СПОРОВО-ПЫЛЬЦЕВОЙ АНАЛИЗСпорт военно-прикладной

СПОРТ

Найдено 2 определения термина СПОРТ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

СПОРТ

судя по археологич. находкам, С. был известен мн. народам древ. мира (напр., прыжки через быка, кулачные бои и борьба на Крите; игры в мяч, худож. гимнастика и борьба у египтян; кулачные бои, борьба, бег и конные состяз. у этрусков; борьба у шумеров; конный спорт у хеттов). Спортив. жизнь в них застыла на начал. этапах. Греки развили С. в самостоят. систему и активно включ. его в обществ. жизнь. В С. находили отраж. история и культура общества. В доклассовый период С. активно заним. представители высших слоев. Чтобы удерж. свое ведущее положение, они должны были облад. физич. совершенством, к-рое достиг. спортив. упражн. и подтвержд. в ходе состязаний. Отдельные гор.-госуд. приняли этот обязат. идеал прежней знати, модифицир. его в соотв. со своей обществ. структурой и сделали его необход. частью системы воспитания. В Спарте правящее меньшинство в силу особых обществ. отношений было вынужд. с детства требовать от молодежи воен. навыков и высоч. физич. выносливости. Поэтому спортив. упражн. были составл. так, чтобы воспитать в юношах силу, твердость и выдержку,а в девушках — здоровье и физич. кач-ва для того, чтобы иметь крепкое потомство. Мн. упражн. были одинак. для юношей и девушек. В Афинах простые граждане оспаривали привилегию знати на получ. физич. воспитания, но здесь спорт (в отличие от Спарты), использов. не только для выработки воен. сноровки; он способств. формированию гармонич. телосложения, воспитанию силы, ловкости и красоты. Тем самым С. служил цели созд. человека, обладавш. физич. и душев. совершенством (калокагатия). С развит. С. тесно связана история с др. времен существов. соревнований и игр (панэллинские игры). Своим происхожд. они были обязаны культовым обрядам и наход. в зависим. от процессов политич. и соц. развития. В первую очередь это относится к Олимпийским играм, превосходившим по своему знач. все другие. В 8 — 5 вв. до н.э. участн. состяз. были гл. обр. представит. имущих слоев населения. Возрастающие требов. к спортив. результатам предполаг. наличие большого кол-ва тренировоч. времени, что было возможно лишь при условии соотв. экономич. самостоятельности. Затем благодаря тому, что гор.-госуд. получ. возможн. все более щедро обеспеч. своих победонос. граждан материал. благами, возник профессион. атлетизм (с 4 в. до н.э.), к-рый предполагал спец. систему тренировок и питания. Это, с одной стороны, позволило достичь значит. увелич. спортив. побед, а с другой — привело к тому, что круг серьезных претендентов на высокие результаты все более стал сужаться, огранич. весьма незначит. (особенно в тяжелоатлетич. дисциплинах) числом специалистов. Объед. атлетов, история к-рых прослеж. со времен Адриа-на, действовали в том же направ. С развитием профессион. атлетизма связано также разлож. института состязаний; учащались случаи коррупции, обмана. Вместе с тем С. как составная часть системы греч. воспитания сохран. Молодые греки упражн. в гимнасиях, палестрах и на ристалищах и имели, т.о., достаточно возможн. мериться силами в различ. небольших спортив. состязаниях. С ростом мед. знаний все большее знач. приобрет. также общефизич. и гигиенич. гимнастика. Роль греч. С. в повседневной жизни и в празднич. торжествах нашла отраж. в изобразит. иск-ве, где постоян. сюжетами явл. телесные упражн. обнаж. спортсменов (Мирон, Поликлет), а блеск и величие крупных состязаний оказали влияние на поэзию (Симонид, Пиндар, Вакхилид). Наряду с дисципл. олимпийской программы в античности были развиты мн. др. виды С., напр., бег с факелами, гребные состязания, стрельба из лука или т.н. «бибасис» — упражн. спартанских девушек в прыжках, выполняя к-рые спортсменка должна была во время прыжка неск. раз ударить себя ступнями по ягодицам. Результат оценив. по кол-ву этих ударов. Существ. также виды спорта, к-рыми заним. ради развлеч. или повыш. жизн. тонуса, напр., метание тяжестей и мешков с песком, поднятие тяжестей, плавание и прыжки в воду, танцы, игры с мячом и обручами всех видов, упражн. на канате, прыжки с шестом и с трамплина. Поскольку имеются весьма отрывоч. сведения о быте того времени, трудно судить, где конч. нар. иск-во и нач. С. и где конч. С. и нач. элементы актерской игры. Система физич. воспитания у римлян полностью соотв. их практич. трезвому взгляду на вещи и была еще более однозначно ориентир. на развитие воен. навыков, чем у спартанцев. Юные римляне учились плавать в Тибре, на Марсовом поле они упражн. в беге и прыжках, в борьбе и кулачном бое, в метании копья, фехтовании и верховой езде; популярная игра в мяч служила, видимо, для общего развития. В целях воен. подготовки провод. и длител. марши с поклажей, а также упражн. в прыжках и отжиманиях на тренировоч. дерев. коне с утяжелением или оружием. Все эти упражн. были просты и носили ярко выраж. прикладной хар-р. Науч. разработке (как у греков) они не подвергались. Издревле провод. состязания, где наряду со скачками, травлей зверей и боями гладиаторов устраив. также соревн. в беге, борьба и кулач. поединки. В этих играх римляне участв. в кач-ве зрителей, а не спортсменов; сраж. и умирать должны были либо рабы, либо спец. нанятые профессион. атлеты со стороны (из Этрурии, Лация, Кампании и Африки). По мере эллинизации Рима (с 3 в. до н.э.) рим. политики переняли обычай устраив. спортив. представл., с помощью к-рых они надеялись завоев. симпатии народа. Поскольку римляне были хозяевами в стране, греки не могли запретить им участв. в своих играх (Плавт был первым римлянином, победившим на Истмийских играх в 3 в. до н.э.; первый рим. победитель Олимпийский игр — будущий имп. Тиберий, обладатель лучшей квадриги, 4 до н.э.). В 186 до н.э. М. Фульвий Нобилиор впервые разрешил греч. атлетам выступ. в Риме. Сулла приказал перенести Олимпийские игры 80 до н.э. в Рим. По образцу Олимпийских игр Август основал Акцийские, а Домициан — Капитолийские игры. Нерон в Олимпии активно участв. в состязании возничих. В первые столетия Империи др. игры пережили расцвет и подъем. Правовой статус профессион. атлетов был гарантир. благодаря образованию атлетич. обществ. Однако римляне близко познаком. с греч. С. лишь тогда, когда в нем воцарилась профессион. атлетика со всеми ее негатив. кач-вами. Поэтому интерес к большому С. у римлян был скорее интересом зрителей. Напротив, греч. общефизич. и лечеб. гимнастика стала очень популярна среди рим. молодежи, хотя проникнов. греч. физич. культуры вызывало у многих недовольство и даже резкое противоборство.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

Спорт

Греция. Судя по археологич. находкам, С. был известен многим народам др. мира (например, прыжки через быка, кулачные бои и борьба на Крите; игры в мяч, художеств, гимнастика и борьба у египтян; кулачные бои, борьба, бег и конные состязания у этрусков; борьба у шумеров; конный спорт у хеттов). Спортивная жизнь в них застыла на начальных этапах. Греки развили С. в самостоятельную систему и активно включили его в обществ, жизнь. В С. находили отражение история и культура общества. В доклассовый период С. активно занимались представители высших слоев. Чтобы удержать свое ведущее положение, они должны были обладать физич. совершенством, которое достигалось спортивными упражнениями и подтверждалось в ходе состязаний. Отдельные города-государства приняли этот обязательный идеал прежней знати, модифицировали его в соответствии со своей обществ, структурой и сделали его необходимой частью системы воспитания. В Спарте правящее меньшинство в силу особых обществ, отношений было вынуждено с детства требовать от молодежи военных навыков и высочайшей физич. выносливости. Поэтому спортивные упражнения были составлены так, чтобы воспитать в юношах силу, твердость и выдержку, а в девушках — здоровье и физич. качества для того, чтобы иметь крепкое потомство. Многие упражнения были одинаковыми для юношей и девушек. В Афинах простые граждане оспаривали привилегию знати на получение физич. воспитания, но и здесь, как в Спарте и на Крите, рабы были исключены из спортивной жизни. Физич. упражнения в Афинах (в отличие от Спарты) использовались не только для выработки военной сноровки; они способствовали формированию гармонич. телосложения, воспитанию силы, ловкости и красоты. Тем самым С. служил цели создания человека, обладавшего физич. и душевным совершенством (калокагатия). С развитием С. тесно связана история с др. времен существовавших соревнований и игр (панэллинские игры). Своим происхождением они были обязаны культовым обрядам и находились в зависимости от процессов политич. и социального развития. В первую очередь это относится к Олимпийским играм, превосходившим по своему значению все другие. В 8–5 вв. до н. э. участниками состязаний были главным образом представители имущих слоев населения. Возрастающие требования к спортивным результатам предполагали наличие большого количества тренировочного времени, что было возможно лишь при условии соответствующей экономич. самостоятельности. Затем благодаря тому, что города-государства получили возможность все более щедро обеспечивать своих победоносных граждан материальными благами, возник профессиональный атлетизм (с 4 в. до н. э.), который предполагал спец. систему тренировок и питания. Это, с одной стороны, позволило достичь значительного увеличения спортивных побед, а с другой — привело к тому, что круг серьезных претендентов на высокие результаты все более стал сужаться, ограничиваясь весьма незначительным (особенно в тяжелоатлетич. дисциплинах) числом специалистов. Объединения атлетов, история которых прослеживается со времен Адриана, действовали в том же направлении. С развитием профессионального атлетизма связано также разложение института состязаний; учащались случаи коррупции, обмана. Вместе с тем С. как составная часть системы греч. воспитания сохранился. Молодые греки упражнялись в гимнасиях, палестрах и на ристалищах и имели, т. о., достаточно возможностей мериться силами в различных небольших спортивных состязаниях. С ростом медицинских знаний все большее значение приобретала также общефизич. и гигиенич. гимнастика. Роль греч. С. в повседневной жизни и в праздничных торжествах нашла отражение в изобразительном искусстве, где постоянными сюжетами являлись телесные упражнения обнаж. спортсменов (Мирон, Поликлет), а блеск и величие крупных состязаний оказали влияние на поэзию (Симонид, Пиндар, Вакхилид). Наряду с дисциплинами олимпийской программы в античности были развиты многие другие виды С, например бег с факелами, гребные состязания, стрельба из лука или т. н. «бибасис» — — упражнение спартанских девушек в прыжках, выполняя которое спортсменка должна была во время прыжка неск. раз ударить себя ступнями по ягодицам. Результат оценивался по количеству этих ударов. Существовали также виды спорта, которыми занимались ради развлечения или повышения жизн. тонуса, например метание тяжестей и мешков с песком, поднятие тяжестей, плавание и прыжки в воду, танцы, игры с мячом и обручами всех видов, упражнения на канате, прыжки с шестом и с трамплина. Поскольку имеются весьма отрывочные сведения о быте того времени, трудно судить, где кончалось народное искусство и начинался С. и где кончался С. и начинались элементы актерской игры.

        Рим. Система физич. воспитания у римлян полностью соответствовала их практич. трезвому взгляду на вещи и была еще более однозначно ориентирована на развитие военных навыков, чем у спартанцев. Юные римляне учились плавать в Тибре, на Марсовом поле они упражнялись в беге и прыжках, в борьбе и кулачном бое, в метании копья, фехтовании и верховой езде; популярная игра в мяч служила, видимо, для общего развития. В целях военной подготовки проводились и длительные марши с поклажей, а также упражнения в прыжках и отжиманиях на тренировочном деревянном коне с утяжелением или оружием. Все эти упражнения были просты и носили ярко выраж. прикладной характер. Научной разработке (как у греков) они не подверглись. Издревле проводились состязания, где наряду со скачками, травлей зверей и боями гладиаторов устраивались также соревнования в беге, борьба и кулачные поединки. В этих иг pax римляне участвовали в качестве зрителей, а не спортсменов; сражаться и умирать должны были либо рабы, либо спец. нанятые профессиональные атлеты со стороны (из Этрурии, Лация, Кампании и Африки). По мере эллинизации Рима (с 3 в. до н. э.) рим. политики переняли обычай устраивать спортивные представления, с помощью которых они надеялись завоевать симпатии народа. Поскольку римляне были хозяевами в стране, греки не могли запретить им участвовать в своих играх (Плавт был первым римлянином, победившим на Истмийских играх в 3 в. до н. э.; первый рим. победитель Олимпийских игр — будущий император Тиберий, обладатель лучшей квадриги, 4 до н. э.). В 186 до н. э. М. Фульвий Нобилиор впервые разрешил греч. атлетам выступать в Риме. Сулла приказал перенести Олимпийские игры 80 до н. э. в Рим. По образцу Олимпийских игр Август основал Акцийские, а Домициан — Капитолийские игры. Нерон в Олимпии активно участвовал в состязании возничих. В первые столетия Империи др. игры пережили расцвет и подъем. Правовой статус профессиональных атлет ов был гарантирован благ одаря образованию атлетич. обществ. Однако римляне близко познакомились с греч. С. лишь тогда, ког да в нем воцарилась профессиональная ат летика со всеми ее негативными качествами. Поэтому интерес к большому С. у римлян был скорее интересом зрителей. Напротив, греч. общефизич. и лечебная гимнастика стала очень популярна среди рим. молодежи, хотя проникновение греч. физич. культуры вызывало у многих недовольство и даже резкое противоборство.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

Найдено схем по теме СПОРТ — 0

Найдено научныех статей по теме СПОРТ — 0

Найдено книг по теме СПОРТ — 0

Найдено презентаций по теме СПОРТ — 0

Найдено рефератов по теме СПОРТ — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!