Скабичевский Александр Михайлович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Скабичевский, Александр Михайлович

Скабичевский Александр Михайлович


— известный критик. Род. в 1838 г., в семье бедного петербургского чиновника из малороссийских дворян; учился в Ларинской гимназии и на истор.-филологич. факультете СПб. унив. Начал писать еще студентом, в 1859 г., в журнале для девиц "Рассвет", затем помещал статьи в "Отечеств. зап." редакции Краевского, в "Иллюстрации", "Воскресном досуге"; в 1864 г. уезжал не надолго в Ярославль редактировать "Рыбинский листок". Преподавал русский язык и словесность в Смольном институте, Ларинской гимназии и др. В 1871 г. оставил службу. Первою статьею его, обратившею на себя внимание, было "Воспитательное значение Гончарова и Тургенева" в "Невском сборнике" Н. Курочкина (1867, под псевд. Алкандров). С 1868 г. сделался ближайшим сотрудником перешедших к Некрасову и Салтыкову "Отеч. зап."; принимал участие в их редактировании, читая беллетристические рукописи. В 1881 г. принимал участие в редактировании "Слова", в 1882 г. — "Устоев", в 1896—97 гг. — "Нового слова". С 1874 по 1879 г. писал литературные фельетоны в "Биржевых вед." (переименованных позднее в "Молву") Полетики; в 1880-х и первой половине 90-х годов вел литературный фельетон в "Новостях", последние годы — в "Сыне Отечества". Писал также в "Неделе" 1860-х гг., "Русских вед.", "Русской мысли", "Северном вестн.", "Мире Божьем" и др. Критические и историко-литературные статьи С. собраны в его "Сочинениях" (2 т., СПб., 1890 2-е изд. СПб., 1895). Отдельно вышли: "Беллетристы-народники" (СПб., 1888), "История новейшей русской литературы" (СПб., 1891, 4-е изд. СПб., 1900), "Очерки по истории русской цензуры" (СПб., 1892). Для "Биографич. библиотеки" Павленкова С. написал биографии Добролюбова, Писемского, Пушкина и др. Ряд "Очерков умственного движения русского общества", печатавшихся в "Отеч. зап.", был собран автором под заглавием "История прогрессивных идей в России", но издание не увидело света своевременно (1872), и лишь позднее "Очерки" вошли в собрание сочинений С. под заглавием: "Сорок лет русской критики". Как историк литературы, С. не задается целями научными. Предназначая свои работы исключительно для большой публики, он не занимается самостоятельными изысканиями, пользуется материалом из вторых рук и заботится только о том, чтобы изложить его в общедоступной форме. Не отделяя задач истории литературы от задач критики, С. не заботится и об исторической перспективе и явления прошлого судит с современной точки зрения. Пользующаяся большим успехом "История новейшей русск. лит." не соответствует своему заглавию: собственно истории, т. е. общей картины хода литературных течений, здесь нет, а есть ряд биографических сведений о писателях, распределенных по родам. В биографиях нет пропорциональности: второстепенному и забытому Осиповичу отведено 8 страниц, а Голенищеву-Кутузову и Фофанову — по 1 строчке. Лучшие биографии — те, где автор вращается в сфере близких и хорошо знакомых ему настроений (писатели 60-х гг.), наименее удачные — те, где приходится оценивать чисто литературные достоинства (писатели 40-х годов, поэты пушкинских традиций). "Очерки по истории русской цензуры" интересны в особенности тем, что в них почти целиком вошли некоторые редкие конфиденциальные издания, напр. "Исторические сведения о цензуре" Щебальского и др. Обработки материала нет, но факты в высшей степени интересны и поучительны. Гораздо более видное место занимает С. в русской критике. Выступив в начале своей критической деятельности с протестом против крайностей Писарева и тенденциозной беллетристики "Дела", С. остается, однако, критиком-публицистом по преимуществу. Он редко разбирает чисто литературные стороны произведений и почти исключительно сосредоточивается на общественном их значении. Глубокая искренность и строгое отношение к своей задаче придают и этой односторонности несомненную силу. Нравственный ригоризм, составляющий достояние русской критики начиная с Белинского и Добролюбова, нашел в С. убежденного представителя. Вот почему празднование 35-летнего юбилея литературной деятельности С. в 1894 г. послужило поводом к выражению ему симпатии всех оттенков прогрессивного лагеря.



С. Венгеров.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Скабичевский Александр Михайлович

Скабичевский (Александр Михайлович) - известный критик. Родился в 1838 г., в семье бедного петербургского чиновника из малороссийских дворян; учился в ларинской гимназии и на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Начал писать еще студентом, в 1859 г., в журнале для девиц "Рассвете", затем помещал статьи в "Отечественных Записках" редакции Краевского , в "Иллюстрации", "Воскресном Досуге"; в 1864 г. уезжал ненадолго в Ярославль редактировать "Рыбинский Листок". Преподавал русский язык и словесность в Смольном институте, ларинской гимназии и др. В 1871 г. оставил службу. Первой статьей его, обратившей на себя внимание, было "Воспитательное значение Гончарова и Тургенева", в "Невском Сборнике" Н. Курочкина (1867, под псевдонимом Алкандров). С 1868 г. сделался ближайшим сотрудником перешедших к Некрасову и Салтыкову "Отечественных Записок"; принимал участие в их редактировании, читая беллетристические рукописи. В 1881 г. принимал участие в редактировании "Слова", в 1882 г. - "Устоев", в 1896 - 1897 гг. - "Нового Слова". С 1874 по 1879 г. писал литературные фельетоны в "Биржевых Ведомостях" (переименованных позднее в "Молву") Полетики; в 1880-х гг. и первой половине 90-х гг. вел литературный фельетон в "Новостях", последние годы - в "Сыне Отечества". Писал также в "Неделе" 1860-х гг., "Русских Ведомостях", "Русской Мысли", "Северном Вестнике", "Мире Божием" и др. Критические и историко-литературные статьи Скабичевского собраны в его "Сочинениях" (2 т., Санкт-Петербург, 1890, 2-е изд. Санкт-Петербург, 1895). Отдельно вышли: "Беллетристы-народники" (Санкт-Петербург, 1888), "История новейшей русской литературы" (Санкт-Петербург, 1891, 4-е изд. Санкт-Петербург, 1900), "Очерки по истории русской цензуры" (Санкт-Петербург, 1892). Для "Биографической Библиотеки" Павленкова Скабичевский написал биографии Добролюбова , Писемского , Пушкина и др. Ряд "Очерков умственного движения русского общества", печатавшихся в "Отечественных Записках", был собран автором под заглавием "История прогрессивных идей в России", но издание не увидело света своевременно (1872) и лишь позднее "Очерки" вышли в собрании сочинений Скабичевского под заглавием: "Сорок лет русской критики". Как историк литературы Скабичевский не задается целями научными. Предназначая свои работы исключительно для большой публики, он не занимается самостоятельными изысканиями, пользуется материалом из вторых рук и заботится только о том, чтобы изложить его в общедоступной форме. Не отделяя задач истории литературы от задач критики, Скабичевский не заботится и об исторической перспективе и явления прошлого судит с современной точки зрения. Пользующаяся большим успехом "История новейшей русской литературы" не соответствует своему заглавию: собственно истории, т. е. общей картины хода литературных течений, здесь нет, а есть ряд биографических сведений о писателях, распределенных по родам. В биографиях нет пропорциональности: второстепенному и забытому Осиповичу отведено 8 страниц, а Голенищеву-Кутузову и Фофанову - по 1 строчке. Лучшие биографии - те, где автор вращается в сфере близких, хорошо знакомых ему настроений (писатели 60-х гг.), наименее удачные те, где приходится оценивать чисто литературные достоинства (писатели 40-х гг., поэты пушкинских традиций). "Очерки по истории русской цензуры" интересны в особенности тем, что в них почти целиком вошли некоторые редкие конфиденциальные издания, например, "Исторические сведения о цензуре" Щебальского и др. Обработки материала нет, но факты в высшей степени интересны и поучительны. Гораздо более видное место занимает Скабичевский в русской критике. Выступив в начале своей критической деятельности с протестом против крайностей Писарева и тенденциозной беллетристики "Дела", Скабичевский остается, однако, критиком-публицистом по преимуществу. Он редко разбирает чисто литературные стороны произведений и почти исключительно сосредоточивается на общественном их значении. Глубокая искренность и строгое отношение к своей задаче придают и этой односторонности несомненную силу. Нравственный ригоризм, составляющий достояние русской критики, начиная с Белинского и Добролюбова, нашел в Скабичевском убежденного представителя. Вот почему празднование 35-летнего юбилея литературной деятельности Скабичевского в 1894 г. послужило поводом к выражению ему симпатии всех оттенков прогрессивного лагеря. С. Венгеров.

Источник: Биографический словарь. 2008

СКАБИЧЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ
(1838—1910) В истории отечественной филологии Александр Михайлович Скабичевский занимает особое место. Не являясь автором ни оригинальных теоретических концепций, ни глобальных историко-литературных исследований, он все же оставил обширное и интересное творческое наследие.
Родился Александр Скабичевский 15 сентября 1838 г. в Петербурге, в семье очень бедного чиновника из малороссийских дворян, ведших, однако, свой род от польской шляхты. Детство провел в самом захолустном районе российской столицы — на Петербургской стороне, всем жизненным укладом и бытом очень напоминавшей в те годы глухую деревню. Однако, песмотдя на более чем скудное, почти убогое существование, родители Скабичевского сохраняли стремление к духовным ценностям и просвещению. В доме культивировалось чтение, не переводились книги и современные журналы. С ранних лет мальчик получил возможность приобщиться к «Отечественным запискам», «Современнику», «Библиотеке для чтения» и другим современным периодическим изданиям, а также к книжным новинкам вроде «Мертвых душ» Гоголя или «Тарантаса» Сологуба.
Стараясь во что бы то ни стало дать детям хорошее образование, родители приложили все усилия для подготовки и определения сына в гимназию, а дочери в Смольный институт. В 1848 г. Скабичевский поступил в Ларинскую гимназию, считавшуюся одной из лучших в Петербурге. С преподавания в ней начинали свою карьеру многие молодые магистры, будущие профессора, в частности М. М. Стасюлевич, Ф. Ф. Петрушевский, К. Я. Люгебиль, Н. П. Корелкин. Возглавлял этот яркий педагогический коллектив легендарный директор Адам Андреевич Фишер. Царившая в гимназии творческая атмосфера, проводимые там вечерние литературные беседы, на которых зачитывались и обсуждались сочинения учащихся, в немалой степени способствовали развитию и без того достаточно большого интереса гимназиста Скабичевского к литературе. Все свободное время он посвящал чтению и сочинительству. По свидетельству самого Скабичевского, за два последних года пребывания в гимназии он «успел познакомиться со всеми русскими классиками, начиная с Ломоносова, Державина и Карамзина и кончая Жуковским, Пушкиным, Гоголем и Лермонтовым*. Тогда же он стал и страстным театралом, подобно многим сверстникам из своего окружения — завсегдатаям галерок столичных театров. В шестом классе на литературной беседе в гимназии Скабичевский прочел свою первую повесть «Пьяница» о горестной судьбе мелкого чиновника.
В 1856 г. одаренный юноша поступил на историко-филологический факультет Петербургского Университета и волею судьбы оказался на одном курсе с Д. И. Писаревым, Л. Н. Майковым — младшим братом очень популярного в то время поэта, П. Н. Полевым, сыном известного критика, В. В. Крестовским, будущим автором «Петербургских тайн», и несколькими другими молодыми людьми, чьи имена также вошли в историю отечественной филологии. Из девяти студентов этого немногочисленного курса восемь в скором времени составили тесный кружок единомышленников, страстно увлеченных литературой. Они писали рецензии для «Отечественных записок», делали переводы, в частности, сообща перевели «Саламбо» Флобера. Но основной литературной трибуной для всех членов кружка стал журнал для девиц «Рассвет», на страницах которого и дебютировал в 1859 г. Скабичевский. Еще будучи студентом, он печатался также в «Отечественных записках», «Иллюстрации* и «Воскресном досуге».
В 1861 г., окончив курс со степенью кандидата, Скабичевский вступил в самую сложную в материальном отношении полосу своей жизни. Имея на содержании овдовевшую мать, он перебивался частными уроками, несколько месяцев служил в одной из петербургских канцелярий (после чего на всю жизнь возненавидел этот род деятельности), а также не чуждался никакой литературной поденщины, вплоть до составления объяснительных текстов к картинкам «Воскресного досуга». В 1864 г. Скабичевский даже покинул на несколько месяцев Петербург, приняв предложение редактировать в Ярославле газету «Рыбинский листок», издание которого, однако, нс увенчалось успехом. Вернувшись в Петербург и снова оказавшись без копейки в кармане, он решил попытать счастья на педагогическом поприще: преподавал русский язык и словесность последовательно в училище Человеколюбивого общества, в Смольном институте, в той самой Ларинской гимназии, которую некогда окончил сам, и, наконец, в одной из частных женских гимназий.
Занимаясь педагогической деятельностью, Скабичевский почти не имел времени (особенно в первые годы) для собственного творчества, но постепенно основное призвание все же одержало в нем верх. Он снова начал сотрудничать в литературных журналах, с каждым годом все больше занимаясь критикой. В 1865 г. вышли две его статьи: по поводу «Воеводы* Островского в «Сыне отечества» и о «Рудине» в «Народной летописи». Благодаря последней молодой автор был приглашен Некрасовым писать для «Современника» рецензии на беллетристику, но, к сожалению, успел напечатать там до закрытия журнала только две статьи: о Слепцове и о Левитове.
В 1867 г. под псевдонимом Александров Скабичевский опубликовал в «Невском сборнике» первую работу, имевшую литературоведческую ценность, — «Воспитательное значение Гончарова и Тургенева», а с 1868 г. стал, наконец, штатным сотрудником журнала «Отечественные записки» и ближайшим соратником возглавлявших его Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Он входил в состав редакции, принимал участие в работе отдела библиографии и являлся наряду с Писаревым одним из ведущих литературных критиков журнала.
Период сотрудничества в «Отечественных записках» стал расцветом журналистской деятельности Скабичевского. В 1870—1872 гг. он из номера в номер публиковал здесь под заголовком «Очерки умственного развития русского общества» свое обширное, в тридцать печатных листов, историко-литературное сочинение, позднее разбитое на две статьи «Сорок лет русской критики» и «Три человека сороковых годов». В это же время Скабичевский еженедельно пометал «литературные фельетоны» (подписывая их — «заурядный читатель») в находившейся под влиянием «Отечественных Записок» газете «Биржевые ведомости» (позднее переименованной в «Молву»), Параллельно он успевал печататься и в других периодических изданиях, например, опубликовал в «Русском богатстве» статьи: «Разлад художника и мыслителя» по поводу «Анны Карениной» Толстого и «Эпидемия легкомыслия» по поводу «Литературного вечера* Гончарова. Кроме того, Скабичевский в 1881 г. принимал участие в редактировании «Слова», в 1882 г. — «Устоев», в 1896—1897 гг. — «Нового Слова».
Закрытие в 1884 г. «Отечественных записок» совпало с двадцатипятилетием филологической деятельности Скабичевского и фактически обозначило ее окончание. Прожив после этого еще более четверти века, он не переставал интенсивно работать, публиковался на страницах многих периодических изданий и даже выпустил несколько книг. Но в основном это была не столько попытка сказать в литературоведении что-либо новое, сколько добросовестная деятельность литературного ремесленника ради куска хлеба.
Скабичевский не занимался углубленными литературоведческими исследованиями. По существу, он систематизировал и излагал в общедоступной форме уже известные сведения об отечественных писателях и их творчестве. Им было создано большое количество литературных очерков об отдельных авторах. Для «Биографической библиотеки» С. Павленкова он написал биографии А. С. Грибоедова, Н. А. Добролюбова, А. Ф. Писемского, А. С. Пушкина и целый ряд других.
Множество литературных портретов Скабичевский объединил в книге «Русские писатели со времен Петра Великого и до наших дней: Пособие для народной и средней школы* (1908). Эта работа содержит 56 глав, из них 52 — персоналии российских писателей, начиная с А. Д. Кантемира, В. К. Тредьяковского и М. В. Ломоносова, включая А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Н. В. Гоголя и заканчивая С. Я. Надсоном, В. Г. Короленко, М. Горьким и Л. Н. Андреевым. Каждая из этих глав содержит основные биографические данные о писателе и отдельные, хотя иногда и довольно интересные замечания о его творчестве. Так, глава о Тредьяковском завершается информацией о той шутовской роли, которую он играл при дворе не только при жизни, но даже и после своей кончины. Автор рассказывает, что императрица Екатерина 11 ввела на вечерах в Эрмитаже шуточное наказание: за небольшую провинность выпить стакан холодной воды и прочесть страницу из «Телемахиды» Тредиаковского, за большую вину — выучить из нее шесть строк наизусть. В главе о Ломоносове после краткой характеристики отдельных его произведений говорится: «Не будем перечислять все написанное Ломоносовым в стихотворном роде (II од духовных, 19 похвальных, 50 надписей на разные торжественные случаи и пр.); желающим же познакомиться с Ломоносовым как поэтом рекомендуем прочесть его 11-ю оду — «Вечерние размышления о Божьем величестве по случаю северного сияния», а также 9-ю оду, взятую из книги Иова». Несколько в ином тоне автор расуждает о творчестве писателей XX в.: «И по языку, и но содержанию произведения Леонида Андреева блестят художественными достоинствами первой степени. Главное достоинство их заключается в глубоком анализе духовного мира образованных людей среднего класса, больных волею и нервами. В этом отношении он не уступает Достоевскому...»
Некоторые главы наряду с основным литературным портретом включают характеристику целого этапа развития отечественной культуры или значимого литературного направления. Так, в VIII главе писательская деятельность Екатерины II рассматривается на фоне развития в XVIII в. философских и просветительских тенденций. Глава XIV содержит описание общего состояния русской литературы к концу XVIII столетия, а VII, посвященная А. П. Сумарокову, включает также сведения о развитии русского театра и деятельности Ф. В. Волкова. В главе XXXVII творчество А. Н. Майкова дано на фоне других поэтов чистого искусства (А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Я. П. Полонского). Напротив, В. Г. Белинскому автор отводит целых две главы, посвященных московскому и петербургскому периодам его жизни и творчества, при этом между ними помещает главу о Герцене. Три вводные главы описывают состояние нравов в допетровской Руси и просветительскую деятельность Петра I, а также характеризуют западную литературу этого периода и, отдельно, лжеклассицизм как явление.
Самая известная работа Скабичевского — «История новейшей русской литературы» — не вполне соответствует своему названию: она не является историей в полном смысле этого слова. В ней не отражены развитие и смена литературных течений, лишь даны сведения о некоторых из них, а также приведены биографии писателей. Многократно дополняемая автором, эта книга в седьмом издании имела 29 глав, распределенных по разделам: «Школа беллетристов сороковых годов», «Драма и комедия», «Поэзия* и др. В приложении дан алфавитный список около двухсот писателей, упомянутых в этой работе.
В различное время Скабичевский опубликовал три статьи мемуарного характера: «Из воспоминаний о пережитом» в «Русском богатстве», «Кое-что из моих личных воспоминаний» в газете «Новости» и «Первое 25-летие моих литературных мытарств* в «Историческом вестнике». В них описано множество интересных фактов и событий из жизни писателей XIX в., которых автор знал лично. Кроме того, Скабичевский улачно воссоздает быт мелкого петербургского чиновничества, атмосферу, царившую в литературных кругах, в которые был вхож, рассказывает о нравах студенчества.
В 1928 г. все три статьи были собраны Б. Козьминым в книгу «Литературные воспоминания», даюшую достаточно полную картину жизни Скабичевского до 1884 г., когда были закрыты «Отечественные записки» и жизнь его круто изменилась. Это своеобразное произведение не потеряло актуальности и в наши дни и было переиздано уже в XXI в.
Скончался Скабичевский в Петербурге в самом конце 1910 года.
ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ТРУДОВ А. М. СКАБИЧЕВСКОГО
Беллетристы-народники. Ф. Решетников, А. Левитов, Гл. Успенский, Н. Златовратский и пр.: критические очерки А. Скабичевского. СПб.: Тип.
В. С. Балашева. 1888. [6], 315 с.
Граф Л. Н. Толстой как художник и мыслитель. СПб.: Тип. В. С. Балашева. 1887. [4], 235 с.
История новейшей русской литературы (1848—1890). 7-е изд.. СПб.: Ф. Павленков, 1909. VIII, 487 с.
Литературные воспоминания. М.: Аграф, 2001. 430 с. (Литературная мастерская).
Русские писатели со времен Петра Великого и до наших дней: Пособие для народной и средней школы. СПб.: В. И. Яковенко, 1908. IV, 276 с.
ЛИТЕРАТУРА 0 ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А. М. СКАБИЧЕВСКОГО
Пыгжн А. Н. Новейшая русская литература («История новейшей русской литературы») А. М. Скабичевского // Вестник Европы. 1891. №7.
С. 305-350.
Смирнов В. Б. А. М. Скабичевский — литературный критик: учеб, пособие по курсу литературной критики. Волгоград: Волгоградский гос. ун-т, 1999. 85 с.
СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
КЛЭ, Муратова.

Источник: Русские филологи XIX века. Биобиблиографический словарь-справочник.