Солнце

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское]

Солнце
евр. шемеш хама. Солнце, «большое светило», которое Бог создал для управления днем (Быт. 1:16), которое выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется... пробежать свое поприще» (Пс. 18:5 и дал.); часто упоминается в символических оборотах речи Библии. Как символ красоты, оно вместе с луною, приводится в Песн. П. 6:10; путь праведника уподобляется в Прит. 4:8 усиливающему блеску всходящего солнца и Сам Господь уподобляется солнцу (Пс. 83:12) или «Солнцу правды (Мал. 4:2; Срав. Отк. 1:16; 10:1; 12: 1). Служение солнцу, совершавшееся у соседних языческих народов (Ваал у финикийцев, Хемос у моавитян и Молох и амманитян) часто заражало также и Израиля, допускавшего это, несмотря на предупреждения Господа (Втор. 4:19; 17:3; 4 Цар. 21:3; 23:5; Иер. 8:2); цари израильские даже посвящали коней и колесницы Богу солнца (4 Цар. 23:11). В Писании упоминаются три чудесных случая в связи с ходом солнца: продление дня в Гаваоне (И. Нав. 10:12); знамение на ступенях Ахазовых, когда тень возвратилась назад на 10 ступеней (4 Цар. 20:11) и помрачение солнца во время распятия Иисуса Христа, о котором свидетельствуют Матфей и Марк: «тьма была по всей земле от шестого часа и до девятого». Лука: «солнце померкло» (Лук. 23:45). Это не могло быть обыкновенным затемнением солнца, ибо таковое не может случиться во время полнолуния, почему некоторые и пытались объяснить это явление потемнением воздуха, которое наблюдается при землетрясениях или сильном ненастье. Но слова евангелиста Луки показывают, что причиной общей тьмы на земле было померкшее солнце. Затмения солнца также упоминаются в некоторых местах у пророков, как знамение судов Божиих (Иоил. 2: 31; 3:15; Ам. 8:9; Срав. Мат. 24:29; Map. 13:24; Деян. 2:20; Отк. 6:12).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

СОЛНЦЕ
Быт 1:16, 15:12 и др.). Еврейское название солнца есть шемес, встречающееся нередко в собственных названиях городов, как например: Беф-Шемеш, Ир-Шемеш и др. Великое значение и важность сего небесного светила достаточно объясняет нам причины, почему оно так часто упоминается в Свящ. Писании. Многие из этих указаний совершенно понятны и не требуют особых объяснений, но мы можем сказать несколько слов касательно языческого обоготворения солнца, о котором нередко говорится на страницах Библии. Как кажется, обоготворение солнца было одним из древнейших видов язычества (Иов 31:26,27). С течением времени оно распространилось более, и солнце получило несколько разнообразных наименований и стало олицетворяться в различных символах и образах. Египтяне выработали особенную систему поклонения солнцу. Финикийский Ваал, очевидно, был олицетворением солнца. Вавилоняне, Халдеи и большая часть языческих народов Азии предавались поклонению солнца, под тем или другим наименованием. От них приняли оное Греки и Римляне, и отсюда оно распространилось в большей части тогдашней Европы. Обоготворение солнца служило одною из тех форм идолопоклонства, в которое впадали иногда Евреи. Вот почему в Библии встречаются такие выражения: кони, которых ставили цари Иудейские солнцу (4Цар 23:11), курения, которые возжигали пред Ваалом, солнцем, и др. (ст. 5). Поклонение солнцу было воспрещено в Пятикнижии Моисеевом (Вт 4:19, 17:3). Обоготворение солнца было особенно распространено между некоторыми Аравийскими племенами, и, по свидетельству англичанина М. Палграва, существует даже до настоящего времени. Символическое значение солнца в Св. Писании весьма разнообразно: 1) захождение и затмение солнца означает гнев Божий и Его праведное наказание, также бедствие, скорбь и страдания (Мф 27:45); его свет и ясное сияние означает счастливое состояние (Ис 30:26). Сам Господь, как источник всякого света, блага и блаженства, образно называется в Св. Писании солнцем (Пс 83:12). Он просвещает человека, очищает, укрепляет, оживляет, согревает и делает способным и готовым ко всякому благому делу. Что закат и затмение солнца служит образом несчастия для людей и для целых народов, это видно из многих мест Св. Писания (например Иер 15:9, Мих 3:6, Ис 5:30, 13:10, Иез 32:7-8, Амос. 8:9). 2) Все делающий ясным и открытым свет солнца служит символом открытия, обнаружения, возмездия и праведного наказания (Сир 17:16, 23:28,Чис 25:4, 2Цар 12:11-12). 3) Неизменяемый порядок, в котором солнце целые тысячи лет совершает свое дневное и годичное течение, служит залогом и образом неизменяемости Божественных советов и определений (Иер 31:35-36, Пс 71:5,17, 89:36-37). 4). В особенности солнце служит образом слова Божия. Как оно в царстве природы распространяет свет и теплоту, жизнь и плодородие, то же самое производит слово Божие в царстве духовном и нравственном (Пс 18:2-7). И если небо и земля с своими светилами некогда прейдут, то слово Божие никогда не прейдет (Лк 21:23, сн. 1Пет 1:24-25). 5) Носители слова Божия имеют солнце своим символом. Истинная Церковь в Откровении Иоанна изображается облеченною в солнце (От 12:1). Праведники, возрожденные словом Божиим, воссияют некогда, как солнце, в царствии Отца их (Мф 13:43, сн. Дан 12:2, Ис 30:26, Суд 5:31). 6) Но истинное солнце, истинный свет, коего видимое нами солнце служит только слабым отблеском, есть Вечное Слово, Господь, Христос. Лицо Его сияет как солнце в силе Своей (От 1:16). Он есть Солнце правды (Мал. 4:2), истинный свет (Ин 1:9), пришедший в мир, чтобы отделить свет от тьмы, чтобы служить светом миру (Ин 3:19, 8:12, 9:5) и все просвещает, — Он свет невечерний, вечный, незаходимый (От 21:23, 22:5).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
305.13 кб

Солнце в традиционном мировоззрении хакасов (конец XIX – середина XX века)

Бурнаков Венарий Алексеевич, Цыденова Дарима Цыденовна
Статья посвящена реконструкции мифологических воззрений хакасов. Жизнь человека традиционного общества была полностью зависима от окружающей его природы.
Читать PDF
257.87 кб

Рецензия на книгу: Фаррелл Д. Черное солнце третьего рейха. Битва за «Оружие возмездия»

Малугин Сергей Борисович
Джозеф Фаррелл считает, что в нацистской Германии еще в ходе Второй мировой войны была создана и успешно испытана, а может быть, даже применена в боевой обстановке урановая атомная бомба.
Читать PDF
388.73 кб

Воплощение мифологемы «Солнце в ветвях мирового дерева» в тверской фольклорной культуре

Ситникова Светлана Алексеевна
Статья связана с изучением универсального мифологического мотива «солнце в ветвях мирового дерева» на тверском фольклорном материале.
Читать PDF
1.36 мб

Людовик XIV - «Король-солнце»

Явнова И.И., Вязовцева Н.О.
В статье рассмотрено правление Людовика XIV, который вошёл в историю, как «король-солнце».
Читать PDF
320.27 кб

Вера Бокова. Солнце и солнечные эмблемы

Э.Ж.
Читать PDF
202.65 кб

Солнце светит всем, но греет по-разному

Романова К.С.
Читать PDF
251.53 кб

Елена Нестерова. Там, где восходит солнце: новогодние традиции Китая и Японии

С.Г.
Читать PDF
150.82 кб

Солнце Б. Гребенщикова в «Любимых песнях Рамзеса IV»

С.Ю. Толоконникова
Читать PDF
794.06 кб

«Пусть каждая область зажжет свое солнце, и вся земля будет иллюминирована». Рецензия на издания: Жи

Журавель Ольга Дмитриевна
Читать PDF
8.30 мб

«Солнце правды растопило ледяные оковы рабства»: революционная повседневность обывателей Царицына в

Воробьёв Евгений Петрович
В статье на основе архивных документов и газетных публикаций рассматривается повседневная жизнь населения Царицына в революционном 1917 г.
Читать PDF
268.82 кб

Белое солнце геополитики

Костров Александр Валерьевич
Один из самых известных советских художественных фильмов «Белое солнце пустыни» (1970 г.) впервые рассматривается с точки зрения раскрытия исторической модели российской геополитики.
Читать PDF
167.02 кб

Солнце, царь и икона: топография тронного места Московской Руси

Пчелов Евгений Владимирович
Проанализировано расположение тронных мест русских царей XVI-XVII вв. как в контексте сакральной топографии Московского Кремля в целом, так и во внутреннем пространстве царских палат и соборов.
Читать PDF
0.00 байт

Мифопоэтика в альбоме В. Цоя «Звезда по имени Солнце»

Петрова С. А.
Читать PDF
0.00 байт

99. 01. 012. "я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце. . . ": жизненный и творческий путь К. Д. Баль

Ревякина А. А.
Читать PDF
286.08 кб

Экзистенциальные парадоксы Джулиана Барнса: роман «Глядя на солнце» (1986)

Джумайло Ольга Анатольевна
Рассмотривается роман современного английского прозаика Джулиана Барнса «Глядя на солнце» (1986) с точки зрения развиваемых в нем идей постмодернистской эпистемологии.

Похожие термины:

  • САЛЬГАЭЛЬСОЛЬ. /Да взойдет солнце!/

    Относится: к богатому колумбийскому Фольклору, аккомпанируется на гитаре.
  • СОЛЬ, СОЛНЦЕ

    •Sol, см. ´Ήλιος. •Solarĭum, 1) Horologium, солнечные часы. Употребление этих часов в Греции относится ко временам Анаксимандра или Анаксимена (500 г. до Р. X.), но в Риме этот снаряд появился лишь 20
  • Старое Солнце

    Черноногий (сиксика). Родился ок. 1819 г. в пров. Альберта. Индейское имя Натос?Апи (Старик Солнце). Сын самого влиятельного вождя сиксиков и вождя общины Все Шаманы – Старое Солнце, также известного
  • ЯВЛЕНИЕ ВЕНЕРЫ НА СОЛНЦЕ

    работа, в которой излагаются результаты наблюдений прохождения Венеры по диску Солнца, наблюдавшееся 26 мая 1761 г. в Петербурге А. Д. Красильниковым, Н. Г. Кургановым и самим Л. Написана в конце мая нач
  • Город солнца

    Ис 19.18)-один из египетских городов-Гелиополис (во многих манускриптах: «город разрушения»).
  • СОЛНЦА ИСТОЧНИК

       • Solis fons,          ????? ?????, источник около Аммонийского оазиса в Ливийской пустыне, вода которого была холодней всего в полдень, а в полночь горяча, как кипяток, и так еще до сих пор. ср.: Aesch. Prom. 808 и
  • ЗОНТ от солнца

    начиная с 4 в. до н.э. женщины, выходя на улицу, пользовались З., к-рые пришли с Востока. Более ранних упомин. о них в Греции не сохран. Если юноша, следуя моде, выходил с З., то это восприним. как неприлич.
  • СОЛНЦА ОЗЕРО

       • Solis lacus,          ????? ???????, называется у Гомера (Ноm. Od. 3, 1) пруд, из которого каждое утро поднимается солнце, начиная свое течение на небе.
  • ПЛЯСКА СОЛНЦА

    ежегодная церемония, связанная с солярным культом, у индейцев Северной Америки.
  • Солнцев, Матвей

    переводч. с фр., М. 1796 г. {Половцов}
  • Три Солнца

    Черноногий (сиксика). Один из трех самых влиятельных вождей сиксиков середины в. и вождь общины Кусающие. Вел миролюбивую политику в отношении белых американцев. Умер в 1865 г.
  • Солнцев, Николай Адольфович

    -ю, -ит, несов.; жарг. Производное от негативного значения пиар. 1. То же, что заставлять верить в небылицы. 2. Закрепить в общественном сознании, например, путем подачи в СМИ, мероприятие или явление, ко
  • Солнцев, Дмитрий Алексеевич

    (1819—?) Окончил МДАУ в 1839 со званием архит. пом. 2-го кл. В 1841—53 (?) — пом. архит. в Моск. дворцовой конторе. Лит.: Дьяконов М. В. К биографическому словарю московских зодчих XVIII — XIX веков (извлечения из арх
  • Солнцев, Павел Алексеевич

    (1821 — ?) В 1841 окончил МДАУ со званием архит. пом. В 1845—46 служил пом. архит. Моск. дворцовой конторы. В 1846 переведен в Казань. Ист.: РГАДА, ф. 1239, оп. 3, д. 12274, л. л. 1—15. Лит.: Дьяконов М. В. К биографическому сл
  • Солнцев, Андрей Федорович

    д-р медиц. 1825 г.; † 25 января 1835 г. {Половцов}
  • Солнцев-Засекин, князь Андрей Иванович

    воевода в Переяславле Рязанском до 21 сент. 1626 г. {Половцов}
  • Засекин-Солнцев, князь Петр Андреевич

    — воевода времен царей Феодора Иоанновича и Бориса (Годунова), в 1583 г. усмирял на Волге луговых черемис и участвовал в борьбе с крым. татарами (1598). {Воен. энц.}
  • Солнцев, Егор Григорьевич

    пейзажист, мозаичист; род. 18?? г., † 1865 г. {Половцов}
  • Солнцев Федор Григорьевич

    Солнцев (Федор Григорьевич) - живописец и археолог (1801 - 1892). Отец его, крепостной человек гр. Мусина-Пушкина , поместил сына в своекоштные ученики Академии Художеств (в 1815 г.). Здесь, занимаясь под руко
  • Солнцев Гавриил Ильич

    Солнцев (Гавриил Ильич, 1786 - 1866) - юрист, сын священника, воспитанник Севской и Орловской семинарий, еще до окончания последней поступил в Орловское губернское правление и в 1811 г. переместился в 7-й де