СКОМОРОШЕСТВО

Найдено 1 определение
СКОМОРОШЕСТВО
народное направление в русской средневековой художественной культуре, часть народной смеховой культуры. Представлено скоморо-хами — актерами, бывшими одновременно певцами, плясунами, акробатами и авторами исполнявшихся ими произведений. Пришло на Русь из Византии и перво-начально служило для развлечения князя и его семьи (скоморохи изображены на фресках Софийского собо-ра), но постепенно спустились в низовые слои культу-ры. Став частью смеховой культуры, скоморошество показывало бессмысленность и нелепость существующих в социальном мире отношений, создавая мир, свободный от условностей, снимал психологические травмы и облегчал человеку его трудную жизнь. Чаще всего этот смех был направлен на самого смеющегося, который «валял дурака», изображал себя неудачником, паясничал и играл, изображая свои несчастья и бед-ствия. В этом скоморохи были едины с юродивыми, также критиковавшими весь мир, но с позиций христи-анских ценностей. Скоморошество достигло своего расцвета в XV–XVII вв., а затем постепенно угасло, передав некоторые свои традиции балагану и райку. В XVII в. указом царя Алексея Михайловича скоморошество было объявлено вне закона, хотя скоморохи и продолжали иногда выступать на народных праздниках. Обычно скоморохи объединялись в ватаги до ста человек и выступали на улицах и площадях с шуточными песнями и драматическими сценками («глумами»), которые исполнялись под аккомпанемент домры, волынки и бубна. Главным героем скоморошьих пред-ставлений обычно был веселый и хитрый мужик под личиной простака.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
736.72 кб

Скоморошество как средство восстановления справедливости в памятниках русского фольклора

Аргов А. В.
Статья посвящена персонажу русского скомороха, выступающему в памятниках фольклора как средство восстановления справедливости.
Читать PDF
288.59 кб

Русский танец как искусство сценическое: от скоморошества до начала ХХ в

Шилова Ася Сергеевна
Исследуется феномен становления русского народного танца как искусства сценического. Представлена эволюция этого жанра от скоморохов до ансамблей народно-сценического танца.