Соль

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Сол
Римский бог Солнца, соответствующий греческому Гелиосу. Во время Римской империи был отождествлен с персидским богом Митрой. В 218 император Элагабал привез в Рим статую из камня - Сола Непобедимого, а в 274 император Аврелиан ввел в Риме культ Сола Непобедимого, установив его ежегодный праздник 25 декабря.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

СОЛ
рим. солнеч. бог, культ к-рого возник очень рано. Соотв. греч. Гелиосу. Во время гонок в цирке С. охранял колесницы, запряж. четверней, во времена Империи отожд. с вост. божествами ( в особенности с перс. богом света Митрой). Имп. Элагабал в 218 перевез со своей родины Эмесы в Рим каменный идол С. Непобедимого, а имп. Аврелиан в 274 ввел в Риме культ бога С. Непобедимого, праздник к-рого отмечался 25 декабря.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

соль
как важная и необходимая часть пищи, соль во многих местах Священного Писания обозначает нечто очень важное также и в духовном смысле (Лев 2.13; Мф 5.13). Все жертвы солились (Иез 43.24; Мк 9.49) и на это шло много соли (Езд 6.9; 7.22). Слово «соленый» в Исх 30.35 переведено на русский язык как «стертый». Выражение «есть соль» (Езд 4.14) означало: быть на службе, зависеть. Посыпать (засеять) разрушенный город солью (Суд 9.45) означало проклясть его. (См. завет соли)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Сол
(лат. sol — солнце), рим. солнечный бог, культ которого возник очень рано. Соответствует греч. Гелиосу. Во время гонок в цирке С. охранял колесницы, запряж. четверней (лат. quadrigae — квадрига), во времена Империи отождествлялся с вост. божествами (в особенности с перс, богом света Митрой). Император Элагабал в 218 перевез со своей родины Эмесы в Рим каменный идол С. Непобедимого (лат. Sol invictus), а император Аврелиан в 274 ввел в Риме культ бога С. Непобедимого, праздник которого отмечался 25 декабря.

Источник: Словарь античности. 1989

СОЛЬ
носители лат. культуры (ок. 100 до н.э.) выпарив. воду, содерж. С., в открытых солевар. печах. Позднее С. получали из соленых водоемов, на мор. солеварнях и открытым способом. В Египте на С. была введена пошлина. Торговля С. явл. гос. монополией. Мор. С. добывали на Мертвом м., в р-не Мегары и в Остии (до 15 в.), в каменную С. — близ Халлейна (Австрия), Торды (Карпаты) и Кардоны (Пиренеи). Мор. С. делали негорькой, промывая в дожд. воде или росе. Из Остии в обл. сабинов тянулся соляной путь. О том времени напомин. Соляные ворота в Риме. С. употребл. в кач-ве пищевой приправы, кожевники использ. ее в своем ремесле; рыбные маринады, солонина и оливк. масло консервир. с помощь С. Добавляя чебрец, получали травяную С. для приготовл. деликатесов. С. приписыв. очищающее, дезинфиц. действие, она была символом чистоты и дружбы. Народы, не знавшие С. и употребл. вместо нее поташ, вызывали сожаление. Карбонат натрия, добывавш. из С. пустынь, содержал гипс и потому примен. только для мумификации. С С. связаны назв. дорог, обл., озер. Солдатам платили жалованье С. Затем был введен соляной эквивалент (соляные деньги). Чиновники получ. соляной паек. Во времена Империи он стал играть роль вознагражд.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Соль
(лат. sal). Носители латенской культуры (ок. 100 до н. э.) выпаривали воду, содержащую С, в открытых солеваренных печах. Позднее С. получали из соленых водоемов, на мор. солеварнях и открытым способом. В Египте на С. была введена пошлина. Торговля С. являлась государств, монополией. Мор. С. добывали на Мертвом м., в районе Мегары и в Остии (до 15 в.), а каменную С. — близ Халлейна (Австрия), Торды (Карпаты) и Кардоны (Пиренеи). Мор. С. делали менее горькой, промывая в дождевой воде или росе. Из Остии в область сабинов тянулся соляной путь (via salaria). О том времени напоминают Соляные ворота (Porta salaria) в Риме. С. употреблялась в качестве пищевой приправы, кожевники использовали ее в своем ремесле; рыбные маринады, солонина и оливковое масло консервировались с помощью С. Добавляя чебрец, получали травяную С. для приготовления деликатесов. С. приписывали очищающее, дезинфицирующее действие, она была символом чистоты и дружбы. Народы, не знавшие С. и употреблявшие вместо нее поташ, вызывали сожаление. Карбонат натрия, добывавшийся из С. пустынь, содержал гипс и потому применялся только для мумификации. С С. связаны названия дорог, областей, озер. Солдатам платили жалованье С. Затем был введен соляной эквивалент (salarium–соляные деньги). Чиновники получали соляной паек. Во времена Империи он стал играть роль вознаграждения. Выражение cum grano salis — с крупицей соли, т. е. с долей иронии, — принадлежит, вероятно, Плинию Старшему.

Источник: Словарь античности. 1989

Соль
евр. мелах. Соль, в изобилии имеется в Мертвом море и по его берегам. Евреи употребляли ее в качестве приправы и для предохранения пищи от порчи и гниения (Иов. 6:6; Ис. 30:24). Закон требовал, чтобы при всяком жертвоприношении употреблялась соль (Лев. 2:13; Иез. 43:24; Map . 9:49) и для этой цели употребляли большое количество соли (Езд. 6:9; 7:22). Из Исх. 30:35 (евр.) видно, что соль прибавлялась также и к св. курению. По Иез. 16:4 новорожденные младенцы натирались солью. Соль, как предохранение от порчи продуктов, является символом важности и силы, почему и Спаситель называет Своих учеников солью мира (Мат. 5:13; Срав. Лук. 14:34; Map. 9:49 и дал.; Кол. 4:6) Выражение «есть соль» у кого-либо обозначает — быть на службе у него, или быть в союзе с ним, смотри Езд. 4:14: «мы едим соль от дворца царского», т.е. мы состоим на службе у царя. «Завет соли», т.е. прочный завет (Чис. 18:19; 2 Пар. 13: 5; Срав. Лев. 2:13). Арабы до сих пор считают того союзником, кто ел вместе с ними соль и хлеб. Еврейка в Сирии сказала нам (автору книги и его спутникам) однажды: «Мы сделались как будто братьями и сестрами; мы вместе с вами ели хлеб и соль». С другой стороны, так как почва, содержащая в себе соль, бесплодна, то соль стала символом смерти и погибели. Неплодородная земля называется по-еврейски «соленой степью» (Иов. 39:6; Срав. Втор. 29:20; Пс. 106:34; Иер. 17:6; Соф. 2:9), поэтому на разрушенные города посыпали соль (Суд. 5:45). Заключение, которое выводят некоторые из Лук. 14:35, что соль употребляется для удобрения земли, является необдуманным.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

СОЛЬ
Лев 2:13) — минеральное вещество, находимое в обилии в Палестине. Из вод Мертвого моря добывается превосходная столовая соль. Употребление соли, как приправы к кушаньям, хорошо известно всем. Большая часть растительной и животной пищи без соли делается безвкусною (Иов 11:6). Слово соль нередко употреблялось для означения содержания тех лиц, которые находились в услужении у других. Так в 1Езд 4:14 употреблено выражение: есть соль от дворца царского, т.е. получать содержание от царя. И даже в настоящее время, у Персов и восточных Индийцев выражение: есть чью-либо соль значит: состоять у кого на службе. Соль употреблялась при жертвоприношениях (Лев 2:13, Мк 9:49). Новорожденные дети у Евреев посыпались солью (Иез 15:4). Ни одно растение не может расти на почве, покрытой солью. По сему выражение в Библии: соляная земля служит эмблемою земли бесплодной и необитаемой. Слово соль употребляется также в Свящ. Писании и прямо как очевидный символ бесплодия. Когда Авимелех взял Сихем, то разрушил город и засеял его солью (Суд 9:45). Равным образом поступил импер. Фридрих (Барбаросса), когда разрушил город Милан в 1642 году. С другой стороны, так как соль сообщает приятный вкус пище, то под словом соль разумеется чистая и святая жизнь и деятельность (Мк 9:50, Кол 4:6). “Вы соль земли,” сказал Спаситель Своим ученикам (Мф 5:13). Здесь соль означает нравственные качества души. Как соль предохраняет пищу от порчи, делает ее здоровою и приятною, так и Христиане, и в особенности апостолы, призваны к тому. чтобы своими духовными совершенствами, своим просвещенным умом, своим добрым поведением и примером, своею жизнью и делами предохранить мир от нравственной порчи, от заразы греховной, пороков и растления, развивая, питая и укрепляя вокруг себя во всех добрые расположения, здравые начала нравственной жизни, здравые мысли, понятия и чувствования (сн. Кол 4:6). “Если же соль, произносит Господь, потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою. Она ни к чему не годна, как только разве, выбросить ее вон на попрание людям” (Мф 5:13). Господь дает Своим ученикам образно видеть, какое зло произошло бы, если бы и они, ученики Его и учители вселенной, потеряли нравственную силу и влияние на мир, тогда не стало бы в мире нравственной живительной и укрепляющей силы для предотвращения его от дальнейшей порчи и общего растления, и всем угрожала бы общая гибель. Наконец выражение: “всякий огнем осолится” (Мк 9:49) означает вечность мучений грешников в геенне огненной.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Соль
    I.

   • Sal?nae.

       1. Древние добывали поваренную С. или из соляных копей (salinae sc. fodinae, также Salifodinae), или из моря, соляных озер или соляных источников. Из жидкости добывалась С. или посредством испарения, особенно при содействии солнечных лучей (??????????, ´??? ??????), или также посредством вываривания. Plin. 31, 7, 39. Галлы, германцы и испанцы обыкновенно лили воду из соленых источников на горящие костры и давали ей испаряться, вследствие чего добытая С., конечно, делалась черной. Tac. ann. 13, 57. Varr. r. r. 1, 6. Plin. в вышеуказанных местах. Афиняне, которым, благодаря их господству на море, не трудно было ввозить С., имели собственные соляные источники и копи по ту сторону Кефисса, недалеко от морского берега. У римлян Анк Марций заложил первые солеварни в окрестностях Остии. Liv. 1, 33. Plin. 31, 7. Вследствие того что продажа С. составляла монополию лица, заарендовавшего эту отрасль у государства, цена на этот столь необходимый продукт достигла слишком больших размеров. Поэтому сенату удалось, по удалении Порсенны из Рима, привлечь народ на свою сторону, сделавши из продажи С. монополию государства (Liv. 2, 9), благодаря чему цена на все понизилась. В 206 г. до Р. X. был введен соляной налог, не коснувшийся самого Рима. Liv. 29, 37. Соляные залежи в провинциях составляли государственную собственность и, будучи отдаваемы в аренду, приносили казне большой доход. Некоторым отдельным частным лицам разрешалась, правда, разработка и продажа добываемой на их земле С. под условием выплаты государству известной части (вероятно, десятой части) дохода; но они отнюдь не должны были продавать С. дешевле, чем ее продавала казна, дабы не вредить интересам государства;

       2. Salinae (????????), встречается также как название нескольких городов, находившихся близ соляных источников:

         a) город, находившийся на юго-восточном берегу римской Британнии;

         b) город светриев в приморских Альпах, в Gallia Narbonensis;

         c) местечко на берегу Апулии, между Сипунтом и Афиденой, вблизи Салапинского болота (см. Salapia, Салапия), н. Тоrrа della Salina;

         d) в Пицене, при реке Савне (Saunus) (без сомнения, правильнее было бы Салин), н. Salino;

         e) в Дании, н. Torde;

         f) Salinae Herculeae, при Геркулане, в Кампании.

    II.

   • Sol,

         см. ´?????, Гелиос.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884