СПЕСИВЦЕВ Вячеслав Семенович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Спесивцев, Вячеслав Семенович

Театральный режиссер; родился 6 февраля 1943 г. в г. Москве; окончил училище циркового и эстрадного искусства и ГИТИС (ученик Игоря Ильинского); с 1966 г. работал в Московском Театре на Таганке; был художественным руководителем Театра-студии киноактера; организатор и художественный руководитель Театра-студии на Красной Пресне, в котором поставил спектакли: "Аты-баты, шли солдаты", "Ромео и Джульетта", "Не больно?", "Памяти моей поезд", "Праздник непослушания", "Отелло" и мн. др.; с 1988 г. — член правления киностудии "Мосфильм"; женат, имеет двоих сыновей.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

СПЕСИВЦЕВ Вячеслав Семенович
род. в 1941 г., Москва) –режиссер, рук. Молодежного театра-студии на Красной Пресне. Окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства, актерский факультет (мастерская И.В. Ильинского) ГИТИСа им. А.В. Луначарского. В 1965–1973 гг. — актер группы пантомимы Театра драмы и комедии на Таганке. В 1972 г. создал из группы подростков, занимающихся в драмкружке Дворца пионеров и школьников в Текстильщиках Театр-студию им. Аркадия Гайдара. С. строил свою работу со школьниками, используя в качестве основного метода принцип импровизации и игры, выработанный Ю.П. Любимовым в театре на Таганке. Спектакль «Тимур и его команда» А. Гайдара начинался с игры исполнителей в «считалочку»; сегодня один Тимур набирал «команду», завтра — другой, при этом один участник мог поочередно играть несколько ролей. Сам же режиссер С. всегда точно видел свою задачу в переводе художественной идеи автора в цепь ярких, логически выверенных, образных метафор. В 1972–1975 гг. были поставлены «Блоха» Лескова, «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Аты-баты, шли солдаты» по повести Б. Васильева, «В списках не значится», «Праздник непослушания» С. Михалкова, «Сказки по телефону» Д. Родари, «Не больно?» по повести А. Алексина, «Действующие лица и исполнители» В. Малягина. Разросшийся состав коллектива (до 300 человек) С. умело преобразовывал в возрастные группы со своими лидерами. В 1975 г. администрация Люблинского района уволила С., испугавшись растущей популярности его спектаклей, собиравших зрителей не только со всей Москвы, но и из-за рубежа. В том же году по инициативе Краснопресненского райкома КПСС и ВЛКСМ С. с тем же составом студийцев стал во главе нового театра в помещении жилого дома на ул. Станкевича, 9. Недюжинный дар организатора помог С. вместе с коллективом самоотверженных школьников построить за лето свой дом — Молодежный театр-студию на Красной Пресне. Самой сильной стороной С.-режиссера была способность использовать каждый раз по-новому игровое пространство, превращая его в пространство драматическое. Многие из спектаклей начинались прямо в фойе. По-особому в спектакле «Не больно?» использовалось само здание Дворца пионеров. Герой входил в фойе, заполненное зрителями, с улицы, и затем они вместе в самых разных местах здания, включая и сцену, на которой рассаживали зрителя, проживали короткую биографию этого молодого человека. В конце спектакля герой покидает стены театра, и в этом метафоричеси выражается его смерть — он словно уходил в небытие. Умение подчинять себе игровое пространство дало возможность С. перенести все спектакли, созданные во Дворце пионеров с огромной сценой и зрительным залом на 800 мест, в новое помещение с крошечной сценой (5х5) и заломв 80 мест. В период 1975–1983 гг. С., наряду с прежними, поставил 12 спектаклей, исключая отдельно шедшие под его надзором спектакли 8 студий, которыми руководили выросшие из актеров «основатели». «Моей памяти поезд» по документальной повести Ю. Семенова и спектакль «Прощание с Матерой» по повести В. Распутина наиболее ярко выявили сильные стороны дарования режиссера, творческую зрелость участников. В первом сценой являлся вагон электропоезда, идущего по маршруту Москва — Львовская. Пространственное переживание зрителей- пассажиров растягивалось на километры, вбирая в себя и то, что происходило в вагоне, и то, что разыгрывалось на платформах за его окнами. Второй спектакль был решен в традициях «комнатного театра»: за длинным столом сидят по одну сторону исполнители, а по другую — четыре ряда зрителей. Спектакль-застолье. В 1983 г. С. вынужден был уйти из коллектива, руководил студенческим театром в институте цветных металлов, принимал участие в московском эксперименте «Театры-студии на коллективном подряде» (1987–1989), по его окончании возглавил профессиональный театр-студию. (Л. С.) Лит.: Кожухова Г. Великие люди в нашем возрасте // Театр. 1978. № 9. С. 90–96; Спесивцев В.С. Моей памяти поезд. М. 1980.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010