Стоя

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

СТОЯ
стоа — в древнегреческой архитектуре общественное сооружение: галерея-портик, иногда двухъярусная, для отдыха, прогулок, бесед.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Стоя
см. Агора.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Стоя
греческое наименование портика длинная крытая галерея с колоннами, защищавшая от солнца и непогоды. Стоя нередко окружала агору, и в ней устраивали лавки. Такого же рода галереи сооружали рядом с некоторыми античными храмами.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

СТОЯ
стоа — один из типов обществ. сооруж. Др. Греции, особенно распростр. в эпоху эллинизма. Представл. собой длинные галлереи-портики, обычно с 1 — 2 рядами колонн и со стеной по одной из длинных сторон; иногда имели 2 этажа. Нередко украшались статуями, живописью (напр., Стоя Пойкиле в Афинах, 5 в. до н.э., распис. Полигнотом). С. сооруж. на площадях, около театров. Служили местом отдыха, прогулок, бесед философов, приемов, устраив. городом, и т.д.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

СТОЯ
   • Stoa,
         ????,
       1. колоннада. Такие колоннады были внутри и вне храма, также вокруг домов, гимназий, рынков. Кроме того, они строились и отдельно. Колоннады этого рода имели с одной стороны стену, а с другой ряд колонн и были крытыми. Стены подобных колоннад были иногда разрисованы, напр., стена так называемой пестрой С. (????? ???????) в Афинах, на которой были изображены Полигнотом борьба Тесея с амазонками, взятие Трои, Марафонская битва и т. п. ???? называется двойной, ??????, когда по обеим сторонам стены была колоннада. В Пирее ????? ????? имела 5 колоннад или рядов колонн. ????? ????????? или ????????, царская С. у афинской площади, была, вероятно, разделена двумя рядами колонн на 3 корабля или части, из которых средняя заканчивалась полукругом (?????, apsis). Поэтому от этой царской С. производят обыкновенно название и форму римских базилик, тесно примыкавших к форуму. Первую базилику в Риме построил цензор М. Порций Катон, в 184 г. до Р. X. Базилики были крытые, и только со стороны форума или площади они были открытые. Они служили местом для судебных заседаний, а также сборным местом для торговцев и вообще граждан в плохую погоду. Трибунал помещался в апсиде или полукруге, которым заканчивался средний корабль базилики. Поэтому, по Витрувию, он должен был иметь форму сегмента. По тому же Витрувию, ширина базилики должна была равняться 1/3 или 1/2 ее длины. Оба боковых корабля назывались портиками (porticus); ширина их должна была равняться 1/3 ширины среднего корабля. Этой ширине должна была равняться высота колонн. Портики иногда были двухэтажные, колонны верхнего этажа должны были быть на 1/4 ниже колонн нижнего этажа. Там, где базилика суживалась, т. е. по обеим сторонам апсида, пристраивались еще боковые залы или комнаты (chaledica). Вся базилика покрывалась плоской крышей или же коробовым сводом. Встречаются также базилики с одним кораблем и с 5-ю, несколько иной конструкции. Эти базилики послужили впоследствии образцом для христианских храмов. ср. Basilica, Базилика;
       2. см. Stoici, Стоики.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Стоя
греко-рим. философская школа, назв. которой происходит от греч. stoa poikile — Пестрый портик (зал в Афинах, где собирались основоположники С). С. просуществовала со времени раннего эллинизма до эпохи Римской империи. За эти более чем 500 лет в воззрениях школы произошли изменения, позволяющие разделить ее на Древнюю С. (эллинизм). Среднюю С. (Римская республика) и Позднюю С. (эпоха Империи). Из трудов представителей Древней и Средней С. до нас дошли только фрагменты. Основатель С, Зенон из Китиона, разработал утопию, учение о всемирном государстве, в котором все равны — свободные и рабы, греки и варвары, богатые и бедные, мужчины и женщины. В этой стране живут мудрецы, ведущие жизнь в соответствии с законами природы. Вслед за Зеноном главой школы стал Клеанф, после него творил Хрисипп, один из образованнейших людей своего времени, систематизировавший древнестоич. философию, центром которой была этика (сказывалось влияние киников). В соответствии с этой философией добродетель не бывает врожд., но ее можно достичь воспитанием. Набор добродетелей в осн. был заимствован у Аристотеля, однако формулировки изменены, и добавлена идея любви к труду. Идеалом мудреца-стоика является невозмутимость, стоич. спокойствие. Натурфилософия, сформулированная под влиянием Аристотеля, связана с учением Гераклита. Мир возникает из творческого первоогня и погибает в великом мировом пожаре (ekpyrosis). Этот процесс возникновения и гибели повторяется в вечной цикличности, бог проникает всю природу. Эти пантеистич. представления смыкаются с идеей бога-творца, управляющего миром и предопределяющего все события. Вера в провидение, стоящая в центре стоицизма, примен. к человеку, ведет к фатализму, а в физике становится предпосылкой механистич. материализма: все процессы предопределены причинно, случайности невозможны. Логика Древней С. превосходит логику Аристотеля, ибо в центре исследований она помещает гипотетич. и разделительные (дизъюнктивные) выводы. Достижения С. в этой области предвосхитили ряд важных положений соврем, предикативной логики. Первым представителем Средней С. считается Панэций. Он подчеркивал практич. характер философии и опирался на идеи Платона и Аристотеля. Развить этику стоиков стремился Посидоний, доказывавший отдельными исследованиями ту мысль, что все происходящее предопределено заранее и может быть предсказано. Гл. представители Поздней С. — Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий–стремились дать людям утешение посредством житейской мудрости. Христианство приняло исходные положения религиозных взглядов стоиков.

Источник: Словарь античности. 1989

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
856.43 кб

Валиковая керамика эпохи финального энеолита Икско-Бельского междуречья (по материалам Игимской стоя

Шипилов Антон Валентинович
В статье анализируется валиковая керамика, полученная в ходе археологического исследования на территории Икско-Бельского междуречья. Она относится к эпохе финального энеолита и датируется в пределах II четверти – серединой II тыс.
Читать PDF
655.36 кб

К вопросу об абсолютной хронологии керамики верхневолжской культуры: новые данные по материалам стоя

Медоуз Джон, Лозовский Владимир Михайлович, Лозовская Ольга Владимировна, Чиркова София Сергеевна, Крэйг Оливер, Ликин Александр, Спатаро Мишела
Стоянка Замостье 2, расположенная на реке Дубна в 100 км к северу от Москвы, представляет собой идеальную возможность понять относительную и абсолютную хронологию керамики ранненеолитической верхневолжской культуры.
Читать PDF
545.36 кб

Хронос и стоя

Фёдоров Игорь Алексеевич, Запорожченко Ольга Анатольевна
Статья посвящена описанию многочисленных концепций природы времени («хроноса») и формированию особенного типа личности «стоик», базовыми характеристиками которого выделяются: ПТСР («посттравматический синдром»), мощное психическое
Читать PDF
566.36 кб

Стоя на плечах гигантов : новые горизонты научного изучения социокультурной вселенной

Владимир Николаевич Алалыкин-Извеков
Читать PDF
104.28 кб

"стоя над бездной. . . ": мифологизация образа Лермонтова в статье А. Блока "Безвременье"

Игошева Татьяна Васильевна
Исследуется проблема рецепции «внутренней личности» М.Ю. Лермонтова русским символизмом, в частности А. Блоком.