СТИХИРА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СТИХИРА
многостишие — песнопение, состоящее из многих стихов, написанных одним размером. Первоначально это ветхозаветные поэтические писания, по образцу которых составлялись затем и христианские С.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СТИХИРА
греч. — многостишие) — богослужебное песнопение, состоящее из множества стихов, которые написаны одним размером и предваряются, как правило, стихом из Св. Писания. Стихиры исполняются во время богослужения на вечерне (после псалма СLX — «Господи воззвах...»), в конце вечерни и утрени, если нет великого праздника, и в конце утрени после псалмов СLVIII, СLIX и СL.
     

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

Стихира
краткое песнопение, которому на службе предшествует стих из псалма. Первая половина последнего возглашается канонархом, а вторую допевает хор. После этого поется стихира соответствующего гласа. Стихиры бывают на «Господи, воззвах», на «стиховне», на «хвалите», на литии, по Евангелии и на утрене. Стихиры на «Господи воззвах» и на «стиховне» поются на великой вечерне. Стихиры на литии поют по великим праздникам, когда бывает чин освящения хлебов. Стихиры по Евангелии и хвалитыне стихиры поют на праздничной утрене. В будни вместо хвалитных стихир положено петь стихиры утренние. Помимо перечисленных выше, существуют стихиры заупокойные, которые поют во время отпевания усопшего. Перед ними канонаршить не полагается. Напевы, на которые поются стихиры, подчинены гласам.

Источник: Православная энциклопедия.

СТИХИРА
(греч. «многостишие») – краткое церковное песнопение, поется со стихами псалмов. Первую половину псаломского стиха возглашает канонарх, вторую допевает хор, после чего поется стихира. В некоторых монастырях текст стихиры также построчно возглашается канонархом. Различаются стихиры: на «Господи, воззвах» (поются на вечерне со стихами псалмов 140, 141, 129, 116); на стиховне (т.е. на стихи разных псалмов, поются в конце вечерни и в конце вседневной утрени); на «хвалитех» (поются на утрене перед великим славословием со стихами псалмов 148, 149 и 150). Стихиры посвящены воспоминаниям дня, и их число зависит от праздничности богослужения. Kроме того, существуют: евангельская стихира, которая поется в воскресные дни после стихир на «хвалитех» и соотносится с евангельским текстом, читаемым на утрене; литийные стихиры и стихиры отпевания, которые поются без стихов псалмов. По Уставу псалмы полагается читать полностью перед пением стихир, однако в настоящее время тексты псалмов не читаются, за исключением тех стихов, на которые поются стихиры. Мелодия стихир подчинена гласам.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
897.62 кб

Троестрочная Рождественская стихира «Днесь Христос в Вифлееме»

Кондрашкова Лада Вадимовна
Стихира «Днесь Христос в Вифлееме», И ныне на хвалитех, глас 2-й, анализируется по рукописи Праздников кон. XVII нач. XVIII в. из собрания В. Ф. Одоевского (РГБ. Ф. 210.
Читать PDF
361.37 кб

Текстологический анализ ранних (до Афонской справы XIV века) редакций стихир из последования Великог

Борисова Татьяна Станиславовна
Cтатья представляет собой попытку восстановления ранних этапов рукописной истории алфавитных стихир из последования Великого покаянного канона Андрея Критского, входящих в состав Постной Триоди.
Читать PDF
355.13 кб

СОСТАВ ВОСКРЕСНЫХ СТИХИР ЖАНРОВОГО ОКТОИХА

Денис Викторович Булаев
В работе исследуются состав и структура корпуса воскресных стихир рукописей Октоиха, в которых песнопения систематизированы по принципу жанрового родства.
Читать PDF
3.08 мб

Специфика ранних буквенных помет в русской нотации «Стихир евангельских» византийского императора Ль

Хачаянц Анжела Григорьевна
В статье сообщается о ранних буквенных пометах древнерусской крюковой нотации (до реформы Александра Мезенца) в цикле Стихир евангельских «творения» византийского императора Льва VI Мудрого из певческих рукописей первой половины X
Читать PDF
407.39 кб

Три певческих воплощения покаянных стихир

Гвоздецкий Алексей Алексеевич
Читать PDF
225.39 кб

Три стихиры: интонационные особенности гласов

Масюк Евпраксия Алексеевна
Читать PDF
1.30 мб

Преобразование попевки кулизма средняя в цикле Евангельских Стихир большого роспева

Тюрина Ольга Владимировна
Статья посвящена одному из основных тайнозамкненных лиц-попевок знаменного роспева кулизме средней.
Читать PDF
2.07 мб

О графическом воплощении Евангельских Стихир большого роспева: от тайнозамкненной формы записи к роз

Тюрина Ольга Владимировна
В статье рассмотрены две основные графические редакции цикла Евангельских Стихир, являющиеся выражением двух способов записи мелоса песнопений, тайнозамкненная и разведенная (розводная).
Читать PDF
1.06 мб

Нотированные каноны в Стихираре конца xvi века

Гусейнова Зивар Махмудовна
Канон как гимнографический жанр занимает значительное место в православном богослужении: как известно, каноны создавались в честь каждого святого или праздничного события.
Читать PDF
58.29 кб

Пасхальные стихиры «На целовании»

Тутолмина С. Н.
Читать PDF
241.04 кб

Кирилла мниха канон и стихиры на память преподобной княгини Ольги, бабы Владимира

Читать PDF
1.33 мб

Стихирари минейные в Кирилло-Белозерских рукописях XV в

Гусейнова Зивар Махмудовна
Автор анализирует материалы нотированных полностью (или частично) рукописей Кирилло-Белозерского монастыря XV в.
Читать PDF
133.16 кб

Сообщения летописей о храмовом строительстве Ивана Калиты в контексте певческой книги Стихирарь меся

Серегина Н. С.
Автор рассматривает упоминания о строительстве храмов в Москве в XIV в. и отражение этого в Стихирарях.
Читать PDF
1.94 мб

О значении Стихираря Троицкого дьякона ионы Зуя для исследования путевого распева

Лукашевич Александр Анатолиевич
Исследуемый в статье рукописный сборник первой четверти XVI в. принадлежал дьякону Троице-Сергиева монастыря Ионе Зую («Стихирарь Зуевский»).
Читать PDF
0.00 байт

Мелодическая общность в стихирах сербского и киевского распевов

Евдокимова Алла Алексеевна
В трудах историков освещены многовековые культурные контакты Сербии и России, доказано, что во времена турецкого владычества (XVI-XIX вв.) в Сербию поступало много церковных книг из Киева и городов России.

Похожие термины:

  • СТИХИРА ЛИТИЙНАЯ

    стихира, под пение которой совершается выход священнослужителей в притвор на литию во время вечерни. В некоторых праздничных последованиях положены особые литийные стихиры. Но в обычный воскресн
  • СТИХИРА УТРЕННЯЯ ЕВАНГЕЛЬСKАЯ

    заключительная и самая торжественная хвалитная стихира, соотносящаяся по содержанию с евангельским чтением на утрене. Всего евангельских стихир 11, причем каждая стихира поется неизменно на один
  • СТИХИРЫ НА ГОСПОДИ ВОЗЗВАХ

    . Под именем «Господи, воззвах» подразумеваются четыре псалма: 140-й – «Господи, воззвах», 141-й – «Гласом моим ко Господу воззвах», 129-й – «Из глубины воззвах к Тебе, Господи» и 116-й – «Хвалите Господа
  • СТИХИРЫ НА ХВАЛИТЕХ

    (хвалитные стихиры) – стихиры, которые поются на утрене со стихами псалмов 148, 149, 150, называемых «хвалитны», так как в них часто повторяется слово «хвалите». Эти псалмы призывают всю тварь к торжеств
  • СТИХИРЫ НА СТИХОВНЕ

    («стиховны»). Представляют второй и заключительный ряд праздничных песнопений на вечерне. Они названы так потому, что присоединяются не к повседневному псалму, а к особым стихам, приуроченным к да