Столпянский Николай Петрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Столпянский, Николай Петрович

— известный педагог; сын дьячка Рязанской губернии, род. в 1834 г.; учился в Рязанской духовной семинарии, потом в Моск. унив.; за участие в студенческой истории был уволен из университета; поступил в Военно-медицинскую академию, но не кончил курса. Был учителем истории и географии в разных учебных заведениях, инспектором по учебной части школ Русского технического общества; руководил обучением молодых солдат в войсках Финляндского округа и в 7 гвардейских полках Петербурга. С 1890 по 1894 г. содержал частные курсы ручного труда в Харькове и СПб. В начале 1860-х гг. был одним из организаторов воскресных школ, а также летних школ, устраивавшихся студентами, отъезжавшими на кондиции (деньги на эти школы были собраны среди торговцев гостиного двора). Сам С. устроил школу под Москвой; для классной комнаты на первый раз крестьянами был уступлен пустой хлев. С 1868 по 1895 г. С. руководил курсами учителей и учительниц земских народных школ в Петербургском, Новгородском, Рязанском, Ярославском и Смоленском земствах. Литературно-педагогические труды С.: "Азбука с прописями" (1864); "Букварь для народных школ" (1865); "Народная азбука" (1867); "Солдатская азбука" (1870); "Азбука рукописи" (1870); "Звездочка — азбука для обучения молодых солдат" (1878); "Книга для чтения в сельских школах"; "Первая после азбуки книга для чтения"; "Учебник арифметики"; "Девять губерний Западно-Русского края"; девять брошюр сельскохозяйственного содержания; "Руководство для учителей и учительниц сельских" и др. Редактировал педагогический журнал "Школьная жизнь" (1872—74); сотрудничал в "Народной газете", "Грамоте" и других журналах для народа. Азбуки С. разошлись в количестве ок. 2 млн. экземпл. С. был педагог-практик, один из первых пропагандистов звукового метода. Особенность его приема обучения грамоте в войсках заключалась в том, что предварительно из старых солдат приготовлялись учителя — которым и поручалось обучение новобранцев. На обучение грамоте в войсках полагалась первая зима.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Столпянский Николай Петрович

Столпянский (Николай Петрович) - известный педагог, сын дьячка Рязанской губернии, родился в 1834 г., учился в Рязанской духовной семинарии, потом в Московском университете; за участие в студенческой истории был уволен из университета; поступил в Военно-медицинскую академию, но не кончил курса. Был учителем истории и географии в разных учебных заведениях, инспектором по учебной части школ русского технического общества; руководил обучением молодых солдат в войсках Финляндского округа и в 7 гвардейских полках Петербурга. С 1890 по 1894 г. содержал частные курсы ручного труда в Харькове и Санкт-Петербурге. В начале 1860-х гг. был одним из организаторов воскресных школ, а также летних школ, устраивавшихся студентами, отъезжающими на кондиции (деньги на эти школы были собраны среди торговцев Гостиного двора). Сам Столпянский устроил школу под Москвой; для классной комнаты на первый раз крестьянами был уступлен пустой хлев. С 1868 по 1895 г. Столпянский руководил курсами учителей и учительниц земских народных школ в Петербургском, Новгородском, Рязанском, Ярославском и Смоленском земствах. Литературно-педагогические труды Столпянского: "Азбука с прописями" (1864); "Букварь для народных школ" (1865); "Народная азбука" (1867); "Солдатская азбука" (1870); "Азбука рукописи" (1870); "Звездочка - азбука для обучения молодых солдат" (1878); "Книга для чтения в сельских школах"; "Первая после азбуки книга для чтения"; "Учебник арифметики"; "Девять губерний Западнорусского края"; девять брошюр сельскохозяйственного содержания; "Руководство для учителей и учительниц сельских" и др. Редактировал педагогический журнал "Школьная жизнь" (1872 - 74); сотрудничал в "Народной газете", "Грамоте" и других журналах для народа. Азбуки Стойковича разошлись в количестве около 2 миллионов экземпляров. Стойкович был педагог-практик, один из первых пропагандистов звукового метода. Особенность его приема обучения грамоте в войсках заключалась в том, что предварительно из старых солдат приготовлялись учителя - которым и поручалось обучение новобранцев. На обучение грамоте в войсках полагалась первая зима.

Источник: Биографический словарь. 2008