Славянофильство

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Славянофильство
литературное и религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформившееся в 1840-х гг. Славянофилы отстаивали идею самобытного пути развития России. Наиболее видными представителями были братья И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков и др. Идейно противостояли западникам.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
направление русской общественно-политической мысли, сформировавшееся в середине XIX в. В его основе – идея о пути развития России, принципиально отличном от западного. Славянофилы идеализировали общественный строй Древней Руси, крестьянскую общину, видели основу самобытности России в ее патриархальности, консерватизме и православии.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

Славянофильство
одно из наиболее влиятельных течений в русской общественной мысли 40-50-х гг. XIX в. Его сторонники обосновали необходимость развития России по самобытному пути, отличному от пути народов Западной Европы. По их убеждению, в основе развития страны должны лежать три начала: православие, самодержавие, народность. Славянофилами были известные писатели, ученые и мыслители того времени: И.В. Киреевский, братья Константин и Иван Аксаковы, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

Славянофильство
направление в русской общественной и философской мысли 1840–1860 гг., представители которого выступили с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского пути. Резко критиковали реформы Петра I, идеализировали допетровскую Русь. С точки зрения славянофилов, русскому культурно-историческому типу присущи соборное начало и самодержавная власть. Вели полемику с западниками. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин и другие. Позднее к славянофилам стали относить Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Славянофильство
одно из наиболее влиятельных идейных течений в русской общественной мысли 40-х – 50-х гг. 19 в.
Его сторонники обосновали необходимость развития России по самобытному пути, отличному от пути народов Западной Европы. По их убеждению, в основе развития страны должны лежать три начала: православие, самодержавие, народность. Россия, по их мнению, в силу якобы ее особого положения и веса в мире, должна была повести за собой другие народы. Западная цивилизация воспринималась славянофилами как «безбожная», с духом наживы, прагматизма и эгоизма, где все продается и все покупается, включая и самого человека. В связи с этим они крайне негативно оценивали реформы Петра I, способствовавшие развитию капитализма в России. Славянофилы идеализировали политическое прошлое России и русский национальный характер, высоко ценили самобытные особенности русской культуры и очень надеялись, что и в Западной Европе общественная жизнь будет также протекать в соответствии с важнейшими христианскими принципами и заповедями, а не вопреки им.
Среди славянофилов были известные писатели, ученые и мыслители того времени: И.В. Кириевский, братья Аксаков И.С. и К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др. Славянофилы выступали за отмену крепостного права - самой острой для России того времени проблемы. (См. схему «Западники и славянофилы»)
 
 

Источник: Краткий исторический словарь

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
течение в либеральном направлении общественной мысли в России в середине XIX в., противостоявшее западничеству. Идеологи: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Наиболее активные славянофилы: П. В. Киреевский, И. С. Аксаков, А И. Кошелев} В. А. Черкасский, многие писатели (В. И. Даль, Ф. И. Тютчев и др.), историки, слависты и языковеды. Своего постоянного печатного органа не имели из-за преследований цензуры. В 1840-х гг. печатались, в основном, в журнале М. П. Погодина «Москвитянин»; в 1850-х гг. издавали журнал «Русская беседа» (1856—1860), газеты «Молва» (1857) и «Парус» (1859). Славянофилы в противовес западникам не признавали единства исторического пути России и Зап. Европы, преувеличивали ее своеобразие, идеализировали патриархальность допетровской Руси в отношениях между народом и государем, между помещиками и крестьянством. Выступали против перенимания Россией западноевропейского социально-экономического опыта, так как капитализм казался им порочным строем, приводящим к обнищанию народа. Политическое устройство ряда стран Зап. Европы — с конституционной монархией — также подвергалось их критике, так как они возражали и против введения конституции, и против какого-либо ограничения самодержавия — единственной, по их мнению, силы, способной провести необходимые для страны реформы. Эти позиции сближали славянофильство с консерватизмом, но предложенная славянофилами программа преобразований имела прогрессивный, либеральный характер. Одно из главных требований, свидетельствующих об их либерализме, — отмена крепостного права «сверху» с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов за выкуп. Для реализации этого программного положения многие славянофилы (Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, В. А. Черкасский) активно участвовали в подготовке и проведении Крестьянской реформы 1861г. В социально-политической области славянофилы отстаивали идею созыва Земского собора (Думы) из выборных представителей всех слоев общества, выступали за отмену цензуры, телесных наказаний и смертной казни, установление гласного суда с участием в нем выборных представителей населения. Для дальнейшего укрепления экономики России они считали необходимым развитие промышленности и торговли, акционерного и банковского дела, строительства железных дорог и применения машин в сельском хозяйстве.Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории крестьянства, народного быта и языка имели большое положительное значение для развития русской культуры. Во время проведения реформ 1860— 1870-х гг. славянофилы сблизились с западниками на почве либерализма. В пореформенной России под влиянием славянофильства сложилось почвенничество, а консервативные элементы программы в гипертрофированном виде эволюционировали в национализм и панславизм.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО
идейное течение русской общественной мысли, сложившееся в первой пол. 1840-х гг. К старшему поколению славянофилов относятся братья И. В. и П. В. Киреевские и А. С. Хомяков, к молодому поколению, более оппозиционному по отношению к правительству, К. С. Аксаков и Ю. Ф. Самарин. В противовес западничеству с его рационалистической культурой славянофильство провозглашало, что Россия самобытна в своем историческом развитии и что патриархальная религиозная славянская культура должна прийти на смену культуре Запада с его капиталистическими отношениями и классовой борьбой. Идейными предшественниками славянофилов были шишковисты-архаисты 1810-х гг. и любомудры 1820-х гг. Славянофилы идеализировали патриархальную допетровскую Русь, будто бы безмятежно мирную, не ведавшую резкого разделения сословий, покоившуюся на прочном союзе «народа с властью». Идеальным общественным устройством славянофилы считали то, которое было на Руси в 17 в., когда «всей землей» был избран на престол царь Михаил Федорович и государственная власть постоянно обращалась за советами к «общественному мнению» – Земскому собору. Разграничивая допетровский и петровский периоды, славянофилы осуждали Петра I за разрыв «нравственной связи» с народом, за подчинение церкви государству и отмену института патриаршества, за отказ от самобытных начал русской культуры и общественного уклада и за перенимание общественных и культурных институтов Запада, вследствие чего русское общество раскололось на европеизированную интеллигенцию и народ, сохранивший прежнюю русскую культуру. Крестьянскую общину славянофилы считали самобытной русской формой социального устройства, соответствующей религиозно-духовной идее «соборности» – основе византийского православия в отличие от западного католичества. Славянофилы требовали разрыва с Западом, который казался ослабленным смутами и раздорами, католичеством и атеизмом. Однако славянофилы не осуждали западную культуру и философию, откуда они почерпнули саму идею нации как духовного единства, безоговорочно. Имея немало сходственного с идеологией «официальной народности», славянофильство было оппозиционной группировкой, их издания подвергались цензурным нападкам. Славянофилы критиковали цензурный произвол, полицейскую опеку, бюрократизм, ратовали за отмену крепостного права. В статье о «Старом и новом» (1839) Хомяков гневно охарактеризовал крепостное право как «мерзость рабства законного».
Подтверждение своих взглядов на народность славянофилы искали в русском народном поэтическом творчестве и внесли большой вклад в изучение и собирание русского фольклора, особенно П. В. Киреевский и A. Ф. Гильфердинг. В художественной литературе, созданной под влиянием славянофилов, выделяются «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука» (1858) С. Т. Аксакова, отдельные стихотворения Хомякова, К. С. Аксакова, пьесы А. Н. Островского в период его сотрудничества в журнале «Москвитянин» («Бедность не порок»). В журналах братьев Достоевских «Время» (1861–63) и «Эпоха» (1864–65) складывается новая разновидность славянофильства – почвенничество, идеологами которого были Ф. М. Достоевский, Н. Н. Страхов, Ап. Григорьев. Почвенничество не было устремлено в прошлое и призывало образованные классы к синтезу народных устоев с богатством европейской культуры. Поздними представителями славянофильства были Н. Я. Данилевский, выразитель идеологии панславизма («Россия и Европа», 1869), и К. Н. Леонтьев, критик эгалитаризма и меркантилизма Запада («Византизм и славянство», 1875).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
3.61 мб

Эволюция взглядов на славянофильство в отечественной историографии

Габов Константин Васильевич
В отличие от западников, философия славянофилов всегда вызывала интерес у исследователей, поскольку единой точки зрения на их труды выработано не было. В статье выделяются определённые этапы в изучении философии славянофилов.
Читать PDF
30.01 кб

Раннее славянофильство: историографический миф о «Русской идее»

Ганеев С.
Читать PDF
30.07 кб

Раннее славянофильство: историографический миф о «Русской идее»

Ганеев С.
Читать PDF
201.28 кб

Петербургское славянофильство 1860-90-х гг

Котов Александр Эдуардович
Статья посвящена выявлению специфики петербургского славянофильства 1860-90-х гг. Рассматриваются общественно-политические воззрения пореформенных публицистов-«почвенников», а также О. Ф. Миллера, И. П. Корнилова, В. И.
Читать PDF
149.58 кб

Славянофильство как основа мировоззрения и научных концепций А. Ф. Гильфердинга

Л. П. Лаптева
Читать PDF
301.17 кб

Славянофильство и западничество: концептуальная оппозиция доктринам классической немецкой идеалистич

Липич Т. И.
В статье рассматривается диалог славянофилов и западников с немецкой идеалистической философией и немецким романтизмом.
Читать PDF
230.92 кб

Славянофильство и евразийство: два возможных проекта переустройства кольца русской цивилизации

Зжу Чуньмин
Статья посвящена вопросу о двустороннем движении (устройство расстройство) кольца русской цивилизации и причинах этого движения.
Читать PDF
294.84 кб

Славянофильство в оценке М. Е. Салтыкова

Елена Александровна Бузько
В статье рассматривается связь Салтыкова со славянофильским направлением русской мысли, диалог писателя с крупнейшими деятелями славянофильства, с семьей Аксаковых в частности.
Читать PDF
33.21 мб

Гоголь и западное славянофильство: к постановке проблемы

Виноградов Игорь Алексеевич
Наследие Гоголя анализируется с неожиданной, «непривычной» стороны. Впервые писатель представлен как один из главных отечественных идеологов славянского единства.
Читать PDF
91.51 кб

Славянофильство как парадигма социального развития России в условиях глобализации: к постановке проб

Звездина Елена Васильевна
В статье предлагается рассматривать славянофильство в качестве парадигмы социального развития России.
Читать PDF
100.08 кб

Орест Миллер и славянофильство

Малинов Алексей Валерьевич
Рассматривается славянофильская публицистика Ореста Федоровича Миллера (1833-1889), историка русской литературы, исследователя русского эпоса, первого биографа Ф.М.
Читать PDF
1.12 мб

СЛАВЯНОФИЛЬСТВО КАК ТРАНСГРЕССИЯ

Бобков А.И., Федчин В.С.
Взгляд на славянофильствао как трансгрессию есть парадокс. Его традиционно рассматривают как консервативное возвращение к традиции, а значит, ставящего предел.
Читать PDF
112.23 кб

2008. 01. 017. Рейбоу-эдлинг С. Славянофильская мысль и политика культурного национализма. Rabow-Edl

Большакова О. В.
Читать PDF
0.00 байт

«Нет никакой возможности узнать, чего желает Россия»: славянофильская печать и Сербия в 1880-е гг.

Котов Александр
Статья посвящена отражению русско-сербских отношений конца XIX в. в периодической печати, а также переписке русских и сербских общественных деятелей того времени.
Читать PDF
294.55 кб

«Положительная» литература на страницах славянофильского журнала «Русская беседа»

Цвелёва Наталья Павловна