СТАЛИНСКИЙ ПЛАН ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРИРОДЫСТАЛЬ Людмила Николаевна

СТАЛЬ

Найдено 5 определений термина СТАЛЬ

Показать: [все] [краткое] [полное] [предметную область]

Автор: [отечественный] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СТАЛЬ

предполаг., что процесс произ-ва С. был открыт в М. Азии халибами. Греки различ. С., получ. путем закалки, и обычное железо. Эмпирич. было открыто, что сталь, получ. из отборной руды, неск. раз подвергнутая термич. обработке и правильной закалке (в воде или масле), обладает кач-вами, отсутств. у простого железа. Железо содержит шлаки, становится хрупким при доведении до каления. В эпоху эллинизма появ. представл. о внутр. структуре металла. В описаниях процесса изготовл. исп. клинков указыв., что при грубой холодной обработке теряется эластич. металла, т.к. разруш. его структура. Рим. дамасская С., из к-рой сделаны 200 мечей, найденные в Нидаме (Сев. Шлезвиг, Дания), явл. вершиной антич. металлообработки.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах

Сталь

Предполагается, что процесс производства С. был открыт в М. Азии халибами. Греки различали С, получ. путем закалки (chalyps), и обычное железо (sideros). Эмпирически было открыто, что сталь, получ. из отборной руды. неск. раз подвергнутая гермич. обработке и правильной закалке (в воде или масле), обладает качествами, отсутствующими у простого железа. Железо содержит шлаки, становится хрупким при доведении до каления. В эпоху эллинизма появилось представление о внутр структуре металла. В описаниях процесса изготовления исп. клинков указывается, что при грубой холодной обработке теряется эластичность металла, т. к. разрушается его структура. Рим. дамасская С . из которой сделаны, 200 мечей, найденные в Ни даме (Сев. Шлезвиг, Дания), является вершиной античной металлообработки.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

СТАЛЬ

Людмила Николаевна (парт. псевдоним - "Елена", "Мария Ивановна" и др.) (2.III.1872 - 23.IV.1939) - деятель революц. движения в России. Род. в Екатеринославе в бурж. семье. Чл. Коммунистич. партии с 1897. В 1901, при возвращении в Россию из Парижа с транспортом "Искры", была арестована и затем сослана в Верхоленск; из ссылки бежала. Вела парт. работу в Петербурге, Одессе, Курске, Москве, Екатеринославе. Неоднократно (в 1903, 1905, 1906) подвергалась арестам и ссылкам. С 1907 по 1917 жила за границей, принимала активное участие в деятельности большевистской секции в Париже и франц. социалистич. партии. После Февр. революции 1917 работала организатором и агитатором Петербургского к-та РСДРП(б), с авг. 1917 - редактором газ. "Пролетарское дело", чл. Президиума Кронштадтского к-та РСДРП(б) и чл. Исполкома Кронштадтского совета. В 1918-20 - на политпросвет. работе в Красной Армии; являлась чл. Уфимского и Вятского губкомов РКП(б). В 1920-28 вела большую работу среди женщин: зав. отделом работниц Кавк. бюро РКП(б), чл. Междунар. женского секретариата ИККИ (1921-23), сотрудник отдела работниц ЦК РКП(б) (1924), зав. отд. массовой лит-ры для работниц и крестьянок в Госиздате (1925-28). В 1928-39 - на науч. работе в Музее Революции СССР; одновременно в 1928-31 - зам. пред. об-ва "Долой неграмотность".

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. - М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Сталь

, Никола де (Stael, Nicolas de) 1914, Санкт-Петербург — 1955, Антиб. Французский живописец русского происхождения. Вместе с семьей покинул Россию в 1919. Много странствовал по Европе, ознакомившись с коллекциями крупнейших музеев. В 1933—1936 учился в Академии художеств Брюсселя. В 1938 обосновался в Париже. Большую часть ранних произведений уничтожил в 1941. Абстрактные Композиции 1944—1945 выстраиваются из мозаичных форм, вписанных в ячейки гибкой линейной решетки. В дальнейшем линеарная структура утяжеляется, ее геометрия ломается: жесткие "балочные" конструкции, обозначенные пересечениями густых мазков, разрываются и рушатся словно под давлением собственного веса (Композиция, 1949, Париж, Нац. музей современного искусства; Тяжкая жизнь, 1946, частное собрание). Ок. 1949 композиции де Сталя уподобляются массивной стене, выложенной из "планов-рельефов", нанесенных ножом или шпателем (Праздничный день, 1949, Париж, частное собрание; Композиция, 1950, Лондон, галерея Тейт; Композиция, 1951, частное собрание). В Крышах Парижа (1952, Париж, Нац. музей современного искусства) эта формальная система зрительно разрешается в определенную версию реальности (вид города с верхней точки). Серии Футболистов и Бутылок в мастерской строятся по тому же принципу: по видимости отвлеченные красочные пласты получают предметное истолкование в контексте обозначенного сюжета (Парк де Прэнс, 1952, Париж, частное собрание; Маленькие футболисты, 1952, Дижон, Музей изящных искусств). Под впечатлением от декупажей Матисса де Сталь обогатил свою палитру сверкающими красками (Музыканты, 1953, Париж, Нац. музей современного искусства; Большая оранжевая обнаженная, 1953, Париж, частное собрание; Коллаж на зеленом фоне, 1953, Париж, частное собрание). В пейзажах, написанных на юге Франции и в Сицилии, изображение медленно проступает сквозь монолитные блоки цветоформ (Агридженто, 1953, Цюрих, Кунстхаус). После самоубийства художника его творчество, преодолевшее антиномию абстракции — фигуративности, получило широкое признание.

Лит.: Jouffroy J.-P. La mesure de Nicolas de Stael. Neuchatel, 1981.

В. Крючкова

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

СТАЛЬ (СТАЛЬ фон ГОЛЬШТЕЙН)

барон Николай Владимирович 5.01.1914 (С.- Петербург) 16.03.1955 (Антиб, Франция). Живописец, график. Сын генерал-майора барона Владимира Ивановича Сталь фон Гольштейна (1853— 1921), помощника коменданта Петропавловской крепости (в 1908-17). Мать, Любовь Владимировна Бередникова (ум. в 1922), из богатой петербургской семьи, увлекалась живописью и хорошо играла на фортепиано. В 1919 выехал с семьей в Польшу. После смерти родителей, в 1922, вместе с двумя сестрами был взят под опеку дальним родственником - бывшим русским подданным Эммануэлем Фрицеро, жена которого возглавляла Красный Крест в Брюсселе. В 1922-30 учился в Иезуитском коллеже св. Михаила в Брюсселе, в 1930-31 - в коллеже кардинала Мерсье в Брен-л’Алле. В 1932-35 занимался в Королевской академии искусств в Брюсселе у профессора А. Ван Халена и изучал архитектуру в академии искусств Сен-Жиль под руководством Ш. Малькоза. Путешествовал по Голландии, познакомился с искусством Рембрандта и Вермеера; побывал в Париже, испытал сильное впечатление от искусства П. Сезанна, А. Матисса, Ж. Брака и X. Сутина; около года провел в Испании (1934). В 1935 снял мастерскую в Брюсселе и начал самостоятельно заниматься живописью и рисунком. Зарабатывал на жизнь, расписывая декорации по чужим эскизам. В 1936 показал иконы и акварели, выполненные в Испании, на совместной выставке с А. Остратом и Р. Лукиным в галерее Dietrich. В 1936-37 с помощью мецената барона Ж. де Брауэра посетил Марокко. Встретил французскую художницу Жаннин Гийу, которая стала спутницей его жизни; вместе с ней посетил Алжир, путешествовал по Италии и Франции. В 1938-40 жил в Париже, недолго посещал занятия в Свободной академии у Ф. Леже. Исполнил роспись павильона Воды для французского отдела на Международной выставке в Льеже (1939). В 1939 вступил во французский Иностранный легион, служил в Тунисе. Поссорившись с опекуном, оказался в крайней нужде. В состоянии депрессии уничтожил большинство ранних работ. В 1940—43 жил в Ницце, общался с деятелями искусства, уехавшими на юг Франции от оккупационного режима, в том числе с Ле Корбюзье, А. Маньелли, Г. Арпом, Робером и Соней Делоне. В 1943 вернулся в Париж. Познакомился с Ж. Браком и с А. М. Ланским, который стал его другом. В 1946, после смерти Ж. Гийу, женился на Франсуазе Шапутон. В 1948 получил французское гражданство. В его окружение тех лет входили поэты П. Лекуир и Р. Шар, коллекционер Ж. Боре, маршан Ж. Дюбур. В 1940-е экспериментировал с цветом и формой, соединял элементы абстрактной живописи с изображением реальных предметов (столярные инструменты, корни деревьев, разделанное мясо). В 1944 пришел к чистой абстракции. Его поддержала владелица галереи Жанна Буше (J. Bucher). Показывал работы на выставках абстрактной живописи в галереях J. Bucher (февраль 1944; совм. с В. В. Кандинским и Ц. Домела) и l’Esguisse (апрель-май 1944; совм. с В. В. Кандинским, Ц. Домела и А. Маньелли). В 1945 провел в галерее J. Bucher персональную выставку. Участвовал в Осеннем салоне (1944, 1946, 1951, 1952), Майском салоне (1945-55), в выставках современного французского искусства в Торонто (1949), Копенгагене (1950), НьюЙорке (1950), Вашингтоне (1951) и Цюрихе (1952), в выставке «Европа: Новое поколение » в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1952). На XXVII Международном биеннале в Венеции (1954) для его картин был предоставлен отдельный зал в павильоне Франции. Персональные выставки состоялись в галереях J. Dubourg в Париже (1950, 1951, 1954), Т. Schemp в Нью-Йорке (1951) и Matthieson в Лондоне (1952). В 1952 написал картину «Ночь на стадионе», с которой начался возврат к предметности. Исполнил два картона в виде коллажей для настенных ковров (1952); иллюстрировал книги стихов Р. Шара (Poemes de Rene Char. Paris, 1951) и П. Лекуира (Lecuire P. Ballets Minute. Paris, 1954). В 1953 заключил контракт с нью-йоркским маршаном Л. Розенбергом и посетил США в связи с персональной выставкой в галерее Knoedler в Нью-Йорке. В 1954-55 персональные выставки состоялись в галерее Л. Розенберга. Подолгу работал в Нидерландах и Бельгии (1949), Англии (1950), Нормандии (1952), Италии (1953). Осенью 1954 устроился в мастерской в Антибе. Писал море, порт, натюрморты и ню, начал крупноформатную (4 * 6 м) картину «Оркестр» (ныне в Национальном музее современного искусства в Париже). Готовился к выставке. Вновь повторившаяся депрессия привела к самоубийству. Мемориальная выставка состоялась в 1955 в Музее Гримальди в Антибе. В 1956 мемориальные выставки прошли в Национальном музее современного искусства в Париже, галереях A. Tooth и Whitechapel в Лондоне, галерее Philips в Вашингтоне и Королевской Шотландской академии в Эдинбурге, в последующие годы - во многих галереях и музеях Запада. В 1981 ретроспективная выставка состоялась в Большом дворце в Париже и галерее Тейт в Лондоне. Работы были показаны на выставках: «Русские художники Парижской школы» в Сен-Дени (1960) и Париже (Дом французской мысли, 1961), «Значительные картины русских художников во французских собраниях» в рамках Осеннего салона (1972), «Русский взгляд» в Гейдельберге (1974) и др. Представлен в крупнейших музеях современного искусства Европы и США.

Оцените определение:
↑ Отличное определение
Неполное определение ↓

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь

Найдено схем по теме СТАЛЬ — 0

Найдено научныех статей по теме СТАЛЬ — 0

Найдено книг по теме СТАЛЬ — 0

Найдено презентаций по теме СТАЛЬ — 0

Найдено рефератов по теме СТАЛЬ — 0