Слонимский, Сергей Михайлович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Слонимский, Сергей Михайлович

СЛОНИМСКИЙ Сергей Михайлович


род. 12 авг. 1932 в Ленинграде. Композитор. Нар. арт. РСФСР (1987). Кандидат искусствоведения (1963), диссертация "Симфонии Прокофьева". Окончил Ленингр. конс. в 1955 по кл. композиции О. А. Евлахова, в 1956 по кл. ф-п. В. В. Нильсена, в 1958 там же аспирантуру по музыковедению (рук. Т. Г. Тер-Мартиросян). С 1959 преподаватель Ленингр. конс. (с 1976 проф.). Лауреат Гос. премии РСФСР им. М. И. Глинки (1983).


Автор исследований и статей по вопросам теории музыки, о проблемах развития совр. муз. культуры, в т. ч. "Песнь о земле" Г. Малера и вопросы оркестровой полифонии" (в кн.: Вопросы современной музыки. — Л., 1963), "Об И. Стравинском" (в кн.: И. Стравинский. Статьи и материалы. — М., 1973), "Заметки композитора о современной советской музыке" (в кн.: Современные вопросы музыкознания. — М., 1976). Участник фольклорных экспедиций.


Соч.: оперы — Виринея (по мотивам повести Л. Сейфуллиной, Москва, 1967), Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова, кам., 1973), Мария Стюарт (по С. Цвейгу, 1978); балет Икар (Москва, Большой т-р, 1971, 2-я ред., Москва, Большой т-р, 1977); для солистов, хора и симф. орк. — ораториальная сюита из оперы "Виринея" (сл. С. Ценина, 1974);для симф. орк. — Карнавальная увертюра (1957), симфонии: I (1958), II (1978), III (1981), IV (1982), V (1983), VI (1984), VII (1984), VIII (1985), IX (1987), Драматическая песнь (1973), Симфонический мотет (1976); для флейты и симф. орк. — Тихая музыка (1982); для ансамбля электрогитар, солирующих инстр. и симф. орк. — Концерт (1973); для балалайки, ложек и симф. орк. — Праздничная музыка (1975); для скр. и кам. орк. — Весенний концерт (1983); для гобоя и кам. ансамбля — Концерт (1987); для солистов, хора, органа й малого симф. орк. — кантата "Голос из хора" (сл. А. Блока, 1964); для кам. орк. — Концерт-буфф (1964); для квинтета дух. инстр. — Диалоги (1964); для 2-х скp., 2-х электрогитар и ударных инстр. — Экзотическая сюита (1976); для струн. квартета — Антифоны (1968); для скр. и ф-п. — Соната (1986); для альта и ф-п. — Две пьесы (1956); Сюита (1959); для кларнета и ф-п. — Монолог и токката (1974); для валторны и ф-п. — Сонатинное аллегро (1974); для влч. и ф-п. — Соната (1986); для ф-п. — Соната (1962), Три грации (сюита в форме вариаций, 1964), Детские пьесы (1970), Колористическая фантазия (1972), Капельные пьески (дет., 1973); для скр. соло — Соната (1960); для влч. соло — Три пьесы (1964); для флейты — Хроматическая свирель и юмореска (1961), Пять пьес (1961); для гобоя — Solo espressivo (1975); для органа — Пастораль и токката (1961), Хроматическая поэма (1969); для контральто, флейты, гобоя, трубы, балалайки, баяна, 3-х электрогитар, ложек и вибрафона — Песнохорка (сл. рус. нар. страданий и частушек, 1975); для сопрано, флейты пикколо, тубы и ударных инстр. — Веселые песни (сл. Д. Хармса, 1971); для сопрано, флейты, арфы, ударных инстр. — Строфы Дхаммапады из древнеиндийской литературы; для солистов, кам. хора, гобоя, валторны и арфы — Песнь песней (лирический фрагмент, 1975); для солистов, 4-х блок-флейт и лютни — Песни трубадуров (сл. старофранцузских поэтов, 1975); для дет. хора, мальчика-солиста и 2-х ударных инстр. — Хоровые игры (сл. А. Введенского, 1972); для сопрано, гобоя, валторны и арфы — Монологи (1967); для 2-х солистов и ф-п. — цикл "Песни вольницы" (сл. нар., 1959; вариант для солистов и симф. орк., 1961); для голоса и ф-п. — циклы: Весна пришла (сл. японских поэтов и из японской нар. поэзии, 1958), Польские строфы (сл. А. Слонимского, 1963), Лирические строфы (сл. Е. Рейна, 1964), Прощание с другом (вок. сцена, cл. из "Эпоса о Гильгамеше", 1966), Шесть романсов на cл. А. Ахматовой (1969), Четыре стихотворения О. Мандельштама (1974), Десять стихотворений А. Ахматовой (1974), песни на cл. М. Цветаевой (1985); романсы на cл. Ф. Тютчева (1985), на cл. М. Лермонтова (1986); для хора — Две русские песни (1968), Северные пейзажи (сл. В. Рождественского, 1969), Вечерняя музыка (без cл., 1973), Я скажу тебе с последней прямотой (сл. О. Мандельштама, 1974), Четыре русские песни (1974), концерт "Тихий Дон" (на cл. казачьих песен, 1977), Два хора на сл. А. Пушкина (1979), хоры на cл. Ф. Тютчева, А. Фета, Б. Окуджавы, А. Чепурова, С. Орлова (1983—1986). Четыре стасима из трагедии Софокла "Эдип в Колоне"; музыка к драм. спектаклям, в т. ч. "Ревизор" Н. Гоголя (Ленинград, Большой драм. т-р им. М. Горького, 1972), "Тихий Дон" по М. Шолохову (Ленинград, Большой драм. т-р им. М. Горького, 1972), "Романтики" Э. Ростана (Ленингр. т-р комедии, 1974); музыка к фильмам, вт. ч. "Перед судом истории" (1965), "Таинственная стена" (1966), "Республика Шкид" (1967), "Моя жизнь" (1972), "О тех, кого помню и люблю" (1973), "Интервенция" (1987).


Лит. соч.: Симфонии С. Прокофьева: Опыт исследования. — М.; Л., 1964.





Слонимский, Сергей Михайлович


— российский композитор, музыковед, пианист. Родился 12 августа 1932 года в Ленинграде в семье писателя М.Л. Слонимского. Окончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова по классам композиции и фортепиано.


Автор опер "Виринея", "Мастер и Маргарита", "Мария Стюарт", "Гамлет", "Видения Иоанна Грозного", 10 симфоний, балета "Икар", 24 прелюдий и фуг для фортепиано, симфонических, многочисленных камерных и хоровых сочинений, циклов романсов на стихи А. Блока, А. Ахматовой, С. Есенина, О. Мандельштама, И. Бродского, Евг. Рейна и Александра Кушнера, музыки к фильмам "Интервенция", "Республика ШКИД", спектаклям. Композитором написано много инструментальной музыки — концертов в сопровождении оркестра для скрипки, фортепиано, виолончели, органа, электрогитары и гобоя.


С 1959 года преподает в Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) консерватории. Профессор (с 1976 г.). Член Союза композиторов. Академик Российской академии образования (1993). Народный артист России (1987). Кандидат искусствоведения (1963). Автор исследования "Симфонии Прокофьева" (1964).


Лауреат Государственной премии РФ имени М.И. Глинки, премии правительства Санкт-Петербурга (1996). Является основателем и ведущим Музыкальных собраний Фонда культуры Петербурга.





Слонимский, Сергей Михайлович


Композитор, музыковед, пианист; родился 12 августа 1932 г. в г. Ленинграде; окончил Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова по классам композиции и фортепиано; автор опер "Виринея", "Мария Стюарт", "Мастер и Маргарита", "Гамлет", "Видения Иоанна Грозного", 10 симфоний, 24 прелюдий и фуг для фортепиано, симфонических, камерных и хоровых сочинений, романсов, музыки к фильмам "Интервенция", "Республика ШКИД"; основатель и ведущий музыкальных собраний Фонда культуры Санкт-Петербурга; профессор, с 1959 г. преподает в Консерватории; Академик Российской академии образования; член Союза композиторов; Народный артист России; лауреат премии им. М. И. Глинки, Государственной премии РФ, премии правительства Санкт-Петербурга (1996); женат, имеет двоих детей.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

СЛОНИМСКИЙ Сергей Михайлович
(р. 12 VIII 1932, Ленинград)
Он действительно один из тех немногих современных композиторов, в ком неизменно видят продолжателя традиций. Чьих? Обычно называют М. Мусоргского и С. Прокофьева. Не менее стойко в суждениях о Слонимском подчеркивается и противоположное: яркая индивидуальность музыки, ее запоминаемость и легкая узнаваемость. Опора на традиции и собственное «я» у Слонимского не исключают друг друга. Но к единству этих двух противоположностей добавляется третья - умение достоверно творить в музыкальных стилях разных времен и народов, будь то русская деревня дореволюционного времени в опере «Виринея» (1967, по мотивам повести Л. Сейфуллиной) или старая Шотландия в опере «Мария Стюарт» (1980), поразившая даже шотландских слушателей глубиной проникновения. Такое же свойство подлинности лежит на его «античных» сочинениях: балете «Икар» (1971); вокальных пьесах «Песнь песней» (1975), «Прощание с другом в пустыне» (1966), «Монологи» (1967); опере «Мастер и Маргарита» (1972, «Новозаветные сцены»). При этом автор стилизует старину, сочетая музыкальные принципы фольклора, новейших композиционных техник XX в. с собственной индивидуальностью. «Слонимский, видимо, обладает тем особым даром, который выделяет одного композитора из многих: умением говорить на различных музыкальных языках, и при этом печатью личностного качества, лежащей на его произведениях», - считает американский критик.
Автор многих сочинений, Слонимский непредсказуем в каждом новом из них. Вслед за кантатой «Песни вольницы» (1959, на народные тексты), в которой удивительное претворение русского фольклора позволило говорить о Слонимском как об одном из вдохновителей «новой фольклорной волны», появилась Соната для скрипки solo - опус предельной современной экспрессии и сложности. После камерной оперы «Мастер и Маргарита» возник Концерт для трех электрогитар, солирующих инструментов и симфонического оркестра (1973) - оригинальнейший синтез двух жанров и форм музыкального мышления: рок- и симфонического. Такая амплитуда и резкая смена образно-сюжетных интересов композитора поначалу многих шокировала, не давая понять: каков же подлинный Слонимский? ...»Порой после очередного нового сочинения его поклонники становятся его "отрицателями", а эти последние - поклонниками. Одно лишь остается постоянным: его музыка всегда вызывает интерес слушателей, о ней думают и спорят». Постепенно обнаружилось неразрывное единство разных стилей Слонимского, например умение даже додекафонии придавать черты фольклорного мелоса. Оказалось, что такие ультрановаторские приемы, как использование нетемперированного строя (треть- и четвертитоновых интонаций), свободной импровизационной ритмики без штилей, свойственны фольклору. А при тщательном исследовании его гармонии выявилось, как своеобразно использует автор принципы старинной гармонии и народного многоголосия, конечно, наряду с арсеналом средств романтической и современной гармонии. Именно поэтому в каждой лз девяти своих симфоний он создал некие музыкальные драмы, часто связанные между собой образами - носителями главных идей, олицетворяющих разные проявления и формы добра и зла. Столь же ярко, богато, симфонично раскрыты именно в музыке сюжеты всех четырех его музыкально-сценических сочинений - балета и трех опер. В этом одна из главных причин непрерывного исполнительского и слушательского интереса к музыке Слонимского, широко звучащей в СССР и за рубежом.
Родившийся в 1932 г. в Ленинграде, в семье видного советского писателя М. Слонимского, будущий композитор унаследовал духовные традиции русской демократической творческой интеллигенции. С раннего детства он помнит близких друзей отца: Е. Шварца, М. Зощенко, К. Федина, рассказы о М. Горьком, А. Грине, атмосферу напряженной, трудной, драматичной писательской жизни. Все это быстро расширяло внутренний мир ребенка, учило смотреть на мир глазами писателя, художника. Острая наблюдательность, аналитичность, четкость в оценках явлений, людей, поступков - постепенно развили в нем драматургическое мышление.
Музыкальное образование Слонимского началось в предвоенные годы в Ленинграде, продолжилось во время войны в Перми и в Москве, в Центральной музыкальной школе; завершилось в Ленинграде - в школе-десятилетке, в консерватории на факультетах композиции (1955) и фортепиано (1958), и наконец, в аспирантуре - по теории музыки (1958). Среди учителей Слонимского Б. Арапов, И. Шерман, В. Шебалин, О. Месснер, О. Евлахов (композиция). Проявившиеся с детских лет склонность к импровизации, любовь к музыкальному театру, увлечение С. Прокофьевым, Д. Шостаковичем, М. Мусоргским - во многом определили творческий облик будущего композитора. Вволю наслушавшись в военные годы в Перми, где был в эвакуации Кировский театр, классических опер, юный Слонимский импровизировал целые оперные сцены, сочинял пьесы, сонаты. И, наверное, в душе гордился, хотя и огорчался, что такой музыкант, как А. Пазовский, - тогда главный дирижер театра - не верил, что десятилетний Сергей Слонимский написал романс на стихи Лермонтова сам.
В 1943 г. Слонимский купил в одном из московских галантерейных магазинов клавир оперы «Леди Макбет Мценского уезда» - запрещенное произведение Шостаковича сдали в утиль. Опера была выучена наизусть и переменки в ЦМШ оглашались «Сценой порки» под недоуменно-неодобрительные взгляды учителей. Музыкальный кругозор Слонимского рос стремительно, мировая музыка поглощалась жанр за жанром, стиль за стилем. Тем страшнее для молодого музыканта был 1948 год, сузивший мир современной музыки до тесного, ограниченного стенами «формализма» пространства. Как и все музыканты этого поколения, учившиеся в консерваториях после 1948 г., он был воспитан лишь на классическом наследии. Только после XX съезда КПСС началось глубокое и непредубежденное изучение музыкальной культуры XX в. Композиторская молодежь Ленинграда, Москвы интенсивно наверстывала упущечкое. Вместе с Л. Пригожиным, Э. Денисовым, А. Шнитке. С. Губайдулиной они учились друг у друга.
Одновременно важнейшей школой для Слонимского стал русский фольклор. Множество фольклорных экспедиций - «целая фольклорная консерватория», по выражению автора, - прошли в постижении не только песни, но и народного характера, уклада русской деревни. Однако принципиальная художественная позиция Слонимского требовала чуткого вслушивания и в современный городской фольклор. Так в его музыку органично вошли интонации туристских и бардовских песен 60-х гг. Кантата «Голос из хора» (на ст. A. Блока, 1964) - первый опыт сочетания далеких стилей в единое художественное целое, определенный впоследствии А. Шнитке как «полистилистика».
Современное художественное мышление формировалось у Слонимского с детства. Но особенно важными были конец 50 - начало 60-х гг. Много общаясь с ленинградскими поэтами Е. Рейном, Г. Гэрбовским, И. Бродским, с актерами М. Козаковым, С. Юрским, с лениноведом B. Логиновым, кинорежиссером Г. Полокой, Слонимский рос в созвездии ярких талантов. В нем прекрасно сочетаются зрелость и озорство, скромность, доходящая до щепетильности, и смелость, активная жизненная позиция. Его острые, честные выступления всегда доказательны, подкреплены чувством справедливости и огромной эрудицией. Юмор Сергея Слонимского - колючий, точный, приклеивается как меткое народное словцо.
Слонимский не только композитор и пианист. Он блестящий, артистичнейший импровизатор, крупный музыковед (автор книги «Симфонии C. Прокофьева», статей о Р. Шумане, Г. Малере, И. Стравинском, Д. Шостаковиче, М. Мусоргском, Н. Римском-Корсакове, М. Балакиреве, острых и полемичных выступлений по вопросам современного музыкального творчества). Он также педагог - профессор Ленинградской консерватории, в сущности создатель целой школы. Среди его учеников: В. Кобекин, А. Затин, А. Мревлов - всего более 30 членов Союза композиторов, в т. ч. и музыковеды. Музыкально-общественный деятель, заботящийся об увековечении памяти и исполнении незаслуженно забытых сочинений М. Мусоргского, В. Щербачева, даже Р. Шумана, - Слонимский является одним из авторитетнейших современных советских музыкантов. /М. Рыцарева/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.