Сиу

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Сиу
группа индейских народов в США и Канаде. Численность 70 тыс. чел. (1992). Говорят на языках сиу. Племена сиу делятся по языку на 3 группы: шивера (племена айова, ото, миссури); дхегия (канза, куапо, омаха, оседжи, понка); мандан (виннебаго, дакота, кроу, манданы, хидатса). Их предки до открытия Северной Америки европейцами обитали на юго-востоке и были одними из создателей высокой земледельческой культуры. См. Индейцы, Вороны, Оседжи.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Сиу
(Sioux) в шир. смысле индейцы, говорящие на яз. семьи С.: дакоты США и ассинибойны Канады; в узком смысле дакоты, охотн. племя лесн. зоны и прерий. Назв. С. искажен. французами слово, означающее на яз. чероков «гадина»; дакота на яз. сиу-санти означает «союзники». Впервые описаны фр. иезуитами в 1640. С 1736 по 1858 воевали с оджибвеями, затем, распространившись по Дакотам, Вайом., Мон., оказывали до 1890 сопротивление белым в ходе многочисл. войн, возглавляемых вождями Рэд Клауд, Вороненком, Бешеной Лошадью, Сидящим Быком. С 1891 в резервациях. Делились на 3 осн. ветви: санти (в Мин.), янктоны (в Ю. Д.), тетоны (в Мон. и Вайом.).

Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.

СИУ
Sioux) - большая лингвистич. семья, на яз. к-рой говорило множество индейских племен Сев. Америки, населявших в 17-18 вв. обширную терр. от р. Миссисипи до Скалистых гор и от р. Саскачеван до Арканзаса, насчитывавших до 100 тыс. чел. К сер. 18 в. образовались 2 группы племен С.: степные племена кочевников- коневодов и охотников на бизонов (дакота, ассинибойны, айова, ото, осэдж, понка, виннебаго, хидатса, апсарока или кроу и др.) и земледельцы (катавба, тутело и др.), жившие на терр. совр. шт. Сев. и Юж. Каролина и Виргиния и теперь почти исчезнувшие. 1815-90 - период насильств. захвата колонизаторами земель С. и сселения их в резервации США и Канады. Часто С. - обозначение конфедерации дакота, прославившейся упорством сопротивления колонизаторам (восстания 1862, 1872, 1890). В наст. время потомки С. насчитывают до 70 тыс. чел. (оценка 1963). Большинство живет в резервациях (в шт. Сев. и Юж. Каролина, Дакота, Монтана, Небраска и в небольшом числе на Ю. степных р-нов Канады) на грани нищеты. Они ведут мелкое крест. х-во и батрачат на фермах белых. Немногие переселились в города, пополнив ряды амер. пролетариата. Лишь единицы получили образование и специальности. По религии - протестанты.

Лит.: Народы Америки, т. 1, М., 1959.

Ю. П. Аверкиева. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Сиу
Равнинные сиу являлись западной ветвью племен группы сиу. Также известны как лакоты и титоны. Их ранняя история и культура ничем не отличались от истории восточных сиу (дакотов), но после миграции на Великие Равнины в конце в. их культура полностью изменилась. Название «сиу» произошло от оджибвейского слова «надоуе?сиу?ег» – «гадюки». Равнинные сиу состояли из 7 самостоятельных племен: 1. Оглалы (Разбрасывающие). 2. Миниконжу (Сажающие семена у речных берегов). 3. Сичангу (брюле, Обоженные Бедра). 4. Оохенонпы (Два Котла). 5. Итазипчо (санс?арк, Без Луков). 6. Сихасапы (Черноногие сиу). 7. Хункпапы (Ставящие палатки в оконечностях лагерного круга). Самыми крупными из этих племен были сичангу и оглалы. В разные времена равнинные сиу воевали с хидатсами, манданами, арикарами, шайенами, арапахо, кайовами, понками, омахами, пауни, осейджами, черноногими, сарси, гровантрами, кри, равнинными оджибвеями, ассинибойнами, кроу, ото, миссури, айовами, осейджами, канзами, шошонами, банноками, кутеней, ютами и плоскоголовыми. Отношение равнинных сиу с белыми людьми до начала эмиграции на Дальний Запад (совр. штаты Орегон, Невада, Калифорния) складывались мирно, хотя иногда мелкие группы путешественников подвергались нападениям. К началу 1850?х гг. отношение стало заметно меняться. Путь в Орегон и Калифорнию по Орегонской тропе вдоль р. Платт проходил через страну сиу, переселенцы не только распугивали и убивали дичь, сжигали и без того небольшое количество растущих на равнинах деревьев, но и принесли новые болезни, к которым у индейцев не было иммунитета, отчего они умирали сотнями. Ситуация накалялась и в итоге привела к войне, которая с временными перемириями продолжалась до конца 1870?х гг. Первая стычка с армией США произошла 16 июня 1853 г. Затем, 19 августа 1854 г., последовала «Резня Граттана». Карательная экспедиция генерала Харни 3 сентября 1855 г. атаковала лагерь сичангу Маленького Грома на р. Блюутер?Крик. Убиты 86 индейцев, в основном женщины и дети. Следующее серьезное сражение произошло 28 июля 1864 г. и получило название «Битва у горы Киллдир». Последовали многочисленные стычки и крупные сражения, среди которых Резня Феттермана 21 декабря 1866 г.; Битва на Сенокосном поле 1 августа 1867 г. и Битва из фургонных коробов (Вэгон?Бокс) на следующий день. В 1876 г. началась полномасштабная война, названная Войной за Черные Холмы или Войной Сидящего Быка. 17 июня 1876 г. на р. Роузбад, шт. Монтана, произошла одна из самых серьезных битв в истории завоевания Великих Равнин – Битва на Роузбад, едва не закончившаяся разгромом колонны генерала Крука. Следующее крупное сражение произошло спустя несколько дней – 25 июня и стало известно как Битва на Литтл?Бигхорн. В ней сиу и шайены полностью уничтожили отряд подполковника Джорджа Кастера. Были убиты более 250 солдат и офицеров. Известие о полном разгроме Кастера потрясло Америку. Тем более, что случилось оно накануне празднования 100?летнего юбилея независимости США. Конгресс США призвал увеличить численность армии и прекратить кормить мирных, резервационных сиу, пока они не откажутся от земель в районе р. Паудер и Черных Холмов. Голодные индейцы согласились. Сопротивляться военной силе США становилось все сложнее, и в январе 1877 г. вождь Сидящий Бык посетил лагерь Бешеного Коня на р. Танг, сообщив, что хочет уйти в Канаду. Они обсудили возможность капитуляции, но Сидящий Бык сказал: «Я еще не хочу умирать». Он оказался прав. Сдавшийся 6 мая 1877 г. Бешеный Конь был убит во время ареста несколькими месяцами спустя. Сидящий Бык ушел в Канаду, где обещал властям жить в мире и соблюдать законы. В Канаде сиу чувствовали себя в безопасности, но из?за недостатка пропитания были вынуждены временами пересекать границу США. В результате многочисленных попыток американцам в итоге удалось убедить Сидящего Быка и его людей вернуться в США. 15 декабря 1890 г. вождь был убит индейской полицией. В 1890 г. многие равнинные племена охватило новое религиозное учение, названное Пляской Духов. Сиу не стали исключением. Власти, боясь нового восстания, пытались остановить отчаявшихся индейцев. 28 декабря 1890 г. 470 солдат полковника Форсайта на ручье Вундед?Ни окружили лагерь миниконжу?сиу Большой Стопы – около 300 замерзших, полуголодных индейцев. На следующий день, 29 декабря, в результате недоразумения начался неравный бой с применением артиллерии, во время которого были убиты 128 сиу, в основном женщин и детей. Это событие известно как Резня у Вундед?Ни. События привели остальных сиу в ярость, и лишь благодаря умелым действиям властей и мирных вождей удалось избежать нового восстания. События у Вундед?Ни было последним вооруженным столкновением в истории индейских войн. Численность: 1833 г. (Дениг) – ок. 8150 чел.; 1843 г. (Индейское бюро) – 12 тыс. чел.; 1861 г. (Индейское бюро) – 8900 чел.; 1890 г. – 16 426 чел.

Источник: Первая энциклопедия Дикого Запада – от A до Z. 2014