Страннолюбский Александр Николаевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Страннолюбский Александр Николаевич

Страннолюбский (Александр Николаевич) - известный педагог; родился в 1839 г. Первые годы детства провел в Камчатке, где отец его был начальником области; образование получил в Морском корпусе и офицерских его классах (ныне Николаевская морская академия). С 1867 г. до 1894 г. состоял в Морском училище преподавателем математических наук. Преподавал и продолжает преподавать и в других, преимущественно женских учебных заведениях, между прочим на женских педагогических курсах. В 1860-х гг. Страннолюбский принял деятельное участие в Василеостровской бесплатной школе, главным руководителем которой был Ф.Ф. Резенер . Василеостровская школа положила в основу своей деятельности принцип полнейшей непринудительности учения, совершенное отсутствие наказаний, наград, баллов, экзаменов, ввела обучение ремеслам, прогулки, экскурсии для ознакомления детей с различными производствами, музеями и т. п. и основала преподавание исключительно на возбуждении в детях интереса к чтению. Школа, по основным своим принципам, вполне сходилась с педагогическими воззрениями графа Л.Н. Толстого , которые он применял в своей Яснополянской школе и в своем педагогическом журнале "Ясная Поляна". С конца 60-х гг. Страннолюбский примыкает к движению, направленному к улучшению женского образования: участвует в организации плана первых женских гимназий, читает лекции в многочисленных женских кружках, образовавшихся для доставления женщинам возможности подготовиться к высшему общему и специально-медицинскому образованию, читает лекции на так называемых Аларчинских курсах. При возникновении проекта учреждения в Санкт-Петербурге высших женских курсов Страннолюбский участвовал в разработке их организации, а когда в 1878 г. основалось особое общество для поддержания этих курсов, был одним из его учредителей, затем секретарем его в течение 12 лет, в самый трудный период жизни курсов. Составленный Страннолюбским в защиту курсов доклад "Санкт-Петербургские высшие женские курсы" напечатан отдельной книжкой, а также при "Отчете общества для доставления средств высшим женским курсам за 1885 - 1886 годы". В последнее десятилетие (1890 - 1900) Страннолюбский принимает большое участие в трудах Императорского русского технического общества, где состоит товарищем председателя Постоянной комиссии по техническому образованию. Страннолюбский участвовал также в работах первых съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в Санкт-Петербурге (1889 - 1890) и в Москве (1895 - 1896), на которые им представлены обширные доклады о женских профессиональных школах. Одним из результатов первого из этих докладов была выработка плана коммерческих курсов для женщин, окончивших общее гимназическое образование. Первые в России курсы этого рода были учреждены в Санкт-Петербурге П.О. Ивашинцовой; Страннолюбский стоит во главе учебной части этих курсов. Кроме указанных трудов, Страннолюбский напечатал: "Современное состояние некоторых вопросов, относящихся к вооружению (оснастке) и парусности броненосных судов" ("Морской Сборник", 1867, № 10 и 11), "Организация высшего морского образования в России" (Санкт-Петербург, 1878), "Обзор систем морского образования в иностранных государствах" ("Морской Сборник", 1882 и 1883), "Курс алгебры, основанный на постепенном обобщении арифметических задач. Дидактические указания для преподавателя начальной алгебры" (Санкт-Петербург, 1868) и ряд статей по вопросам образования, особенно женского. (Умер в 1903 г.)

Источник: Биографический словарь. 2008

Страннолюбский, Александр Николаевич

— известный педагог; род. в 1839 г. Первые годы детства провел в Камчатке, где отец его был начальником области; образование получил в морском корпусе и офицерских его классах (ныне Николаевская морская академия). С 1867 г. до 1894 г. состоял в морском училище преподавателем математических наук. Преподавал и продолжает преподавать и в других, преимущественно женских учебных заведениях, между прочим на женских педагогических курсах. В 1860-х гг. С. принял деятельное участие в Василеостровской бесплатной школе, главным руководителем которой был Ф. Ф. Резенер. Василеостровская школа положила в основу своей деятельности принцип полнейшей непринудительности учения, совершенное отсутствие наказаний, наград, баллов, экзаменов, ввела обучение ремеслам, прогулки, экскурсии для ознакомления детей с различными производствами, музеями и т. п. и основала преподавание исключительно на возбуждении в детях интереса к учению. Школа по основным своим принципам вполне сходилась с педагогическими воззрениями графа Л. Н. Толстого, которые он применял в своей яснополянской школе и в своем педагогическом журнале "Ясная Поляна". С конца 60-х годов С. примыкает к движению, направленному к улучшению женского образования: участвует в организации плана первых женских гимназий, читает лекции в многочисленных женских кружках, образовавшихся для доставления женщинам возможности подготовиться к высшему общему и специально медицинскому образованию, читает лекции на так назыв. Аларчинских курсах. При возникновении проекта учреждения в СПб. высших женских курсов С. участвовал в разработке их организации, а когда в 1878 г. основалось особое общество для поддержания этих курсов, был одним из его учредителей, затем секретарем его в течение 12 лет, в самый трудный период жизни курсов. Составленный С. в защиту курсов доклад "С.-петербургские высшие женские курсы" напеч. отдельной книжкой, а также при "Отчете Общества для доставления средств высшим женским курсам за 1885 — 86 гг.". В последнее десятилетие (1890 — 1900) С. принимает большое участие в трудах Имп. русск. технического общества, где состоит товарищем председателя постоянной комиссии по техническому образованию. С. участвовал также в работах первых съездов русских деятелей по техническому и профессиональному образованию в СПб. (1889 — 90) и в Москве. (1895 — 96), на которые им представлены обширные доклады о женских профессиональных школах. Одним из результатов первого из этих докладов была выработка плана коммерческих курсов для женщин, окончивших общее гимназическое образование. Первые в России курсы этого рода были учреждены в СПб. П. О. ИвашинцовоЙ; С. стоит во главе учебной части этих курсов. Кроме указанных трудов, С. напеч.: "Современное состояние некоторых вопросов, относящихся к вооружению (оснастке) и парусности броненосных судов" ("Морской сборн.", 1867, №№ 10 и 11), "Организация высшего морского образования в России" (СПб., 1878), "Обзор систем морского образования в иностранных государствах" ("Морской сборн.", 1882 и 1883), "Курс алгебры, основанный на постепенном обобщении арифметических задач. Дидактические указания для преподавателя начальной алгебры" (СПб., 1868) и ряд статей по вопросам образования, особенно женского.


{Брокгауз}





Страннолюбский, Александр Николаевич (дополнение к статье)


— педагог; умер в 1903 г.


{Брокгауз}





Страннолюбский, Александр Николаевич


(10.2.1839—19.5.1908) — русский математик-педагог. Род. на Камчатке. Окончил Морской кадетский корпус. В 1867—68 находился в науч. командировке за границей. Был учителем С. В. Ковалевской и А. Н. Крылова. С. — выдающийся педагог, автор мн. пособий, горячий поборник высшего образования для рус. женщин. Его "Курс алгебры, основанный на постепенном обобщении арифметических задач" (1868) был первой методикой алгебры в России.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008