СКОПАС

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СКОПАС
греческий скульптор с острова Парос, живший около 380 г. до н. э. Он сделал несколько барельефов на Галикарнасском мавзолее. Самое знаменитое его произведение — группа, изображающая поднесение Ахиллу оружия, выкованного Гефестом.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

СКОПАС
   • Scopas,
         ??????, из Пароса, известный ваятель и зодчий, был занят при постройке храма Афины Алеи (????) в Тегее, а в более поздние годы при постройке мавзолея (см. Halicarnassas, Галикарнас), значит, жил ок. 380 г. до Р. X. К известнейшим его произведениям принадлежат: Аполлон Кифарэд, восторженная вакханка, группа, представляющая поднесение Ахиллесу оружия, скованного Гефестом, и др.; следует ли приписать группу Ниобы ему или Праксителю, уже древние не могли решить. ср.: Urlichs, Skopas Leben u. Werke (1863) и Sculptores, Скульпторы.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

СКОПАС
греч. скульптор и архитектор 4 в. до н.э. с о-ва Парос, соврем. Праксителя. Руководил постр. храма Афины в Тегее (Пелопоннес), а в сер. столетия работал над фризом мавзолея в Галикарнасе (вост. сторона). Среди произв., приписыв. ему, выделяется дрезденская мраморная статуэтка пляшущей менады, уменьш. копия скульп-туры, принадлежн. к-рой С. подтвержд. лит-рно. Темперамент, отлич. эту менаду, аналогичен сохранивш. в оригинале изображ. голов с тегейских фронтонов. Подлин. приписыв. С. скульптур Геракла из коллекции лорда Ленсдау-на, Мелеагра, а также Ареса Людовизи оспарив.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Скопас
греч. скульптор и архитектор 4 в. до н. э. с острова Парос, современник Праксителя. Руководил постройкой храма Афины в Тегее (Пелопоннес), а в сер. столетия работал над фризом мавзолея в Галикарнасе (вост. сторона). Среди произведений, приписываемых ему, выделяется дрезденская мраморная статуэтка пляшущей менады, уменьш. копия скульптуры, принадлежность которой С. подтверждается литературно. Темперамент, отличающий эту менаду, аналогичен сохранившимся в оригинале изображениям голов с тегейских фронтонов. Подлинность приписываемых С. скульптур Геракла из коллекции лорда Ленсдауна, Мелеагра, а гакже Ареса Людовизи оспаривается.

Источник: Словарь античности. 1989

СКОПАС
древнегреческий скульптор и архитектор IV в. до н.э., представитель поздней классики. Принимал участие в сооружении мавзолея в Галикарнасе, ему же принадлежит фриз этого мавзолея с изображением амазономахии, сохранившийся до наших дней (выпол-нен совместно с Тимофеем, Леохаром и Бриаксисом). Скульптурные работы Скопаса известны по римским ко-пиям — «Молодой Геракл», «Потос», «Менада» и др. В них скульптор продолжил традиции высокой классики, создавая монументально-героические образы. Но от об-разов
V в. до н.э. с их гармоничным спокойствием, рабо-ты Скопаса отличает драматическое напряжение всех духовных сил, порывы страстей, выражение страдания и трагического надлома. Для воплощения новых идей скульптор использовал динамическую композицию, новые приемы трактовки деталей (глубоко посаженные глаза, складки на лбу, приоткрытый рот). Его работы рассчитаны на обозрение со всех сторон. Творчество Скопаса стало прологом искусства эпохи эллинизма.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

СКОПАС
Sko?pas), греческий скульптор и архитектор 4 в. до н. э. Возможно, сын и ученик Аристандра. Работал в Тегее (ныне Пиали), Галикарнасе (ныне Бодрум) и др. городах Греции и Малой Азии. Руководил постройкой храма Афины в Тегее (Пелопоннес), который сохранился лишь в обломках. На восточном фронтоне храма была изображена мифическая охота на Калидонского вепря, на западном – поединок героя Телефа с Ахиллом. Сохранились голова Геракла, воины, охотники и вепрь, а также фрагменты мужских статуй и женский торс, вероятно участницы охоты Аталанты. В одном из фрагментов – голове раненого воина – впервые в греческой скульптуре нашли воплощение боль и страдание, смятение чувств.
Скопас вместе с др. выдающимися скульпторами своего времени (Леохаром, Бриаксисом, Тимофеем) работал над украшением знаменитого Галикарнасского Мавзолея (завершен ок. 351 г. до н. э.), считавшегося одним из семи чудес света. Плиты с рельефами опоясывали здание сплошной лентой фриза. Возможно, Скопас был автором лучших из сохранившихся фрагментов, на которых изображена битва греков с амазонками. Сцены сражения пронизаны яростью схватки, бурным движением; в них словно слышен звон мечей, свист стрел, воинственные крики. Др. работы Скопаса известны лишь по римским копиям («Молодой Геракл», «Мелеагр»). Самой прославленной среди несохранившихся скульптур Скопаса была «Менада» – статуэтка девушки, спутницы бога Диониса, несущейся в неистовом танце. Тело танцовщицы словно закручено в спираль, ее голова запрокинута, одежды развеваются, открывая прекрасное тело. В искусстве Скопаса впервые нашли выражение взволнованность чувств, драматический пафос, бурное движение, – все то, чего раньше не знала греческая скульпура. Работы Скопаса оказали значительное воздействие на скульпторов эпохи эллинизма.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Скопас
греч. Skopas)
(IV в. до н.э.)
   греческий скульптор и архитектор с о-ва Парос. Принимал участие в строительстве храма Афины в Тегее (Пелопоннес) и мавзолея в Галикарнасе; автор ряда скульптурных изображений, например Мелеагра, молодого Геракла, мраморной статуэтки пляшущей менады и др.
   Чубова А.П. Скопас. М.; Л., 1959.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Греческий архитектор и скульптор с острова Парос. Руководил постройкой храма Афины в Тегее (Пелопоннес), работал над фризом мавзолея в Геликарнасе. Среди работ, которые приписываются ему, - статуэтка пляшущей вакханки, уменьшенная копия знаменитой статуи, о которой в древности написана следующая эпиграмма:
Ты кто? - Вакханка. Кто тебя ваял? - Скопас.
Кто был неистов, Вакх или Скопас? - Скопас.

Симонид
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
(1-я пол. IV в. до н. э.)
   др.-гр. скульптор и архитектор, соперник Праксителя. Происх. с о-ва Парос. Из описания Павсанием храма Афины Алей в Тегее (Пелопоннес) следует, что С. был архитектором этого храма и сделал для него две статуи. Сохран. фрагменты фронтонных скульптур, выдающие особую экспрессию голов с глубоко посаженными глазами, совр. ученые связывают со С. По сообщению Плиния Старшего и Витрувия, С. работал также над скульптурами Мавзолея в Галикарнасе (где ему приписываются рельефы вост. фриза). Более проблематична связь С. с дошедшими скульптурами храма Артемиды в Эфесе. Кроме этих сохран. скульптур, о твор-ве С. можно судить по ряду упоминаемых древ, авторами произв.: он выполнил статую Афродиты Пандемос в Элиде, Аполлона Сминфея в Хрисе, «Аполлона Палатинского» и др. Совр. учеными делались попытки узнать среди дошедших статуй копии произв. С., из к-рых наиб, убедительно отождествление статуи в Дрездене с безумной Менадой С., упомянутой Каллистратом.
   Д.М.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

СКОПАС
ок. 395 г. до н. э. — 350 г. до н. э.) Скопас по праву может быть назван одним из величайших скульпторов Древней Греции. Созданное им направление в античной пластике надолго пережило художника и оказало огромное влияние не только на его современников, но и на мастеров последующих поколений. Известно, что Скопас был родом с острова Парос в Эгейском море, острова, славившегося своим замечательным мрамором, и работал между 370–330 годами до нашей эры. Отец его, Аристандрос, был скульптор, в мастерской которого, по-видимому, и формировался талант Скопаса. Художник исполнял заказы разных городов. В Аттике находились две работы Скопаса. Одна, изображавшая богинь-мстительниц Эриний, — в Афинах, другая — Аполлона-Феба — в городе Рамнунте. Две работы Скопаса украшали город Фивы в Беотии. Одно из самых эмоционально насыщенных произведений Скопаса — группа из трех фигур, изображающих Эроса, Потоса и Гимероса, то есть любовь, страсть и желание. Группа находилась в храме богини любви Афродиты в Мегариде, государстве, лежащем к югу от Беотии. Изображения Эроса, Гимероса и Потоса, по словам Павсания, так же отличаются одно от другого, как различаются в действительности олицетворяемые ими чувства. «Композиционное построение статуи Потоса гораздо сложнее, чем в более ранних произведениях Скопаса, — пишет А. Г. Чубова. — Ритм плавного мягкого движения проходит через протянутые в одну сторону руки, приподнятую голову, сильно наклоненный корпус. Для передачи эмоции страсти Скопас не прибегает здесь к сильной мимике. Лицо Потоса задумчиво и сосредоточенно, меланхолический томный взгляд устремлен вверх. Все окружающее как бы не существует для юноши. Как и вся греческая скульптура, статуя Потоса была раскрашена, и цвет играл важную роль в общем художественном замысле. Плащ, свисающий с левой руки юноши, был ярко-синий или красный, что хорошо подчеркивало белизну обнаженного тела, оставленного в цвете мрамора. На фоне плаща четко выделялась белая птица с крыльями, легко тонированными серым цветом. Раскрашены были также волосы, брови, глаза, щеки и губы Потоса. Вероятно, статуя Потоса, как и статуя Гимероса, стояла на низком пьедестале, а статуя Эроса — на более высоком. Этим объясняется поворот фигуры Потоса и направление его взгляда. Задача, поставленная Скопасом в этом произведении, была для пластики того времени новой и оригинальной. Воплотив в статуях Эроса, Потоса и Гимероса нюансы больших человеческих чувств, он раскрыл перед пластическим искусством возможности передачи и других разнообразных эмоций». Работая в храме пелопоннесского города Тегей, Скопас прославился не только как скульптор, но и как архитектор и строитель. Древний храм в Тегее сгорел в 395 году до нашей эры. Павсаний говорит, что «нынешний храм своею величавостью и красотою превосходит все храмы, сколько их есть в Пелопоннесе… Архитектор его был паросец Скопас, тот самый, который соорудил много статуй в древней Элладе, Ионии и Карии». На восточном фронтоне храма Афины Алеи в Тегее мастер представил охоту на калидонского вепря. «На западном фронтоне была показана сцена из мифа, — пишет Г. И. Соколов, — также далекого от участия популярных в V веке верховных олимпийских божеств, но со сложной коллизией и драматической развязкой. Сына Геракла Телефа, пошедшего на войну с Троей, греки не узнали, и началась битва, окончившаяся гибелью многих ее участников. Трагичны не только сюжеты, выбранные для этих фронтонов, но и сами образы. Мастер показывает голову одного из раненых слегка запрокинутой назад, словно от мучительной боли. Резко изогнутые линии бровей, рта, носа передают волнение и колоссальное напряжение чувств. Внутренние углы глазниц, глубоко врезанные в толщу мрамора, усиливают контрасты светотени и создают сильно действующие драматические эффекты. Рельеф лица со вздувшимися мышцами надбровных дуг, припухлыми углами рта, неровен, бугрист, искажен скрытыми страданиями». Самым значительным из творений Скопаса в круглой пластике может считаться статуя Вакханки (Менады) с козленком. Сохранилась лишь отличная копия статуи, хранящаяся в Дрезденском музее. Но писатель IV века Каллистрат оставил подробную характеристику статуи: «Скопасом была создана статуя Вакханки из паросского мрамора, она могла показаться живою… Ты мог бы видеть, как этот твердый по своей природе камень, подражая женской нежности, сам стал как будто легким и передает нам женский образ… Лишенный от природы способности двигаться, он под руками художника узнал, что значит носиться в вакхическом танце… Так ясно выражен был на лице Вакханки безумный экстаз, хотя ведь камню не свойственно проявление экстаза; и все то, что охватывает душу, уязвленную жалом безумия, все эти признаки тяжких душевных страданий были ясно представлены здесь творческим даром художника в таинственном сочетании. Волосы как бы отданы были на волю Зефира, чтобы ими играл он, и камень как будто бы сам превращался в мельчайшие пряди пышных волос… Один и тот же материал послужил художнику для изображения жизни и смерти; Вакханку он представил перед нами живой, когда она стремится к Киферону, а эту козу уже умершей… Таким образом, Скопас, создавая образы даже этих лишенных жизни существ, был художником, полным правдивости; в телах он смог выразить чудо душевных чувств…» Многие поэты слагали стихи об этом произведении. Вот одно из них: Камень паросский вакханка, Но камню дал душу ваятель. И, как хмельная, вскочив, ринулась в пляску она. Эту фиаду создав в исступленье с убитой козою Боготворящим резцом, чудо ты сделал, Скопас. Знаменитые творения Скопаса находились также в Малой Азии, где он работал в пятидесятых годах IV века до нашей эры, в частности, украшал храм Артемиды в Эфесе. А главное, вместе с другими скульпторами Скопас участвовал в оформлении Галикарнасского мавзолея, исполненного в 352 году и украшенного с истинно восточным великолепием. Там были статуи богов, Мавсола, его жены, предков, изваяния всадников, львов и три рельефных фриза. На одном из фризов было изображено состязание колесниц, на другом — борьба греков с кентаврами (фантастические полулюди-полукони), на третьем — амазономахия, то есть битва греков с амазонками. От первых двух рельефов сохранились лишь небольшие фрагменты, от третьего — семнадцать плит. Предполагают, что Скопас был автором амазономахии. Действительно, только гениальный скульптор мог создать столь эмоционально насыщенную, динамичную многофигурную композицию. Фриз с амазономахией, имеющий общую высоту 0,9 метра, с фигурами, равняющимися примерно трети человеческого роста, опоясывал все сооружение, и если мы не можем с точностью сказать, в какой части он был помещен, то все-таки можно определить его длину, приблизительно равную 150–160 метрам. Вероятно, на нем было размещено более 400 фигур. Легенда об амазонках — мифическом племени женщин-воительниц — была одной из излюбленных тем греческого искусства. По преданию, они жили в Малой Азии на реке Фермодонте и, предпринимая далекие военные походы, доходили даже до Афин. Они вступали в сражения со многими греческими героями и отличались отвагой и ловкостью. Одно из таких сражений и изображено на галикарнасском фризе. Битва в самом разгаре, и трудно сказать, кто будет победителем. Действие развертывается в бурном темпе. Пешие и конные амазонки и греки яростно нападают и храбро защищаются. Лица сражающихся охвачены пафосом битвы. Особенностью композиционного построения фриза было свободное размещение фигур на фоне, некогда окрашенном в ярко-синий цвет. Сравнение сохранившихся плит показывает общий художественный замысел, общее композиционное построение фриза. Весьма возможно, что композиция принадлежит одному художнику, но вряд ли автор сам компоновал все отдельные фигуры и группы. Он мог наметить общее расположение фигур, дать их размеры, задумать общий характер действия и предоставить другим мастерам отделывать рельеф в деталях. На плитах этого наиболее сохранившегося фриза достаточно ясно различаются «почерки» четырех мастеров. Выдающимися художественными достоинствами отличаются три плиты с десятью фигурами греков и амазонок, найденные с восточной стороны развалин; они приписываются Скопасу. На плитах, считающихся работой Леохара и Тимофея, стремительность движения подчеркивается не только позами сражающихся, но и усиливается развевающимися плащами и хитонами. Скопас, наоборот, изображает амазонок только в коротких прилегающих одеждах, а греков совершенно обнаженными и достигает выражения силы и быстроты движения главным образом смелыми и сложными поворотами фигур и экспрессией жестов. Одним из излюбленных композиционных приемов Скопаса был прием столкновения противоположно направленных движений. Так, юноша-воин, упав на колено, удерживает равновесие, касаясь земли правой рукой и уклоняясь от удара амазонки, защищается, протянув вперед левую руку со щитом. Амазонка, сделав выпад в сторону от воина, в то же время замахнулась на него секирой. Хитон амазонки плотно облегает тело, хорошо обрисовывая формы; линии складок подчеркивают движение фигуры. Еще сложнее расположение фигуры амазонки на следующей плите. Юная воительница, отступая от стремительно нападающего бородатого грека, успевает все же нанести ему энергичный удар. Скульптору хорошо удалось передать ловкие движения амазонки, быстро уклоняющейся от нападения и тотчас переходящей в атаку. Постановка и пропорции фигуры, одежда, распахнувшаяся так, что обнажилась половина тела амазонки, — все близко напоминает знаменитую статую Вакханки. Особенно смело Скопас использовал прием противопоставления движений в фигуре конной амазонки. Искусная наездница пустила хорошо обученного коня вскачь, повернулась спиной к его голове и обстреливает врагов из лука. Ее короткий хитон распахнулся, показывая сильную мускулатуру. В композициях Скопаса впечатление напряженности борьбы, быстрого темпа битвы, молниеносности ударов и выпадов достигнуто не только различным ритмом движения, свободным размещением фигур на плоскости, но и пластической моделировкой и мастерским исполнением одежды. Каждая фигура в композиции Скопаса ясно «читается». Несмотря на невысокий рельеф, всюду чувствуется глубина пространства. Вероятно, Скопас работал и над сценой состязания колесниц. Сохранился фрагмент фриза с фигурой возничего. Выразительное лицо, плавный изгиб корпуса, плотно прилегающая к спине и бедрам длинная одежда — все напоминает скопасовских амазонок. Трактовка глаз и губ близка тегейским головам. Яркая индивидуальность Скопаса, его новаторские приемы в раскрытии внутреннего мира человека, в передаче сильных драматических переживаний не могли не повлиять на всех, кто работал рядом с ним. Особенно сильно повлиял Скопас на молодых мастеров — Леохара и Бриаксиса. По словам Плиния, именно скульпторы Скопас, Тимофей, Бриаксис и Леохар своими произведениями сделали это сооружение столь замечательным, что оно вошло в число Семи чудес света. «Свободно владея различной техникой скульптуры, Скопас работал и в мраморе, и в бронзе, — пишет А. Г. Чубова. — Его знание пластической анатомии было совершенно. Изображение самых сложных положений человеческой фигуры не представляло для него затруднений. Фантазия Скопаса была чрезвычайно богата, он создал целую галерею ярко охарактеризованных образов. Его реалистические произведения проникнуты высоким гуманизмом. Запечатлевая различные стороны глубоких переживаний, рисуя печаль, страдание, страсть, вакхический экстаз, воинственный пыл, Скопас никогда не трактовал эти чувства натуралистически. Он поэтизировал их, заставляя зрителя восхищаться душевной красотой и силой своих героев».

Источник: 100 великих скульпторов. 2002

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
1.30 мб

Жизнь, отданная скопам и орланам: светлой памяти Сергея Николаевича Поступальского (1934-2016)

Шергалин Евгений Эдуардович

Похожие термины:

  • Скопа, Юлия Витальевна

    (1978 г. р.) — выпускница Московского государственного педагогического университета. Мастер спорта международного класса (баскетбол). Чемпионка России (1999). Первый тренер — Л. Корненкова, в настоящее
  • СКОПАДЫ

       • ????????,          фессалийский династический род в Кранноне. Уже ок. 600 г. до Р. X. упоминается Скопад Диакторид в числе женихов Агаристы, дочери Клисфена Сикионского (Hdt. 6, 27); другой С., живший вско