СПАС

Найдено 1 определение
СПАС
1) Сокращенное от Спаситель имя Иисуса Христа. Так Его назвал Архангел Гавриил при Благовещении. В иконописи Спасами называют иконы, на которых изображен Иисус Христос, напр.: Спас оглавный, Спас поясной, Спас Ярое Око и др.; 2) Бытовое название трех православных праздников, связанных с Иисусом Христом. Первый Спас – Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (14 (1) августа) – принято называть Медовый Спас; второй – Преображение (19 (6) августа) – Яблочный Спас; третий – Перенесение Нерукотворного Спаса (29 (16) августа) – Хлебный (Ореховый) Спас (приходится на окончание жатвы). Народные названия связывают эти праздники и с евангельской историей, и с сезонными сельскохозяйственными работами (сбор меда, яблок, хлеба). Первый Спас 14 августа еще называется «Спасом на воде», «мокрым Спасом». Очевидно, происхождение названия связано с воспоминанием Крещения Руси 14 (1) августа 988 г. На Первый Спас всегда совершался крестный ход на водоемы для освящения воды. После крестного хода многие купались и купали скотину, чтобы смыть грехи и быть здоровее. Пасечники освящали ульи, угощали медом соседей, особенно сирот и немощных. Второй Спас, или Спас Яблочный, в русской народной традиции это и традиционный праздник урожая. В церквах освящают плоды земли. Наибольшей популярностью и почетом пользуются яблоки, отсюда и название праздника – Яблочный Спас. Третий Спас называется в народе Хлебным потому, что наступало время окончания жатвы хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая. Ореховым этот Спас назван потому, что по народным приметам к этому дню окончательно созревают орехи и христианам разрешалось есть орехи нового урожая. В деревенском же быту этот праздник отмечался торговлей полотнами, холстами. В русских пословицах нашли отражение все три Спаса: «Первый Спас – на воде стоят; второй Спас – яблоки едят; третий Спас – на зеленых горах холсты продают», «Третий Спас – хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас».

Источник: Основы православной культуры. 2011

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
0.00 байт

Формирование некоторых концептов постсоветской культуры (на примере восстановления храма Христа Спас

Крючкова Ольга Николаевна
Процесс формирования постсоветской культуры явление в какой-то степени переходное, а в какой-то уже свершившееся.
Читать PDF
3.31 мб

Икона из вологодского Спасо-Всеградского собора «Спас Всемилостивый (Обыденный)» и ее списки в собра

Виноградова Елена Анатольевна, Федышин И. Н., Федышин Н. Н.
В статье рассматривается икона «Спас Всемилостивый (Обыденный)», история ее создания и почитания, возведения всеградского храма, а также группа ее списков в собрании Вологодского музея-заповедника.
Читать PDF
295.21 кб

"сильно надеемся мы на Вас. ": письма А. Н. Вараксина С. Ф. Платонову по вопросам строительства Спас

Митрофанов В.В.
Впервые раскрывается роль С.Ф. Платонова выдающегося историка и просветителя российской провинции в строительстве Спасо-Преображенского собора в Ольгинском монастыре.
Читать PDF
0.00 байт

История одного документа (к истории храма «Спас-на-водах»)

Сергей Львович Фирсов
В заметке рассказывается о документе, посвящённом истории строительства в Санкт-Петербурге церкви Происхождения Честных Древ Креста Господня и Св. Николая («Христа Спасителя» или «Спаса-на-водах»).
Читать PDF
3.19 мб

Реставрация двусторонней хоругви "Спас Нерукотворный" из Сольвычегодского историко-художественного м

Семечкина Елена Васильевна
Двусторонняя шитая хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного, в обрамлении барочной металлической рамы, является уникальным древним памятником, сохранившимся до наших дней без поновлений и реставрационных вмешательств.
Читать PDF
0.00 байт

СПАС-КАМЕННЫЙ МОНАСТЫРЬ НА КУБЕНСКОМ ОЗЕРЕ - УНИКАЛЬНАЯ ОБИТЕЛЬ СЕВЕРНОЙ ФИВАИДЫ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ П

Соловьев К.А., Никонова Е.В.
В статье рассматриваются история, архитектура одного из самых известных монастырей Вологодского края Спас-Каменного мужского монастыря на Кубенском озере.
Читать PDF
0.00 байт

Иконография образа «Спас Вседержитель» на примере иконы из собрания Челябинского областного музея ис

Русанов Ярослав Алексеевич, Мужева Вера Николаевна
Традиции иконописания в России уходят корнями в далекое прошлое: перенятый византийский канон после принятия Русью христианства в 988 г. не оставался неизменным, а продолжал свое развитие уже на русской почве.
Читать PDF
378.73 кб

«Спас в Силах» и Псалтирь: еще к вопросу происхождения названия иконографии

Денис Владимирович Хлебников
Среди попыток интерпретации русской иконографии «Спаса в Силах», занимавшей место средника деисусного чина высокого иконостаса XV–XVII вв., высказывались и предположения о содержании ее названия.
Читать PDF
4.13 мб

Спас в Силах: факты и метафакты, критика и гипотезы

Хлебников Денис
В статье дается краткий обзор и анализ основных существующих в литературе мнений насчет происхождения и содержания Спаса в Силах: одной их самых загадочных русских иконографий.
Читать PDF
0.00 байт

Эколого-геохимическая оценка болотных экосистем окрестностей села Лазинки Спас-Деменского района Кал

Удовик Юлия Константиновна, Каргаполов Николай Васильевич
Представлено исследование, которым доказано, что состав вод напрямую зависит от типа болотного массива, а воды верховых болот являются ультрапресными, т.к.
Читать PDF
0.00 байт

Стратегии совладающего поведения у сотрудников МЧС России и у курсантов Дальневосточной пожарно-спас

Земскова А.А., Кравцова Н.А.
Приводятся результаты эмпирического исследования совладающего поведения сотрудников МЧС России и курсантов Дальневосточной пожарно-спасательной академии МЧС России.

Похожие термины:

  • СПАС БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ

    Один из иконографических типов Иисуса Христа. Имеет несколько названий в зависимости от характера надписи на иконе. «Истинное благое молчание» – Христос изображается в ангельском чине как юноша
  • СПАС-КЛЕПИКИ

    город в Рязанской обл., центр Клепиковского р-на. Расположен в центральной части Мещерской низменности, на р. Пре (приток Оки). Население 7 тыс. чел. Известен с XVI в. как с. Клепики, позднее - Спас-Клепик
  • СПАС КУПЛЯ

    Отечественная война, 1812). Деревня на Старой Калужской дороге (60 км к юго-западу от Москвы), близ которой 22 сентября 1812 г. произошло сражение междурусским арьергардом под командованием генерала М.А. М
  • СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ

    один из основных типов иконописного изображения Иисуса Христа. По церковному преданию, ведет свое происхождение от нерукотворного образа, запечатленного Христом для царя г. Эдессы – столицы небо
  • СПАС В СИЛАХ

    Икона с особым типом изображения Христа Пантократора в лучах радуги – символ Его небесной славы. Христа окружает небесное воинство. На иконе присутствуют и четыре символа – ангел, орел, лев и теле
  • СПАС‑ДЕМЕНСКАЯ ОПЕРАЦИЯ 1943

    Наступат. операция войск Зап. фр., проведенная 7‑20 авг. с целью разгрома спас‑деменской группировки нем. – фаш. войск и создания условий для последующего наступления на Рославль; часть Смоленской
  • АРХИЕРЕЙ ВЕЛИКИЙ (СПАС АРХИЕРЕЙ ВЕЛИКИЙ)

    одно из символических именований Христа, раскрывающее его в образе новозаветного первосвященника, приносящего в жертву самого себя (см. Евхаристия). Формулируется на основе ветхозаветного пророч