СМЫСЛОВ Иван Михайлович

Найдено 1 определение
СМЫСЛОВ Иван Михайлович
1894 или 1895–1950-е гг.) — хормейстер, организатор хоровой самодеятельности. Учился в московском Синодальном училище у А.Д. Кастальского, Н.С. Голованова, В.С. Калинникова.После революции 4 года служил в Красной армии, участвовал в Гражданской войне. В 1928 г. уехал в Вичугу, один из текстильных городов Ивановской обл., и посвятил себя организации музыкальной самодеятельности, возрождению богатых певческих традиций этого города. С. начал с маленького хорового кружка в 20 человек в фабричном клубе, влачившем жалкое существование. Он повел планомерную работу с людьми, обучал их музыкальной грамоте и пению. Благодаря помощи Л. Шульгина удалось обеспечить кружок нотами. Для моральной поддержки своего хора С. в 1929 г. пригласил А. Кастальского, который приехал в Вичугу, присутствовал на концерте и одобрил работу своего ученика. Позже он посвятил Вичужскому хору свое произведение «Поезд». Число участников хора росло, постепенно удалось сформировать хорошо обученное стабильное ядро коллектива, на которое мог опереться дирижер. Хор вел активную концертную жизнь, выезжал на гастроли, выступал на музыкальных олимпиадах, участвовал в жи в о й г а з е т е, в проведении советских праздников. С. сам сочинял для хора песни и частушки. Возросший творческий потенциал кружка позволил ему приступить к разучиванию оперных сцен. Для их сопровождения С. создал небольшой домровый ансамбль, который в дальнейшем вырос в оркестр русских народных инструментов. В репертуаре этого «струнно-хорового» коллектива были хоры и сцены из опер «Руслан и Людмила», «Русалка», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Свадьба Фигаро» и других. С. работал не только со своим хором, он также занимался созданием «дочерних» хоров, многими из которых дирижировали его ученики. Еженедельно в клубе ткацкой фабрики имени Ногина проходили так называемые «хоровые субботы» — в этот своеобразный «день открытых дверей» к С. на консультацию приходили хормейстеры и хористы. В конце 1930-х гг. С. еще больше расширил поле своей деятельности, занявшись организацией детской самодеятельности. Сначала возник хор и шумовой оркестр, затем домрово-балалаечный ансамбль. Несколько одаренных детей захотели обучаться игре на скрипке. При фабрике была организована детская музыкальная школа. Ее ученики в дальнейшем вошли в состав самодеятельного симфонического оркестра. Таким образом, период работы С. в Вичуге, охвативший 1930–50-е гг., был отмечен постоянным ростом сферы самодеятельного творчества, вовлечением в ее орбиту сотен людей разного возраста. (М. К.) Соч.: Вичуга поет. М., 1951; Самодеятельность в клубе родины Виноградовых // Клуб. 1936. № 4. С. 47–48 Лит.: Поляновский Г. 70 лет в мире музыки. М., 1981. С. 253–261; Поляновский Г. Хор вичужских ткачей // Народное творчество. 1938. № 4. С. 35–38; Гладков Н. Дети ткачей живут культурно // Клуб. 1936. № 4. С. 33–34; Фенина Г. В маленьком городе // Сов. музыка. 1951. № 5. С. 99–101; Румянцев С.Ю. Музыкальная самодеятельность 1930-х годов // Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очерки истории. СПб., 2000. Т. 2. С. 316–317.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010