Сомов, СеменСОМОВЫЕ СУМЫ

Сомовы

Найдено 3 определения термина Сомовы

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] Время: [современное]

Сомовы

— дворянский род, происходящий от выехавшего из Золотой Орды мурзы Ослана, принявшего в 1389 г. крещение с именем Прокофия, внук которого, Андрей Львович, по прозвищу Сом, был родоначальником С. Иванец Иванович записан в тысячной книге лучших дворян и детей боярских (1550). Трое С. были убиты поляками в смутное время. Федор Иванович С. был воеводой в Верхотурье (1619), а брат его Иван — воеводой в Козельске и Лихвине (1616—19); сын последнего Федор был воеводой в Ельце, Свияжске и Уфе (1650—64). Парфений Павлович С. был воеводой на Ваге (1666), в Ломове (1676), а потом думным дворянином. Матвей Петрович С., стольник, был воеводой в Вязьме (1679). Афанасий Николаевич С. (1823—1899) был сенатором. — К этому же роду принадлежат: Орест Михайлович, Иосиф Иванович и Андрей Иванович С. о которых см. выше. Род С., разделившийся на несколько ветвей, внесен в род. кн. Воронежской, Екатеринославской, Казанской, Калужской, Курской, Московской, Новгородской, Орловской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Харьковской губ. (Гербовник, IV, 110).

{Брокгауз}

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Большая Русская Биографическая энциклопедия

Сомовы

Сомовы - дворянский род, происходящий от выехавшего из Золотой Орды мурзы Ослана, принявшего в 1389 г. крещение с именем Прокофия, внук которого, Андрей Львович, по прозвищу Сом, был родоначальником С. Иванец Иванович записан в тысячной книге лучших дворян и детей боярских (1550). Трое С. были убиты поляками в Смутное время. Федор Иванович С. был воеводой в Верхотурье (1619), а брат его Иван - воеводой в Козельске и Лихвине (1616 - 19); сын последнего Федор был воеводой в Ельце, Свияжске и Уфе (1650 - 64). Парфений Павлович С. был воеводой на Ваге (1666), в Ломове (1676), а потом думным дворянином. Матвей Петрович С., стольник, был воеводой в Вязьме (1679). Афанасий Николаевич С. (1823 - 1899) был сенатором. К этому же роду принадлежат: Орест Михайлович , Иосиф Иванович и Андрей Иванович С., о которых см. выше. Род С., разделившийся на несколько ветвей, внесен в родословные книги Воронежской, Екатеринославской, Казанской, Калужской, Курской, Московской, Новгородской, Орловской, Саратовской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Харьковской губерний (Гербовник, IV, 110).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Биографический словарь

СОМОВ

Константин Андреевич (1869, Санкт-Петербург – 1939, Париж), русский живописец и график. Сын историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа А. И. Сомова. Учился в Петербургской академии художеств (1888–97; с 1894 г. у И. Е. Репина) и в Академии Ф. Коларосси в Париже (1897). Один из организаторов художественного объединения «Мир искусства». Участник выставок Союза русских художников, «Сецессиона» в Вене и Берлине. В 1923 г. уехал из России, с 1925 г. жил в Париже.

В большинстве своих произведений Сомов обращается к традициям «галантного жанра» 18 в., нашедшего блестящее воплощение в живописи А. Ватто. Сомов пишет сцены праздников в парках, а также свидания, записки, поцелуи в аллеях и беседках или в пышно разубранных будуарах. Однако его герои, облаченные в расшитые камзолы, платья с кринолинами и пудреные парики, похожи скорее на марионеток, разыгрывающих вечный спектакль на историческую тему, чем на живых людей. Заимствуя из итальянской комедии дель арте (комедии масок) сюжеты тайного подглядывания или неожиданного вторжения, художник извлекает из них не столько комический, сколько грустно иронический мотив. Вспышки призрачных огней фейерверков застают людей в случайно-нелепых позах, обнаруживающих мертвенную застылость («Арлекин и дама», 1912; «Осмеянный поцелуй», 1908; «Язычок Коломбины», 1912–13; см. илл. на с. 140). Картины Сомова погружают зрителя в мир-сон, в воспоминания об ушедшей идиллии, о которой тоскует художник, мучительно сознавая невозможность возвращения утраченной гармонии («Вечер», 1902). Люди-призраки, люди-марионетки веселятся, обреченные на вечный праздник, не зная и не умея ничего иного; под их масками и нарядами кроются, по словам поэта М. А. Кузмина, «колдовство и смерть» («Волшебство», 1902; «Арлекин и Смерть», 1907).

В отличие от др. мирискусников, Сомов не работал для театра. Его дарование – исключительно камерное, хрупкое; свойственная художнику глубокая меланхолия «пряталась» в изысканных мелочах – рисунках, виньетках, эскизах украшения табакерок, шкатулок, вееров, ювелирных изделий и т. д.

Блестящий портретист, Сомов создал во второй пол. 1900-х гг. серию карандашных и акварельных портретов творческой интеллигенции (портреты поэтов А. А. Блока, 1907; М. А. Кузмина, 1909; Вяч. И. Иванова, 1906; художников М. В. Добужинского, Е. Е. Лансере, 1907, и др.). Одна из вершин портретной живописи Сомова – «Дама в голубом» (портрет Е. М. Мартыновой), щемящая проникновенность которого основана на сопоставлении живого, страдающего, раздираемого мучительными мыслями человека и идиллической, но бездушной бутафории садов и кукольных фигур.

После эмиграции во Францию Сомов продолжал работать в прежнем ключе.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах.

Найдено схем по теме Сомовы — 0

Найдено научныех статей по теме Сомовы — 0

Найдено книг по теме Сомовы — 0

Найдено презентаций по теме Сомовы — 0

Найдено рефератов по теме Сомовы — 0