Страшный суд

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СТРАШНЫЙ СУД
в монотеистических религиях (христианство, ислам, иудаизм) последнее судилище, которое должно определить судьбы грешников и праведников.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Страшный суд
суд Иисуса Христа в Его Втором пришествии над человечеством, должным воскреснуть в полном составе после окончания истории земного мира. С. с. окончательно определит участь каждой человеческой души и ее местопребывание в раю или в аду.

Источник: Краткий православный словарь.

СТРАШНЫЙ СУД
в христ. эсхатологии предстоящий в «конце времен» суд вторично пришедш. Иисуса Христа над всеми когда-либо жившими людьми, воскресающ. во плоти для этого суда и получающ. по приговору судьи сообразно со своими делами вечное блаженство в раю или вечное наказание в аду.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

СТРАШНЫЙ СУД
суд, который последует после конца мира и на котором Судьей явится во славе Сын Божий. После Страшного суда праведники пойдут в Царство Небесное, а грешники будут осуждены на вечные муки в аду. Страшный суд вспоминается в последнее воскресенье перед Великим постом (Прощеное воскресенье).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Страшный суд
о нем Иисус Христос говорил следующее: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Евангелие от Иоанна, 5, 28–29). Отсюда можно сделать вывод, что в канун последнего суда по гласу Сына Божьего все умершие оживут: добрые люди – для жизни вечной, а злые – для вечного осуждения.

Источник: Православная энциклопедия.

Страшный суд
День судный, Вселенский суд, День гнева, Последний суд) - в христианских представлениях суд над всеми когда-либо жившими людьми, воскресающими для этого суда, который совершит вторично пришедший Иисус Христос. По приговору этого суда люди получат сообразно со своими делами вечное блаженство в раю или вечное наказание в аду. Суд совершится на фоне космической катастрофы, знаменующей конец времен: солнце и луна меркнут, звезды спадают с неба, от престола судьи льется огненная река.

Источник: Исторический словарь

СТРАШНЫЙ СУД
по христианским представлениям заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира и окончательному воссоединению человека с Богом; вселенский суд, который будет осуществлен Иисусом Христом во время второго пришествия над живыми и мертвыми, воскресающими во плоти и получающими по приговору Судьи сообразно со своими делами вечное блаженство в раю или вечные муки в аду. Восходит к ветхозаветным представлениям о времени полного и окончательного торжества Бога над своими врагами (Ис XIII, 2-9, Иез XXX, 3 и др.). С течением времени эти представления усложняются и превращаются в развернутые эсхатологические картины (Дан VII-VIII и др.). В новозаветных текстах упоминания о Страшном Суде носят чаще всего аллегорический характер — отделение агнцев от козлищ (Мф XXV, 31-33), притча о девах разумных и неразумных (Мф XXV, 1-13) и др.; самое подробное описание грядущего Страшного Суда содержится в последней книге Нового Завета — Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе Иоанна). Отдельные эсхатологические образы и картины, присутствующие в Св. Писании, были систематизированы и приведены в единую картину отцами церкви, среди которых особая роль принадлежит Ефрему Сирину. Иконография Страшного Суда складывается в византийском искусстве в XI-XII вв., хотя свидетельства о существовании изображений на эту тему относятся к значительно более раннему времени (одно из самых ранних свидетельств — письмо Иоанна Дамаскина к Константину Копрониму в защиту иконопочитания). Традиционный вариант этой композиции, получивший распространение в Х11-ХУ1 вв., возникает на основе многих источников и включает в себя большое количество различных изображений, которые можно сгруппировать по трем основным темам: 1) второе пришествие Христово, воскресение мертвых и суд над праведными и грешными (соответственно изображения рая и ада); 2) обновление мира; 3) торжество праведников в небесном Иерусалиме. Изображение Страшного Суда входит в систему росписи византийского и древнерусского храма и располагается, как правило, на западной стене.
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

СТРАШНЫЙ СУД
1. Заключительный акт мировой истории. Событие, предсказанное пророками Ветхого Завета, – время полного и окончательного торжества Божьего Царства над губительным антихристианским злом. Страшный суд будет предшествовать обновлению мира. Только после Страшного суда человечество окончательно воссоединится с Богом. 2. Икона на евангельский сюжет. Изображаются картины конца света, последнего суда над всем человечеством, воскресение мертвых, сцены адских мучений и райского блаженства. Истоки изображения восходят к IV в., к фресковой живописи катакомб. Позднее Страшный суд изображали в византийской, древнерусской и западноевропейской живописи. В древнерусской настенной живописи самое раннее изображение Страшного суда относится к XII в., в иконописи – к XV в. В центре сложной и многофигурной композиции помещен Христос – Судья мира. Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча – просители за людей. У их ног Адам и Ева – первые люди на земле. По сторонам от центральной группы сидят апостолы, за ними ангелы – стражи небесные. Под апостолами – народы, идущие на суд. Справа от Христа праведники, слева грешники. Вверху часто изображается Бог Саваоф, ангелы света, низвергающие с небес ангелов тьмы (дьяволов); ангелы, свертывающие свиток неба, что символизирует конец мира. Ниже Христа располагается престол. На нем одежды Христа, крест, орудия страстей и раскрытая «Книга Бытия», в которой записаны все слова и дела людей. Еще ниже изображается большая кисть руки, держащая младенцев – «праведные души в руке Божией». Поблизости весы – «мера дел человеческих». Справа от весов ангелы, слева черти, борющиеся за душу судимого человека. В нижней части композиции обычно пишутся, в частности, четыре зверя, символизирующих «погибельные царства». Особенно большое место отведено сценам ада. Ад – «геенна огненная» – изображается в образе красного зверя или красной огненной массы; на звере или внутри пламени сидит сатана – господин ада, с душой Иуды в руках. Из огненной пасти зверя поднимается к ногам Адама длинный извивающийся змей – олицетворение греха. На нем написаны грехи. В самом низу помещаются камеры ада, где мучают грешников. Рай бывает представлен несколькими сюжетами: ветхозаветные персонажи Библии с душами праведников, сидящие под райскими деревьями. Также на фоне райских кущ изображают Богоматерь, сидящую на престоле, двух ангелов и благоразумного разбойника, апостола Петра, подводящего праведников к вратам рая.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Страшный суд
Стра?шный суд, Су?дный день — в эсхатологических религиях и верованиях — последний суд, совершаемый над людьми с целью выявления праведников и грешников, и определения награды первым и наказания последним.
Представления о Страшном суде в христианстве
В христианстве догмат о всеобщем воскрешении, Судном дне и Воздаянии является одним из основополагающих. В числе прочих он входит в Никео-Царьградский Символ веры и в предшествовавший ему древний Апостольский Cимвол веры.
Согласно Евангелию: «Отец не судит никого, но весь суд отдал Сыну…. и дал Ему власть производить суд, потому что Он есть Сын человеческий» (Ин.5:22, Ин.5:27). По этой причине христиане верят, что Иисус Христос произведет суд над всеми народами, когда приидет во славе Своей и все святые ангелы с Ним (Мф.25:31-32).
Кроме того, часть своих судебных полномочий Христос поручит праведникам, в частности, апостолам, которых обещал посадить на 12 престолов судить 12 колен Израилевых.
В Новом Завете картина Судного дня и Страшного суда описывается следующим образом.
Ангелы при кончине века соберут избранных от четырех ветров от края небес до края их (Мф.24:31), а также соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие (Мф.13:41) и отделят злых из среды праведных (Мф.13:49. По учению апостольскому, «всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2Кор.5:10), «все мы предстанем на суд Христов» (Рим.14:10). Бог через Иисуса Христа будет судить иудеев и язычников (Рим.2:9), живых и мертвых (Деян.10:42; 2Тим.4:1), то есть имеющих воскреснуть из мертвых и тех, которые останутся до воскресения в живых, но, подобно воскресшим, изменятся (1Кор.15:51-52), а также, кроме людей, и злых ангелов (Иуд.6; 2Пет.2:4).
Судимы будут не только дела людей, как добрые, так и злые (Мф.25:35-36, 2Кор.5:10), но и всякое праздное их слово (Мф.12:36). Праведным Судия скажет: «приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф.25:34), грешные же услышат такой приговор: «идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Существует мнение, что судимы будут не только слова и дела людей, но и их внутренние помышления и намерения («слово Божие... судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12)). На этом мнении основано учение православной аскетики о мысленной брани – когда нетерпимым и подлежащим безусловному искоренению считается любой греховный помысел.
Структура текста богослужения
Большинство видов богослужении Католической Церкви имеет строго определенную последовательность и состоит из канонически утвержденных текстов, постоянных или меняющихся в зависимости от дня церковного календаря или интенции богослужения и т. п., и действий (жесты, перемещения, каждение, окропление и проч.). Порядок того или иного вида богослужения называется чином, или чинопоследованием (Чин Мессы, Вечерни, крещения, венчания, погребения и др.). Неизменная часть любого чина именуется обычным последованием, а изменяемая часть, особая для каждого возможного случая служения этого чина, – частным последованием (в основном этот термин применяется в отношении Мессы и Литургии Часов, где имеется большое многообразие частных последований в зависимости от дня календаря или – для большинства Часов – от дня недели и его положения в четырехнедельном цикле).

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
157.02 кб

Слово о Страшном суде

Ливерий Воронов
Читать PDF
22.12 мб

СУДЬБА КАК "АГЕНТ" СТРАШНОГО В ПОЭМАХ А. С. ПУШКИНА

Сулемина Оксана Владимировна
Тема судьбы занимает в творчестве А. С. Пушкина особое место. Судьба имеет несколько воплощений. Это либо благое Провидение, либо злой Рок, либо Случай, играющий с человеком.
Читать PDF
432.46 кб

Особенности галицкого извода икон Страшного суда на пороге Нового времени

Шамардина Наталья Владимировна
Рассматривается вопрос трансформации традиционных иконографических элементов западной ветви восточнославянской иконописи в связи с усиливающимися в период позднего Средневековья цивилизационными процессами.
Читать PDF
664.17 кб

Иконография Страшного Суда по старообрядческим рукописям книжных собраний среднего Урала

Ануфриева Наталья Викторовна
Многоплановая драматичная композиция на тему Страшного Суда состоит из отдельных сюжетов, которые на протяжении времени существования христианства извлекались из богословских сочинений, нравоучительных сборников, канонических и ап
Читать PDF
94.27 кб

О некоторых особенностях иконографии Страшного суда собора Санта мария Ассунта в Торчелло

Лаврентьева Елена Валерьевна
Статья посвящена иконографии мозаики «Страшный суд» собора Торчелло.
Читать PDF
176.40 кб

2010. 02. 011. Рофф Д. Расшифровывая «Книгу Страшного суда». Roffe D. decoding Domesday. - woodbridg