Сиповский Василий Дмитриевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Сиповский Василий Дмитриевич

Сиповский (Василий Дмитриевич) - историк и педагог (1843 - 1895); окончил курс в Санкт-Петербургском университете по историко-филологическому факультету. Успеху его педагогической деятельности содействовало гуманное, чуждое формализма отношение к учащимся, талантливое живое изложение и серьезное знание предмета (истории и русской словесности). В последние годы жизни Сиповский был директором училища глухонемых. Преподавал историю вел. кн. Ксении Александровне и вел. кн. (ныне Государю Наследнику) Михаилу Александровичу . Сиповский принимал участие в журналах "Семья и Школа", "Русская Школа", "Мир Божий"; особенно много статей, рецензий и заметок по вопросам педагогическим помещено им в журнале "Образование" (до 1892 г. - "Женское Образование"), который он издавал с 1876 г. и к которому сумел привлечь лучшие педагогические силы (XXI, 561). Наиболее известным трудом Сиповского является талантливо написанная популярная книга по русской истории "Родная Старина" (3 т., до эпохи Петра Великого , 5 изд.).

Источник: Биографический словарь. 2008

Сиповский, Василий Дмитриевич

(26 апреля 1844 — 21 июля 1895 года в деревне Лисино, близ станции Тосно) — педагог.


Некролог


В деревне Лисино, близ станции Тосно, скончался вчера после непродолжительной и тяжкой болезни один из наиболее известных русских педагогов, директор С.-Петербургского училища глухонемых и редактор педагогического журнала "Образование" Василий Дмитриевич Сиповский. Покойный родился 26 апреля 1844 г. в Умани, воспитывался в ларинской гимназии, где за выдающиеся успехи был награжден золотой медалью. С тех пор, как В. Д., по окончании в 1868 г. курса в С.-Петербургском университете по историко-филологическому факультету, выступил на педагогическое поприще в роли преподавателя русского языка, словесности и истории, он всегда являлся живым и даровитым педагогом-учителем, чуждым рутинных приемов и умевшим вызвать у учащихся интерес и любовь к русской словесности и к русской истории. Успеху преподавания много способствовали серьезная научная подготовка покойного, простое и вместе с тем живое изложение уроков и гуманное, чуждое формализма обращение с учащимися. Везде, где В. Д. ни преподавал в разное время: в первой петербургской прогимназии, в ларинской гимназии, в киевской коллегии Павла Галагана, в василеостровской женской гимназии, в С.-Петербургской земской учительской школе, в Мариинском институте, в Пажеском Его Величества корпусе, на женских педагогических курсах (читал в последнее время русскую историю), — везде покойный пользовался симпатиями своих многочисленных учениц и учеников. Даровитость и дельность преподавания не являлись единственной характерной особенностью покойного. Он оставил по себе добрую память как опытный, энергичный администратор в бытность свою инспектором василеостровской женской гимназии и директором училища глухонемых, и как автор дельных статей, посвященных вопросам воспитания, как педагог-редактор журнала "Образование". Училище глухонемых в девятилетний период управления покойным совершенно преобразилось. Благодаря В. Д. воспитание и обучение глухонемых воспитанников поставлено в настоящее время на рациональную почву, обучение мимике заменено обучением механизму устной речи по усовершенствованному способу, так что глухонемые научаются говорить, учебный курс училища повышен, устроены при училище мастерские и типография, принимающие частные заказы и приносящие значительный доход училищу. Литературная деятельность покойного не ограничивалась редактированием "Образования" и участием в этом журнале. В разное время в "Семье и Школе", издававшейся покойным Семашко, в "Мире Божьем" и др. повременных изданиях напечатан ряд его статей по педагогическим и научным вопросам. Видным и ценным вкладом в нашу учебную историческую литературу является крупный трехтомный труд покойного "Родная Старина", представляющий правдивое и талантливое изложение событий и культурного развития нашей родины до эпохи Петра Великого. "Родная Старина" выдержала с 1879 г. четыре издания. Столь же ценный вклад составляет и последняя работа В. Д. по древней истории, озаглавленная: "История древней Эллады" в рассказах и картинках. Кроме того, покойному принадлежат следующие сочинения, вышедшие отдельными изданиями: "О жизни и трудах педагога В. Я. Стоюнина", "Самостоятельное чтение учащихся", "Значение Петра Великого в истории русских школ" и др. Покойный никогда не переставал интересоваться вопросами обучения и воспитания. Будучи членом Исторического общества при С.-Петербургском университете, он принимал деятельное участие в разработке методов преподавания истории; в заседаниях Педагогического музея он участвовал в рассмотрении вопросов о переводных испытаниях, о воспитании воли и других. Как опытный педагог, В. Д. преподавал историю Их Императорским Высочествам Вел. княгине Ксении Александровне (до 1893 г.) и Вел. князю Михаилу Александровичу.


("Новое Время", 1895, № 6967).


Библиография


Его:


"Избранные педагогические сочинения", с портретом автора, с предисловием профессора В. В. Сиповского и с литературно-биографическим очерком, составленным H. A. Леонтьевой (СПб., 1912, 32+313 стр.).


О нем:


"Новое Время", 1895, № 6968.


"Московские Ведомости", 1895, № 203.


"Образование", 1895, кн. 10 и 12; 1896, кн. 1.


"Русская школа", 1895, кн. 11.


"Исторический Вестник", 1895, кн. 9, с. 827—828.


"Педагогический Сборник", 1895, кн. 9.





Сиповский, Василий Дмитриевич


— историк и педагог (1843—1895); окончил курс в СПб. унив. по ист.-фил. факультету. Успеху его педагогич. деятельности содействовало гуманное, чуждое формализма отношение к учащимся, талантливое живое изложение и серьезное знание предмета (истории и рус. словесности). В последние годы жизни С. был директором училища глухонемых. Преподавал историю вел. кн. Ксении Александровне и вел. кн. (ныне государю наследнику) Михаилу Александровичу. С. принимал участие в журналах "Семья и школа", "Рус. школа", "Мир Божий"; особенно много статей, рецензий и заметок по вопросам педагогическим помещено им в журнале "Образование" (до 1892 г. — "Женское образование"), который он издавал с 1876 г. и к которому сумел привлечь лучшие педагогические силы (см.). Наиболее известным трудом С. является талантливо написанная популярная книга по рус. истории: "Родная старина" (3 т., до эпохи Петра Вел., 5 изд.).


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008