редкий жанр лирической миниатюры в европейской прозе 19–20 вв. Термин впервые появился в подзаголовке цикла прозаических миниатюр Ш. Бодлера «Парижский сплин». В России получил распространение в связи с возобновившимся к кон. 19 в. ростом популярности творчества И. С. Тургенева: его цикл прозаических миниатюр 1877–82 гг. «Senilia» («Старческое») в результате издательского произвола был ошибочно назван «Стихотворениями в прозе». Русские подражания этим тургеневским миниатюрам появлялись в нач. 20 в. и в 1970–90-х гг. Стихотворения в прозе собственно стиховыми признаками (ритм, рифма, особая графическая форма и пр.) не обладают. Однако для них характерно все то, что отличает поэтическую лирику: субъективное описание действительности, повышенная экспрессивность, изобилующий риторическими приемами (в частности – лексико-синтаксическими повторами) язык, афористичность и лаконизм выражений.
243.46 кб
Назначение жанра стихотворения в прозе
Предлагается анализ предпосылок возникновения жанра стихотворения в прозе во французской литературе. Раскрывается его назначение в творчестве Ш. Бодлера на примере сборника «Стихотворения в прозе».