Смерды

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Смерды
крестьяне в Древней Руси.

Источник: Словарь понятий и терминов по истории

Смерды
свободные крестьяне - общинники в Древней Руси IX - XIV веков.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

СМЕРДЫ
крестьяне-общинники в Древней Руси (9-14 вв.). Изначально свободные, с развитием социально-экономических отношений постепенно попадали в зависимость.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Смерды
категория населения по Русской правде, крестьяне на Руси IX — XIV вв., земледельцы. Были изначально свободными (в отличие от холопов), но по мере развития поместной системы постепенно попали в крепостную зависимость.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

СМЕРДЫ
крестьяне-общинники в Древней Руси IX—XIV вв. Жили на землях князя сначала как свободные общинники, а с развитием феодальногообщества многие смерды попали в зависимость от частных землевладельцев. Совокупное название крестьян.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Смерды
социальный слой славянского общества раннего средневековья. Смердами называют всю массу сельского населения: крестьян, сидевших на государственных землях и обложенных данью, особую группу зависимого, полусвободного населения. В Древней Руси смерд – крестьянин-земледелец; позже – человек незнатного происхождения.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Смерды
свободные и полусвободные княжеские данники, сидевшие на земле и несшие повинности в пользу князя (X - XIII вв.). Существует несколько гипотез о социальной сущности смердов, но большинство исследователей признают: 1) тесную связь смердов с князем, зависимость от него; 2) считают смердов довольно широкой общественной группой.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

Смерды
социальный слой Древнерусского государства . В исторической науке существуют различные точки зрения о положении холопов и смердов в обществе. Вероятно, первоначально (на ранних этапах развития Древнерусского государства) это была вся масса сельского населения, которая постепенно из свободного крестьянства превращалась в зависимое.
 

Источник: Краткий исторический словарь

СМЕРДЫ
в Древней Руси в IX–XIV вв. все свободное сельское население, государственные крестьяне, жившие на княжеской, государственной земле. Первоначально – покоренные русскими князьями иноязычные племена, обязанные платить дань и поставлять воинов, когда в последних возникала необходимость. Доходы, приносимые С, вливались в общественный фонд. Позже С инородной группой входили в состав местного населения, будучи пленниками, приведенными извне и посаженными на землю. Это были люди, зависимые прежде всего от князя как представителя государства. Они платили дань и отправляли различные трудовые повинности.

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

СМЕРДЫ
земледельческое население сел. В начале исторического существования Руси оно было свободным, а затем постепенно попало в зависимость от отдельных лиц, князей или вотчинников. Первыми письменными собраниями законов они несколько ограничены в правах, но оставались на положении самостоятельных хозяев, владеющих двором и инвентарем для обработки участка земли; из этой среды С. могли переселиться в ремесленные центры или перейти в низший социальный слой дворовых-огнищан, получавших ежедневное содержание от владетельных вотчинников и работавших исключительно на них. Термин С. исчез из употребления во время власти Золотой Орды и заменен тогда словом "крестьянин".

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Смерды
С течением времени расширяется круг зависимого люда. Среди зависимых людей в XI в. упоминаются смерды.
Термин «смерд» уходит к доисторическому племенному названию. В различных языках это слово, конечно, звучало различно. В ряде языков оно звучало «мер», «морд», «мард», «мурд».
У некоторых потомков древнейшего доисторического населения Европы этот термин сохранился в обозначении народа (меря, мурома, мордва, удмурды), у других же он превратился в социальный термин. Так, в славянских языках термин «смерд» стал обозначать «страдника», работника, подчиненного, зависимого человека. В древней Руси смерды являлись особой категорией сельского люда.
Смерды – данники князя, но не только данники. Просто данники носили название «людье», «простая чадь», «сельские люди». Смерды – это те общинники-данники, которые принадлежали князю, с которых собирали всякие «поборы» княжие дружинники, отправляясь в «полюдье». О них, об этих смердах, современник Ярославичей Ян Вышатич говорил: «Яко смерда еста моя и моего князя». Позднее, с оседанием дружины на землю, бояре-дружинники превращали их из данников в своих крепостных, так как теперь они были заинтересованы не в дани со смердов, а в самих смердах, в их хозяйстве, в их лошадях и пашнях.
Поэтому-то термин «смерд» отложился прежде всего в топонимике «внешней Руси», в землях подвластных киевскому князю племен, куда ходила в «полюдье» его дружина во времена Константина Багрянородного. В собственно «Руси», в среднем Приднепровье, термин «смерд» в топонимике почти не встречается.
Смерд – зависимый от князя человек. Об этом говорят вознаграждение за убийство и за «муку» смерда, идущее в пользу князя, переход имущества умершего смерда князю, если у покойного не было сыновей, штраф за убийство смерда, равный «вире», уплачиваемой князю за убийство его холопа, пастьба скота смерда вместе со скотом князя и т. д.
Смерды «живут по селам», а селом называлось в древней Руси поселение, где находился княжеский или боярский двор. Смерд дарится вместе с землей. Он прикреплен к земле. Он крепостной. Изменить свое состояние он может, только выйдя из общины, бежав, т. е. перестав быть смердом.
Смерд обязан платить оброк, т. е. дань, и нести барщину.

Источник: Славянская энциклопедия.

СМЕРДЫ
smurdi, smardones) - социальный слой слав. общества раннего средневековья. В источниках 11-12 вв. С. отмечены в Киевской Руси (Русская правда и др. источники), в Польше, у полабских славян; С., возможно, были также на Балканах. По вопросу о том, какой социальный слой др.-рус. общества обозначался термином "С.", существуют три осн. точки зрения: 1) С. - обозначение всей массы сельского населения: первоначально С. - свободные общинники, затем с развитием феод. отношений они постепенно утрачивают свою свободу и в течение длительного времени сосуществуют свободные и зависимые С. (Б. Д. Греков, И. И. Смирнов). 2) С. - крестьяне, сидевшие на гос. земле и обложенные данью, позднее с развитием феод. отношений из их среды выделяется группа С., находившихся в непосредств. зависимости от князя-вотчинника (Л. В. Черепнин). 3) С. - особая группа зависимого полусвободного населения, близкая по положению к зап.-европ. литам (С. В. Юшков) или формирующаяся из посаженных на землю холопов и близкая им по своему юридич. положению (А. А. Зимин). По мнению сторонников двух первых точек зрения, нормы Русской правды отражают гл. обр. положение наиболее угнетенных групп С., а не всего слоя С. в целом.

Положение С. было двойственным. В отличие от раба, С. имел свою семью и имущество, платил штраф за совершенные проступки. Вместе с тем юридически он был неполноправен; убийство С. наказывалось таким же штрафом, как и убийство холопа. Его выморочное имущество наследовал князь (возможно даже, что первоначально по отношению к С. применялось право "мертвой руки"). Запрещение "мучить" (пытать при суд. разбирательстве) С. "без княжа слова" указывает на особое отношение С. Русской правды к князю. С нач. 12 в. земли, населенные С., передаются в собственность отд. феодалам. На протяжении 12-13 вв. упоминания о С. сохранились в источниках, повествующих о событиях в Галицко-Волынской и Новгородской землях. В нек-рых случаях термином "С." в этот период обозначалось, по-видимому, все сельское население той или иной местности. С. Новгородской и Псковской земель 14-15 вв. выступают в источниках как крестьяне-собственники, владеющие землей коллективно (целыми общинами) или индивидуально и обладающие правом свободно отчуждать свои наделы. Но их личная свобода ограничена: им запрещен переход на чужую терр. или под патронат князя, а князю запрещено принимать от С. жалобы на "господу". С. должны были исполнять также определенные повинности ("дани", "работы") в пользу города как коллективного феод. сеньора. Сведения о С. у полабских славян, гл. обр. лужицких сербов, и в Польше гораздо более скудны. По мнению одних исследователей, С. у полабских славян - это слой полусвободных людей, существовавший с давнего времени; по мнению других, - первоначально осн. масса свободных слав. общинников, постепенно утративших свою собственность и свободу в результате завоевания. С. у полабских славян упоминаются в грамотах уже в составе населения тех или иных владений, к-рые жаловали отд. феодалам герм. императоры. В них отличают С. от рабов, приравнивают их к полусвободным - литам или наз. колонами. В Польше в грамотах 12-13 вв. С. также упоминаются в составе населения пожалованных отд. феодалам владений. Кроме них, упоминаются и смерды князя, к-рых наз. его сервами. По мнению ряда исследователей, в Польше термин "С." служил первоначально для обозначения осн. массы свободных общинников, польский историк К. Бучек считает, что С. - это холопы, посаженные на землю.

Лит.: Юшков С. В., К вопросу о смердах, "Уч. зап. Саратов. гос. ун-та", 1923, т. 1, в. 4; Правда Русская, т. 2, М.-Л., 1947; Греков Б. Д., Киевская Русь, (М.), 1953; Черепнин Л. В., Из истории формирования класса феодально-зависимого крестьянства на Руси, ИЗ, т. 56, М., 1956; Зимин A. A., О смердах Др. Руси XI - нач. XII вв., в кн.: Историко-археологич. сб., (М., 1962); Смирнов И. И., Очерки социально-экономич. отношений Руси XII-XIII вв., М.-Л., 1963; Марасинова Л. М., Новые псковские грамоты XIV-XV вв., М., 1966; Рыськин Б., Смерды в областях нем. колонизации XI-XIII вв., "ВИ", 1948, No 3; K?tzschke R., Zur Sozialgeschichte der Westslaven, в сб.: Jahrb?cher f?r Kultur und Geschichte der Slaven, Bd 8, Hl 1, Breslau, 1932; Tymieniecki K., Uwagi o smerdach (smardach, smurdach) Slowianskich, в сб.: Studia historica, Warsz., 1958; его же, Smardowie polscy, Poznan, 1959.

Б. Н. Флоря. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
267.05 кб

Псевдоморфный человек и «Смерды направления» в классической русской литературе

Г.Ф. Перетятькин
В статье рассматривается роль понятия «псевдоморфоза» для анализа как истории России, так и человека, живущего и действующего в этой истории.
Читать PDF
267.05 кб

Псевдоморфный человек и «Смерды направления» в классической русской литературе

Перетятькин Г. Ф.
В статье рассматривается роль понятия «псевдоморфоза» для анализа как истории России, так и человека, живущего и действующего в этой истории.
Читать PDF
308.80 кб

Красноборско-Смердынская наступательная операция в истории битвы за Ленинград

Никифоров А. Л.
Читать PDF
242.80 кб

ИВАН И СМЕРДЯКОВ

Романо Гвардини
Читать PDF
4.75 мб

КУПЛЕТЫ СМЕРДЯКОВА ИЗ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО "БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ" В ОПЕРЕ Д. Д. ШОСТАКОВИЧА "НОС"

Серегина Наталья Семеновна
В либретто оперы Д. Д. Шостаковича «Нос» в партии Ивана использованы первые два куплета Смердякова из романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Читать PDF
296.44 кб

От Раскольникова к Смердякову

Мильдон Валерий Ильич

Похожие термины:

  • СМЕРДИС

    брат царя Камбиса, убитый им из зависти. Во время пребывания Камбиса в Египте власть над Персидским царством захватил маг, похожий лицом на Смердиса и прозванный ЛжеСмердисом. Этот маг был убит пер
  • Герасим III Смердков

    — епископ Коломенский. С 1479 года был игуменом Пафнутиева Боровского монастыря Калужской епархии. 29 июля 1481 года хиротонисан во епископа Коломенского. Скончался 16 мая 1489 года. Погребен в Пафнутиев
  • Герасим Смердков

    еписк. коломенск. с 29 июля 1481, †16 мая 1489 г. {Половцов}