Синагатуллин, Фарит ЯсавиловичСинай гора

Синагога

Найдено 10 определений термина Синагога

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Синагога

греч. synagoge – собрание) – в иудаизме молитвенный дом, а также община верующих.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. Учебное пособие для студентов

Синагога

греч. "совещание", "собрание") - здание или помещение для собраний всей иудейской общины, где обучаются заповедям, читают Тору, тексты Священного Писания, оказывают гостеприимство. Иногда в синагоге размещался "Дом учения" ("Бет Мидраш"). Существуют доказательства, что предшественником синагоги был местный пункт сбора диаспоры грекоговорящих евреев, где они могли выразить чувство общности.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

СИНАГОГА

собрание, место собрания — в иудаизме — молитвенный дом и община верующих. С. возникли в Палестине в IV в. до и. э., а после разрушения римлянами Иерусалимского храма в 70 г. н. в. стали создаваться в диаспоре, где они, помимо религиозных, выполняли функции управления еврейскими общинами. В С. совершается богослужение, читается и комментируется Тора. Для здания С. характерны прямоугольная форма, при входе — пор-тин, за которым расположена сама С, разделенная рядами колонн на несколько нефов (3 или 5), у восточной стены — ковчег завета со свитками Торы, впереди — возвышение для чтения их. Помещение для женщин отделено, обычно решеткой, от помещения для мужчин. При С. обычно существовали религиозные школы, обучение в которых сводилось в основном к заучиванию религиозных текстов.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

СИНАГОГА

греч. synagogn - община) - в иудаизме община верующих и молитвенный дом. С. возникли в Палестине (4 в. до н. э.) и Египте (3 в. до н. э.). После разрушения Иерусалимского храма (1 в. н. э.) и расширения диаспоры (евр. колонии вне Палестины) С. стали возникать повсюду, где жили евреи. Первые С. сыграли известную роль в распространении монотеизма и первонач. христианства. В С. совершаются богослужения, происходит чтение и комментирование Библии и Талмуда, совершаются ритуальные трапезы. В ср. века отклонение от догм иудаизма влекло за собой отлучение от С. (отлучению подверглись, напр., Уриель д´Акоста, Спиноза).

Лит.: Гаркави A., Ист. справка о синагогах и евр. молитв. домах в России..., "Восход", 1894, (No 3); Ранович А. Б., Очерк истории древнеевр. религии, М., 1937; Беленький М. С., Иудаизм, М., 1966.

М. С. Беленький. Москва.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

СИНАГОГА

в иудаизме молитв. дом и дом собраний. С. в кач-ве замены храма Соломона, разруш. в 586 до н.э., стали возникать уже в общинах вавилонских изгнанников, затем в Палестине и в эллинистич.-иуд. диаспоре (о чем свидет. надписи начиная с 3 в. до н.э.). С. служили для молитвы, чтения рукописей, для учеб. целей и др. нужд общины. В то же время принесение жертв оставалось исключ. прерогативой храма. Изуч. археологами С. (3 — 7 вв. н.э.) имеют два этажа (верхний предназнач. для женщин) и в плане напомин. базилики. В центре помещ. шкаф святости со свитками Торы (Пятикнижие), символизир. вездесущность Бога. Первонач. (3 — 4 вв.) входной фасад был ориентир. на Иерусалим (С. в Капернауме), затем (4 — 7 вв.) так была ориентир. апсида со шкафом святости. Капители, фризы и др. части здания были богато украш. рельефами (языч. и иуд. символы). На мозаич. полах изображ. сцены из Ветхого завета. Единств. в своем роде явл. настенные росписи С. в Дура-Европос (244/245 — 256 н.э.). Как персониф. символ Ветхого завета, С. в образе женщины, побежд. церковью Нового завета, появл. в иск-ве лишь с 9 в. (резьба по слоновой кости, портальная скульптура 12 в.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

Синагога

(греч. synagoge — собрание), в иудаизме — молитвенный дом и дом собраний. С. в качестве замены храма Соломона, разруш. в 586 до н. э., стали возникать уже в общинах вавилонских изгнанников, затем в Палестине и в эллинистически-иудейской диаспоре (о чем свидетельствуют надписи начиная с 3 в. до н. э.). С. служили для молитвы, чтения рукописей, для учебных целей и других нужд общины. В то же время принесение жертв оставалось исключительно прерогативой храма. Изуч. археологами С. (3–7 вв. н. э.) имеют два этажа (верхний предназначался для женщин) и в плане напоминают базилики. В центре помещался шкаф святости со свитками Торы (Пятикнижие), символизирующий вездесущность Бога. Первоначально (3–4 вв.) входной фасад был ориентирован на Иерусалим (С. в Капернауме), затем (4–7 вв.) так была ориентирована апсида со шкафом святости. Капители, фризы и другие части здания были богато украшены рельефами (языч. и иудейские символы). На мозаичных полах изображались сцены из Ветхого завета. Единств, в своем роде являются настенные росписи С. в Дура-Европос (244/245–256 н. э.). Как персонифицированный символ Ветхого завета, С. в образе женщины, побежд. церковью Нового завета (Ecclesia), появляется в искусстве лишь с 9 в. (резьба по слоновой кости, портальная скульптура 12 в.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

синагога

община или собрание евреев данной местности (Ин 9.22; 12.42; Деян 9.2), а также здание, в котором они собирались для чтения Священного Писания, молитв и некоторых обрядов. Общепринято считать, что синагоги появились во время вавилонского плена, но некоторые полагают, что они были у израильского народа и раньше (Пс 73.8; 106.32; Деян 15.21). Во времена Христа синагоги были во многих местах и вне Палестины: в Дамаске (Деян 9.2), в Саламине (Деян 13.5), в Антиохии (Деян 13.14), в Фессалониках (Деян 17.1), в Верие (Деян 17.10), в Афинах (Деян 17.17), в Коринфе (Деян 18.4), в Ефесе (Деян 18.19; 19.8).

Здание синагоги всегда устраивалось так, чтобы главная стена, у которой помещались кафедра и ящик с книгами Священного Писания, была обращена к Иерусалиму. Таким образом получалось, что все слушающие оказывались обращенными лицами в том же направлении. Во время богослужебного собрания женщины в главную часть зала не допускались, но помещались за перегородкой или на балконе. Каждый иудей мог в собрании выступить для молитвы, чтения Писания и проповеди. Этим положением часто пользовался Господь в Своем земном служении (Лк 4.16-21; 13.10-13), а также и Его Апостолы (Деян 13.15; 14.1; 17.1-3; 18.26). Во время молитвы все вставали и заканчивали ее громким возгласом: «Аминь». В помещениях синагог производились: обрезания, исцеления, объявлялись наказания и отлучения. Наряду с синагогами существовали, по-видимому, еще какие-то специальные молитвенные дома (Деян 16.13), которые устраивались у проточной воды, в которой евреи совершали омовения перед молитвой. (См. отлучение, река)

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный)

СИНАГОГА

Мф 12:9). Нет положительных доказательств, что до плена Вавилонского существовали определенные народные собрания для Богослужения, или собрания для общественных религиозных наставлений. После же плена подобные собрания сделались общими и были названы синагогами. Первоначально, вероятно. Иудеи собирались в частных домах или на открытом воздухе. По преданию в Иерусалиме прежде покорения оного Римлянами было не менее 480 подобных зданий. Конечно, в этом есть преувеличение, но все таки общая цифра представляется довольно правдоподобною. Строить синагоги считалось делом благочестивым и благотворительным (Лк 7:5). Синагоги можно было устроить во всяком месте, где только находилось достаточное число истинных поклонников из Евреев. Существовало некоторое сходство между устройством этих синагог и устройством храма. В центральном здании, называемом храмом, помещался шкаф или ящик, где хранились свитки закона Моисеева, который предлагался для чтения народу. Среди синагоги возвышался низкий налой или кафедра. Некоторые из мест для сидения были выше прочих и назначались для старейшин. В Евангелии от Матфея (23:6) они называются председаниями. Каждая синагога имела своих особенных служителей. Собор, которому принадлежало высшее управление синагогою, состояло из старейших или престарелых и влиятельных лиц. Председатель этого совета назывался правителем или начальником синагоги (Мк 5:22, Деян 13:15). Начальники синагоги имели власть отлучать и подвергать бичеванию нарушителей закона (Мф 10:17, Ин 16:2). Изгнание из синагоги считалось наказанием, которого Иудеи страшились даже более, чем самого бичевания. Как кажется, в синагогах разбирались также и различные судебные дела. Бичевание производилось в синагогах по распоряжению трибунала каким либо назначенным лицом.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора

СИНАГОГА (Бейт кнесет)

Особое место, где собираются евреи для молитвы в молитвенное время. Кроме С, предназначенных для коллективной молитвы, существовали также Дома Учения — "Батей мидраш", в которых изучали Тору и совершали молитву. Со временем эти два учреждения объединились в одно. Некоторые исследователи пытались найти в псалме (XXIII, 8) "Сожгли все места собраний Божьих на земле" намек на С, существовавшие, якобы, еще в эпоху Библии. Выражение "Дом народа" (Иер. XXXIX, 8) тоже рассматривается, как обозначение С. С. была местом собрания народа, где обсуждались общественные дела, где пророки произносили свои пророчества и где происходила коллективная молитва. Само название "Бе-кништа" по-арамейски означает "Дом общины". В Талмуде* упоминаются С. и Дома Учения, существовавшие в древности. Достоверно предположение, что С. появились в вавилонской диаспоре* в конце периода Первого Храма или сразу же после его разрушения, когда возникла потребность в общественном здании для молитвы и чтения Торы, а, быть может, и для утешительных проповедей и обращений к народу, поддерживавших его надеждой на избавление. В С. видели тогда "малый Храм", и стих "Я буду им малым Храмом в странах, в которые они пришли" (Иех. XI, 1.) так объяснили мудрецы: "Это С. и Батей мидраш в Вавилоне" (Мег. XXIX). Это наименование "малый Храм" осталось и по сей день образным обозначением С. По возвращении на родину вавилонские изгнанники построили ряд С. в Эрец Исраэль. Источники времен Второго Храма свидетельствуют, что в тот период С. была даже на Храмовой горе. Есть точные сведения о С, существовавшей во времена Птоломея III (ок. 200 г. до н. э.). Имеются данные о существовании С. в Египте во II в. до н. э. и позже. В Талмуде рассказывается о большой С. в Александрии, в которой кафедры были сделаны из золота: "Тот, кто не видел ее, не видел почета, которым пользуется Израиль". Эта С. определенно была выстроена еще во времена Второго Храма. С. в диаспоре были центром духовной и общественной жизни евреев на чужбине, а после разрушения Храма возросло значение С. и в Эрец Исраэль. Развалины и археологические раскопки свидетельствуют о существовании множества С. не только в Галилее, но и в Иудее, на Голане и в Заиорданье. С. и все ее имущество принадлежали жителям города, а там, где было управление, во главе которого стоял "Глава синагоги", - она им и управлялась. Эта должность упоминается уже в Талмуде в трактате Сота (VII, 7) в связи с С. на Храмовой горе. Главе синагоги помогал совет старейшин. Совет старейшин С. был одновременно правлением общины. Иногда звание главы синагоги давалось лишь как почетный титул, а в отдельных случаях - даже женщинам и юношам. Функцией главы синагоги было наблюдать за порядком и ведением молитвы. Помощником его был хазан* С. В те времена он должен был следить за чистотой и порядком в С. и наблюдать за детьми во время молитвы, а также обучать детей чтению Торы. Хазан синагоги наказывал приговоренных к бичеванию. Во время чтения Торы ему поручалось держать свиток. На него же возлагалось трубить в шофар*. Молитву вслух читал шлиах цибур, то есть посланец общины. Место его было всегда перед Ковчегом, в котором помещались свитки Торы. Он произносил молитвы громким голосом, а община — вслед за ним. Позднее было установлено звание кантора, который руководил молитвами. Но всякий еврей, умевший читать, имел право вести молитву. Однако он должен был быть старше тринадцати лет. Хотя молитва считалась очень важной еще в древности, все же большее значение придавалось чтению Торы и Пророков. Обычай читать Гафтара* - древний обычай. По традиции, как постановил Эзра*-книжник, главы из Торы читаются не только по субботам и праздникам, но и по понедельникам и четвергам. Чтение Торы и Гафтара сопровождалось комментариями*. Предполагается, что обычай этот восходит к вавилонской диаспоре. Комментаторов называли "понимающими", но так как Тора даже в Эрец Исраэль не была понятна в тот период всем, после чтения ее выходил "переводчик", переводивший прочитанное на разговорный язык. Наличие переводчика было непременным атрибутом С. Что же касается чтения Торы, — это привилегия каждого еврея, достигшего тринадцатилетнего возраста. В древности существовал обычай приглашать к чтению Торы от трех до семи человек. Впоследствии этот обычай распространился и на людей, не умеющих читать, и вместо них читали грамотные чтецы. После этого был установлен постоянный чтец, знающий ноты "теамим", и чтобы не обидеть никого, он читает вместо всех. По установившемуся в Израиле обычаю, С. строят в верхней части города. Остатки С, найденные в Галилее, расположены, большей частью, на возвышенных местах. Следили и за тем, чтобы крыши жилых домов не возвышались над крышей С. В Эрец Исраэль С. находились внутри городских стен, а С. Вавилона, в эпоху амораим* — за городом, очевидно, потому, что город был полон языческих капищ. Порядок рассаживания в С. был таков, что старейшины и главы города восседали лицом к народу, а спиной — к стене, к которой народ поворачивался во время молитвы. Самой важной стеной в С. является стена, обращенная к Храмовой горе. В Эрец Исраэль, в городах, расположенных к северу от Иерусалима, такой стеной была южная; в городах к западу от Иерусалима — восточная стена. Тот же обычай существовал и в диаспоре: в городах к западу от Эрец Исраэль — восточная стена; в городах к востоку от Эрец Исраэль — западная. К этой стене поворачивались молящиеся, и около нее находился арон hа-кодеш (кивот*, в котором хранится Тора). И так гласит галаха*. "Находясь за пределами Израиля, обрати сердце свое [в молитве] к Эрец Исраэль... Находясь в Эрец Исраэль, обрати сердце свое к Иерусалиму... Находясь в Иерусалиме, обрати сердце свое к Храму... Находясь на востоке, обрати лицо свое к западу, на западе — обрати лицо свое к востоку, на юге — обрати лицо свое к северу, на севере - обрати лицо свое к югу; так весь Израиль обратит сердца свои к одному месту" (Брахот ХХХ). Принято, чтобы в С. было двенадцать окон. В развалинах некоторых С. найден каменный престол у стены, обращенной к Иерусалиму. Предполагают, что это место было закреплено за мудрецом общины, "старейшиной". Может быть, это "кафедра Моисея", упомянутая в установлении р. Кагана. В более поздний период произошли изменения во внутренней обстановке С. Место арон hа-кодеш было установлено у стены, против входа, а на некотором расстоянии от него — амвон, у которого стоит шлиах цибур во время молитвы, читая Тору. Молящиеся могут сидеть во время молитвы, и только во время определенных молитв полагается стоять. С. освещали свечами, как сказано: "Огнями почтите Господа" (Ис. XXIV, 15). Разрушение Второго Храма в 70 г. н. э. явилось решающим толчком для распространения С. Существование С. в Эрец Исраэль и диаспоре ослабило ощущение катастрофы, овладевшее народом с разрушением Храма. За короткий промежуток времени привык народ к богослужению без Храма и жертвоприношений. Иудаизм свыкся с идеей, что молитва и изучение Торы займут место жертвоприношения: "Что такое служение сердцем? — Это молитва" (Таанит XX). Понемногу С. повсеместно превратилась в малый Храм. Жителей города обязывали участвовать в постройке С: "Всякое селение, насчитывающее хотя бы десятерых из Израиля, должно выделить дом, где будут собираться для молитвы, и назовется это место - "бейт кнесет" — С. И принуждали жители города друг друга строить С. и купить свитки Торы, книги Пророков и Писаний... Разрушенные С. и Дома Учения — в святости своей они стоят, ибо сказано: "и поставил Я святыни ваши"; хотя стоят они пусты, в святости своей стоят. И так же, как почитают их в целости, так и в разрушении их" (Рамбам*, Гилхот молитвы, гл. XI). Множество С. было в Средние века в странах Востока. Возведение некоторых из них приписывали Эзре* и Даниэлю*. Путешественник Биньямин из Туделы рассказывает о двадцати восьми С. в Багдаде и о С. пророка Иехезкеля* на реке Евфрат: "...а за С. — могила Иехезкеля... а на ней купол красивый, и само здание очень красиво... и место это до сего дня служит малым Храмом; из дальних стран приходят сюда молиться от Рош hа-Шана* до Судного Дня*... и глава общины, и глава ешивы приходят сюда из Багдада... и выносят большую книгу - писания пророка Иехезкеля, и читают ее в Судный День". Старая С. в Вормсе, разрушенная нацистами, построена была в XI в. и реставрирована в XII в. С. "Альтнойшуль" в Праге построена была, очевидно, в XIV в. В дополнение к функциям, которые С. выполняла в древности, в Средние века она стала служить Домом Учения* (Бейт мидраш). В С. всегда находилась талмудическая литература, которой мог пользоваться каждый желающий. Во внутреннем убранстве С. произошли изменения. Не всегда можно было в странах диаспоры следовать обычаю строить С. в верхней части города, так, чтобы не возносились кровли домов над крышей С. Под влиянием талмудического изречения - "не должен человек стоять и молиться на высоком месте, а на низком месте следует молиться, как сказано в Пс. (СХХХ, 1) : "...из глубин звал я Тебя, Господи" - начали с X в. углублять полы С. ниже уровня прилегающей улицы. В древности это требование не соблюдалось, ибо мудрецы в своем изречении подразумевали лишь, что не следует молиться, стоя на стуле или на столе, а прямой смысл вышесказанного: "из глубины сердца взывал я к Тебе". Произошли изменения в женском отделении С. Прежде женщины не участвовали в молитве, а во время проповеди их отгораживали от мужчин занавесом. В начале XIII в. стали строить в С. особые отделения для женщин. Это отделение надстраивают сверху, как делали в Храме. С. была духовной твердыней еврейства, и к ней относили слова "я стена!" из Песни Песней (VIII). Интересно, что со временем появился в Польше новый тип С. — цитадель. В 1.2. г. король Польши разрешил евреям Луцка построить на крыше их С. приспособления для бойниц, для защиты от врагов со всех сторон, приобрести "пушку добрую" на их деньги и во время нападения язычников выставлять из среды своей мужей для обороны. Подобно С. в Луцке, построены были позже С. в Люблине, Львове и других польских окраинных городах. Постепенно исчезла разница между С. и Домом Учения, и многие С. в диаспоре стали "Батей мидраш" — Домами Учения. ВС. проводят уроки Мишны*, Талмуда, Агады*, по субботам и праздникам раввины и знатоки Торы произносили проповеди. В городах и местечках Восточной Европы были С, предназначенные исключительно для молитвы, наряду с другими, в которых изучалась Тора. Мудрецы наши подчеркивали, что кроме пожертвований на возведение С. обязаны общины содержать изучающих Тору. Однажды проходили р. Хама бар Ханина и р. Гошайа мимо С. в Лоде. Сказал р. Хама: "Сколько средств вложили сюда [в постройку этих синагог] отцы мои!". Отвечал ему р. Гошайа: "Разве не было людей, занимавшихся изучением Торы? Лучше было содержать их на эти деньги". Мудрецы Талмуда были убеждены, что Бейт мидраш следует предпочесть С. и молиться в нем.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия иудаизма

Синагоги

Греческое слово «синагоге» первоначально обозначало 1) собрание людей; так, например, этим словом названо собрание христиан в послан. Иакова 2:2; 2) Дом, где собрание имело свое помещение (еврейское слово гейт а-кнессет); в последнем значении оно часто встречается в книгах Нового Завета. В законе не существует предписаний о синагогах или о синагогальном богослужении и также не имеется следов существования их до Вавилонского плена. По всей вероятности, синагоги возникли после Вавилонского плена и в особенности, как результат реформаторской деятельности Ёздры. Когда -народ был рассеян в чужой языческой стране, не имея той объединяющей силы, которую давало их национальной и религиозной жизни общее служение в храме, то, вероятно, потребность объединения побудила их собираться в разных местах, т.е в синагогах, вспоминать о делах Господних в прошедшее время и взывать к Нему о помощи и избавлении. Когда, после возвращения из Вавилона, такие мужи, как Ездра и Неемия, собирали народ слушать слово Божие и побуждали его к прилежному исследованию Св. Писания, то синагога стала естественным выражением новой жизни, которая пробудилась в среде строго наказанного за идолослужение народа, так что Иаков, брат Господень, имел основание сказать: «Закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его, и читается в синагогах каждую субботу» (Деян 15: 21). Еврейское предание относит учреждение синагоги ко времени пророческих школ и даже ко времени патриархов произвольным толкованием таких мест, как Быт. 25:27; Суд. 5: 9; Ис 1 13. Самое древнее историческое указание на нечто напоминающее позднейшие синагоги, находится в 4 Цар 4:23, где из вопроса мужа сонамитянка можно понять, что набожные израильтяне имели обыкновение собираться у пророков во дни новомесячии и суббот Другое указание находим в Пс. 73.8, где псалмопевец жалуется, что враги сожгли все места собраний Божиих в земле израильской. По мнению некоторых, этот псалом написан во время разрушения Иерусалима халдеями в 588 г. до Р.Хр.; в таком случае, он свидетельствует о существовавших уже до этого времени молитвенных домах Другие же относят появление этого псалма ко времени после плена Третье указание, быть может, находится в Пс. 106:32 Во время Иисуса Христа синагоги существовали повсюду в Палестине, например, в Назарете (Лук 4:16); Капернауме (Лук. 7:5) и т д В Иерусалиме было много синагог для евреев различных толков (Деян 6:9). (По Талмуду, — около четырехсот). Синагоги были также и вне Палестины в большей части городов, где жили евреи, например, Антиохии Писидскои (Деян. 13:14), в Фессалониках (17-1), в Верии (ст 10, Афинах (ст 17), в Коринфе (18:4), Ефесе (ст 19; 19:8): иногда по нескольку, как в Саламине (13:5) и Дамаске (9:2) По Талмуду, синагога должна была быть везде, где имелось 10 евреев. Синагоги, обыкновенно, строились на возвышенном месте на общинные средства, а изредка и на средства отдельных благотворителей (Лук. 7.5). В помещении синагоги стояли скамьи, из которых передние были отведены старейшинам и знатным (Мат. 23:6). В Александрийской синагоге находились 71 золотой стул по числу членов Синедриона Перед скамьями стояла кафедра У передней стены стоял ящик или шкаф, называемый ковчегом, в котором хранились Священные Писания. Этот ковчег помещался в передней части синагоги, всегда обращенной к Иерусалиму, чтобы народ во время богослужения находился лицом к Святому городу. В синагоге постоянно горел светильник. У двери были кружки для сбора добровольных пожертвований. В Галилее найдены развалины древних синагог, например, в Тел-Хуме (Капернауме), в Керазе (Хоразин), две в Кефр-Берим и т.д. Из остатков видно, что они имели четырехугольную форму, разделялись колоннадами на несколько отделений с довольно высокими порталами и с двумя боковыми дверьми. Всякая синагога имела своего начальника — архисинагога и его помощников — нескольких старейшин (Лук. 7:3), также называемых, начальниками синагоги (Map. 5:22; Деян. 13: 15). Вместе они составляли власть, которая наблюдала за порядком и нравами среди общины; см., например, Иоан. 9:22; 12:42; 16:2. Далее, там был переводчик, который переводил еврейский текст на понятный народу язык. Еврейские источники упоминают еще о должности, носящей название «Шалиах цибур», т. е. поверенный или посланник общины; так назывался тот, который читал молитвы во время богослужения и вместе с тем исполнял обязанности секретаря или представителя синагоги. Некоторые полагают, что вышеприведенное название не давалось одному определенному лицу, но при каждом отдельном случае тому человеку, который читал молитвы по поручению общины. Затем были диаконы, т.е. собирающие пожертвования, и, наконец, сторож или служитель, обязанностью которого было подавать из ковчега книги (Лук. 4:17 и дал.), содержать в чистоте помещение, приводить в исполнение наказания и т. д. Наконец, там еще были, так называемые, «батланим», т е. свободные люди, 10 человек, которые всегда должны были приходить на богослужения для того, чтобы в синагоге было достаточное для открытия собрания число присутствующих. Это были или люди со средствами, которые имели свободное время, или нанятые за плату члены общины. Каждая синагога представляла самостоятельную общину и в то же время поддерживала деятельную связь с другими синагогами. В качестве духовного суда, она имела власть отлучать и наказывать преступников (Мат. 10:17; 23-34; Map. 13:9; Лук. 12:11). Павел сознается, что часто в синагогах мучил и бил последователей Иисуса (Деян. 22:19; 26:11). Богослужение в синагогах совершалось три раза в неделю, именно, по субботам, понедельникам и четвергам; молитвенными часами были третий, шестой и девятый (9 ч. у.), 12 ч. (полдень) и 3 часа (пополудни), по-еврейски: «шахарит, минха и аравит» (ср. Пс. 54:18; Дан. 6:10; Деян. 2: 15; 3:1; 10:30). Во время собрания мужчины были отделены от женщин низкой перегородкой или решеткой; в позднейшее время женщины получили место на хорах. К богослужению относились молитва, пение, чтение Библии с толкованием, совершение обрезания и установленных законом омовений. Жертвоприношения в синагогах никогда не совершались. Молитвы и песни были взяты преимущественно из Псалтыря, самой древней из богослужебных книг. Первая молитва, называемая «Шема» или «Криат Шема», состояла из двух вступительных благословений, чтения 10 заповедей и выдержек из Пятикнижия, именно, Втор. 6:4-9; 11: 13-21; Чис. 15:37-41. Затем читались, так называемые «шмоне-есре» (восемнадцать), — собрание молитв и благословений. Одна из них гласит так: «Даруй мир, блаженство, благословение, милосердие и сострадание нам и всему Твоему народу Израилю. Отец, благослови нас всех светом Твоего лица, ибо в свете лица Твоего Ты дал нам, Господи, Боже наш, закон жизни, любви, праведности, благословения, милосердия и мира. Благоволи благословить Твой народ, Израиля, во все времена и в каждое мгновение миром. Благословен Господь, благословляющий Свой народ Израиля миром». Присутствовавшие выслушивали молитву стоя (Мат. 6:5; Map. 11:25; Лук. 18:11,13) и отвечали громким «аминь», — обычай, который вместе с некоторыми другими перешел из синагоги в христианскую церковь (1 Кор. 14:16) После молитв следовало чтение из Библии, сперва Закона (параша), затем пророков (Хафтара), которые читались по-еврейски и сопровождались переводом на понятный народу язык, с назидательным объяснением и практическим применением. Каждому иудею можно было выступать для молитвы, чтения и проповеди. Так и Господь Иисус Христос, выступив в синагоге, получил книгу, прочел пророчество и истолковал его (Лук. 4:17 и дал.). Этой свободою пользовались апостолы и всегда присоединяли свои проповеди о Христе к той форме, которая предлагалась им богослужебным порядком синагоги. В Деян. 13:15 говорится, что в Антиохии Писидийской в синагоге по окончании чтения закона и пророков начальники послали спросить Павла и Варнаву, имеют ли они слово наставления к народу, и Павел, встав, проповедовал им о смерти и воскресении Иисуса, и об оправдании верою в Него. Это имело такое действие, что почти весь город собрался в следующую субботу слушать Слово Божие (13:44). Срав. далее Лук. 13:10; Иоан. 18:20; Деян. 14:1; 17:1 и дал.; 18:4, 26; 19:8. После чтения Священного Писания следовало заключительное благословение, на которое собрание также ответило «аминь». Каждому бросается в глаза, в какой значительной мере богослужение синагоги было подготовлением к богослужению христианской церкви. Не связанная с каким-либо священным местом, но возникавшая повсюду, где являлась в ней потребность; не отягощенная тяжелым бременем обрядов, но свободная от жертвенника, священства и жертвоприношения, и, с другой стороны, дающая свободный доступ для участия в ее деятельности каждому члену общины, — синагога была во многих отношениях образцом для первоначального богослужебного порядка христианских церквей. От синагог отличались, так называемые «молитвенные дома», которые всегда были вне города, поблизости от проточной воды, так как евреи имели обыкновение совершать омовение перед молитвой. В таком молитвенном доме Павел нашел Лидию (Деян. 16:13 и дал ). Иногда встречается слово «молитвенное место», обозначающее настоящую синагогу. Отлучение от синагоги (херем) упоминается в Новом Завете, как наказание за тяжкие религиозные преступления. Родители слепорожденного боялись много говорить об Иисусе, потому что евреи уже решили отлучать от синагоги всех признающих Иисуса за Христа (Иоан. 9:22; срав. 12:42). Об этом же Иисус предсказал своим ученикам (Иоан. 16:2; Срав. Лук. 6: 22). Закон ничего не говорит об отлучении, но талмудисты приводят, как примеры, Корея (Чис. 16), город Мероз (Суд. 5:23), объявление Ездры (Езд. 7:26) и суд (10:8), состоявший в том, что ослушавшийся приказания старейшин, лишался своего имения и отлучался от общества. Отлучение, которое в Талмуде называется «Ниддуй» или «Шаммата», могло постигать человека за 24 преступления. В «Гемаре» делается различие между «Ниддуй» и «Херим»: «Ниддуй» являлось простым отлучением на 30 дней, но «Херем» было, сопровождаемое проклятием, торжественное отлучение от общества. «Ниддуй» мог произнести один раввин; человек, подпавший под отлучение, должен был одеться в траур, ему нельзя было стричься, он должен был держаться на расстоянии 4 шагов от людей; он мог посещать богослужения, но ему нельзя было входить через общие ворота. «Херем» же имели право произнести не менее десяти членов общины; он оглашался при трубных звуках всенародно и совершенно отлучал преступника от храма и синагоги; разрешалось только подавать ему пищу. Если он после 30 дней раскаивался, то его принимали вновь. Кроме этих двух степеней, позднейшие раввины упоминают «Шаммата», как самую высшую и тяжелую степень, т е отлучение навсегда. Это различие между тремя степенями, согласно Кейлю, придумано с 1525 года. Указания на отлучение от синагоги некоторые усматривают в известных выражениях ап. Павла относительно благочиния в христианских церквах (1 Кор. 5:5; 16:22; Гал. 1:8 дал.). Большой синагогой называется в раввинских преданиях совет или синод, состоявший из 120 мужей, которые, после возвращения еврейского народа из Вавилона, руководили религиозными преобразованиями. Они собрали Св Писания и соединили их в одно целое в том порядке, в каком они существуют и теперь; проверили текст и поставили гласные буквы, утвердили синагогальное богослужение, установили праздник Пурим, утвердили «восемнадцать благословений» и т. д. Первым председателем этой коллегии был священник Ездра. Об этом синоде не существует исторических сведений древнее талмудистской книги «Пирке-Авот», около 2-го столетия по Р.Хр Ни в Ветхом Завете, ни у Иосифа Флавия об этом не упоминается. Из книги Неемии видно только, что вокруг Ездры группировались набожные, выдающиеся мужи, которые работали под его руководством (Неем. 8:13; 10:1-29).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский энциклопедический словарь, 1868 г. (репринт М.: Локид-пресс, 2005 г.)

Найдено схем по теме Синагога — 0

Найдено научныех статей по теме Синагога — 0

Найдено книг по теме Синагога — 0

Найдено презентаций по теме Синагога — 0

Найдено рефератов по теме Синагога — 0