Скачков Гавриил Илларионович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Скачков Гавриил Илларионович

Скачков (Гавриил Илларионович, 1745 - 1821) - поморский реформатор. Уроженец города Зарайска и московский купец, Скачков принадлежал сначала к федосеевцам, потом примкнул к монинскому согласию и был настоятелем Покровской часовни. Особенно интересуясь учением о браке, он установил для браков правила с молебным пением и написал устав, канон и епитимеймик (напечатаны в "Чтениях Московского Общества Любителей Духовного Просвещения", за 1869 г., т. III). В 1812 г. он оставался в Москве для попечения о бедных и больных; в 1813 г. у него числилось до 4500 прихожан. Разъезжая по России, Скачков посещал общины и обители своих единоверцев и предостерегал их от соблазна учением федосеевцев. С той же целью он написал в 1818 г. сочинение: "О мнениях федосеевцев Преображенского кладбища и о различии их учения от учения Покровской часовни". Павел Любопытный насчитывает еще 32 других "творения" Скачкова.

Источник: Биографический словарь. 2008

Скачков, Гавриил Илларионович

— видный старообрядческий писатель; род. в г. Зарайске 18 марта 1745 г., занимался торговлей в Москве, где и умер мещанином 15 августа 1821 г. Его первым учителем было духовное лицо, что и наложило известный отпечаток на всю дальнейшую его жизнь. Он получил довольно хорошее духовное образование. Как старообрядец С. более других беспоповцев приближался к православию. Сначала он был примерным федосеевцем Ковылинского толка, но вскоре ему не понравилось учение этой секты о безбрачии, он отделился от нее и примкнул к покровскому монинскому согласию, основанному приблизительно в 70-х годах ХVIIІ в. Вас. Емельяновым, который и сам раньше был видным феодосеевцем. Новая община была названа монинскою по имени купца Монина, принимавшего в ней очень видное участие, а молельня — покровскою по названию улицы. По словам С., монинцы от феодосеевцев отличаются главным образом в следующем: 1) "Мощи святых, во всяком месте находящиеся, святости своея не лишаются, того ради благочестно их почитают (монинцы) и с любовию целуют; 2) святым иконам, истово написанным, поклоняются и почитают, яко они святость себе не от места получают, но от благодати Божией и подобия к первообразному; 3) писания Святых, како где и каковым смыслом написанная, тако и приемлют"; 4) они принимают "св. Евхаристию, от древних лет сохраняемую"; 5) молятся за государя и, наконец, признают вполне законным брак. К монинскому согласию принадлежали вообще наиболее влиятельные и образованные старообрядцы; оно находило себе последователей и за пределами Москвы. Вскоре С. сделался одним из самых видных членов монинской молельни. Своим уходом в это согласие он увлек за собою многих членов преображенской феодосеевской общины, так что численность ее все время сильно уменьшалась. Илья Ковылин, представитель безбрачного толка, по отношению к которому С. после своего отпадения принял враждебное положение, с полным основанием говорил: "нет у меня злее и опаснее врага Гаврюшки Скачкова". Его влияние и деятельность еще более усилились, когда он в окт. 1807 г. был избран настоятелем и духовником покровской часовни. В этой должности он много забот приложил к внутреннему устройству часовни. Нужен был большой общественный капитал, и для этого он завел "брачную книгу", куда и записывались повенчанные в этой часовне старообрядцы, причем за это платили не менее 10 р., а богатые иногда до тысячи р. С этой же целью он организовал писание икон как для своей молельни, так и для продажи. Число прихожан быстро росло, и в 1812 г. их число достигло 4000, а число призреваемых превысило сотню. Перед вступлением неприятеля в Москву С. все имущество часовни вывез в безопасное место, а сам с призреваемыми оставался в столице, в то время как почти все прихожане разъехались. Во время общих пожаров вся часовня сгорела, и С. на щедрые пожертвования построил богатую каменную в два яруса часовню. Ввиду быстрого увеличения своей паствы он избрал себе в помощники московского мещанина Антипа Андреева и вскоре после этого отправился странствовать по России. Он посещал своих единоверцев, укреплял их в вере и предостерегал от соблазна феодосеевцев преображенского кладбища. С этою же целью в 1818 г. им было написано сочинение: "О мнениях феодосеевцев преображенского кладбища и о различии их учения от учения покровской часовни". Возвратившись в Москву, С. с помощью Андреева управлял часовней до своей смерти. Место его занял в общем удачно выбранный его помощник Андреев, который значительно обогатил молельню и довел число прихожан в 1827 г. до 7000; но при нем же молельня была закрыта за нарушение предписаний правительства и собственных установлений и распалась. Как уже раньше было сказано, С. отделился от феодосеевцев, главным образом потому, что не соглашался с их учением о безбрачии. Его все время особенно интересовал вопрос о браке, и он энергично распространял учение своей общины об этом предмете. Он написал вторую половину "устава брачного правоверного староверчества", "канон, певаемый во время сочетания брака, или чин брачному молитвословию" и "епитимейник", т. е. устав о взысканиях за несоблюдение правил о браке, которое в общине бывало довольно часто. Из его сочинений, где излагаются различные правила для общины, нужно еще назвать "Порядок присоединения приходящих в Монинское согласие" и "Устав или правила для прихожан Монинской церкви". Кроме того, С. принадлежит много других сочинений довольно разнообразного содержания. Павел Любопытный называет 32 ему известных сочинения С. и прибавляет, что во время нашествия французов на Москву много его творений погибло. В этих сочинениях он защищает учение своей общины, опровергает некоторые "заблуждения" православной церкви и различных сект; одним словом защищает свое и полемизирует с чужим. Он, напр., пишет о перемене догматов и обрядов, произведенной Никоном, защищает "Исус" и опровергает "Иисус", пишет о двуперстии, триперстии и пятиперстии, о бракосовершении поморцев, о молитве за папу, о крещении, покаянии и браке против "никониян, старообрядцев и федосиян" и проч. С. писал не только прозой, но и стихами. Таковы, напр., его псалмы в стихах "Бог творец всесилен" против бракоборства феодосеевцев, стихотворения под животворящий крест Христов, под портреты Даниила Викулина, Андрея и Симеона Денисовых, строителей и настоятелей Выгорецкого скита, критические стихотворения на модный и несовместимый покрой платья староверческих церквей и о нерадении и глупости поморской церкви в Москве и проч. С. по природному уму, способностям и образованию сильно выдавался из среды старообрядцев. Павел Любопытный, знавший его лично, дает о нем восторженные, впрочем несомненно преувеличенные и субъективные, отзывы. В печати известно два портрета С. В подписи под одним портретом он называется:


"Пиит, вития, богослов,


Поморцев ревностный учитель,


Наставник Гавриил Скачков",


а в подписи под другим портретом характеризуется он так:


"Спасительна ума, премудрости любитель,


Чтил веру, чин, закон, неправды обличитель,


Сей девству честь принес, супружество почтил,


Законом девства нет, писаньем изъяснил".


"Материалы для истории беспоповщинских согласий в Москве, Феодосиевцев Преображенского кладбища и Поморской часовни Монинского согласия", собранные Н. Поповым, М., 1870 г., и раньше в "Чтениях в Имп. Обществе Истории и Древностей Российских при Моск. университете", 1869 г., № 2 и особенно № 3. Здесь помещены и некоторые сочинения С., см. стр. 186 в № 3. — Рецензии: "Голос" 1869 г. № 207, "Биржевые Ведомости", 1870 г., № 251 и проч. — Пав. Онуфр. Любопытный, "Исторический словарь и каталог или библиотека староверческой церкви", "Чтения в Имп. Обществе Истории и Древностей Российских", 1863 г., I, отд. II, 27—9 и 138—9 стр., и отдельно. — П. С. Усов, "Поморский реформатор", "Исторический Вестник", 1886 г., № 5, 401—408. — Н. И. Ивановский, "Происхождение и характеристика главных беспоповщинских сект старообрядческого раскола", "Православный Собеседник", 1873 г., № 12. — К. Надеждин, "Споры беспоповцев Преображенского кладбища и Покровской часовни о браке", "Православное Обозрение", 1864 г., № 10—11. — Ровинский, "Подробный словарь русских гравированных портретов", 1889, т. II. — "Спорный вопрос о браке у старообрядцев-беспоповцев", "Новости Дня", 1884 г., № 333—335. — Н. С. Лесков, "Благословенный брак". Характерный пропуск в исторической литературе раскола., "Исторический Вестник", 1885 г., № 6. — В. С. Иконников, "Опыт русской историографии", т. I, 1891—92 г., 1307. — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, XXX, 184. — В. Межов, "Русская историческая библиография за 1865—76 гг. включительно", II, № 14236; III, № 31520, 31658, 31663—31664. — А. С. Пругавин, "Раскол — сектанство", вып. І. — Ф. Сахаров, "Литература истории и обличения русского раскола" 1887—1900 г., вып. I—III, см. поморцы, феодосеевцы. — Систематический указатель содержания "Исторического Вестника" за 1880—89 г. (№№ 482, 3044).


А. Купалов.


{Половцов}






Скачков, Гавриил Илларионович


(1745—1821) — поморский реформатор. Уроженец гор. Зарайска и московский купец, С. принадлежал сначала к федосеевцам, потом примкнул к монинскому согласию и был настоятелем Покровской часовни. Особенно интересуясь учением о браке, он установил для браков правила, с молебным пением, и написал устав, канон и епитимейник (напечатаны в "Чтениях Московского общества любителей духовного просвещения" за 1869 г., т. III). В 1812 г. он оставался в Москве для попечения о бедных и больных; в 1813 г. у него числилось до 4500 прихожан. Разъезжая по России, С. посещал общины и обители своих единоверцев и предостерегал их от соблазна учением федосеевцев. С той же целью он написал в 1818 г. соч.: "О мнениях федосеевцев Преображенского кладбища и о различии их учения от учения Покровской часовни". Павел Любопытный насчитывает еще 32 других "творения" С.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008