СИМВОЛИКА ЦЕРКОВНАЯ

Найдено 1 определение
СИМВОЛИКА ЦЕРКОВНАЯ
греч. symbolon – знак, опознавательная примета) как условный вещественный знак, имеющий определенный тайный смысл и выражающийся в виде различных предметов, животных, растений, природных процессов, раскрывает в иносказательной форме непреходящие, подлинные ценности христианского вероучения. У первых христиан символами назывались также проекты постановлений, которые составлялись на общинных собраниях. В тот период в качестве христианских символов, встречавшихся во фресках римских катакомб – места древнейших христианских захоронений (II – IV вв.), – использовались персонажи языческой грекоримской мифологии. Они олицетворяли евангельские образы и понятия: Орфей – символ Христа; Амур и Психея – символы бессмертия души; дельфины, грифоны – обозначение рая для праведников; корзины с плодами, являвшиеся одним из атрибутов богини плодородия Деметры, – символ вечности духовной жизни; священная птица верховного бога греков Зевса – орел с распростертыми крыльями – стала символом бессмертия и вознесения Христа; атрибут Аполлона венок – символ победы Христа над смертью. К античности восходят образы агнца – жертвы и пастыря – учителя. Ряд символов в росписях катакомб создавался на основе ветхозаветных сюжетов: пророк Даниил, не тронутый хищниками, – «прообраз Иисуса Христа, его искупительной жертвы и вознесения»; таким же смыслом была наделена сцена, изображавшая пророка Иону в чреве кита; рыба – символический образ Христа (буквы греч. слова «ихтиос» – рыба являются начальными в греческих словах «Иисус Христос бога сын спаситель»); сцена «Три отрока в пещи огненной» символизировала мученичество, жертвенный подвиг и спасение. К собственно христианским символам в сюжетных композициях катакомб относились следующие: виноградная лоза – кровь Христа, пролитая за спасение человечества; хлеба, уложенные в корзины, – плоть Христа; гроздья винограда и хлеб – символы евхаристии (причащение хлебом и вином: хлеб – тело Христово, вино – кровь Спасителя); сцены «Воскрешение Лазаря», олицетворявшее веру в воскрешение мертвых, «Тайная вечеря» – символическое обозначение таинства причастия первых христиан. В V в. с распространением христианства и общим подъемом храмового зодчества символика стала связываться со священной историей и со всей богословской системой. Символическим смыслом наделялись сам храм, все его части и все предметы, которые использовались в богослужении. Храм в виде корабля являлся символом микрокосма, то есть созданного Богом мира с землей и небесами, воплощением христианской идеи связи земного и небесного, а также символом церкви, спасающей верующего от греховного потопа среди волн житейского моря. Купол символизировал небесный свод, рай и Христа, вознесшегося на небо (один купол – символ Иисуса Христа, три купола – святой Троицы, пять куполов – Христа и четырех евангелистов); крест в куполе – символ мучений Христа, его победы над смертью и триумфальной силы повсеместно распространившегося христианства; барабан – небо; апсида – символ Вифлеемской пещеры, где родился Иисус Христос; центральный неф – олицетворение видимого неба для общины верующих; столбыустои, поддерживающие подкупольную конструкцию храма, – символ мистических корней, соединяющих небо и землю; нарфик (нартекс, притвор) – символ земли для учеников и кающихся; крещальня на западной стороне, у входа в храм, – символ обращения людей в христианство; хор – царство чистого духа для клириков; алтарь символизирует трон Господа Бога; престол – место присутствия Славы Божией – является символическим обозначением Гроба Господня и земли, а также начала и конца земной жизни Спасителя; кивот (греч. ковчег) на престоле – символ ковчега (кедровый сундук, в котором хранились скрижали Закона, полученные Моисеем от Бога на Синае) и пещеры Гроба Господня, евангелие и крест – символ духовной победы Христа на Голгофе; паперть с несколькими ступенями – символ духовного возвышения; киворий (сооружение в виде сферической крыши или шатра над престолом) – символ неба, распростертого над землей; солея (возвышение пола в центральной части храма) символизирует внешний престол, а ее полукруглый выступ в середине – амвон – является символом тех мест, с которых проповедовал Иисус Христос (горы, корабля и др.), а также камня, убранного ангелом от дверей Гроба Господня. Еще более многозначна предметная символика, содержавшая намеки на мистические явления. Одним из основных христианских символов является крест, изображавшийся в первые века в виде буквы «Х» или в виде буквы «I» с поперечной чертой как символ высшего творения Бога – человека с распростертыми руками, а также символ страданий и мученической смерти Иисуса Христа ради спасения людей. Процветший крест, изпод основания которого произрастают побеги, – символ Воскресения Христа из мертвых; лоза, обвивающая крест – символ живого Христа. Крест в руках у мучеников символизирует страдания, мучения Спасителя, верность ему и мужественное стояние за веру. Крест в правой руке означает, что без церкви нет истинного христианства. Обилие крестов на одежде святого – символ его глубокой церковности; золотые кресты на одеждах святых означают, что они были неутомимыми проповедниками учения Христа. Символическим обозначением креста является лабарум (лат. labarom – штандарт) – главное войсковое знамя императора Константина I. Рипида (опахало) в руках диакона, опахивающего святые дары, символизирует крылья ангелов. Дискос (круглое блюдо с плоским широким краем и широкой круглой подставкой) с частицами просфоры – символический образ небесной и земной церкви, а также вифлеемской пещеры; дискос на голове диакона – символ распятого Христа; снятие дискоса с головы символизирует снятие с креста тела Иисуса; первая из просфор на дискосе – символическое обозначение народившегося младенца Христа, остальные просфоры символизируют Богоматерь и святых; просфора в форме агнца, разрезанного крестообразно, – символ смерти Христа на кресте; патена (блюдо, на которое клали евхаристический хлеб и вино) – тело и кровь Христовы. Лампады и свечи в православном храме символизировали причастность человека к Божественному свету; вотивные (пожертвованные по обету) лампы – олицетворения различных ветвей христианства; подсвечники – духовной высоты, благодаря которой свет веры светит всем; три зажженные свечи в одном подсвечнике – света Пресвятой Троицы; зажженная свеча во время процессии – символ Иисуса Христа; фитиль, воск и огонь – душа и смирение, плоть и целомудрие, божественность и любовь; фонтан – символ тех источников истины, которые дает верующим христианство; сфера в руках – символ власти; свиток – символ пророческого дарования, апостольского служения; свиток неба, который свертывают ангелы в композиции «Страшный суд», символизировал конец мира; меч – слово Божие для борьбы с дьяволом и людскими пороками; венец – символ космоса, Вселенной, мученической славы; дарохранительница со святым причастием в руках – символ соединения с Христом. В любом элементе культа содержался символический намек на сверхчувственный мир: фимиам – дуновение и благоухание святого Духа; литургия – переход от грешного мира земли к божественным небесам; евхаристия – символическое воспроизведение рождения и смерти Христа; погружение в воду при крещении символизировало освобождение от грехов, принятие в общину верующих; Сретение (посвящение Иисуса как первенца Господу) – встречу Ветхого и Нового Заветов; архиерей, надзирающий за паствой, – символ Христа Спасителя. Подарки в дни Богоявления (12 дней после Рождества до Крещения Господня, отмечалось с VI в.) являлись символическим воспоминанием о дарах принесенных Богомладенцу волхвами. Символический смысл имела одежда церковников и монахов: саккос – верхнее облачение архиереев, принадлежавших к высшей степени иерархии (патриархи, епископы, архиепископы, митрополиты, экзархи), символизировал хламиду, в которую был облачен Христос в дни суда и казни, а также покаяние; омофор – длинная широкая полоса из ткани на плечах архиереев – символ заблудшей овцы, которую взял на свои плечи Спаситель, поперечные полосы на концах омофора – знак отречения от земных страстей; епитрахиль (часть облачений священника, надеваемая на шею и спускающаяся спереди, соединяясь на груди и на животе широкой полосой) символизирует крест, который нес Христос на Голгофу, и благодать св. Духа; орарь – узкая длинная лента из плотной материи с кистями и каймой по краям в облачении диаконов – символ служения братиям во Христе; шнурок, стягивающий рукава подризника архиереев и священников, – путы, которыми были связаны руки Христа, ведомого на Голгофу; крест на поручах (манжетах) иереев – знак божьей силы, крепости и мудрости, необходимых священникам для совершения божественных таинств; палий – длинная, без рукавов с застежкой только на вороте накидка монахов, приобщенных к лику святых, – символизировал ангельские крылья; монашеское одеяние – символ смирения, покорности воле Божией; плащ, покрывающий военные доспехи в иконописных, мозаичных и фресковых изображениях святых – символ подлинного воина Христова. Символическое значение приобрело перстосложение иерархов и иереев (священников), благословлявших паству. Более раннее расположение пальцев – это распрямленный мизинец, обозначавший букву «I», подогнутый безымянный палец, почти соприкасавшийся с большим, как бы в форме буквы «С», в то время как выпрямленный указательный палец и подогнутый средний как бы образовывали букву «Х» – инициалы Иисуса Христа. Более позднее перстосложение – это три соединенных пальца (мизинец, безымянный и большой), символизирующих св. Троицу, средний и безымянный пальцы символизируют «два естества Иисуса Христа – Божеское и Человеческое». В иконописи перстосложения Иисуса Христа Пантократора (Вседержителя) и архиереев (святителей) благословляют молящихся на их иконы. Внеиндивидуальную символическую функцию выполняли образы животного и растительного мира: голубь – символическое обозначение св. Духа, дарующего творческое вдохновение; мифический единорог (тело лошади с одним длинным прямым рогом на лбу) – аллегория воплощения Христа от девы Марии, символ чистоты, девственности и угрозы для погрешивших против девства; агнцы (овцы) – символическое обозначение христиан, олицетворение душ праведников; овечье стадо и пастух – аллегория христиан и Христа – доброго Пастыря; ослица (иудейские цари и знатные люди ездили на белых ослицах) – символ мессианства, кротости и миролюбия; павлин символизировал царственность; орел – символ евангелиста Иоанна, означающий высоту евангельского учения и содержащихся в нем Божественных тайн; лев – символ евангелиста Марка, знак могущества и царского достоинства Христа; телец – символ евангелиста Луки, подчеркивающий жертвенное искупительное служение Спасителя. Крылья орла символизировали небожителей (херувимов, серафимов, архангелов, ангелов) и некоторых святых (Иоанн Предтеча как Ангел пустыни, евангелист Матфей); боевой конь – символ воинственности, дерзости; крылья летучей мыши – символ темных сил; змея (змий, аспид, василиск) – символ злобы, свирепости, коварства, самого дьявола; борьба со змием символизировала христианский подвиг (змея, выглядывающая из чаши с ядом, выпитым евангелистом Иоанном). Символическим смыслом наделялись роза, олива, лилия, фиалка, ландыш как олицетворения Богоматери; белые и красные розы среди терний означали земное отображение Богоматери и мучеников; грецкий орех – символ Иисуса Христа, божественности, покрытой плотью (ядро – божественная природа Спасителя, мягкая оболочка – его человеческая сущность, твердая перегородка – крест, на котором он был распят); мирта – символ бессмертия; финиковая пальма, кипарис символизировали вечность, загробную жизнь, ожидающую мучеников за веру в раю; пальмовая ветвь – символ возобновления жизни – Воскресения Христова; сад – символическое обозначение рая; отдельно стоящее дерево – закоренелость греха. Христианская числовая символика следует ветхозаветной мифопоэтической традиции, согласно которой числа имеют собственное лексическое значение. Три как образ абсолютного совершенства: в Ветхом Завете Бог явился Аврааму в образе трех мужей – ангелов, Троицы; серафимы трижды восклицали «свят!»; в христианском учении – Бог, Единый в трех ипостасях (БогОтец, БогСын, БогДух святой); трое волхвов пришли поклониться новорожденному Иисусу; три иконографических решения Троицы («Ветхозаветная Троица», «Отечество», «Новозаветная Троица»); глаз, вписанный в треугольный нимб – символ св. Троицы, всевидящего ока Бога. Четыре означает целостность, устойчивость: четыре стороны света; четыре небесных направления; четыре рукава, на которые разделяется река, орошающая рай; четыре наказания, которым может подвергнуть Бог (моровая язва, голод, лютые звери, меч); в Новом Завете – четыре гвоздя, которыми был пригвожден Иисус Христос; четыре евангелия; четыре столба, на которые опирается купол; четыре компонента геометрических фигур – квадрата как символа земли и всего земного (заказчики храма изображались с квадратными нимбами), креста. Шесть (кратное на три): шесть крыльев голубого или зеленого цвета у херувимов и красного цвета у серафимов. Семь (сумма двух основных чисел – 3 и 4) характеризует идею того, что исчисляется во Вселенной: на седьмой день, освященный Богом, завершилось сотворение мира; семь ахангелов – высшей степени ангельского чина, начальников ангелов (архистратиг, предводитель воинства небесного Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил); семь духовных даров (дружественность, мудрость, взаимопонимание, честь, одаренность, уверенность, радостность); семь телесных даров (красота, ловкость, сила, здоровье, свобода в движениях, способность к наслаждению, долголетие); семь таинств, совершаемых иереем (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, брак, елеосвящение [исцеление больных], погребение); семь видов одеяний у священников, совершавших таинства (фелонь [до введения саккоса – верхнее облачение священников и епископов], подризник, подрясник, епитрахиль, поручи, набедренник, пояс); семь смертных грехов; семь спящих отроков эфесских (Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Константин и Антоний), укрывшихся в пещере на горе Селион, спасаясь от преследований римского императора Деция, и проснувшихся через 300 лет в годы правления благочестивого императора Феодосия II; в Откровении Иоанн Богослов видит семь огненных светильников, горевших перед престолом; у семи ангелов семь золотых чаш, «наполненных гневом Бога»; книга Божья запечатана семью печатями; агнец у престола Божьего имеет семь рогов и «семь очей»; Господь держит семь звезд в деснице своей; во время снятия седьмой печати семь ангелов с семью трубами стоят перед Богом; грохочут семь громов; вавилонская блудница сидела на звере с семью головами. Девять (троекратное повторение триады) является сакрально и символически отмеченным числом: девять чинов ангельского сонма, составляющих Собор сил бесплотных (серафимы, херувимы, престолы, господства, силы, начала, власти, архангелы, ангелы); девять ячеек, на которые делилось внутреннее пространство храма четырьмя столбами; девять бронзовых дверей в храме св. Софии. Десять завершало десятичную систему, использовавшуюся в Израиле: десять казней египетских, десять заповедей, врученных Богом Моисею на горе Синай; десять раз в году совершалась литургия Василия Великого и т.д. Двенадцать (произведение 3 и 4) – символ цельности: двенадцать месяцев, 12 часов дня и ночи; в Ветхом Завете – двенадцать праотцев, двенадцать колен Израиля, двенадцать хлебных приношений; в Новом Завете – двенадцать апостолов, двенадцать свернутых свитков в левой руке Христа, двенадцать главных церковных праздников (Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Рождество Христово, Крещение Иисуса Христа, Сретение Христа, Преображение Иисуса Христа, Вход в Иерусалим, Вознесение Христа, Сошествие св. Духа на апостолов, Воздвижение Креста, обретенного царицей Еленой, Успение Богородицы); Иисус Христос наполнил хлебом двенадцать коробов; женщина, которую он вылечил, страдала от изнурительной болезни двенадцать лет; двенадцать болезней, которые св. Георгий прогонял от человека; в Откровении Иоанна Богослова – двенадцать ворот с двенадцатью ангелами в Новом Иерусалиме, стены которого имеют двенадцать каменных оснований с написанными на них именами двенадцати апостолов; город измеряется тростью на 12000 стадий; во время Страшного суда Бог спас по 12000 человек из каждого колена Израилева. Тридцать – символ зрелости: в Ветхом Завете в этом возрасте допускали к служению в скинии собрания; Иисус был «лет тридцати», когда он начал свое служение; тридцать сребренников, полученных за предательство Иудой Искариотом. Сорок означало длительность чеголибо: в Ветхом Завете сорок дней и сорок ночей длился потоп; сорок лет израильтяне странствовали по пустыне; по сорок лет царствовали Давид и Соломон; сорок лет филистимляне противостояли израильтянам и т.д.; в Новом Завете Иисус постился в пустыне сорок дней и сорок ночей; в течение сорока дней после своего воскресения он являлся апостолам. Семьдесят – символ совершенства, изобилия: семьдесят народов – потомков Сима, Хама, Иафета; семьдесят израильтян прибыли в Египет; семьдесят переводчиков Библии (Септуагинта) на древнегреческий язык; семьдесят апостолов, посланных Иисусом Христом, и т.д. Одним из наиболее распространенных элементов символики являлся круг, означавший высшее совершенство, единство, законченность. В христианстве сияние вокруг головы в виде диска (нимба) – знак Божьей благодати, святости, духовной славы; восьмиконечный нимб, вписанный в круг, окружал голову Бога Отца, в правой руке которого – шар вселенной, завершенный крестом; полукруг (купол) символизировал небо как обитель Бога; в Круге Славы (мандорла – круги одного цвета от темного в середине до светлого) изображают Христа в сюжетах «Преображение», «Вознесение», «Сошествие во ад», Богоматерь в «Успении» и святых; два огненных круга (колеса) с крыльями, на которых изображены глаза, – символическое обозначение престолов. В период иконоборчества завершилась разработка категории света, символизирующего божественный разум, движение истории и цикличность времени, организующего пространство в храме и преломляющегося в цветовой символике. Золото, желтый цвет являлись символом святости, небесной Славы, божественного присутствия Солнца Правды; желтозолотой нимб над головами святых – символ служения Христу; желтозолотые одеяния – знак причастности к Спасителю; золотые нити – лучи Бога, Солнца Правды, фаворский свет; желтый цвет фона и рясы подвижника, подвергавшего себя лишениям, – символ жизни в пустыне; грязножелтый цвет символизировал зависть, жадность (цвет одежды Иуды Искариота). Белый цвет являлся символом нетварного (несотворенного) божественного света, чистоты, святости, отрешенности от мирского, непорочности; то же значение имел белый с переливами золотистого и нежнорозового; белый омофор на плечах архиерея – постижение учения Спасителя чистым сердцем; беложелтый омофор символизировал духовную чистоту святителя и отблеск Христа; белый цвет диаконского облачения (длинный стихарь с широкими рукавами), саккоса мучеников – символ их душевной доброты, чистоты и служения Богу; белые льняные ткани овивали тело Христа в композиции «Положение во гроб». Пурпур (яркокрасный или темнокрасный цвет) символизировал божественность, божественную мудрость (София), царское достоинство, патрицианство (Евангелие на алтаре пурпурного цвета; василевс восседал на пурпурном троне, носил пурпурные сапожки, подписывался пурпурными чернилами); красный цвет пламени, огня – символ мученичества и победы, крестных страданий и Воскресения Спасителя, знак истинности воплощения Иисуса Христа и грядущего спасения рода человеческого; красный цвет в пасхальных облачениях священников – символ радости, купленной кровью; красный цвет хитона Христа – символ всеспасающей Пасхи (Воскресения) и обновления мира; красный цвет одежды Богоматери – символ мученичества, веры в Воскресение Христово; орарь алого цвета – знак кровавого мученичества за Христа; темнокрасный, затемненный символизировал воскрешение, пробивающееся сквозь людские грехи; темновишневый мафорий – символ царственности (цвет одежды Богоматери и византийских цариц); малиновый олицетворял духовную зарю. Голубой цвет – символ Неба, знак глубокого постижения небесных тайн (хитон и гиматий голубого цвета у апостолов); небесноголубые хитоны святых символизировали их причастность к небесному; лазоревый (цвет ясного неба, светлосиний) – символ соединения неба и земли; синий – символ ночного неба; орарь синего цвета, ниспадающий с левого плеча, – напоминание о небе, открывшемся апостолу, первомученику архидиакону Стефану. Зеленый цвет – знак неумирающей, вечнообновляющейся, новообретенной жизни в Боге; зеленый гиматий (плащ для мужчин и женщий, изготовленный из шерсти) – символ пустыннической жизни и ее обновления через подвижничество. Темнокоричневый цвет символизирует аскетизм, принадлежность к монашеству; коричневозолотой – Рождество Спасителя. Монашеская мантия фиолетовокоричневого цвета – символ покаяния с надеждой на воскресение. Черный цвет – знак дьявола, конца, смерти, тьмы греховной жизни; черное или темное одеяние символизирует глубину греха и покаяния; черный фон – символ непостижимости божественной тайны; черные скачущие фигурки – олицетворение бесов. Большой вклад в разработку христианской символики внесли Климент Александрийский, первым прокомментировавший Библию в символикоаллегорическом плане, Лактанций, ПсевдоДионисий Ареопагит, Максим Исповедник, разработавший символику литургического действа, Николай Кавасила и другие богословы. Для Климента Александрийского символ являлся средством мобилизации духовных сил человека и выявления истины. Излагая концепцию христианского символизма, Лактанций утверждал, что «незначительные [предметы] могут служить образами и предзнаменованиями великих». ПсевдоДионисий Ареопагит рассматривал символ как надежную защиту божественной истины от тех, кто недостоин ее познания. Николай Кавасила объяснял символические образы Священного писания божественной «неизреченностью и неизобразимостью».

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
1.12 мб

Символика и культурное значение архиерейского посоха-жезла в церковной полемике XVII-XVIII века

Маслова Юлия Валерьевна
Статья посвящена рассмотрению роли архиерейского посоха-жезла в полемике старообрядцев с господствующей церковью. Раскрыта символика посоха-жезла в контексте христианской культуры и искусства.
Читать PDF
276.94 кб

Б.А. УСПЕНСКИЙ. СИМВОЛИКА РУССКОГО КУПОЛЬНОГО КРЕСТА. КРЕСТ И ПОЛУМЕСЯЦ В РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ ТРАДИЦИИ

С.Г.