СМОЛЕНСКИЙ Осип Устинович

Найдено 1 определение
СМОЛЕНСКИЙ Осип Устинович
1872(?)–1920) — исполнитель-виртуоз на гуслях, организатор Хора гдовских гусляров. Родился в небольшой деревне Гдовского уезда Псковской губернии, расположенной на берегу Чудского озера. Осип был старшим сыном в беднейшей многодетной крестьянской семье. С 10 лет был отдан в пастухи, помогая отцу также в рыбном и лесном промысле. Образования не получил никакого, не ходил даже в сельскую школу. Грамоте научился от отца, который сам едва умел читать по слогам. В это же время самостоятельно освоил игру на нескольких народных инструментах. «Огонь горел во мне с 10-летнего возрасту», — писал С. В.В. Андрееву о своей любви к музыке. Когда С. впервые услышал гусляра, это произвело на него неизгладимое впечатление. Он попытался сам соорудить инструмент — «род коробочки чуть ли не в четверть аршина квадрату кругом, высотой же с вершок и натянул три простой проволоки струнки, на остальные же две струны не хватало — я умудрился и отчесал чуть ли не полхвоста у отцовской клячонки…». Научившись мастерить гусли, С. начал принимать заказы у своих приятелей, которые приносили ему в уплату по «5 копеек, стянутых у отца и матери, за неимением металла брал я за свои труды и яйцами не менее 5 штук или селедку крупного калибра». Из года в год С. совершенствовал как свое исполнительское мастерство, так и сам инструмент, прибавляя по струне и так «дойдя к концу своего пастушества… до 10 струн». В 17 лет он был отправлен на заработки в Петербург в артель каменщиков. Работа была очень тяжелая и так уродовала руки, что было не до игры. Еще больше С. «угнетало пребывание с нравственно нищими, предающимися пьянству и необузданной грубости рабочими». Однажды, выстилая пол в детской больнице принца Ольденбургского, С. сыграл персоналу на гуслях. Это так всем понравилось, что ему предложили остаться и поработать кочегаром. Это показалось ему счастьем в сравнении с предыдущей участью: «…то ли не чудо сотворилось со мной, жалким пастушком… перенестись из того колорита в теперешний». В городе С. имел возможность слушать других музыкантов, и это открыло ему несовершенство собственного искусства. Например, он писал: «Когда случайно пришлось мне услыхать… досель не слышанную мною музыку, более всего мне бросился приятный минорный тон… я скорбел, что мои гусли не имеют такового… наконец, я из трех нижних струн устроил минорный аккорд». Он все время находился в творческом поиске, пробовал играть на инструменте не пальцами, а плектром, который сделал из прутиков метлы. В этот же период С. изготовил еще два инструмента — один маленький, на октаву выше обычного, другой — больше и ниже по звучанию. Он научил играть на этих инструментах местного водопроводчика Лавруху и сына соседского сапожника. Так появилось первое трио гусляров. С. с большим интересом следил за деятельностью В.В. Андреева, мечтал познакомиться с ним. Это ему удалось в 1900 г. Андреев благосклонно отнесся к гус-ляру, и в дальнейшем С. неоднократно выступал с его Великорусским оркестром. Сподвижник Андреева Н.И. Привалов заинтересовался самодельными инструментами С. При его содействии было создано усовершенствованное и более правильное по размерам семейство гуслей для ансамблевой игры — гусли-пикколо, прима, альт и бас. Это позволило С. организовать первый хор гусляров, состоявший из 6 человек. В 1902 г. Привалов пригласил С. вести преподавание игры на гуслях в бесплатных классах Попечительства о народной трезвости, а Андреев привлек его к обучению солдат в воинских частях Петербурга. Будучи самоучкой и не имея никакого музыкального образования (его попытки самостоятельно постичь музыкальную грамоту окончились неудачей — «…я с моим хором еще блуждаю во тьме язычества, то есть в непросвещении музыки…»), С. имел прирожденный педагогический талант. Он с успехом учил музыке своих детей, унаследовавших его музыкальную одаренность. В 1906 г. С. создал хор жалеечников (жалейка — русский деревянный духовой инструмент), затем он объединил гусли и жалейки в один ансамбль, названный Народным хором гдовских гусляров. Этот самобытный коллектив, по словам Андреева, «пользовался выдающимся успехом… “Хор” представляет собой крайне интересную, чисто народную музыкальную организацию… что в моих глазах имеет особую ценность, так как инициатива исходит непосредственно из народа. Деятельность С. и его успех вызвали подражания. Благодаря его примеру появились и другие хоры гусляров, организованные по образцу хора С.». По инициативе Андреева Гдовские гусляры были показаны царю и получили его Высочайшее одобрение. Репертуар Гдовских гусляров включал порядка 30 русских народных песен, несколько танцевальных наигрышей и не менялся на протяжении всей творческой деятельности коллектива. В период Первой мировой войны Гдовские гусляры ездили по фронтам с концертами. В последние годы жизни С. со своим семейством чаще жил в родной деревне. У него испортилось здоровье, его последние письма к Андрееву были окрашены глубоким пессимизмом. (М. К.) Лит.: Андреев В.В. Гусли звончатые // Вешние воды. 1915. № 7; В.В. Андреев: Материалы и документы. М., 1986; Максимов Е.И. Осип Устинович Смоленский // Максимов Е.И. Российские музыканты-самородки. М., 1987. С. 119–144. Лит. о гуслях: Фаминцын А.С. Гусли — русский народный инструмент. СПб., 1890; Соколов Ф.В. Гусли звончатые. М., 1959; Тихомиров Д.П. История гуслей звончатых. Очерки. Тарту, 1962; Вертков К.А. Типы русских гуслей // Славянский музыкальный фольклор. М., 1972.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010