Синагога

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Синагога
греч. synagoge – собрание) – в иудаизме молитвенный дом, а также община верующих.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Синагога
греч. "совещание", "собрание") - здание или помещение для собраний всей иудейской общины, где обучаются заповедям, читают Тору, тексты Священного Писания, оказывают гостеприимство. Иногда в синагоге размещался "Дом учения" ("Бет Мидраш"). Существуют доказательства, что предшественником синагоги был местный пункт сбора диаспоры грекоговорящих евреев, где они могли выразить чувство общности.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Синагога
(synagoge – собрание, место собрания) – в иудаизме молитвенный дом и община верующих. Синагога возникла в Палестине в 4 в. до н.э., а после разрушения римлянами Иерусалимского храма (70 г. н.э.) стали создаваться в диаспоре, где они помимо религиозных выполняли функции управления еврейскими общинами. В синагогах совершается богослужение, читается и комментируется Тора. Для здания синагоги характерны прямоугольные формы, при входе – портик, за которым расположена сама синагога, разделенная рядами колонн на несколько нефов (3 или 5), у восточной стены – ковчег завета со свитками Торы, впереди - возвышение для их чтения. Помещение для женщин отделено решеткой от помещения для мужчин. См. Иудаизм, Ковчег завета.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

СИНАГОГА
собрание, место собрания — в иудаизме — молитвенный дом и община верующих. С. возникли в Палестине в IV в. до и. э., а после разрушения римлянами Иерусалимского храма в 70 г. н. в. стали создаваться в диаспоре, где они, помимо религиозных, выполняли функции управления еврейскими общинами. В С. совершается богослужение, читается и комментируется Тора. Для здания С. характерны прямоугольная форма, при входе — пор-тин, за которым расположена сама С, разделенная рядами колонн на несколько нефов (3 или 5), у восточной стены — ковчег завета со свитками Торы, впереди — возвышение для чтения их. Помещение для женщин отделено, обычно решеткой, от помещения для мужчин. При С. обычно существовали религиозные школы, обучение в которых сводилось в основном к заучиванию религиозных текстов.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СИНАГОГА
греч. synagogn - община) - в иудаизме община верующих и молитвенный дом. С. возникли в Палестине (4 в. до н. э.) и Египте (3 в. до н. э.). После разрушения Иерусалимского храма (1 в. н. э.) и расширения диаспоры (евр. колонии вне Палестины) С. стали возникать повсюду, где жили евреи. Первые С. сыграли известную роль в распространении монотеизма и первонач. христианства. В С. совершаются богослужения, происходит чтение и комментирование Библии и Талмуда, совершаются ритуальные трапезы. В ср. века отклонение от догм иудаизма влекло за собой отлучение от С. (отлучению подверглись, напр., Уриель д´Акоста, Спиноза).

Лит.: Гаркави A., Ист. справка о синагогах и евр. молитв. домах в России..., "Восход", 1894, (No 3); Ранович А. Б., Очерк истории древнеевр. религии, М., 1937; Беленький М. С., Иудаизм, М., 1966.

М. С. Беленький. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

СИНАГОГА
в иудаизме молитв. дом и дом собраний. С. в кач-ве замены храма Соломона, разруш. в 586 до н.э., стали возникать уже в общинах вавилонских изгнанников, затем в Палестине и в эллинистич.-иуд. диаспоре (о чем свидет. надписи начиная с 3 в. до н.э.). С. служили для молитвы, чтения рукописей, для учеб. целей и др. нужд общины. В то же время принесение жертв оставалось исключ. прерогативой храма. Изуч. археологами С. (3 — 7 вв. н.э.) имеют два этажа (верхний предназнач. для женщин) и в плане напомин. базилики. В центре помещ. шкаф святости со свитками Торы (Пятикнижие), символизир. вездесущность Бога. Первонач. (3 — 4 вв.) входной фасад был ориентир. на Иерусалим (С. в Капернауме), затем (4 — 7 вв.) так была ориентир. апсида со шкафом святости. Капители, фризы и др. части здания были богато украш. рельефами (языч. и иуд. символы). На мозаич. полах изображ. сцены из Ветхого завета. Единств. в своем роде явл. настенные росписи С. в Дура-Европос (244/245 — 256 н.э.). Как персониф. символ Ветхого завета, С. в образе женщины, побежд. церковью Нового завета, появл. в иск-ве лишь с 9 в. (резьба по слоновой кости, портальная скульптура 12 в.).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Синагога
(греч. synagoge — собрание), в иудаизме — молитвенный дом и дом собраний. С. в качестве замены храма Соломона, разруш. в 586 до н. э., стали возникать уже в общинах вавилонских изгнанников, затем в Палестине и в эллинистически-иудейской диаспоре (о чем свидетельствуют надписи начиная с 3 в. до н. э.). С. служили для молитвы, чтения рукописей, для учебных целей и других нужд общины. В то же время принесение жертв оставалось исключительно прерогативой храма. Изуч. археологами С. (3–7 вв. н. э.) имеют два этажа (верхний предназначался для женщин) и в плане напоминают базилики. В центре помещался шкаф святости со свитками Торы (Пятикнижие), символизирующий вездесущность Бога. Первоначально (3–4 вв.) входной фасад был ориентирован на Иерусалим (С. в Капернауме), затем (4–7 вв.) так была ориентирована апсида со шкафом святости. Капители, фризы и другие части здания были богато украшены рельефами (языч. и иудейские символы). На мозаичных полах изображались сцены из Ветхого завета. Единств, в своем роде являются настенные росписи С. в Дура-Европос (244/245–256 н. э.). Как персонифицированный символ Ветхого завета, С. в образе женщины, побежд. церковью Нового завета (Ecclesia), появляется в искусстве лишь с 9 в. (резьба по слоновой кости, портальная скульптура 12 в.).

Источник: Словарь античности. 1989

синагога
община или собрание евреев данной местности (Ин 9.22; 12.42; Деян 9.2), а также здание, в котором они собирались для чтения Священного Писания, молитв и некоторых обрядов. Общепринято считать, что синагоги появились во время вавилонского плена, но некоторые полагают, что они были у израильского народа и раньше (Пс 73.8; 106.32; Деян 15.21). Во времена Христа синагоги были во многих местах и вне Палестины: в Дамаске (Деян 9.2), в Саламине (Деян 13.5), в Антиохии (Деян 13.14), в Фессалониках (Деян 17.1), в Верие (Деян 17.10), в Афинах (Деян 17.17), в Коринфе (Деян 18.4), в Ефесе (Деян 18.19; 19.8).
Здание синагоги всегда устраивалось так, чтобы главная стена, у которой помещались кафедра и ящик с книгами Священного Писания, была обращена к Иерусалиму. Таким образом получалось, что все слушающие оказывались обращенными лицами в том же направлении. Во время богослужебного собрания женщины в главную часть зала не допускались, но помещались за перегородкой или на балконе. Каждый иудей мог в собрании выступить для молитвы, чтения Писания и проповеди. Этим положением часто пользовался Господь в Своем земном служении (Лк 4.16-21; 13.10-13), а также и Его Апостолы (Деян 13.15; 14.1; 17.1-3; 18.26). Во время молитвы все вставали и заканчивали ее громким возгласом: «Аминь». В помещениях синагог производились: обрезания, исцеления, объявлялись наказания и отлучения. Наряду с синагогами существовали, по-видимому, еще какие-то специальные молитвенные дома (Деян 16.13), которые устраивались у проточной воды, в которой евреи совершали омовения перед молитвой. (См. отлучение, река)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

СИНАГОГА
Мф 12:9). Нет положительных доказательств, что до плена Вавилонского существовали определенные народные собрания для Богослужения, или собрания для общественных религиозных наставлений. После же плена подобные собрания сделались общими и были названы синагогами. Первоначально, вероятно. Иудеи собирались в частных домах или на открытом воздухе. По преданию в Иерусалиме прежде покорения оного Римлянами было не менее 480 подобных зданий. Конечно, в этом есть преувеличение, но все таки общая цифра представляется довольно правдоподобною. Строить синагоги считалось делом благочестивым и благотворительным (Лк 7:5). Синагоги можно было устроить во всяком месте, где только находилось достаточное число истинных поклонников из Евреев. Существовало некоторое сходство между устройством этих синагог и устройством храма. В центральном здании, называемом храмом, помещался шкаф или ящик, где хранились свитки закона Моисеева, который предлагался для чтения народу. Среди синагоги возвышался низкий налой или кафедра. Некоторые из мест для сидения были выше прочих и назначались для старейшин. В Евангелии от Матфея (23:6) они называются председаниями. Каждая синагога имела своих особенных служителей. Собор, которому принадлежало высшее управление синагогою, состояло из старейших или престарелых и влиятельных лиц. Председатель этого совета назывался правителем или начальником синагоги (Мк 5:22, Деян 13:15). Начальники синагоги имели власть отлучать и подвергать бичеванию нарушителей закона (Мф 10:17, Ин 16:2). Изгнание из синагоги считалось наказанием, которого Иудеи страшились даже более, чем самого бичевания. Как кажется, в синагогах разбирались также и различные судебные дела. Бичевание производилось в синагогах по распоряжению трибунала каким либо назначенным лицом.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

СИНАГОГА
(греч. собрание, место собрания), в иудаизме культовое здание и община верующих. Предусматривались 2 типа культовых зданий для иудеев – молитв. школа (молитв. дом) и С. Открытие молитв. школы допускалось росс. законами при наличии в насел. пункте не менее 30 домовладельцев-евреев. Если их кол- во было 80 и более, то на каждые 30 домовладельцев разрешалось открытие С. Санкцию на учреждение культовых зданий для евреев давали губ. власти. Решение утверждалось министром внутр. дел по представлении деПенз. иностр. исповеданий МВД. Пенз. иудейская община получила разрешение МВД на строительство С. в 1897 после того, как в городе стали проживать б. 50 евр. семейств, что составляло до 200 чел. Здание синагоги представляло собой кирПенз. двухэтажное строение с застекленным куполом на крыше. Вместительность с хорами (балконами), где обычно располагались женщины, до 650 чел. Было построено на средства верующих в 1897–1900 на ул. Рождественской, 52 (ныне ул. М. Горького), на терр. усадьбы, принадлежащей первому пред. общины И. М. Франту. В 1901 избрано правление С.: Е. М. Перельштейн – раввин, Н. Л. Рабинович, купец 1-й гильдии, – староста синагоги, М. И. Мильман, купец 1-й гильдии, – казначей. В связи с 1-й мировой войной числ. евр. нас. Пенз. возросла до 9 тыс. за счет беженцев из р-нов боевых действий, что побудило рук-во общины организовать дополнительно 25 молитв. домов, службы в к-рых проводили 5 раввинов. Еще в 18 в. последователи иудаизма разделились на две соц.- культурные и религ. общности – ашкеназов и хасидов, в Пенз. в нач. 1920-х гг. сложились эти 2 общины, проводившие молитв. собрания раздельно. С. использовалась ашкеназами, числ. к-рых составляла в 1924 – 185 чел. Хасиды, кол-во к-рых не превышало 60 чел., собирались в частном доме по ул. Б. Кочетовка, 20, а позднее по ул. Пушкина, 1. В 1928 в русле проводившейся в стране политики гос. атеизма Об-во по земельному устройству трудящихся евреев (ОЗЕТ), у рук-ва к-рым находились атеисты, призвало к закрытию С. Решением горисполкома от 26 сент. 1931 С. была закрыта, а здание передано ОЗЕТ и клубу «Швейник». Позднее здесь размещались артель «Двигатель», Пензоблгазстрой и др. орг-ции. Молитв. собрания иудейской общины проходили на квартирах верующих. После Вел. Отеч. войны общине было передано в аренду расположенное рядом с С. полуразрушенное здание сторожки. За пользование этим помещением пл. 42 кв. м плата взималась до 1956. 9 июня 1991 горисполком принял решение о передаче здания С. иудейской общине, но фактически община вступила в права владения только в 1993. Официальное открытие С. и центра еврейской культуры и религии «Атиква» («Надежда») состоялось 18 дек. 1995. Лит: Пекный А. И. История пензенской синагоги //Корни. 1994. № 1; его же. Дозволяется иметь //Волга. 1994. № 8; Его же. Высочайше дозволено... //МЛ. 1994. 8 янв. А. И. Пекный.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
363.80 кб

Еще раз к вопросу о позднеантичном храме в Тиритаке: синагога

Ермолин А. Л.
В работе на основе анализа археологического материала делается вывод о значительном присутствии адептов иудаизма в среде населения позднеантичного Боспора. В этой связи один из наиболее важных памятников — храм VI в.
Читать PDF
216.28 кб

Истоки христианских собраний: эллинистический банкет или иудейская синагога?

Аликин Валерий Александрович
Читать PDF
267.86 кб

Конфессиональная жизнь еврейской общины в аспекте функционирования синагог и молитвенных домов (на м

Ульянова Оксана Сергеевна
Анализируются правовые аспекты российского законодательства об открытии синагог и молитвенных домов, исследуется история возникновения томских синагог в XIX начале XX столетия.
Читать PDF
30.29 кб

О мечети, синагоге и других томских храмах

Дмитриенко Надежда Михайловна
Читать PDF
125.57 кб

Синагоги в Палестине до 70 г. : новый взгляд

Граббе Лестер Л.
В статье известного ученого всесторонне анализируется вопрос о бытовании синагог в Палестине в эпоху, предшествовавшую разрушению храма.
Читать PDF
487.63 кб

Свидетели иудаизма III века (фресковый цикл синагоги Дура-Европос)

Григер Максим Вадимович
Открытие синагогального фрескового цикла в Дура-Европос поставило перед учеными много вопросов: почему была нарушена Вторая Заповедь? Каковы стилистические и иконографические источники живописи в Дура-Европос?
Читать PDF
1.90 мб

СИНАГОГИ ГОРОДА ТОМСКА: ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ АСПЕКТ

Манонина Татьяна Николаевна, Маслянская Анна Игоревна
Статья посвящена историко-архитектурному исследованию трех томских синагог, которые были построены в городе в конце XIX начале XX в.
Читать PDF
95.16 кб

Роль Синагоги в жизни России: особенности и перспективы

Ананьев Эдуард Валерьевич
В статье анализируется современный взгляд еврейской общины на общество и разные сферы его жизни, дается оценка ключевым понятиям, характеризующим взаимоотношения Синагоги и общественных институтов.
Читать PDF
134.73 кб

Парадокс межэтнических контактов: практика обращения неевреев в синагогу (по полевым материалам)

Каспина Мария Михайловна, Амосова Светлана Николаевна
Тесные культурные контакты евреев Восточной Европы с нееврейским славянским населением оказали значительное влияние на практики и верования славян и наоборот.

Похожие термины:

  • Синагога хоральная

    Является уникальным памятником еврейского зодчества. Построена в Х-ве в начале ХХ ст. и была одной из первый в Российской империи, которая воплотила в себе укрепившееся и активно развивающееся тог