СТЕФАН

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СТЕФАН
1Кор 1:16, 16:15) — член Хр. Церкви в Коринфе, трижды упоминаемый ап. Павлом в первом послании к Коринфянам. Его семейство, в числе немногих, приняло крещение от руки святого апостола. после чего оно ревностно посвятило себя на служение святым и Церкви.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

СТЕФАН
иеродиакон. В 1794 прибыл в составе миссии из Валаамского монастыря просвещать туземцев Рус. Америки. Брат нач-ка миссии архим. Иоасафа, которого сопровождал в Иркутск на его хиротониса- ние во епископа в 1796. На обратном пути на Камчатку погиб во время бури на борту корабля «Феникс».
Лит. Петров В. Рус. в истории Америки. Вашингтон, 1988.

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

Стефан
игумен. После смерти Феодосия (1074 г.) стал игуменом Киево-Печерского монастыря. При Стефане было завершено строительство каменной церкви Печерского монастыря. В 1090 году был поставлен епископом во Владимире и в 1091 г. участвовал в перезахоронении мощей Феодосия. В 1094 г. Стефан скончался.
ПВЛ: 124,125,127,129, 131,138,139,148,187, 325-328,330, 332,339, 340,349, 389; Татищев: 14,90,96,126,285; НПЛ: 201.

Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002

Стефан
а) (Деян 6.5,8; 7.55,59; 8.2; 11.19; 22.20)-аналог. Никанор. Он был особенно исполнен Духа Святого и веры и первый пострадал за имя Христово. Его речь в синедрионе и великодушное прощение его убийц без сомнения сильно тронули сердце Савла, который, быть может, был очевидцем и других проповедей Стефана. Таким образом, он посеял первые семена Евангелия, которые ап. Павел затем рассеял во всем мире;
б) (1Кор 1.16; 16.15,17)-как и Епенет, один из первых греков, уверовавших во Христа, крещенный ап. Павлом; впоследствии, по-видимому, один из его помощников.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Стефан
греческий эрудит. Написал объемное географическое произведение (свыше 50 книг) в форме лексикона, озаглавленное Этника (Ethnika), которое представляло собой компиляцию сведений, полученных (часто не непосредственно) от более ранних писателей, в том числе Геродота, Гекатея, Эратосфена, Эфора, Страбона, Павсания. От произведения С. сохранился сокращенный вариант, составленный ок. 700 г. н. э. Отдельные статьи С. богато иллюстрировал цитатами из поэтов и прозаиков. Кроме географического положения, он рассказывал также об истории различных мест и называл знаменитых людей, с ними связанных. Большая часть сохранившихся статей касается местностей, лежащих в Египте. Автор также интересовался орфографией топонимов и образованием дериватов. Произведение С. было предназначено в основном для служебного пользования.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

СТЕФАН
   • Steph?nus,
         ????????,
       1. сын Фукидида из Афин;
       2. сын Менекла, из аттического дема Ахарн, против которого написана 45-я и 46-я речь Демосфена;
       3. сын Антифана, один из представителей новейшей комедии, который в своей комедии ????????? осмеял страсть афинян подражать во внешности спартанцам. Athen 11, 469 а;
       4. ритор и сочинитель комментария к риторике и этике Аристотеля, жил в византийские времена;
       5. юрист, помогавший Трибониану при составлении пандектов и сделавший парафраз или перевод их на греческий язык;
       6. из Византии, последний представитель александрийской математики и астрономии, учил в Византии во времена императора Гераклия (с 610 г. от Р. X.). Он составил кроме неизданного учебника астрономии географический словарь под названием ??????. Труд его, состоявший из 60 книг, представлял компиляцию из многих трудов. До нас дошло только краткое и скудное извлечение из этого труда, составленное грамматиком Гермолаем. Издали это извлечение: В. Диндорф (1825), Вестерман (1839) и Мейнеке (I ч., 1849). Брошюра о нем Узенера (Usener, 1880).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

СТЕФАН
венец; Деян 6:5) апостол и первомученик, первый из 7 диаконов, поставленных апостолами. Священный писатель книги Деяний Апостольских отзывается о нем, как о муже, исполненном веры и силы, совершившем великие чудеса и знамения в народе (Деян 6:8). Его мужественная защита против ложных и злобных нападений со стороны своих противников (Деян 7:2, 53), между которыми находился Савл Тарсийский, служит образцом исповедания веры. Во время этой защитительной речи необыкновенная ясность сияла в его лице, так что все бывшие в синедрионе, смотря на него, смотрели как на лице Ангела. Не будучи в состоянии противостоять его мудрости, противники оклеветали его пред синедрионом в хуле на Бога и Моисея (Деян 6:9-15), и он после обличительной речи к синедриону был побит камнями. Последняя предсмертная молитва первомученика была молитва о прощении своих врагов: “Господи! не вмени им греха сего!” воскликнул он пред смертью, и с сими словами скончался. Древнее сказание передает, что если бы св. Стефан не молился, то и Савл не обратился бы ко Христу. Мощи первомученика Стефана были открыты близ Иерусалима в 415 году. Память его празднуется 4 января и 27 декабря; обретение мощей — 15 сентября и перенесение — 4 августа.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Стефан
т.е. венец), один из семи диаконов в Иерусалимской общине, муж «исполненный веры и Духа Святого» (Деян. 6:5). Совершаемые им чудеса и его убедительная проповедь о Христе возбудили против него сильную вражду евреев, которые, наконец, схватили его и привели в синедрион, обвиняя в богохульстве и противодействии закону (ст. 8-15). В своей защитительной речи он доказал исторически, что христианство было истинным развитием религии Моисеевой, исполнением всех ее прообразов и пророчеств и что противники христианства суть «достойные потомки и последователи тех, которые всегда преследовали истину». Раздраженные такой речью слушатели, схватили его, стремительно повлекли его за город и весь синедрион уподобился в это время толпе взбешенной черни. Подобно Христу, Стефан великодушно простил своих убийц и почил, побиваемый камнями, устремив взор на стоявшего одесную Бога Иисуса, Который как бы встал со Своего престола, чтобы поддержать и принять Своего первого мученика (Деян. 7). Последствия смерти Стефана оправдывают изречение Тертулиана, что кровь мучеников есть семя церкви (Деян. 8:1,4; 11:19 и дал.). Давно уже принято мнение, что обращение и дальнейшая деятельность ап. Павла, являются плодом молитвы Стефана. Павел, без сомнения, чувствовал силу доказательств Стефана в речи, предшествовавшей его кончине, и долгое время спустя он вспоминает о своем присутствии при смерти мученика (Деян. 22:19 и дал.). У ног Савла свидетели сложили свое платье, когда они побивали мученика камнями (Срав. Втор. 17:7).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

СТЕФАН
апостол от 70-ти, архидиакон и первомученик (ск. 34), поставлен одним из семи диаконов, избранных для служения при столах во время христианских общих трапез, он был старшим над ними, почему и именуется "архидиаконом". Исполненный Св. Духа, он проповедовал слово Божие, подтверждая его знамениями и чудесами. За свою открытую и безбоязненную проповедь св. исповедник был схвачен иудеями и приведен в синедрион - верховный иудейский суд. Укрепляемый Духом Святым, Стефан свидетельствовал перед синедрионом об Иисусе Христе и обличал иудеев за их жестокосердие и неверие. Окончив свою речь, он поднял взгляд к небу и увидел "славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога" (Деян. 7: 55). Раздраженные иудеи, обвинив Стефана в хуле на Бога и на прор. Моисея, вывели архидиакона из стен синедриона и предали его побиению камнями. Перед смертью св. Стефан молился о прощении своих убийц, прося Бога не вменить им это во грех. Св. Стефан был первым из множества христиан, отдавших свои жизни за исповедание веры Христовой, и Св. Церковь почитает его именованием "первомученика".
У русских крестьян св. Стефан был известен как покровитель лошадей, и потому самый день памяти его у наших предков имел свои особенности. В старину на день св. Стефана хозяева посвящали этому угоднику овес и сено, а самих животных, покровительствуемых им, поили через серебро, думая этим придать им более силы и красоты, сделать их добрее и послушнее и особенно предохранить их от нападений и наездов нечистой силы. Крестьяне в этот день окропляли своих лошадей святой водой.
Память ап. Стефану отмечается 27 декабря/9 января, 15/28 сентября (обретение мощей) и 2/15 августа (перенесение мощей из Иерусалима в Константинополь ок. 428).

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
182.63 кб

Audiatur et Altera pars: Стефан Никомидийский и его круг

Лурье Вадим Миронович
В статье показывается, что оппонент Симеона Нового Богослова Стефан Никомидийский, в соответствии со своим общественным статусом, представлял «мэйнстрим» византийского богословия, а не просто личную точку зрения.
Читать PDF
664.47 кб

Экзарх болгарской Церкви митрополит Стефан и Московская Патриархия

Кострюков Андрей Александрович
Статья посвящена последнему периоду церковно-административной деятельности митрополита Софийского Стефана (Шокова). Приводятся свидетельства современников о характере и личных качествах этого противоречивого иерарха.
Читать PDF
0.00 байт

Экзарх болгарской Православной церкви Стефан: к истории его отстранения

Блхова Мария Ивановна
Читать PDF
0.00 байт

Первомученик Стефан в агиографической традиции средневековья и раннего нового времени

Лурье Зинаида Андреевна
Несмотря на достаточно позднее развитие культа первомученника в конце III–IV вв., он занял необычайно важную роль в христианской риторики как подражатель Христа.
Читать PDF
351.87 кб

Космополитика харизматического православия: Стефан (Василий Карпович Подгорный) и его последователи

Юджин Клэй
Читать PDF
313.11 кб

Стефан Александрийский - последний схоларх

Болгов Николай Николаевич, Болгова Анна Михайловна
В работе предпринята попытка дать общий очерк места и роли Стефана Александрийского в истории позднеантичной школы и учености, по всей видимости, последнего схоларха Александрийской философской школы VII в.
Читать PDF
0.00 байт

Стефан Иванович Бабицкий и его "Соборник Рижский"

Серикбаева Оксана Оскенбаевна
Настоящая статья посвящена Стефану Ивановичу Бабицкому, знатоку церковнопевческих традиций Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины. Сведений о его жизни почти не сохранилось.
Читать PDF
424.74 кб

Кардинал Стефан Вышиньский - инициатор и критик «Восточной политики» Ватикана (1958-1978)

Филиппов Борис
Статья посвящена отношению к восточной политике Ватикана польского кардинала Стефана Вышиньского (1901-1981). Основным источником для написания статьи послужила содержащая обширные фрагменты дневников С.
Читать PDF
451.56 кб

Царь Стефан Душан IV Сильный как отцеубийца и нарушитель заповедей предков: негативное в образе прав

Черных Татьяна Германовна
Стефан Урош IV Душан Сильный один из самых известных героев сербской средневековой истории.
Читать PDF
1.01 мб

Митрополит Стефан Яворский в борьбе с протестантскими идеями своего времени: речь перед защитой дисс

И. В. Морев
Читать PDF
263.18 кб

Преподобный стефан Филейский и традиции афонского монашества на Вятке

Кустова Елена Витальевна
В статье на примере Вятской губернии рассматриваются вопросы взаимодействия России и Афона во второй половине XIX начале ХХ в.
Читать PDF
607.10 кб

Смерть святителя Стефана, или почему Стефан - Великопермский

Лимеров П.Ф.
В статье рассматривается одна из версий происхождения культа святого Стефана Пермского версия его мученической смерти. Впервые эта версия появляется в трудах западноевропейских авторов, и в частности М.
Читать PDF
7.20 мб

Стефан Кирович Кузнецов – член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете

Смирнов Александр Сергеевич
Статья посвящена освещению жизненного пути члена Казанского общества археологии, истории и этнографии С.К. Кузнецова (1854-1913).
Читать PDF
76.09 кб

Стефан Георге и прерафаэлиты

Бурмистрова Елизавета Валериевна
Несмотря на то, что основным литературным направлением, определившим поэтический стиль немецкого поэта-символиста Стефана Георге, считается французский символизм, можно обнаружить целый ряд параметров, сближающих литературный стил
Читать PDF
0.00 байт

2013.04.029. ГАДАР Ф., СВИОКЛА ДЖ., СТЕФАН Д.А. НАУКИ О ЖИЗНИ: ПОЧЕМУ ИМ НУЖНА СВОЯ СИЛИКОНОВАЯ ДОЛИ

Минервин И.Г.

Похожие термины:

  • Стефан, 1060 г

    р. 1891) - американский политический деятель и дипломат; родился в семье миллионера, владельца железнодорожной компании "Юнион Пасифик Рейлрод". В 1913 Г. окончил Иэльский университет, после чего начал
  • Стефан, 1288 г

    ? - 1920?). Анархо-махновец. В 1920-21 командир повстанческого отряда Революционной Повстанческой Армии Украины в Полтавской губ. Весной-летом 1921 в составе группы Каменюка участвовал в рейде по губернии,
  • Стефан, ранее 1455 г

    р. 1891) - американский дипломат и журналист, юрист по образованию. Дипломатическая деятельность Б. началась в 1917, когда он возглавил Бюро центрально-европейской информации государственного департа
  • Стефан, 1591 г

    одна из разновидностей гибридных режимов. Понятие Д.д. было введено в политическую науку аргентинским политологом Г. ОДоннеллом для обозначения режима, сочетающего в себе признаки демократии и ав
  • Стефан, 1651—1653 г

    Duhring) (1833-1921) немецкий философ; занимался политэкономией и правом. Считал насилие важнейшим фактором истории. Выступал против марксизма. Идеи Дюринга получили распространение в среде немецкой соци
  • Стефан, 1702 г

    австрийский психолог, создатель психоанализа (см. Политический психоанализ).
  • Стефан, 1705—1707 г

    игумен череповецкого Воскресен. мон. {Половцов}
  • Стефан, 1777 г

    совокупность взглядов, идей в основе которых лежит убеждение о высоком признании человека, ценности личности, ее праве на свободу.
  • Стефан, 1787—1796 г

    строитель Беседного мон. {Половцов}
  • Стефан, 1656—1658 г

    ЕЭС) — план объединения всех энергосистем СССР в одну систему. Это позволит увеличить надежность электроснабжения, обеспечить наилучшее сочетание и использование различных видов энергетических
  • Стефан, 1658 г

    ? - ?). Социал-демократ. 7.9.1923 получил 3 года ссылки в Чердынь. В августе 1926 в ссылке в Усолье Уральской губ. Дальнейшая судьба неизвестна. НИПЦ "Мемориал", И.З.
  • Стефан, 1679—1691 г

    специфическая дисциплина, сложившаяся в русле политической философии, которая изучает влияние моральных принципов, норм и нравственных представлений людей на политику.
  • Стефан, 1694—1699 г

    06.1904, Москва - 10.03.1938). Анархо-мистик. Окончил Московский промышленно-экономический институт им. Рыкова (1929). Работал экономистом-статистиком центрального аппарата наркомата путей сообщения. К концу
  • Стефан, 1699 г

    р. 1891) - чехословацкий политический деятель и дипломат. На дипломатической службе Ф. с 1919. Он организовал и возглавлял народно-хозяйственный отдел министерства иностранных дел. При его участии были
  • Стефан, 1723—1744 г

    (12 октября 1886, село Гореша Шарапанского уезда Кутаисской губернии, –18 февраля 1937, Москва). Из обедневших дворян. В 1898 окончил 2-классное Белогорское (Харагоульское) училище. В 1901 поступил в фельдшерс
  • Борникель, Стефан

    пушечный литейщик (? XVI в.), обозначавший на отлитых орудиях свое имя. {Половцов}
  • Стефан Брылинский

    с 1585 г. еписк. Перемышл. в Галичине. {Половцов}
  • Стефан, 1723 г

    (р. 23.02.1953) Полномочный представитель Президента Российской Федерации В. В. Путина в Центральном федеральном округе с 18.05.2000 г. Родился в г. Баку Азербайджанской ССР в семье военного моряка, корен
  • Стефан, 1761 г

    (Civil servants rights, Мамлекет кызматчысынын укугу) - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил для государственного служащего.
  • Стефан, 1763—1764 г

    ок. 1888 - ?). Член ПЛСР. Крестьянин. Образование «низшее». В конце 1921 жил в Вологодской губернии и работал членом Каргопольского уездного исполкома. Дальнейшая судьба неизвестна. М.Л.