыслил был себе сие". К подобному "благокознению" Сильвестр прибег, по объяснению Курбского, с той же целью, с какой отцы иногда стараются подействовать на своих детей "мечтательными страхами". Каковы были чудеса, о которых рассказывал Сильвестр, мы не знаем, но что это педагогическое средство им было действительно применено, нам подтверждает и сам Иоанн, упоминая в письме к Курбскому о "детских страшилах". Д.П. Голохвастов и архиепископ Леонид полагают, что указанными "страшилами" могли быть те примеры из библейской, византийской и русской истории, которые приведены в послании Сильвестра к Иоанну, находящемся в так называемом Сильвестровском сборнике. Как бы то ни было, влияние Сильвестра на молодого царя началось с 1547 года. Духовником царя Сильвестр не был, так как за время его близости к царю эту должность занимали другие лица; официального участия в церковных и государственных реформах лучшей поры деятельности Иоанна Сильвестр не принимал; воздействие его было неофициальное, через других выдающихся по своему положению людей. Благодаря его связям, оно могло быть сильным: недаром же и для Иоанна, и для Курбского Сильвестр, наряду с Адашевым , являлся передовым вождем "избранной рады". В 1553 году начинается "остуда" царя к Сильвестру, из-за дела о престолонаследии, возникшего во время болезни Иоанна; в 1560 году Сильвестр окончательно удаляется от двора, так как царь уже вполне утвердился в подозрении, что бояре "подобно Ироду, грудного младенца хотели погубить, смертью света сего лишить, и воцарить вместо его чужого". Мотивом к такому окончательному повороту была смерть царицы Анастасии , происшедшая, по мнению царя, также по вине бояр. Когда друзей Сильвестра постигла опала, он сам удалился в Кирилло-Белозерский монастырь, где и постригся с именем Спиридона. Курбский утверждает в своей "Истории", что Сильвестр был сослан в заточение в Соловецкий монастырь, но это известие не подтверждается другими источниками. Год смерти Сильвестра неизвестен: Голохвастов принимает дату 1566 год, но прочных оснований для нее не указывает. Умер Сильвестр в Кирилловом монастыре, а не в Соловках, судя по тому, что его "рухлядь" пошла на помин его души именно в Кириллов монастырь. После Сильвестра в этих двух монастырях остались некоторые рукописи, пожертвованные им еще до опалы. Такого рода пожертвования подтверждают известие о любви Сильвестра к просвещению. Из собственных его сочинений известны два послания к князю Александру Борисовичу Шуйскому-Горбатому : одно - разъясняющее ему обязанности царского наместника, а другое - утешительное после опалы, а также упомянутое выше послание к царю, отличающееся яркостью образов и энергией увещания. Важнейшим трудом Сильвестра следует признать редакцию "Домостроя". В этом замечательном памятнике литературы XVI века, несомненно, Сильвестру принадлежит 64-я глава "Послание и наказание от отца к сыну", называемая "Малым Домостроем" и отличающаяся преимущественно практическим характером. Сильвестр старается внушить своему сыну житейскую мудрость, доходя в этом отношении иногда до крайности. Это было причиной весьма сурового отзыва Соловьева, указавшего, что все христианские добродетели понимаются Сильвестром с точки зрения материальной пользы и в его советах сквозит человекоугодничество, которое не может быть осуществлено без сделок с совестью. Что касается предшествующих глав "Домостроя", то они, вероятно, не были собственным произведением Сильвестра, а явились результатом постепенного накопления правил, касавшихся обязанностей религиозных и семейно-общественных, а также домашнего хозяйства. По мнению профессора Некрасова , "Домострой" сложился в Новгороде и изображает жизнь богатого человека. Это мнение встретило довольно веские возражения со стороны графа Михайлова, который указал в "Домострое" много черт чисто московских, а те особенности, которые признавались г. Некрасовым исключительно новгородскими, наметил в сильной степени и в московском быту. Такое же разногласие существует и относительно редакций "Домостроя": г. Некрасов признает древнейшей редакцией список общества истории и древностей, а список Коншинский считает московской (принадлежащей Сильвестру) переделкой памятника; г. Михайлов считает первоначальной (принадлежащей Сильвестру) редакцией Коншинский список, как представляющий большую стройность и внешнюю, и внутреннюю, чем список общества, который является в некоторых частях не совсем умелой компиляцией. Во всяком случае участие Сильвестра в составлении "Домостроя" не отвергается исследователями, но вопрос о степени этого участия еще нельзя считать окончательно решенным; указания г. Михайлова на сравнительную древность редакций памятника более обоснованы, чем заключения г. Некрасова, но требуют еще дальнейшей разработки. Не решен также вопрос, как понимать "Домострой": есть ли это идеал, к которому стремилась русская жизнь XVI века, или прямое отражение действительности? Из источников "Домостроя" многие указаны г. Некрасовым: это - Священное писание, творения отцов церкви, "Стослов" Геннадия и других. Г. Некрасовым рассмотрены также и аналогичные "Домострою" произведения литератур западных и восточных: но в сущности такие сравнения, указывая на сходство или различие отдельных черт, ничего не дают для объяснения происхождения самого памятника. Тоже надо сказать и о попытке г. Бракенгеймера провести параллель между нашим "Домостроем" и одним византийским литературным произведением. По содержанию "Домострой" делится на три части: 1) "о строении духовном"; здесь излагаются правила религиозного характера, рисуется аскетический идеал "праведного жития"; наставления регламентируют малейшие подробности духовной жизни, так что указывается даже, как содержать иконы в чистоте; 2) "о строении мирском" - ряд правил о том, как обращаться с женой, детьми, домочадцами; в этих правилах отражается грубость нравов, развившаяся у нас под влиянием татар, хотя не следует забывать, что в эту эпоху плетка по отношению к жене и сокрушение ребер младенцев как воспитательное средство совсем не были чужды и западноевропейским нравам; 3) "о строении домовном" - множество мелочных наставлений по части домашней экономии. - См. Голохвастов и архиепископ Леонид "Благовещенский иерей Сильвестр и его писания" (Москва, 1874); епископ Сергий (Соколов) "Московский благовещенский священник Сильвестр как государственный деятель" (Москва, 1891); "Сборник государственных знаний", том II (статья Замысловского, Санкт-Петербург, 1875); Некрасов "Опыт историко-литературного исследования о происхождении древнерусского "Домостроя" (Москва, 1873); "Журнал Министерства Народного Просвещения", том 261, 262, 263 и 270 (статьи г. Михайлова и ответ г. Некрасова); Бракенгеймер "´Aleksiu Komnenu poiema parainetikon (греч.) в сравнении с русским Домостроем" (Одесса, 1893); Ключевский "Два воспитания" ("Русская Мысль", 1893). Издания Домостроя - 1849 г. в "Временнике" Московского Общества Истории и Древностей (Голохвастова), 1867 г. (Яковлева, Санкт-Петербург) и 1887 г. (Одесса). Послания Сильвестра изданы Н.И. Барсовым в "Христианском Чтении", 1871 год. Важна также статья И.Н. Жданова "Материалы для истории Стоглавого собора" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876). А. Бороздин.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

Найдено схем по теме СИЛЬВЕСТР — 0

Найдено научныех статей по теме СИЛЬВЕСТР — 0

Найдено книг по теме СИЛЬВЕСТР — 0

Найдено презентаций по теме СИЛЬВЕСТР — 0

Найдено рефератов по теме СИЛЬВЕСТР — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!