СТРИГОЛЬНИКИ
СТРИГОЛЬНИКИ
назв. ереси в Новгороде Великом и Пскове 14 в. См. Ереси.
СТРИГОЛЬНИКИ
последователи новгородско-псковской ереси (см.).
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
СТРИГОЛЬНИКИ
— последователи новгородско-псковской ереси второй половины XIV — начала XV в., антицерковного и антифеодального движения. Выступали против социального неравенства, церковного гнета, монастырского землевладения, поборов и продажности духовенства, отрицали таинства и церковную иерархию; на голове причастным к ереси выстригали крестообразно волосы — отсюда название.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
СТРИГОЛЬНИKИ
еретики XIV в. Получили название от прозвища своего основателя диакона Kарпа («стригольника»), который должен был постригать новопоставляемых диаконов. Первоначально стригольники восстали против «поставления на мзде» священнослужителей, впоследствии они дошли до полного непризнания церковной иерархии, отвергли православные храмы, признали необходимым условием для священников то, что они должны быть неимущими, и установили у себя особых пастырей. В конце концов стригольники разделились на три направления и слились с жидовствующими.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
СТРИГОЛЬНИКИ
тайная иудейская секта, созданная на Руси иудеями-караимами и во многом схожая с ересью жидовствующих. По предположению исследователя М.М. Елизаровой, слово "стригольник" отражает еврейское словосочетание, основанное на словах "делать тайным", "скрывать" и "открывать", "обнажать", "быть изгнанным". Таким образом, в переводе с еврейского языка слово "стригольник" означало "хранящий откровение" или "тайный изгнанник" - понятие, близкое лексике тайных обществ гностиков и манихеев. Как считает Г.М. Прохоров, "стригольничество" - след первого влияния караимства в Северной Руси".
О связи стригольников с иудеями-караимами и о близком к ним учении сообщает Стефан Пермский: "Не достоит-де над мертвым пети, ни поминати, ни службы творити, ни милостыни давати за душю умершего". Стригольники, писал в 1427 митр. Фотий, "саддукеем о нем проклятым подражающе суть, еже и яко и воскресению не надеюще быти мняху". Кроме того, веруя в Бога, стригольники, подобно караимам и "жидовская мудрствующим", не веровали в Божественность Иисуса Христа: дьявол, говорит в своем послании на Русь Константинопольский патриарх, соблазнил их, не сумев прельстить многобожием, в противоположное заблуждение - "сотвори Сына Божия тварь именовати". Они также отвергали евхаристию и предавались "книжным мудрствованиям", по-своему толкуя "словеса книжная, яже суть сладка слышати хрестьяном".
О. П.
О связи стригольников с иудеями-караимами и о близком к ним учении сообщает Стефан Пермский: "Не достоит-де над мертвым пети, ни поминати, ни службы творити, ни милостыни давати за душю умершего". Стригольники, писал в 1427 митр. Фотий, "саддукеем о нем проклятым подражающе суть, еже и яко и воскресению не надеюще быти мняху". Кроме того, веруя в Бога, стригольники, подобно караимам и "жидовская мудрствующим", не веровали в Божественность Иисуса Христа: дьявол, говорит в своем послании на Русь Константинопольский патриарх, соблазнил их, не сумев прельстить многобожием, в противоположное заблуждение - "сотвори Сына Божия тварь именовати". Они также отвергали евхаристию и предавались "книжным мудрствованиям", по-своему толкуя "словеса книжная, яже суть сладка слышати хрестьяном".
О. П.