Старообрядцы

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Старообрядцы
общее название последователей ортодоксального православия до церковной реформы, проведенной патриархом Никоном (1653 - 1656 гг.).

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

Старообрядцы
представители старой веры, противники реформ Никона, которые патриарх проводил с 1653 г., возглавил движение старообрядцев протопоп Аввакум.

Источник: Глоссарий исторических терминов

Старообрядцы
противники церковной реформы, осуществленной патриархом Никоном в 50-х гг. XVII в. Старообрядцы утверждали, что Русская церковь издревле превосходит всех благочестием, а потому нельзя изменять ее обряды и книги по греческим образцам. Ссылались на решения Стоглавого собора 1551 г. Сторонников Никона считали изменниками православию, слугами Антихриста. В конце XVII в. старообрядчество разделилось на два основных направления – поповщину и беспоповщину. Представители первого признавали необходимость священников при богослужениях и совершении обрядов. Сторонники второго считали, что духовенство погибло. В дальнейшем и поповщина и беспоповщина разделились на многочисленные толки, а те – на согласия.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Старообрядцы
совокупность религиозных групп, не принявших церковных реформ середины XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви и государству. Это сторонники ортодоксального православия. До 1906 г. преследовались царским правительством. Делились на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы) и толков.
Главной идеей старообрядцев было "отпадение" от мира зла, нежелание жить в нем. Поэтому для них характерна замкнутость и нежелание контактировать с другими верующими. В поисках находящихся под защитой самого Бога "сокровенного града Китежа" и утопической страны Беловодье, старообрядцы заселили значительную часть Сибири и создали базу для освоения новых земель. Статистика старообрядцев недостоверна: по переписи 1897 г. староверцев и сектантов было 2 млн. человек (хотя по неофициальным данным примерно 20 млн. человек).

Источник: Термины и понятия по истории России VI-XVII веков

СТАРООБРЯДЦЫ
часть православных христиан, отошедшая от господствующей в России Церкви после реформ московского патриарха Никона. В1654 г. его волею были изменены обрядовые формы, утвержденные ранее не только обычаем, но и Соборами епископов. Были также исправлены некоторые места старинных богослужебных книг. Запрещалось привычное двуперстие в крестном знамении, хождение "посолонь" во время богослужений, "сугубое аллилуя", начертание имени Христова - Исус (а не Иисус) и другие обрядовые обыкновения. Принудительное внедрение этих новшеств вызвало открытое неповиновение церковным властям. Начался "Раскол". В дело вмешались и власти гражданские со всеми средствами принуждения, принятыми в то время, а это еще больше возмущало приверженцев старого обряда. "Где тот апостол, который приводит к Церкви кнутом, огнем и висилицей!?" - провозглашал горячий противник реформ, протопоп Аввакум. За упорное сопротивление реформам сожгли на костре коломенского епископа Павла, протопопов Никиту (по прозвищу - Пустосвят) и Аввакума. Последний в свой смертный час поднял с огненного сруба вверх двуперстие и вскричал: "Пусть будет проклята на веки веков казнь смертию за веру, за свободу душевную!" Погибли на кострах и другие четыре священника, которым предварительно вырвали языки..
На далеком севере, в Соловецком монастыре, тоже не приняли нововведений патриарха Никона. Там на волостях тогда еще проживало немало Казаков, и в годы "Раскола" монастырь посетил Степан Разин. Возможно, что идеалы своей борьбы он принес именно оттуда. Непокорному монастырю пришлось выдержать почти 8-летнюю осаду (1668-1676). На его высоких стенах стояло до 90 пушек, запасов продовольствия собрано было на несколько лет, на помощь к монахам пришло свыше 500 человек разного люда, в том числе и "воровские Казаки". Московские войска окружили монастырь со всех сторон и брали его измором. Когда, наконец, голод заставил его сдаться, победители передушили монахов в петлях, а других участников сопротивления разослали на покаяние по отдаленным обителям, пообрезав им сначала носы и уши.
В 1682 г. Московский Собор епископов принял постановление об искоренении "Раскола" и преследовании всех приверженцев старого обряда.
В то время на Дону большая часть населения не приняла "никонианскую ересь". Казаки открыто заявляли свой протест, причем "на первых порах руководство движением захватила группа старшин и богатых Казаков, которые не желали смириться с уничтожением политической независимости Войска Донского" (Пронштейн). В Войсковые атаманы часто избирались Старообрядцы. Такими были: Самойла Лаврентьев, Илья Зерщиков и Петр Емельянов. Но русское правительство, при помощи царских милостей и "жалования" сумело привлечь на свою сторону остальных влиятельных старшин, во главе с кандидатом в новые Войсковые атаманы Фролом Миняевым. Сторонникам Москвы удалось добиться его выбора, осуждения "Раскола" на Войсковом Круге и выдачи русским властям главного проповедника "древней веры благочестия" Козьмы Косого. Самойле Лаврентьеву пришлось "покиня атаманство ухорониться".
Новый атаман Миняев, отыскав его, тоже отправил в Москву, вместе с другими проповедниками и упорными Старообрядцами. Их там казнили 10 мая 1688 г.
Но вместе с тем Миняев чувствовал шаткость своего положения. Он доносил в Москву, что сам не сможет справиться с раскольниками, если не принять нужных мер, на Дону повторится "воровство, как при Стеньке Разине". Русское правительство поняло, какие меры имеет в виду атаман и послало ему на помощь сильное войско. Городки и обители, где укрывались наиболее упорные С-цы, были уничтожены. Главный их центр, Заполянский городок, солдаты взяли после пятимесячной осады и защитников его перебили. Всех Казаков снова привели к присяге, а не смирившихся казнили на месте или отсылали для этого в Черкасск, Царицын и Москву.
В результате всех этих зверств, весною 1688 г. на реке Кума появились беженцы с Дона. Туда же за турецкую границу позднее ушло много больше С-цев.
Но "Раскол" среди Донцов искоренить так и не удалось. "Истинное благочестие" стало одним из вдохновляющих лозунгов при восстании К. Булавина. Пользовался им и Е.И. Пугачев. Несмотря на зверские казни и суровые мероприятия в станицах покоренного Дона до наших дней сохранялись крупные общины С-цев.
Борьбу со "староверами" церковные и гражданские власти вели вплоть до революции 1917г., после чего началось гонение на всякую веру. С-цы особенно преследовались в царствование императора Николая I, но и при его сыне - Царе-Освободителе Александре II их участь также заслуживала сожаления. О том как это происходило на Урале, сообщалось в заграничном журнале "Общее Вече", №1 от 15 июля 1862 г., статья "Уральское Дело": "В начале 1859 г., когда Сергиевский и Бударинский скиты приняли Единоверие и когда Синоду было доложено, будто этого хочет и все Уральское Казачье Войско, Синод велел обратить особенное внимание на старообрядческих попов, учителей и уставщиков. Обер-прокурор, по соглашению с членами Синода, полагая необходимейшей мерой для разрушения всех замыслов означенных вредных людей немедленное удаление их без огласки из Края, обращался к Военному Министру с просьбой об испрошении Высочайшего разрешения на то, чтобы по особому личному к генерал-адъютанту Катенину и генерал-майору Столыпину доверию Его Величества, впредь до особого повеления и в виде особого исключения, даровано было им право -людей, препятствующих им в уничтожении раскола, несмотря на чин и звание, хотя бы то были люди Войскового сословия, - немедленно высылать: Столыпину - из Войска в Оренбург, а Катенину - из Оренбурга в отдаленные губернии, по своему усмотрению. На это император Александр наложил резолюцию собственноручно: "Согласен, но единственно по делам о расколе".
Мы слышали, что это зверское поведение Государя исполнялось, но, к сожалению, не знаем подробностей, которые очень хорошо было бы напечатать для общего сведения. Дело в том, что Казаки просили свободы Старообрядчеству. Вместо этого им дали Единоверие, причем наследник, для возбуждения их усердия, послал им какой-то старинный образ. Казаки не поддались, Единоверия не приняли и теперь дело дошло до того, что Столыпин уехал в Петербург, а на Урал послан Иосиф Железное - что-то он сделает? МУДРЕНО ТОЛЬКО, ЧТОБЫ "КАЗАКИ СДАЛИСЬ. ЭТО НЕ МУЖИКИ, КОТОРЫМИ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПРИВЫКЛО ПОМЫКАТЬ, КАК УГОДНО".
Наряду с этим и в то же время дело обстояло совсем иначе там, где начальником был Казак, генерал-лейтенант Яков Петрович Бакланов. Сохранился подписанный им документ: "Управление военного начальника Августовского отдела Октября 27 дня 1863 № 4228/ 63, г. Сувалки
Свидетельство
Сим удостоверяю с приложением казенной печати, что поселенным в Августовской губернии и того же уезда старообрядцам разрешено мной восстановить, перестроивать и поправлять разрушенные молитвенные домы их во всех деревнях.
Вследствие сего предписывается всем военным и гражданским начальствам не чинить им в том препятствий.
Военный начальник.
Генерал-лейтенант Бакланов
И.Д. Помощника,
Штабс-капитан Жеванов".
В казачьих обществах С. распространенная религиозная группа. Кое-как Казакам удавалось оставаться при особом мнении, отказываться от исправленных книг и от духовенства, назначенного из Москвы. По их понятиям "Никонианство" было возвращением к язычеству, "в еллинскую веру", и многие восстания против России питались именно приверженностью к старому обряду. Церковные реформы стали признаваться Казаками только после окончательного покорения, но среди них и в начале нашего века было еще много убежденных старообрядцев. Как общественная группа, на долю которой выпало много притеснений, С. воспитали в себе твердое сознание своей правоты и готовность принести за веру любые жертвы.
Особенно крепко Старая Вера держалась в эмиграции у Некрасовцев и на р. Урале, далеко от русских правительственных центров. Там благочестие древней веры накладывало свой отпечаток на весь быт С-цев, сохранивших основной тип положительного, работящего и хозяйственного Казака, оберегающего во всей чистоте и нерушимости каждую мелочь старинных казачьих обыкновений. Между исповедниками старообрядчества по всей России они славились благочестием и стойкостью в делах веры, восхвалялись за отказ принять белокриницких и единоверческих пастырей. Центрами и хранителями религиозных устоев служили скиты-монастыри, а из них особенно значительным считался скит, названный Сергиевским в честь старца Сергия, скрывшегося к Уральцам во время гонений на "раскольников". Казаки почитали своего старца святым и верили каждому его учительскому слову. Скит был построен в 1752 г. между истоками рек Бузулук и Чаган, 140 км от Уральска и вблизи уметов (хуторов) Гниловского и Соболева. Вскоре после основания он имел уже свою мельницу, а братия вела обширное хозяйство в поле, развела сады и огороды. В монастыре был введен строгий устав Феодора Студийского; церковная служба начиналась в 2 часа ночи и продолжалась до 7 часов утра; потом шел отдых и трудовой день с перерывом на обед, во время которого один из старцев читал по Четьи-Минеям положенное на тот день житие одного из христианских святых. Вечерняя служба кончалась к семи часам, после чего следовал ужин и братия отправлялась на покой. Ворота не запирались ни днем ни ночью, не выставлялось никаких караульщиков, всякого прохожего и проезжего принимали как желанного гостя.
Старцы носили особое монашеское одеяние; его составляли: 1) длинная суконная рубаха, одетая на голое тело; 2) мантия, пелерина синего сукна, где синий цвет означал небесное происхождение Иисуса Христа; 3) кокор или большой покров от шеи до пояса, черного сукна с красным кантом -символом окровавленных одежд Христа; 4) скуфья, сшитая из четырех клинов и обложенная у основания войлочным "обручиком", означавших четырех евангелистов и венец Христов; 5) обычная принадлежность - четки из кожи, лестовка, оружие против мирских соблазнов.
Здесь же в лесах Среднего Сырта находились Гниловский и Садовский женские монастыри, где Казачки-девушки до замужества обучались "всему житейскому на потребу", грамоте, пению и сокровенному смыслу церковной службы. Недалеко от монастырей проживали на покое в своих хуторах отставные старшины, влиятельные особы уральского общества из семей Акутиных, Донсковых, Бурениных и др. Придерживаясь старины, эти лица всемерно обороняли скиты от произвола русских чиновников, которым все же иногда удавалось в служебном рвении произвести опустошения и разгромы этих тихих пристанищ и духовных центров Уральских Казаков.
Пользовались известностью такие мужские монастыри в уметах Красном и Бударинском.
Благодаря строгому образу жизни старцев, в станицах и селах их встречали ласково и почтительно, как угодных Богу посланников. Поэтому их влияния распространялись за пределы церковных интересов и находили отражение в личной, семейной и общественной жизни Казаков.
В 1800 г. в целях искоренения "раскола", были обнародованы Правила Единоверия, на основании которых старообрядческие общины могли выполнять все предписания древнего благочестия и пользоваться дониконианскими богослужебными книгами в том случае, если они согласятся принять на приходы священников, присланных православными епископами. Уральцы единоверия не приняли. Тогда русские единоверцы послали на Урал из Москвы с увещеваниями владыку Софрония, предполагая в нем будущего уральского епископа. Посольство не принесло желаемых результатов, а старцы Сергиевского скита не приняли Софрония "достодолжно". Но все же игумен скита Израил склонился на его увещания и принял из его рук сан иеромонаха. После этого Софроний уехал, а старцы осудили действия Израила, сместили его с поста игумена и отправили на покаяние в Бударинский монастырь, под начало строгого игумена Игнатия. Израил добился там популярности, братия признала его сан иеромонаха и поставила игуменом вместо нелюбимого Игнатия. При содействии Израила Единоверие стало распространяться по всей земле Уральских Казаков. (По данным из книг: Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях, т. 2, изд. Вестник Знания; А.П. Пронштейн. Земля Донская в XVIII в., Ростов н/Дону, 1961; П. Юдин. В Сыртовских дебрях, журнал "Русская Старина", 1896, т.I; Н.Н. Воробьев. О Казаках-Некрасовцах, журнал "Родимый Край", №67, Париж, 1966).

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
292.96 кб

Старообрядцы и предпринимательская культура в царской России

Джеймс Л. Уэст
Для Европы характерна связь между религиозными меньшинствами и предпринимательской деятельностью. Хорошо известна роль нонконформистов в Англии, гугенотов во Франции и евреев по всей Европе.
Читать PDF
222.88 кб

Советская власть и старообрядцы Байкальской Сибири в 1920-е гг.

Костров А. В.
На основе анализа впервые введенных в научный оборот источников рассматриваются отношения между старообрядцами Байкальской Сибири и органами Советской власти в 20-е гг. XX в.
Читать PDF
800.97 кб

Купцы-старообрядцы и чиновники: из истории бюрократизма и взяточничества в царствование Николая 1

Arhipova Ekaterina A.
The article deals with the relationship between Old Believers. merchants and officialdom in the age of Nicholas I.
Читать PDF
411.47 кб

Русские старообрядцы в Маньчжурии: новые материалы

Аргудяева Ю. В.
Рассматриваются хозяйственный и семейный быт русских крестьян старообрядцев, эмигрировавших в 1920 1930-е гг. с юга Дальнего Востока в Маньчжурию.
Читать PDF
175.30 кб

Старообрядцы в купечестве Санктпетербурга XIX в

Османов Али Ибрагимович
Читать PDF
288.76 кб

Семейские (забайкальские старообрядцы)

Попова А. М.
Читать PDF
106.82 кб

Тихвинские карелы-старообрядцы в исследовании О. М. Фишман

Винокурова И. Ю.
Читать PDF
37.84 кб

Старообрядцы на Дальнем Востоке

Виктория Анатольевна Липинская
Рецензия: Аргудяева Ю.В. Старообрядцы на Дальнем Востоке России. М., 2000. 365 с.
Читать PDF
357.32 кб

Старообрядцы Забайкалья в трудах А. Долотова

Костров Александр Валерьевич
Обосновывается необходимость исследования идеологической литературы о региональном старообрядчестве, получившей развитие в 30-е гг. XX в.
Читать PDF
194.01 кб

«Семейские (забайкальские старообрядцы)» А. М. Поповой как источник по истории развития хозяйства ст

Костров Александр Валерьевич
Читать PDF
111.25 кб

Православное государство и русские старообрядцы-поповцы в эпоху императора Николая I

Фирсов Сергей Львович
Статья посвящена проблеме отношения официальных властей императорской России эпохи Николая I к старообрядцам, приемлющим священство (т. н. поповцам).
Читать PDF
232.98 кб

Аргудяева Ю. В. Русские старообрядцы в Маньчжурии. Владивосток: ДВО РАН, 2008. 400 с

Чернавская В. Н.
Читать PDF
0.00 байт

Старообрядцы в Монголии: к постановке проблемы

Бадмажапова Туяна Ивановна
В статье освещена проблема изучения старообрядчества в Монголии как части русской диаспоры, процесс формирования которой начался во второй половине XIX века.
Читать PDF
292.25 кб

Печорские крестьяне-старообрядцы — читатели старинных книг

Волкова Татьяна Федоровна
Читать PDF
288.04 кб

Раскольничий клин. Польский вопрос и старообрядцы в имперской стратегии

Л. Е. Горизонтов

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • РУССКИЕ СТАРООБРЯДЦЫ

    историко-этнографическая, этноконфессиональная группа русских, сформировавшаяся в результате церковной реформы, проведённой патриархом Никоном в середине XVII в. Основу старообрядческого движен
  • Лукьянов, Иоанн, старообрядческий священник

    путешественник по Св. земле в царствование Петра Великого, 1709 г. {Половцов}
  • Сергий, настоятель старообрядческого мон

    Белицкого у., Могилев. губ., писатель 1799 г. {Половцов}
  • РОГОЖСКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОЕ КЛАДБИЩЕ

    Практически сразу после реформ патриарха Никона московские старообрядцы стали погребать своих умерших на отдельных погостах, обособленно от «никоникан». Первоначально они имели небольшие кладб
  • Церковный раскол. Старообрядчество

    В 1653–1656 гг., стремясь превратить русскую церковь в центр мирового православия, патриарх Никон проводил реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. За образец был
  • СТАРООБРЯДЧЕСТВО

    совокупность религиозных течений и организаций, направленных против церковных реформ патриарха Никона.
  • Раскол старообрядчество

    религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. в ходе проведения религиозной реформы патриарха Никона. Желая укрепить церковь, Никон в 1653 г. приступил к осуществлению церковно-обрядо