СТОИЦИЗМ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское]

СТОИЦИЗМ
портик (галерея с колоннами в Афинах, где учил философ Зенон, основатель С. — направление античной философии. Древняя Стоя (III-II вв. до н. э.) — Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп. Средняя Стоя (II—I вв. до н. з.) — Панеций и Посидоний (стоический платонизм). Поздняя Стоя (I—II вв. н. э.). Римский С. — Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. С. возродил учение Гераклита об огне-логосе, мир — живой организм, пронизанный творческим первоогнем, пневмой, создающей космическую «симпатию» всех вещей, все существующее телесно и различается степенью грубости или тонкости материи. В этике С. близок киникам, не разделяя их презрительного отношения к культуре. Все люди — граждане Космоса как мирового государства. Стоический космополитизм уравнивал в теории перед лицом мирового закона всех людей — свободных и рабов, греков и варваров, мужчин и женщин. Этика С. пользовалась большим влиянием в средние века и в эпоху Возрождения.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

СТОИЦИЗМ
одно из значит. философских учений эпохи эллинизма. С. возник в кон. 4 в. до н.э. в Афинах. С. был основан Зеноном из Китиона (ок. 336 — 264 до н.э.). По переезде в Афины Зенон обуч. философии у киника Кратеса, затем у мегарика Стилпона и у академиков Ксенократа и Полемона. Ученики Зенона сначала назыв. «зеноновцами»; наимен. «стоиков» они получили от назв. украш. картинами Полигнота портика («стои»), где происходили их собрания. Руководящее полож. среди афинских школ Стоя получ. при Хрисиппе, к-рый возглав. ее в 232 — 204 до н.э. После Хрисиппа стоич. школу возглав. Зенон из Тарса, а затем Диоген из Селевкии. Преемником Диогена был Антипатр из Тарса (ум. ок. 125 до н.э.). Его современник Архедем основал школу С. в Вавилоне. Ученики Архедема — Боэт (ум. 119 до н.э.) и Панеций (ок. 185 — 110 до н.э.), а также Посидоний (135 — 50 до н.э.) — были родонач. т.н. Ср. Стои, писатели к-рой восприняли влияние пифагорейцев, Платона и Аристотеля. Со времени Ср. Стои стоич. философия начинает распростр. в Риме. Следующим периодом в развитии школы С. была т.н. Новая Стоя (1 — 2 вв.). Виднейшими из новых стоиков были Л. А. Сенека, Мусоний, Эпиктет, имп. Марк Аврелий. Так же как и эпикурейцы, стоики гл. задачей философии считали построение этики, опирающ. на физику и на учение о познании — логику, охватыв. также учение о языке и родах речи. От Гераклита стоики почерп. учение о происхожд. мира из огня и о периодич. повторяющ. возвращении мира в огонь, а также учение о мироправящем логосе, или законе. Для стоиков необходимость («судьба», «рок») непреложна. Действия людей происходят только по необходимости и различ. лишь по тому, каким обр. — добровольно или по принуждению — исполн. неотвратимая во всех случаях необходимость. Судьба ведет того, кто добровольно ей повинуется, и насильно влечет того, кто ей сопротивл.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Найдено научных статей по теме — 11

Читать PDF
387.49 кб

Стоицизм: философские новации и образование (от парадигмы к проекту)

Степанова Анна Сергеевна
В статье рассматривается проблема соотношения образовательных программ и общих тенденций развития мировоззренческих идеалов в разные периоды истории античной философии.
Читать PDF
377.50 кб

Античные философские представления о душе (платоно-аристотелевская традиция и стоицизм) как источник

Зайцев Корнилий
В статье рассматриваются античные представления о душе, которые в патристическую эпоху обогатились за счет восприятия методологии античной философии.
Читать PDF
114.05 кб

Стоицизм: философия как искусность

Феллер Максим Викторович
Проводится историко-философский анализ стоического учения как одного из ярчайших проявлений эллинистической мысли.
Читать PDF
414.88 кб

Римский стоицизм как соединение этической теории и моральной практики

Кочеров Сергей Николаевич
Представление о том, что сначала возникает теоретическая доктрина, а затем складывается основанная на ней практика, на наш взгляд, не вполне корректно характеризует эволюцию Стои и стоицизма в римский период.
Читать PDF
1.36 мб

Св. Апостол Павел и стоицизм

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
1.27 мб

Св. Апостол Павел и стоицизм

Н. Н. Глубоковский
Читать PDF
143.27 кб

Философия стоицизма. Рецензия на книгу М. Пильюччи «Как быть стоиком: античная философия и современн

Карнаух Владимир Кузьмич
Читать PDF
427.83 кб

«Secundum modum recipientis», или рецепция стоицизма в немецкой и русской историко-философской мысли

Хазина А. В.
В статье рассматривается проблема различных типов восприятия античного стоицизма историко-философской рефлексией Германии и России рубежа двух веков.
Читать PDF
1.86 мб

К истокам философского учения о ценности: аксиология стоицизма (понятия о добродетели и о надлежащем

Аванесов Сергей Сергеевич
Статья посвящена исследованию антропологических аспектов античной теории ценностей на примере философии стоиков. Автор анализирует содержание представлений стоиков о добродетели и о надлежащем.
Читать PDF
651.84 кб

К истокам философского учения о ценности: аксиология стоицизма

Аванесов Сергей Сергеевич
Статья посвящена исследованию антропологических аспектов античной теории ценностей на примере философии стоиков. Автор анализирует содержание представлений стоиков о цели жизни,благе и зле, безразличном и предпочитаемом.
Читать PDF
182.14 кб

Власть и реальность индивидуального существования в римском стоицизме

Сапронов Петр Александрович
В статье анализируются отношения власти и человека в римском стоицизме, раскрывается специфика понимания этих отношений Марком Аврелием и Эпиктетом. Делается вывод, что власть есть связующее звено между богом и человеком.