СОВЕТСКОЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕСОВЕТЫ ДЕЙСТВИЯ

Советы

Найдено 8 определений термина Советы

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

совет

кроме обычного значения-предложения некоторого действия (2Ц 15.31) или консультативного органа (Мф 26.4), имеет также значение союза (Быт 49.6; Зах 6.13).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный)

СОВЕТЫ

выборные представительные политические организации (пролетариата — Советы рабочих депутатов, Советы уполномоченных; крестьянства — Советы крестьянских депутатов). Впервые возникли в ходе Революции 1905—1907 гг. как зачаточные органы власти рабочих или крестьян. Стали основой политической системы в РСФСР — СССР, установившейся после Октябрьской революции 1917 г.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: История России словарь-справочник. Учебно-практич. пособие

Советы

возникли в ходе революции 1905-1907 гг. (первый Совет - в Иваново-Вознесенске 15 (28) мая 1905 г.) как самостоятельные органы руководства и координирования борьбы рабочих за свои права на местах. В несравненно более широких масштабах Советы возродились во время Февральской (1917 г.) революции и вплоть до июня 1917 г. выступали в качестве "второй" власти, противостоящей буржуазному Временному правительству (позднее стали его поддерживать). В этот период действовали Советы рабочих и солдатских депутатов и Советы крестьянских депутатов. После Октябрьской революции 1917 г. Советы являлись представительными органами государственной власти в центре и на местах в РСФСР, СССР и - до конца 1993 г. - в Российской Федерации (с 1936 по 1977 г. - Советы депутатов трудящихся, с 1977 г. - Советы народных депутатов). С 1988 г. высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов (до 1991 г.). Отличительной чертой Советов являлась неразделимость законодательной и исполнительной власти.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях

Советы

выборные политические организации, возникшие в ходе революции 1905-1907 гг. как Советы рабочих депутатов, Советы крестьянских депутатов, Советы солдатских (матросских) депутатов. Вначале Советы возникли как органы руководства стачечной борьбой рабочих, затем перерастали в органы борьбы с царским режимом. В период высшего подъема революции Советы становились органами руководства вооруженным восстанием, в ряде случаев действовали как революционная власть. С поражением революции 1905-1907 гг. Советы прекратили свое существование. Опыт 1905-1907 гг. сыграл огромную роль в ходе Февральской буржуазно-демократической революции и Октябрьской революции. В Февральской революции 1917 г. действовали Советы рабочих и солдатских депутатов, которые в 1918 г. объединились с Советами крестьянских депутатов. До декабря 1936 г. выборными органами государственной власти считались Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. С 1936 по 1977 г. - Советы депутатов трудящихся, с 1977 г. - Советы народных депутатов. С 1988 г. высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов (до 1991 г.).

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Краткий исторический словарь

СОВЕТЫ

органы власти в СССР от местных районных до Верховного Совета СССР - высшего законодательного органа государства. Первоначально возникли в ряде мест России в ходе революции 1905 г. как советы крестьянских депутатов, в ходе Февральской революции 1917 г. Противостояние Временного правительства и Советов привело к победе последних в ходе Великой Октябрьской социалистической революции. С конца января 1918 г. по декабрь 1936 г. действовали Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. В 1936— 1977 гг. представительные органы государственной власти в соответствии с конституцией назывались Советами депутатов трудящихся. С 1977 до конца 1991 г. в соответствии с конституцией 1977 г. они называются Советами народных депутатов. В государствах советского типа это полновластные на своей территории, выполняющие одновременно представительские (законодательные), исполнительно-распорядительные и контрольные функции — непосредственно или через создаваемые ими органы. Составляют единую систему, т. е. отсутствует принципиальная разница между С. низшего и высшего уровней. Депутаты С. работали, как правило, на непрофессиональной основе, формально были связаны наказами избирателей и могли быть отозваны последними в любое время. Все административные и судебные органы в государстве подотчетны и подконтрольны соответствующим С, а нижестоящие С. подконтрольны вышестоящим. На практике С. в т. н. «социалистических» государствах никогда не принадлежала реальная власть, они являлись лишь ширмой для диктатуры коммунистических партий. С. отрицают прежде всего разделение властей. В ходе конституционной реформы С. в их прежнем виде были почти повсеместно ликвидированы. В 1995—1996 гг. в основном завершился процесс демонтажа советской системы в государствах СНГ. В то же время органы, аналогичные С, сохраняются в ряде «социалистических» стран.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь исторических терминов

Советы

Советы (Soviet), выборный исполнительный орган. Слово "С." приобрело в России рев. звучание в 1905 г., когда для координации забастовок и др. антиправит. выступлений на з-дах и ф-ках был образован Петроградский Совет рабочих депутатов. Каждое предприятие посылало в С. своих делегатов; во время рев-ции 1905 г. на нек-рое время власть С. распространилась и на ряд др. городов. Большевики и меныпевики понимали потенциальное знач. С. и соответственно направляли в них своих делегатов. В 1917 г. в Петрограде (Санкт-Петербург) был образован С. (по образцу 1905 г., но с участием в нем солдатских депутатов), обладавший достаточной властью, чтобы руководить действиями рабочих и контролировать использование вооруж. сил. Вначале С. не ставил целью свержение Временного пр-ва Керенского, однако его влияние как органа оппозиции, требовавшей прекращения участия России в 1-й мировой войне против Германии, неуклонно возрастало. Непосредственное руководство Петроградским С. осуществлял его Исполнительный комитет. С. создавались и в губерниях, а в июне 1917 г. был созван 1-й Всероссийский съезд Советов. Полит, влияние большевиков постепенно усиливалось, что привело к захвату ими власти во время Русской революции 1917 г. В период "Гражданской войны в России получили распространение крестьянские С., в ведении к-рых находились местные дела и вопросы, связанные с с.х. Общенац. С. назывался Верховным Советом, он состоял из депутатов, избранных от всех Советских республик. В период монопольной власти Коммунистической партии законодат. полномочия С. носили в осн. декларативный характер. Их знач. вновь возросло в период "перестройки", когда демокр. оппозиция стремилась превратить их в реально действующие органы для противодействия партийной власти. В 1989 г. состоялись альтернативные выборы Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, сыгравшие значит, роль в ускорении демокр. преобразований. В 1990 г. такие же выборы состоялись в России, где представители демокр. движений получили большинство. В 1991 г. Верховный Совет России под руководством Ельцина возглавил сопротивление ГКЧП, а затем ликвидировал остатки ком. режима. Однако после начала рыночных реформ в 1992 г. Верховный Совет России превратился в центр оппозиции Ельцину, и после неудачи возглавленного им вооруж. выступления против президента в окт. 1993 г. система Советов в России была упразднена.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история (с 1800 г. и до наших дней)

СОВЕТЫ

представительные органы гос. власти в 1917-1993. Февр. 1917 - янв. 1918 - Советы раб. и солд. деп.; янв. 1918 - дек. 1936 - Советы раб., крест. и красноармейских деп.; дек. 1936 - окт. 1977 - Советы деп. трудящихся; окт. 1977 - окт. 1993 - Советы нар. деп. Созданы на основе опыта Советов 1905-1907. Первый в России С. - Алапаевский (Алапаевский Совет). По Конституции РСФСР 1918, Конституции СССР 1924, 1936 вся власть в ц. и на местах принадлежала Советам. Конституция СССР 1977 и Конституция РСФСР 1978 устанавливали, что через С. нар. деп. народ осуществляет гос. власть, им подконтрольны и подотчетны все др. гос. органы. Фактически ц. и местная власть была сосредоточена в парт. ком-тах предприятий, орг-ций, а также в р-ных, гор., обл. и ЦК партии (Коммунистические орг-ции). В деятельности КПСС и С. по управлению гос., хоз. и обществ. делами наблюдался параллелизм и дублирование. Работа С. носила зачастую формальный характер. Постепенно они утратили свою полит. самостоятельность. С. выполняли полит. и пропагандистско-идеологическую функцию по укреплению и стабилизации сов. гос-ва. Они сыграли роль в установлении сов. власти, в гражд. войне, в индустриализации и коллективизации, в победе сов. народа в ВОВ, в восстановлении и развитии послевоенной экономики края.    Организационная система С. при нек-рых изменениях оставалась стабильной. На У. действовали Верховные С. Башк. и Удм. АССР, С. Курганской, Оренб., Перм., Свердл., Челяб. обл., а также гор., р-ные, сел. и пос. С. С 70-х до конца 1993 на тер. У. действовало 157 р-ных, 121 гор., 43 р-ных в г., 2301 сел. и 222 пос. С. В них избиралось до 150 тыс. деп. Состав С. в осн. формировался из раб. и колхозников. Ок. половины всех деп. составляли коммунисты, одна треть молодежь до 30 лет, почти пол. деп. корпуса - женщины. Выборы проходили почти при 100% явке граждан на избирательные участки, что было результатом формализма и заорганизованности избирательных кампаний.    В деятельности С. применялись разл. формы, регулярно проводились сессии и заседания исполкомов. Напр., в 1987 С. У. обсудили 4405 вопросов гос., хоз., и соц.-культ. стр., выступило 75909 деп. С. вели поиск новых форм работы. В конце 50-х в Курганской, а затем и др. обл. нач. создаваться деп. посты на строительстве соц.-бытовых объектов. В Нижнем Тагиле и др. г. У. появились деп. тер. и произв. группы. С 1961 в Свердл., Перм. и др. обл. нач. образовываться обществ. органы при штатных отд. исполкомов и внештатные отд. Получили шир. распространения такие органы обществ. самодеятельности, как домовые, уличные и квартальные ком-ты. В 70-80-х С. внесли значительный вклад в комплексное экономическое и соц. развитие тер.    С.У. проводили большую работу по обеспечению законности и правопорядка на своих тер. (милиция). В 70 - нач. 80-х на У. числилось 15 тыс. добровольных нар. дружин, в к-рых состояло более миллиона чел., работало более 20 тыс. товарищеских судов. В результате роспуска КПСС (авг. 1991) и упразднения Советов (окт. 1993) на У., как и по всей России произошло быстрое изменение полит. системы и формирование новых органов власти.    Председатели Советов    Уральская областьПред. Ур. обл. совета1). С избранием этого органа до официального образования Ур. обл. и слияния советов.    Мухин В.И. (Совет Р.и С. депутатов) июль - авг. 1917    Сосновский Л.С. авг. 1917 - янв. 1918    Тарабукин (Тарин) С.К. (Совет Кр. депутатов) июнь 1917 - янв. 1918    Со времени образования Ур. обл. и слияния советов.    Андроников В.К. янв. - февр. 1918    Белобородов А.Г. февр. 1918 - янв. 1919    Сулимов Д.Е. дек. 1923 - март 1926    Локацков Ф.И. март 1926 - февр. 1928    Кабаков И.Д. апр. 1928 - апр. 1929    Овшинцев М.К. апр. 1929 - нояб. 1933 Екат. губ.    Пред. губисполкома    Израйлович А.И. нояб. - дек. 1919    Новоселов С.А. дек. 1919 - авг. 1923 и.о. пред.    Теумян Я.А. сент. - дек. 1923    Свердловская область    Пред. облисполкома    Головин В.Ф. март 1934 - янв. 1937    Алексеев И.И. июнь - окт. 1937    Грачев А.П. окт. 1937 - апр. 1938    Семенов В.К. апр. 1938 - март 1939    Митраков И.Л. март 1939 - июнь 1942    Недосекин В.И. июнь 1942 - март 1946    Ситников Г.С. март 1946 - дек. 1948    Николаев К.К. дек. 1948 - апр. 1962    Ештокин А.Ф. апр. - дек. 1962    Пред. пром. облисполкома    Замирякин К.А. дек. 1962 - дек. 1964    Пред. сел. облисполкома    Минаев Б.И. дек. 1962 - дек. 1964    Пред. облисполкома    Борисов А.В. дек. 1964 - июнь 1977    Мехренцев А.А. июнь 1977 - янв. 1985    Лобов О.И. янв. 1985 - июль 1987    Власов В.М. июль 1987 - март 1990    Россель Э.Э. апр. 1990 - окт. 1991    Главы администрации    Россель Э.Э. окт. 1991 - нояб. 1993    Страхов А.Л. янв. 1994 - авг. 1995    Пред. обл. Думы    Гребенкин А.В.    Сурганов В.В.    Губернаторы    Россель Э.Э. авг. 1995    Курганская областьПред. облисполкома    Моликов С.И. февр. 1943 - нояб. 1947    Иванов Л.А. нояб. 1947 - апр. 1950    Буеверов А.М. апр. 1950 - март 1952    Кальченко С.В. март 1952 - март 1954    Сизов Г.Ф. март 1954 - апр. 1955    Мрыхин Д.К. апр. 1955 - апр. 1959    Пред. пром. облисполкома    Кругликов Н.П. янв. 1963 - дек. 1964    Пред. сел. облисполкома    Князев Ф.К. дек. 1962 - дек. 1964 Пред. облисполкома    Маслов Н.Г. апр. 1966 - июль 1973    Махнев А.И. июль 1973 - июнь 1988    Герасимов В.П. июнь 1988 - дек. 1991    Пред. обл. Думы    Богомолов О.А. апр. 1994    Главы администрации    Соболев А.Н. авг. 1995    Пермская область Пред. облисполкома    Горюнов П.М. янв. 1940 - окт. 1942    Кочергин С.А. окт. 1942 - нояб. 1944    Швецов А.И. нояб. 1944 - янв. 1948    Пысин К.Г. янв. 1948 - июнь 1949    Федюнькин Д.С. июнь 1949 - нояб. 1950    Опутин Г.Г. нояб. 1950 - дек. 1953    Никольский И.М. дек. 1953 - март 1962    Смирнов М.А. март 1962 - дек. 1962    Коноплев Б.В. дек. 1962 - дек. 1964    Петров И.И. дек. 1964 - нояб. 1972    Чистоплясов С.И. нояб. 1972 - апр. 1979    Малафеев А.С. апр. 1979 - март 1984    Петров В.А. март 1984 - дек. 1990    Быстрянцев М.И. янв. 1991 - дек. 1991    Пред. законодательного собрания    Сапиро Е.С. апр. 1994    Главы администрации    Кузнецов Б.Ю. дек. 1991 - янв. 1996    Игумнов Г.В. янв. 1996    Оренбургская область    Пред. губисполкома    Цвиллинг С.М. март - апр. 1918    Коростелев А.А. апр. 1918 - март 1920    Каширин Н.Д. апр. 1920 - сентябрь 1920    Анохин А.В. дек. 1920 - авг. 1921    Григорьев Ф.К. авг. 1921 - окт. 1921    Терехов С.П. нояб. 1921 - (?) 1923    Маслов Ф.К. февр. 1924 февр. 1925    Кравец К.И. (?) 1925 - (?) 1926    Каширин Г.Д. июль 1926 - июнь 1928    Кульманов П.О. июль 1928 - апр. 1930    Капралов И.Е. май 1930 - июль 1930    Пред. облисполкома    Васильев К.Е. дек. 1934 - (?)1937    Милованов К.А. окт. 1937 - (?)1939    Квасов Г.В. март 1940 - май 1942    Попов И.Г. июнь 1942 - февр. 1944    Кутырев А.М. февр. 1944 - июнь 1945    Сафонов И.П. июнь 1945 - янв. 1952    Жуков А.Я. янв. 1952 - июнь 1960    Молчанинов И.И. июнь 1960 - февр. 1966    Баландин А.Н. февр. 1966 - дек. 1980    Костенюк А.Г. дек. 1980 - нояб. 1991    Главы администрации    Елагин В.В. апр. 1991 - дек. 1995    Пред. Законодательного собрания    Григорьев В.В. апр. 1994    Губернаторы    Елагин В.В. дек. 1995    УдмуртияПред. облисполкома Вотской авт. обл.    Наговицын И.А. июль 1921 - авг. 1925    Борисов Т.К. авг. 1925 - (?)1926    Грозных Н.И. февр. 1927 - нояб. 1928    Медведев А.С. нояб. 1928 - февр. 1931    Иванов Г.А. февр. 1931 - янв. 1935    Пред. ЦИК УАССР    Иванов Г.А. янв. 1935 - апр. 1937    Барышников С.П. апр. 1937 - июль 1937    Решетников М.Л. июль 1937 - нояб. 1937    Максимов С.А. и.о. янв. 1938 - июль 1938    Пред. През. Верховного Совета УАССР    Ворончихин И.Т. июль 1938 - авг. 1939    Павлов А.Е. авг. 1939 - апр. 1949    Вотинцев В.П. апр. 1949 - авг. 1952    Караваев А.В. авг. 1952 - март 1959    Сысоев П.П. март 1959 - дек. 1977    Тубылов А.И. дек. 1977    Пред. Верховного Совета УАССР    Разенов Н.П. июль 1938 - авг. 1939    Шутников С.А. авг. 1939 - апр. 1941    Караваев А.В. апр. 1941 - авг. 1952    Вахрушев А.Н. авг. 1952 - апр. 1955    Богданов А.Ф. апр. 1955 - март 1959    Ворончихин С.И. март 1959 - март 1963    Красильников Г.Д. март 1963 - март 1967    Захаров В.Н. март 1967 - июль 1971    Машагатов В.Ф. июль 1971 - март 1980    Разеева Е.И. март 1980 - март 1985    Калинин В.Е. март 1985    Пред. Совета Народных Комиссаров УАССР(Совета Министров УАССР, с 28 марта 1946 г.)    Иванов Г.А. янв. 1935 - янв. 1938    Тронин А.В. янв. 1938 - июнь 1948    Никитин П.Н. июнь 1948 - авг. 1952    Сысоев П.П. авг. 1952 - март 1959    Ефремов С.А. март 1959 - март 1967    Марков А.Т. март 1967 - дек. 1978    Кудяшев Ю.П. дек. 1978 - дек. 1987    Дмитриев Г.Н. март 1988    Миронов Н.Е. апр. 1990 - июнь 1993    Пред. Гос. Совета    Волков А.А. апр. 1995    Пред. Правительства    Вершинин П.Н. апр. 1995 - 1999    Ганза Н.А. с 1999    БашкирияПредседатели Башкирского областного (центрального) шуро (Совета)    Манатов Ш.А. июль 1917 - янв. 1918    Халиков М.Д. янв.1918 - февр. 1919    Шамигулов Г.К. июль - окт. 1920    Мансыров Ф.С. нояб. 1920 - 1921    Муртазин М.Л. май 1921 - янв. 1922    Худайбердин Ш.А. февр. - июль 1922    Кушаев Х.К. июль 1922 - март 1929    Шафиков Г.Ш. март 1929 - февр. 1931    Тагиров А.М. февр. 1931 - июнь 1937    Ибрагимов Р.К. окт. 1937 - июль 1938    Председатели Президиума ВС БАССР    Ибрагимов Р.К. июль 1938 - нояб. 1946    Нигмаджанов Г.В. нояб. 1946 - февр. 1950    Загафуранов Ф.З. июль 1950 - март 1967    Султанов Ф.В. март 1967 - апр. 1990    Председатели ВС БССР (с 1992 - РБ)    Рахимов М.Г. апр. 1990 - март 1994    Демин Ю.С. март 1994 - март 1995    Председатели Гос. собрания - Курултая РБ Зайцев М.А. с 21 марта 1995.    Лит.: Партийное руководство Советами на Урале (1905-1937). Сб. науч.тр. Свердловск, 1984; Кириллов Б.А. Эволюция органов власти на Урале (1988-1995). Екатеринбург, 1996; Кириллов А.Д., Кириллов Б.А. Урал: становление областных законодательных органов власти (март 1994-март 1995 годов), Екатеринбург, 1995; Кириллов А.Д., Попов Н.Н., Кириллов Б.А. Урал политический: история и современность. Партии. Выборы. Депутаты. Екатеринбург, 1999 г.     Денисевич М.Н., Прохоров В.Т.Составители: Алексеев С.Д., Плотников И.Ф., Кириллов Б.А., Мози

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Уральская историческая энциклопедия

СОВЕТЫ

представительные органы власти и нар. самоуправления в СССР, составляющие политич. основу Советского социалистического государства. С. образуют все др. органы гос-ва и контролируют их деятельность.

С. возникли в результате творчества масс в революции 1905-07 вначале как органы руководства стачечной борьбой рабочих: на уральских Алапаевском (март) и Надеждинском (апр. 1905) з-дах, Иваново-Вознесенский С. уполномоченных (май 1905), в Костроме (июль 1905). В период высшего подъема революции С. становились органами руководства вооруж. восстанием, зачаточными органами новой революц. власти - революц.-демократич. диктатуры пролетариата и крестьянства. Осенью 1905 более чем в 50 городах и рабочих поселках возникли С. рабочих депутатов: в октябре - в Москве, Петербурге, Киеве, Екатеринославе; в ноябре - в Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Одессе, Твери, Николаеве, Самаре, Баку; в декабре - в Новороссийске, Саратове, Красноярске и др.

В Москве наряду с С. рабочих депутатов был организован С. солдатских депутатов, в Чите - С. солдатских и казачьих депутатов, в Севастополе - С. матросских, солдатских и рабочих депутатов. В сельских местностях возникли С. крест. депутатов (Тверская губ.) и крест. к-ты (особенно в Латвии и Грузии), выполнявшие роль С. В Петерб. С. рабочих депутатов в сер. нояб. 1905 насчитывалось 562 депутата - представители 147 з-дов и фабрик, 34 мастерских и 16 профсоюзов. В С. вошли представители политич. партий - большевиков, эсеров, меньшевиков, последние заняли руководящее положение. Они рассматривали С. не как боевые революц. орг-ции масс, а как органы местного самоуправления. Это явилось одной из причин того, что Петербургский С. не стал органом вооруженного восстания.

В Моск. С. рабочих депутатов было св. 200 депутатов. Ведущую роль в нем играли большевики. Моск. С. подготовил и возглавил Декабрьское вооруженное восстание 1905. В ходе революции возникло 62 С., из них 47 возглавлялись или находились под влиянием большевиков, 10 - были меньшевистскими, 1 - эсеровским. Большевики составляли руководящее ядро в Иваново-Вознесенском, Костромском, Екатеринбургском, Самарском, Читинском, Красноярском, Мотовилихинском (ок. Перми) и др. С. В этих случаях С. действовали как революц. власть: арестовывали чинов полиции, устанавливали 8-час. рабочий день, создавали боевые дружины, осуществляли свободу печати и т. д. С поражением революции 1905-07 С. прекратили свое существование.

Опыт С. 1905-07 сыграл огромную роль в период Февр. бурж.-демократич. и Окт. социалистич. революций. В. И. Ленин видел в С. 1905-07 прообраз Сов. власти.

В ходе Февр. бурж.-демократич. революции 1917 С. были созданы повсеместно, являясь органом революционно-демократич. диктатуры пролетариата и крестьянства. В отличие от С. 1905, как правило, возникали единые С. рабочих и солдатских депутатов. Это облегчило политич. руководство солдатами со стороны рабочего класса. В ряде мест С. солдатских депутатов существовали отдельно от С. рабочих депутатов (Москва, Тула, Томск). Возникли и С. крест. депутатов (губернские, уездные и волостные). На фронтах функции С. выполняли полковые, дивизионные, корпусные, армейские, фронтовые и др. к-ты (см. Армейские комитеты). В Ср. Азии летом 1917 стали создаваться С. мусульм. рабочих депутатов, представлявшие пролетариат, гор. бедноту, ремесленников коренных национальностей и находившиеся в тесных связях с С. рабочих и солдатских депутатов (после Окт. революции они слились).

В марте 1917 только в губ., уездных городах и пром. центрах было создано ок. 600 С. рабочих и солдатских депутатов. Всего накануне Окт. революции насчитывалось 1429 С., из них 706 С. рабочих и солдатских депутатов, 235 С. рабочих, солдатских и крест. депутатов, 33 С. солдатских депутатов, 455 С. крест. депутатов. Депутаты избирались на общих собраниях рабочих на предприятиях и солдат в воинских частях, волостные и сельские С. - на сходках крестьян. Первым был создан Петрогр. С. рабочих и солдатских депутатов (27 февр.), выполнявший фактически роль Всеросс. С. Однако, как и подавляющее большинство С. страны, его возглавили меньшевики и эсеры. Пробудившиеся к политич. жизни многомиллионные мелкобурж. массы подавили сознательный пролетариат не только своей численностью, но и идейно. К тому же за время войны изменился социальный состав пролетариата: взамен мобилизованных на фронт кадровых рабочих пришли крестьяне, мелкая буржуазия. Полицейский террор ослабил большевистские орг-ции. Соглашательские же партии, находившиеся по существу на легальном положении, усилили свое влияние в массах. Не имея опыта политич. борьбы, поддавшись демагогич. выступлениям, широкие массы голосовали за меньшевиков и эсеров. На составе С. сказалась и система выборов: крупные заводы избирали по одному депутату на тысячу рабочих, мелкие - с небольшим количеством рабочих, избирали по одному депутату от предприятия. В результате крупные петрогр. предприятия (87% рабочих) послали в С. столько же депутатов, сколько и мелкие (13% рабочих). Большевики же работали в осн. на крупных з-дах. В Петрогр. С. из 2800 депутатов было только 65 большевиков. Лишь в отд. С. большевики имели значит. число мест (в Московском 22,8%, Екатеринбургском 40%, Кронштадтском 31,2%). К лету в результате перевыборов большевики возглавили С. Иваново-Вознесенска, Екатеринбурга, Костромы, Гусь-Хрустального. Первый Всероссийский съезд крестьянских депутатов (4-28 мая) избрал Центральный исполнит. к-т С. крест. депутатов, а Первый Всероссийский съезд Советов (3-24 июня) - Всеросс. центральный исполнит. к-т (ВЦИК) С. рабочих и солдатских депутатов. Опираясь на вооруженных рабочих и солдат и являясь органами революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, С. сразу же начинали действовать как власть: проводили аресты полицейских, решали экономич. вопросы, регулировали зарплату рабочих, вводили 8-час. рабочий день. Обобщив опыт С., развивая учение К. Маркса о социалистической революции, Ленин в своих "Апрельских тезисах" сформулировал вывод о необходимости создания в России республики С. как государственной формы диктатуры пролетариата и выдвинул лозунг "Вся власть Советам!".

С февр. по окт. 1917 С. в своем развитии прошли 3 этапа. 1-й этап (февр.-июль) характеризовался двоевластием, возможностью мирного перехода всей власти в руки С. Но эсеро-меньшевистские С. вслед за Петрогр. С. добровольно передали власть в центре и на местах буржуазии, считая, что революция в России не может выйти за рамки буржуазной; С. они рассматривали как временные орг-ции, нужные только до созыва Учредительного собрания. Большевики политич. работой в массах под лозунгом "Вся власть Советам!" разоблачали предательство соглашателей, стремились изолировать их, завоевать в С. большинство, установить единовластие С.

2-й этап. После июльского кризиса (см. Июльские дни 1917) вся власть перешла в руки буржуазии, двоевластие окончилось. Мирный переход власти к С. стал невозможен, т. к. С. стали безвластными и превратились в придаток бурж. Врем. пр-ва. Шестой съезд РСДРП(б) по предложению Ленина временно снял лозунг "Вся власть Советам!" и нацелил партию и рабочий класс на подготовку вооруж. восстания против Врем. пр-ва. 3-й этап - от разгрома корниловского мятежа до победы Окт. революции. Революц. подъем в период борьбы с корниловщиной ускорил процесс большевизации С. Большевистские резолюции приняли: Петроградский 31 авг. (13 сент.), Московский 5(18) сент., Казанский 7(20) сент., Киевский 8(21) сент., Уфимский 9(22) сент., Самарский 15(28) сент. и др. С. Если на Первом Всероссийском съезде С. в июне 1917 большевики составляли 10% всех делегатов, то на Втором Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов в конце окт. - 52,1%, а количество меньшевиков и эсеров снизилось с 84% до 26%. Значительно возросло число объединенных С - на 1-м Всеросс. съезде их было 248, а на 2-м - 314. Руководимые теперь большевиками, С. окрепли, расширили свои функции власти. Партия осенью вновь выдвинула лозунг - "Вся власть Советам!". Он означал уже переход власти к большевистским С. путем вооруженного восстания и установления диктатуры пролетариата. С требованием передать власть С. 1(14) сент. к ВЦИК обратились 126 местных С. Это требование было главным и на большинстве обл. и губ. съездов С., состоявшихся в окт. 1917. Опираясь на С., большевистская партия готовила вооруж. восстание.

С победой Окт. революции ленинская идея республики С. была претворена в жизнь. Решением 2-го Всеросс. съезда Советов вся власть в стране перешла к С. рабочих, солдатских и крест. депутатов, ставших политич. основой социалистич. гос-ва рабочих и крестьян и действующих под рук. Коммунистич. партии. Сов. власть явилась первой в истории гос. формой диктатуры пролетариата, формой социалистич. государственности, высшим типом демократии.

С. рабочих и солдатских депутатов стали властью в городах, а С. крест. депутатов - на селе. Большевизация С. в деревне проходила медленнее, чем в городах. К Окт. революции большинство С. крест. депутатов находилось под влиянием эсеров. Это определило состав Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов (10-25 нояб. (23 нояб. - 8 дек.) 1917) и Второго Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов (26 нояб. - 10 дек. (9-23 дек.)). Но большевики, поддерживаемые левыми эсерами, добились принятия этими съездами резолюций о признании всех декретов Сов. власти и необходимости объединения С. рабочих, солдатских и крест. депутатов. Слияние Центральных исполнит. к-тов С. крест. депутатов и С. рабочих и солдатских депутатов, а затем слияние в янв. 1918 Третьего Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов с Третьим Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов ускорило на местах процесс объединения С.: к марту 1918 он в основном завершился. В стране сложилась единая система С., в ней нашел организационное оформление высший принцип диктатуры пролетариата - союз рабочего класса и крестьянства. После принятия 15(28) янв. 1918 декрета о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии С. стали называться Советами рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Деятельность С. на первом этапе их развития определялась осн. задачами и функциями Сов. гос-ва в это время: подавление свергнутых эксплуататорских классов, хозяйственно- организац. и культурно-воспитат. работа, направленная на создание социалистич. способа произ-ва, охрана социалистич. собственности и укрепление обороны страны. В первое время после Окт. революции С. развернули борьбу против свергнутых эксплуататорских классов, подавляли контрреволюц. саботаж, организовывали защиту страны от внеш. врагов, снабжение городов продовольствием и приступили к социалистич. перестройке экономики, культуры, быта; деятельность С. охватывала все области жизни страны. Ликвидируя бурж. органы власти и местного самоуправления (земства, думы), С. создавали новый аппарат управления. Функции и задачи С. определялись в декретах Сов. пр-ва. Руководство С. осуществлял Народный комиссариат внутр. дел (НКВД). Законодательство по вопросам строительства и деятельности С. обобщило творчество рабочих и крестьян на местах. Один из первых актов центр. власти - инструкция НКВД "О правах и обязанностях Советов" от 24 дек. 1917 (6 янв. 1918) - устанавливал: в основе взаимоотношений центральных и местных органов лежит принцип демократического централизма; в компетенцию местных С. входят управление в адм., хоз., финанс. и культурно-просветит. областях, а также обслуживание "всех сторон местной жизни" на своей территории. Декрет ВЦИК "О праве отзыва делегатов" (21 нояб. (4 дек.) 1917) предоставлял избирателям право проводить перевыборы делегатов, не оправдавших доверие, это - важнейший принцип сов. избират. системы.

В выборах С. принимало участие все взрослое трудовое население. При выборах сельских С., как правило, в первое время существовало всеобщее избират. право. Но объективный ход клас. борьбы, вооруж. выступления буржуазии против диктатуры пролетариата вынудили 3-й Всеросс. съезд С. (10-18 (23-31) янв. 1918) постановить: "...теперь, в момент решительной борьбы с эксплуататорами, эксплуататорам не может быть места ни в одном из органов власти" (Съезды Советов в документах, т. 1, 1959, с. 28). —***—***—***—

Таблица 1. Партийный состав губернских и уездных съездов Советов (с января по июль 1918; в %) %%%

В связи с участием меньшевиков и эсеров (правых и центра) в вооруж. борьбе против Сов. власти ВЦИК 14 июня 1918 исключил их из С. После июльского левоэсеровского мятежа 1918 были лишены права участвовать в С. и левые эсеры, разделявшие политику своего ЦК. Постепенно С. становились однопартийными. Сложившаяся система С. была законодательно закреплена в Конституции РСФСР 1918, принятой Пятым Всероссийским съездом Советов. Эта система состояла из Всероссийского, областных (Моск. обл., включавшая 14 губерний центр. России, Уральская - 4 губ., Северная - 8 губ. и Сибирь - собственно Сибирь и Д. Восток; обл. объединения ликвидированы в конце 1918 - нач. 1919), губернских (окружных), уездных (районных) и волостных съездов С. и С. городов, поселков, сел и деревень. Bcepocc. съезд С. - высший орган власти РСФСР - составлялся из представителей гор. С. (1 делегат от 25 тыс. избирателей) и губ. съездов С. (1 - от 125 тыс. жителей). Всеросс. съезд С. собирался 2 раза в год, избирал ВЦИК - высшую власть в Республике между съездами. Обл. съезды С. состояли из представителей уездных съездов С. (1 делегат от 25 тыс. жит.) и гор. С. (1 от 5 тыс. избирателей), но не более 500 делегатов на область. На обл. съезд С. посылались представители губ. съездов С., если эти съезды собирались непосредственно перед обл. съездом. Губ. съезды С. составлялись из представителей вол. съездов С. (1 от 10 тыс. жит.) и гор. С. (1 от 2 тыс. избирателей), но не св. 300 делегатов на губернию. Уездные съезды С. состояли из делегатов сел. С. (1 от 1 тыс. жит.), но не св. 300 делегатов на уезд. На волостные съезды С. посылались представители сел. С. (1 от 10 членов С.). Съезды С. созывались в области 2 раза в год, в губернии и уезде - 4 раза и в волости ежемесячно. На местных съездах С. избирались исполкомы - высшие органы власти на данной терр. между съездами. С. в городах образовывались из расчета 1 депутат от 1 тыс. жит. В насел. пунктах с количеством жителей менее 10 тыс. чел. С. избирались по норме 1 депутат от 100 чел., но не менее 3 и не более 50 на каждое селение. Для текущей работы гор. и сел. С. избирали исполкомы. Правом избирать и быть избранными пользовались независимо от вероисповедания, национальности, оседлости граждане РСФСР обоего пола, к-рым исполнилось 18 лет и занимавшиеся общественно-полезным трудом (а также потерявшие трудоспособность), солдаты, матросы. Лишались избират. прав лица, использовавшие наемный труд с целью извлечения прибыли, имевшие нетрудовой доход (частные торговцы, служители религ. культа), быв. служащие и агенты полиции, жандармерии и охранных отделений, чл. царствовавшего в России дома, а также умалишенные, душевнобольные и осужденные за преступления. Лишение избират. прав было вызвано упорной борьбой врагов Сов. власти и носило временный характер. Конституция внесла единство в структуру, компетенцию, формы деятельности всех звеньев системы С., закрепила отличит. признаки сов. демократизма: избиратели - трудящиеся массы; буржуазия к выборам не допускается; свобода отзыва депутатов; население имеет реальные возможности участвовать в управлении гос-вом. Ленин отмечал следующие преимущества С. как органов гос. власти: новый гос. аппарат имеет вооруж. силу, неразрывно связанную с рабочими и крестьянами; обеспечивает тесную связь с большинством народа; С. - это наиболее массовые и наиболее демократич. орг-ции, органы союза рабочих и крестьян, интернационального сплочения трудящихся всех национальностей; они дают возможность соединять парламентаризм с непосредств. демократией (соединять в лице выборных представителей народа законодат. и исполнит. функции) (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 34, с. 304-05 (т. 26, с. 79)). Преимущества С. определили их силу и роль в победе и закреплении завоеваний революции: "если бы народное творчество революционных классов не создало Советов, то пролетарская революция была бы в России делом безнадежным..." (там же, с. 305 (т. 26, с. 80)). Организация летом и осенью 1918 в сел. местностях комитетов бедноты была направлена на дальнейшее укрепление С. Когда комбеды выполнили свои задачи, Чрезвычайный шестой Всероссийский съезд Советов их ликвидировал, сел. и волостные С. снова стали единственными органами власти на селе, в них вошло много бедноты. Восьмой съезд РКП(б) (март 1919) рассмотрел вопрос о взаимоотношениях между партией и С. Съезд постановил в сов. орг-циях образовать парт. фракции. Перед партией ставилась задача практич. работой завоевать в С. безраздельное политич. господство. Съезд предупреждал о недопустимости смешения функций парт. организаций и С. "Свои решения, - указывалось в резолюции, - партия должна проводить через советские органы, в рамках Советской конституции. Партия старается руководить деятельностью Советов, но не заменять их" ("КПСС в резолюциях...", 7 изд., ч. 1, 1954, с. 446).

Этот принцип определяет формы и методы руководства Коммунистич. партии С. Программа РКП(б) выдвигала задачи: "1) Обязательное привлечение каждого члена Совета к выполнению определенной работы по управлению государством. 2) Последовательную смену этих работ с тем, чтобы они постепенно охватили все отрасли управления. 3) Постепенное вовлечение всего трудящегося населения поголовно в работу по управлению государством" (там же, с. 416).

Интервенция и гражд. война подчинили деятельность С. задачам обороны. Война вынудила отступить от нек-рых конституц. норм: замена в ряде районов С. ревкомами, ликвидация мн. гор. С., слияние горисполкомов с уездными, крайняя централизация управления отраслями х-ва. Но, несмотря на условия войны, С. оставались подлинно демократич. органами, избирались трудящимися, через С. рабочие и крестьяне принимали активное участие в управлении гос-вом.

После заявления ЦК меньшевиков (окт. 1918) и правых эсеров (февр. 1919) о прекращении вооруж. борьбы против Сов. власти ВЦИК 30 нояб. 1918 отменил свое постановление об исключении меньшевиков, а 26 февр. 1919 - эсеров (правых и центра) из С. Это не распространялось на тех из них, к-рые не отказались от вооруж. борьбы. Однако мелкобурж. партии продолжали выступать против Сов. власти и это привело их к полному банкротству. Система съездов С. и многостепенность выборов создавали ряд фильтров на пути от низших до высших органов власти. Нек-рые преимущества рабочего класса на выборах резко усилили пролет. прослойку на губ. съездах С.

Система съездов и в годы войны позволяла укреплять более высокие звенья С., требовавшие наиболее опытных, политически подготовленных и грамотных работников. В 1918-20 состоялось 232 губ. и около 2 тыс. уездных съездов С. Частый созыв съездов местных С. затруднял работу, и Седьмой Всероссийский съезд Советов решил созывать губ. и уездные съезды 2 раза, а волостные 4 раза в год. Девятый Всероссийский съезд Советов установил, что губ., уездные, волостные съезды и съезды С. авт. республик и областей созываются 1 раз, а Двенадцатый Всероссийский съезд Советов - 2 раза в год. Седьмой Всероссийский съезд С. наделил губисполкомы правом контроля и ревизии всех правительств. учреждений на терр. губернии. Для дальнейшего развития демократич. начал Восьмой Всероссийский съезд Советов обязал исполкомы проводить заседания с представителями нижестоящих С., устраивать заседания на предприятиях, широко осведомлять о мероприятиях Сов. власти население, отчитываться перед ним о своей деятельности, проводить отчеты депутатов перед избирателями.

По решению 7-го Всеросс. съезда С. ВЦИК разработал "Положение о сельских С." (февр. 1920) - структуру, практич. задачи, функции, и "Положение о волостных исполнительных комитетах" (март 1920), установив число членов, срок полномочий (6 мес.), права и обязанности волостных исполкомов.

С переходом к нэпу несколько понизилась активность избирателей по сравнению с предыдущими годами. Конец гражд. войны и переход к нэпу потребовали расширения хоз.-организаторской и культурно-воспитат. работы и организац.-политич. укрепления С., дальнейшего развертывания социалистич. демократизма. Президиум ВЦИК принял 8 февр. 1921 постановления "О регулярных перевыборах Советов и о созыве в установленные сроки съездов Советов" и "Об организации городских Советов Рабочих и Красноармейских депутатов". В письме ВЦИК и НКВД исполкомам от 10 марта 1921 отмечалось: "работа городских Советов должна быть всячески усилена и оживлена"; впервые в общереспубликанском масштабе определялось положение секций гор. С.; указывалось на необходимость повысить роль и ответственность депутатов и усилить их связь с массами; мандатным комиссиям гор. С. предоставлялось право лишать мандата тех депутатов, к-рые без уважит. причин не отчитывались перед избирателями 1 раз в 2 недели.

Пост. ВЦИК "О местных экономических совещаниях, их отчетности и руководстве наказом CHK и СТО" (30 июня 1921) расширило права местных С. и их исполкомов в области хоз. строительства. Положения ВЦИК от 26 янв. 1922 "О Советах губернских, уездных и заштатных городов и поселков городского типа", "О сельских Советах", "Об уездных съездах Советов и их исполкомах", "О волостных съездах Советов и волостных исполкомах", а также от 31 окт. 1922 "О губернских съездах Советов и губернских исполкомах" уточняли компетенцию отд. звеньев системы С., предусматривали вовлечение в активную сов. работу трудящихся.

Развитие системы С. шло в тесной связи с нац. гос. строительством. С образованием СССР в системе С. произошли изменения, отразившие организац. структуру союзного гос-ва и закрепленные в Конституции СССР 1924 и конституциях союзных республик. Верх. органом гос. власти являлся Всесоюзный съезд С., а в период между съездами - ЦИК СССР. Съезд С. СССР составлялся из представителей гор. С. (1 делегат от 25 тыс. избирателей), губ. (обл.) и респ. (республик, не имевших губ. или обл. деления) съездов С. (1 от 125 тыс. жит.). Высшими органами власти в союзных и авт. республиках являлись съезды С., а в период между съездами - избиравшиеся ими ЦИК. Местными органами власти были: краевые, областные, губ., окружные, уездные, районные и вол. съезды С., а в период между съездами - исполкомы.

Окт. пленум ЦК РКП(б) 1924 наметил развернутую программу дальнейшего укрепления С., оживления их деятельности, 3-й Всесоюзный съезд С. (май 1925) предложил расширить полномочия местных С. в области имуществ. и финанс. прав, добиться регулярной отчетности депутатов перед избирателями, развернуть работу секций, шире использовать право критики работы С., твердо осуществлять революц. законность, очищать С. от пробравшихся чуждых элементов. Съезд потребовал создать лучшие условия для привлечения женщин к работе в С. Новые положения об уездных и вол. съездах и исполкомах, сел. и гор. С., принятые в союзных республиках в 1924-26, четче определяли компетенцию отд. звеньев системы С., расширяли их права в бюджетно-хоз. и культурной областях.

В связи с изменением адм.-терр. деления (вместо губерний, уездов и волостей - области (края), округа, районы) ВЦИК принял "Положение о краевых (областных), окружных и районных съездах Советов и их исполнительных комитетах" (6 апр. 1928). Перестройка сов. органов сопровождалась укреплением и расширением прав сел. и районных звеньев С. Окружное звено С. решением ЦИК и СНК СССР от 23 июля 1930 было ликвидировано. Аппарат районных С. был укреплен кадрами округов (ок. 100 тыс. чел.).

Деятельность С. определялась задачами социалистич. строительства. В центре внимания гор. С. были вопросы развития пром-сти и обслуживания гор. населения. В связи с бурным ростом пром. центров и численности рабочего класса особое значение приобрела работа С. в области гор. строительства, развития коммунального х-ва, улучшения бытовых условий жизни трудящихся. В период социалистич. индустриализации были расширены права гор. С. и их исполкомов, они получили больше возможностей влиять на работу предприятий (пост. ВЦИК и СНК РСФСР от 1927 "О пересмотре прав и обязанностей местных органов советского управления"; пост. Президиума ЦИК СССР от 1928 "Основные положения об организации в Союзе ССР городских Советов"; инструкция ВЦИК и СНК РСФСР от 1929 об организации и деятельности районных С. в городах; циркуляр Президиума ВЦИК от 1929 "О массовой работе городских Советов"; положение ВЦИК 1933 "О городских Советах"). Депутаты гор. С. оказывали помощь произ-ву. При С. организуются депутатские группы, работавшие гл. обр. на з-дах и ф-ках. Для сел. С. важным моментом был переход к сплошной коллективизации и ликвидации на ее основе кулачества как класса. Пост. ВЦИК и СНК РСФСР (10 дек.1929) при сел. С. созданы с.-х. производств. совещания в составе всех чл. и кандидатов С. - представителей колхозов, совхозов, женских собраний, учителей, агрономов, врачей, актива из батраков. Задача совещаний - социалистич. переустройство с. х-ва. Пост. Президиума ЦИК СССР "О новых задачах Советов в связи с широко развернувшейся коллективизацией в деревне" (25 янв. 1930) указывало, что осн. деятельность сел. С.- активное проведение коллективизации, организация работы колхозов и ликвидация кулачества как класса. Пост. Президиума ЦИК СССР (31 янв.1930) разрешало досрочные перевыборы сел. С. и райисполкомов в районах сплошной коллективизации и там, где требовалось очистить С. от классово чуждых элементов; предлагалось больше вовлекать в сел. С. батраков, бедняков и актив колхозников. В ходе коллективизации имели место искривления линии партии в сов. строительстве: были попытки ликвидации сел. С. и передачи их функций правлениям колхозов. Президиум ЦИК СССР (янв. 1930) предложил ЦИК союзных республик пресекать подобную практику и указал, что такие "... попытки являются по существу антисоветскими и отражают настроения наших классовых врагов, стремящихся подорвать диктатуру пролетариата..." (СЗ СССР, 1930, No 7, ст. 85). Пост. Президиума ЦИК СССР "О мобилизации членов городских Советов на руководящую работу в сельских Советах и районных исполнительных комитетах в районах сплошной коллективизации" (16 февр. 1930) вновь подчеркивало необходимость укрепления сел. С. и райисполкомов. На руководящую работу в районы сплошной коллективизации были посланы члены гор. С. —***—***—***—

Таблица 2 Процент избирателей, участвовавших в выборах %%% —***—***—***—

Таблица 3 Процент женщин, участвовавших в выборах %%%

Меры по активизации С. способствовали вовлечению в их работу широких масс. Рост политич. активности трудящихся наглядно проявлялся в избирательных кампаниях. В процессе ликвидации частнохоз. сектора, а также дальнейшей демократизации выборов в 30-х гг. резко уменьшилось кол-во лишенных избирательных прав. —***—***—***—

Таблица 4 Процент лишенных избирательных прав %%%

Число депутатов С. с 1924 по 1934 увеличилось в 2,5 раза.

Успехи социалистич. строительства, рост политич. активности трудящихся способствовали улучшению состава С. - в 30-х гг. в осн. избирались рабочие-ударники, передовые колхозники, поднимался уд. вес коммунистов среди депутатов сел. С. Улучшение качеств. состава С. осуществлялось и реализацией права отзыва. В первом полугодии 1931 из сел. С. РСФСР было отозвано ок. 23 тыс., а из гор. С. - более 1 тыс. депутатов, не оправдавших доверия избирателей. С 1931 по июнь 1934 в РСФСР было отозвано из гор. С. ок. 18% депутатов. —***—***—***—

Таблица 5 Состав депутатов местных Советов СССР (в %) %%%

Осн. формами привлечения трудящихся к практич. деятельности в С. были секции и депутатские группы гор. и сел. С. Свои рекомендации они вносили на утверждение исполкомов и сел. С. В 1936 в СССР было 373 324 секции, в к-рых состояло 3 639 061 чел. С помощью секций и депутатских групп, а также широкого актива трудящихся С. проводили среди населения большую культ.-просвет. и воспитат. работу. Орг. и политич. работа С. в массах способствовала выполнению пятилетних планов, социалистич. реконструкции всего нар. х-ва. С. мобилизовали общественность на борьбу с неграмотностью. Особенно напряженной эта работа была в ранее отсталых нац. р-нах страны. С. сыграли огромную роль в развитии х-ва и культуры всех союзных и авт. республик. С. вели упорную борьбу с националистическими предрассудками, воспитывали сов. людей в духе дружбы народов, сплачивали их на основе принципов пролетарского интернационализма. —***—***—***—

Таблица 6 Состав депутатов районных (уездных) и областных (губернских) съездов Советов по СССС (в %) %%% —***—***—***—

Таблица 7 Процент женщин среди депутатов Советов %%%

С победой социализма в СССР всестороннее развитие получили гл. функции социалистич. гос-ва - хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная. Пролет. демократия все больше приобретала качества всенар. социалистич. демократии.

Конституция СССР 1936, принятая Чрезвычайным восьмым съездом Советов СССР, демократизировала и усовершенствовала органы гос. власти. Она преобразовала систему С. в соответствии с изменением экономич. базиса. Новое название - Советы депутатов трудящихся - отражает морально-политич. единство сов. общества, состоящего из 2 дружеств. классов - рабочих и колх. крестьянства - и трудовой интеллигенции. С. стали представлять все население страны без ограничений и исключений. Конституция определила систему, порядок образования и компетенцию С. Высшим органом гос. власти в СССР является Верховный Совет СССР, а в республиках - Верховные Советы союзных и авт. республик. Местные органы гос. власти - краевые, областные, окружные, городские, районные, поселковые и сельские С. Исполнит. и распорядит. органами Верховных С. являются Советы Министров (до 1946 - Совнаркомы) - высшие органы гос. управления. В основе взаимоотношений высших и местных органов власти лежит принцип демократич. централизма. Все С. - от низших до высших - избираются населением непосредственно. Все С. постоянно действующие, работают в сессионном порядке. Отпали ограничения, введенные в годы ожесточенной классовой борьбы, - выборы стали всеобщими, равными, прямыми, тайными. Исполнительными и распорядительными органами местных С. являются избираемые ими исполкомы, а отраслевыми органами управления - отделы исполкомов.

Выборы в Верх. Совет СССР впервые состоялись в дек. 1937, в Верх. Советы союзных республик - в июне 1938, в местные С. - в дек. 1939. На новом этапе значительно повысилась политич. активность избирателей. Коммунисты и беспартийные выдвигают общих кандидатов в депутаты. В голосовании участвуют почти 100% избирателей, за выдвигаемых кандидатов голосует св. 99%. Деятельность С. протекает под руководством КПСС, она тесно связана с массовыми обществ. орг-циями - профсоюзами, кооперацией, комсомолом и др. Через С. и связанные с ними формы непосредств. демократии (нар. собрания, совещания трудящихся, всенародные обсуждения важнейших законопроектов и т. д.) осуществляется полновластие народа.

Во время Вел. Отечеств. войны 1941-45 ряд функций С. в районах, объявленных на воен. положении, передавался воен. властям. В остальных районах сохранялись конституц. нормы, а деятельность С. подчинялась задачам обороны страны. С. активно участвовали в мобилизации людских резервов в армию, организации местной противовоздушной обороны и всеобщего воен. обучения, строительстве оборонит. сооружений, принимали меры по увеличению произ-ва товаров ширпотреба для населения. Война ограничивала полное осуществление сов. демократии. Сократилось кол-во депутатов С. с уходом многих из них на фронт. В рядах Сов. Армии сражалось 34,7% депутатов местных С., пред. Исполкомов - 54,1%, их заместителей - 37,4%, секретарей - 43%. На 1 янв. 1945 в местных С. работала только 1/3 депутатов, избранных до войны; более 50% чл. исполкомов и ок. 70% пред. С. не являлись депутатами - они были кооптированы. Проводить своевременно выборы С. и созывать сессии было сложно.

После Вел. Отечеств. войны возросла роль С. в хоз. и социально-культурном строительстве. В центре внимания С. была работа по мобилизации масс на восстановление и дальнейшее развитие нар. х-ва. Оживлению деятельности С. способствовала ликвидация вредных последствий культа личности. Двадцатый съезд КПСС поставил задачу - совершенствовать сов. демократию и улучшить работу гос. аппарата. Пост. ЦК КПСС "Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связей с массами" (22 янв. 1957) определило осн. задачи С.: полнее использовать свои права в хоз. и культурном строительстве, укреплять связи с массами, вовлекать трудящихся в работу комиссий и др. массовых органов С., регулярно созывать сессии и т. д. В 1957-59 в союзных и авт. республиках издано св. 40 положений об обл., районных, гор., сел. и поселковых С., регулирующих их статус в условиях коммунистич. строительства, расширяющих их права и обязанности. В условиях полной и окончат. победы социализма, начала развернутого строительства коммунизма и перерастания диктатуры пролетариата в общенар. гос-во в СССР продолжаются процессы совершенствования организац. форм и методов работы С., расширения участия населения в гос. управлении. Отменено лишение избират. права по суду (Закон Верх. Совета СССР 25 дек. 1958). —***—***—***—

Таблица 8 Состав депутатов местных Советов по СССР %%%

Непрерывно растет число депутатов С. и обновляется их состав (в 1959 избрано впервые 52,2% депутатов, 1961 - 49%, 1963 - 58,1%, 1965 - 56,7%). Регулярно созывались сессии местных С. и проводились отчеты перед избирателями. Развитие системы С. происходит и в связи с совершенствованием адм.-терр. деления союзных республик: с 1954 по 1 янв. 1962 число краев и областей уменьшилось со 138 до 115, сел. р-нов - с 4369 до 3421, гор. р-нов - с 498 до 337, сел. С. - с 73770 до 40 777; число гор. С. возросло с 1515 до 1723, а поселков гор. типа - с 2423 до 3222. Это вело к изменению численности соответствующих С.

С. - полновластные органы на своей территории. Они рассматривают и решают все важнейшие вопросы государственного управления, хоз. и социально-культурного строительства. С. устанавливают местный бюджет, утверждают планы развития хозяйства и культуры и обеспечивают их выполнение, руководят местной пром-стью, с. х-вом и т. д. Особенно велик объем работы С. в области жил. строительства, коммунально-бытового, мед. обслуживания населения, благоустройства городов и поселков, охраны обществ. порядка. Деятельность С. подчинена задачам создания материально-технич. базы коммунизма, преобразования социалистич. обществ. отношений в коммунистические. Основной формой участия депутатов в работе С. являются постоянные комиссии. —***—***—***—

Таблица 9 Постоянные комиссии Советов и их состав в 1963 %%%

Постоянные комиссии подготавливают решения С. и контролируют их исполнение. В Программе КПСС записано: "На решение постоянных комиссий местных Советов должно постепенно передаваться все большее число вопросов, находящихся в компетенции управлений и отделов исполнительных органов" (1961, с. 103-104). Население помогает С., участвуя в работе массовых организаций: домовых к-тов при жилищных эксплуатац. конторах; уличных и квартальных к-тов в городах и рабочих поселках; родительских к-тов при школах и дошкольных детских учреждениях; комиссий содействия торг. и обществ. питанию; библиотечных советов; добровольных пар. дружин по охране обществ. порядка; товарищеских судов; обществ по охране природы и др. Помощь исполкомам и их отделам оказывают общественные (внештатные) инструкторы и инспекторы. Актив С., осуществляющий гос. функции на обществ. началах, составляет св. 20 млн. ч.

С. составляют основу всей системы гос. органов, действующих в тесной связи с массовыми обществ. орг-циями - профсоюзами, кооперативами, комсомолом и др. По мере продвижения к коммунизму роль С. возрастает. "Сочетая в себе черты государственной и общественной организации, Советы все более выступают как общественные организации при широком и непо

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Найдено схем по теме Советы — 0

Найдено научныех статей по теме Советы — 0

Найдено книг по теме Советы — 0

Найдено презентаций по теме Советы — 0

Найдено рефератов по теме Советы — 0